План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. К уроку прилагается презентация, музыкальное сопровождение к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_fgos.rar | 29.98 КБ |
muzykalnoe_soprovozhdenie.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога: Новгородцева Галина Николаевна Должность Учитель
Полное название ОУ: Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Старозятцинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида»
Якшур-Бодьинского района
Предмет Чтение Класс 5 Учебник Чтение /З.Ф.Малышева/ (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида)
Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский (13-ый урок в разделе «Спешите делать добро») Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, магнитола, учебник, рабочая тетрадь, доска, мел, презентация, запись песни «Огромное небо» (сл. Р.Рождественского, муз.О.Фельцмана).
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся:
Учащиеся владеют
предметными УУД:
- воспринимать и понимать поэтическое произведение (8 уч.-2 уровень, 4 уч.-1 уровень)
- осознанно читать с целью использования информации (7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень)
познавательными УУД:
- выделять существенную информацию из поэтического произведения (7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень)
- строить речевое высказывание в устной форме (6уч.-2 уровень, 6уч.-1 уровень);
регулятивными УУД:
- преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем (1 уровень);
- планировать свои действия (7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень)
коммуникативные УУД:
- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (8уч.-2уровень, 4уч. -1 уровень);
личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (1 уровень)
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | ||
Предметные | - воспринимать на слух и зрительно поэтическое произведение; - осознанно читать поэтическое произведение. | 11уч.-2 уровень, 1уч.-1 уровень - воспринимать на слух и зрительно поэтическое произведение, определять авторское настроение произведения; 10уч.-2 уровень, 2 уч.-1 уровень - читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта и использования информации.
|
| |
Метапредметные | Познавательные УУД | - выделять существенную информацию из поэтического произведения; - строить речевое высказывание в устной форме.
| 8уч.-2 уровень, 4 уч.-1 уровень- отвечать на вопросы, подтверждать ответ отрывками из произведения; 8уч.-2 уровень, 4уч.-1 уровень- на основе правильного понимания задания строить устное высказывание. | |
Регулятивные УУД | - преобразовывать учебную задачу в познавательную совместно с учителем ; - планировать свои действия. | 4уч.-2 уровень, 8 уч.-1 уровень - приводить примеры из жизни в соответствии с темой; 7уч.-2 уровень, 5 уч.-1 уровень -самостоятельно выполнять задания в поиске ответов на вопросы, быть организованным и внимательным при фронтальном опросе. | ||
Коммуникативные УУД | - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; -сотрудничать с одноклассниками и учителем. | 8уч.-2уровень, 4уч. -1 уровень - осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при чтении в парах, высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. | ||
Личностные | - ориентироваться в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих; - проявлять учебную и коммуникативную активность; - осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. | 6уч. -2 уровень, 6 уч.-1 уровень – быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, вежливое общение, способность к самооценке. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учеб-ного взаи-модей-ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой | Создание положительного настроя на урок, введение в тему урока | Беседа | Фрон- тальная | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Определяют смысл пословицы «Маленькое дело лучше большого безделья» и соотносят ее с деятельностью и темой урока. | К - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Р – целеполагание; Л – самообразование. |
Ориентировочный | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция. | Опрос 2-3 ученика (по желанию) | Коллек- тивная | Организует коллективную проверку чтения наизусть; контролирует выполнение работы; задает вопросы. -Кого прославляет поэт? -Кто такой труженик? -Кто, по мнению поэта, имеет право на место в жизни? -Что является для вас (учеников) трудом? | Чтение наизусть стихотворения «Труд» В. Брюсова; отвечает на вопросы. | П - демонстрировать понимание прочитанного, отвечая на вопросы по содержанию; определять интонацию, выражающую настроение стихотворения и воспроизводить ее при чтении наизусть. К - высказывать свою точку зрения, уметь слушать и слышать товарища. Р -принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Л - способность к самооценке. |
Поисково-исследовательский | Воспринимать на слух и зрительно поэтическое произведение, определять авторское настроение произведения; Читать с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта и использования информации.
| Беседа Постановка проблемы Работа в тетради Рассказ учителя, ИКТ Словарная работа Работа по учебнику Беседа Работа по учебнику | Фрон-тальная Коллек-тивная Коллек-тивная Инди-видуаль-ная Фрон- Тальная Коллек-тивная Фрон- Тальная льн | Выдвигает проблему; побуждает к высказыванию своего мнения; -Можно ли назвать людей труда героями? Каких именно людей? -Кого еще называют героями? Могут ли быть герои в мирное время? Подводит обучающихся к теме урока. СЛАЙД 1 Дает информацию об авторе поэтического произведения СЛАЙД 2 Предлагает слова для объяснения их лексического значения Организует самостоятельную работу с учебником; контролирует чтение Димы К. СЛАЙД 3 Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний по вопросам -О каком событии (случае) идет речь в стихотворении? -Какое авторское настроение почувствовали при чтении? Формулирует задание при повторном прочтении стихотворения, читает выразительно стихотворение. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Работают в тетради – записывают тему урока «Огромное небо» Р.Рождественский Слушают рассказ учителя о Р.Рождественском. Объясняют слова эскадрилья кварталы Читают стихотворение по учебнику с.129. Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворение и определяют его структуру, ритм, рифму. | П – осознанное построение речевого высказывания. П – извлечение из теста необходимой информации. К - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К- сотрудничество с одноклассниками. Р – планирование своих действий. Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Работа с текстом по учебнику. | Парная | Организует анализ стихотворения по вопросам учебника с.129-130 и поиск выборочной информации в парах по карточкам. | Читают вопросы по учебнику с.129-130, отвечают на них и находят в тексте подтверждающую информацию. | |||
Практический | Соотнести текст с реальным событием; формировать интерес к чтению поэтических произведений; применять в речи образные выражения. | Здоровье-сберегаю-щие технол. Рассказ учителя ИКТ Межпред-метная связь ИКТ Работа по учебнику Беседа | Коллек-тивная Коллек-тивная Коллек- тивная Фрон-тальная | Проговаривает текст физминутки. Рассказывает подлинную историю события, демонстрирует реальные слайды героев сюжета стихотворения. СЛАЙД 4-7 Обеспечивает мотивацию обучения. Создает эмоциональный настрой на восприятие стихотворения, демонстрируя запись песни в сопровождении презентации «Огромное небо» Сл.Р.Рождественского Муз.О.Фельцмана Исп. М.Бернес СЛАЙД 8-34 Акцентирует внимание на особенности чтения стихотворения. Предлагает соотнести пословицы с изученным произведением СЛАЙД 35 Добро побеждает зло. Жизнь дана на добрые дела. При солнышке тепло, при матери добро. Проводит параллель с ранее изученным материалом -Вспомните героев изученных произведений, которые спешили делать добро? -Какие свои добрые дела можете назвать? | Выполняют двигательные упражнения. Слушают и выявляют причинно-следственные связи в прочитанном произведении и реальном событии. Читают текст стихотворения с учетом логических пауз, ритма, темпа «цепочкой». Соотносят пословицы с изученным стихотворением, объясняют свой выбор. Приводят примеры. | П – выполнение действий по алгоритму. П – установление причинно-следственных связей. П – построение логической цепи рассуждений. П – понимание текстов, извлечение необходимой информации. Л – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Р – контроль, коррекция чтения, устной речи. |
Рефлексивно-оценочный | Сообщить учащимся о домашнем задании, подвести итоги работы на уроке. | Беседа | Диффе-ренцированная | Комментирует домашнее задание. Отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке. Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке. СЛАЙД 36 | Записывают домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения с 129, индивид.-дополнительное чтение («Герои наших дней») Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | К – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Р – оценка результатов деятельности на уроке. Л – адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Л – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Раздаточный материал для анализа стихотворения
- Какая беда настигла летчиков?
Подтвердите отрывком из стихотворения.
- Какое решение приняли друзья?
Подтвердите отрывком из стихотворения.
- Была ли у лётчиков возможность спастись?
Почему друзья не воспользовались парашютом? Что в этом случае произошло бы с городом?
Подтвердите отрывком из стихотворения.
- О чём подумали жители города, услышав взрыв?
Подтвердите отрывком из стихотворения.
- Какие слова в стихотворении повторяются? С какой целью?
- Почему стихотворение поэт назвал «Огромное небо»? Как вы думаете?
- В чем заключена главная мысль стихотворения? Что хотел донести до нас поэт?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рассказ о поэте.
Написал стихотворение «Огромное небо» Роберт Рождественский. Это русский советский поэт. Настоящая фамилия Роберта Рождественнского — Петкевич. Он родился в 1932 году в небольшом селе на Алтае. Отца Роберт почти не помнил, потому что когда мальчику было 5 лет, родители перестали жить вместе. А в начале Великой Отечественной войны отец ушел на фронт добровольцем и скоро погиб. Мать Рождественского, по образованию врач, также погибла на фронте, когда Роберту было всего 9 лет. Мальчик остался жить с бабушкой. Про него говорили, что у Роберта Ивановича было огромное сердце.
Р.Рождественский писал о людях, об их труде. Многие его стихи стали песнями. Умер в 1994 году, прожив 62 года. Поэт был похоронен на кладбище недалеко от Москвы.
История создания песни «Огромное небо»
Песня была написана по «горячим следам» события, которое произошло 6 апреля 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако, советские летчики сумели увести самолет за черту города и он упал в озеро, за городом. Оба летчика погибли. Об этом событии была напечатана небольшая заметка в газете. Поэт Робет Рождественский, практически ровесник лётчиков, написал стихотворение и обратился к композитору Оскару Фельцману положить его на музыку. Позднее об этом сам Оскар Борисович вспоминал: «Роберт Рождественский рассказал мне о замысле новой песни. Толчком к её созданию послужило подлинное жизненное событие. О нём писали в газетах, говорили по радио. Я знал об этом подвиге, но рассказ Рождественского воскресил его с новой силой. На следующий день нами была написана баллада „Огромное небо“.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока Тема: «Рисование натюрморта»
Рисование натюрмортаВсе, кто рисует с натуры, обязательно проходит через разные этапы усложнения работы. Процесс обучения рисунку на определенном этапе связан с рисованием натюрморта (от ф...
План-конспект современного урока Тема урока: «Закон сохранения энергии»
Данный урок позволяет создать условия для усвоения закона сохранения энергии, включение их в процесс поиска формулировок, формирование общеучебных навыков работы с информацией, формирование навы...
План-конспект открытого урока. Тема: « Натюрморт в стиле великого художника »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ...
План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.
АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...
План – конспект открытого урока Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
План – конспект открытого урокаТема «Сложение и вычитание смешанных чисел»...
План-конспект открытого урока. Тема "История Конституции РФ"
Подробный план учебного занятия по Праву....
План-конспект открытого урока Тема: «Приготовление блюд и гарниров из овощей»
Знакомство учащихся с происхождением картофеля, формирование и развитие навыков приготовления блюда в процессе обучения....