Конспект урока по Короленко
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Федулова Анастасия Семеновна

Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

 Подготовка к сочинению.

Урок развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл короленко-в-дурном-обществе16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русской литературы в 5 классе.

В. Г. Короленко. В дурном обществе.  

Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

 Подготовка к сочинению.

Урок развития речи

      I. Артикуляционная разминка

       Детям предстоит чтение вслух, поэтому обязательно повторим одну-две скороговорки.

       II. Глава «Кукла» — кульминация повести

       Выразительное чтение

       Главу «Кукла» и «Заключение» дети обязательно читают вслух на уроке. Прежде чем начать чтение, выясним:

       — Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?

       — О чем говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?

       — Когда Вася нес куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?

      ( Читает главу учитель или заранее подготовленный ученик).

       Беседа:

       — Каким предстает перед нами Вася в эпизоде с куклой?

       В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлек на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришел в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим пристанищем на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...»

       — Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

       Тыбурций имел в виду, что важно, когда ребенок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям и жалеть их.

       — Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?

       Ученики выскажут предположения о разговоре Тыбурция с судьей. Сопоставим фразы:

       «Он быстро подошел ко мне и положил мне на плечо тяжелую руку».

       «— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову».

       «Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы».

       С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребенка:

       «Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашел что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос. Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжелый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего родного сына».

       — Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?

       Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обеты всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.

       III. Простота и выразительность языка повести

       — Было ли сложно вам читать эту повесть?

       Ученики говорят, что повесть написана простым языком, в основном так, как будто мальчик действительно сам рассказывает о том, что он видел. Но за этим повествованием от лица Васи мы слышим голос доброго и мудрого взрослого человека. Язык повести простой и в то же время выразительный.

      IV. Словарная работа

       Проверяя выполнение домашнего задания (12-е задание, с. 48), обратим внимание на то, пользовались ли ученики словарями при подготовке к уроку.

       Выражение дикое деревцо в поле говорит о том, что мальчик рос без присмотра.

       Короленко, описывая городок, говорит о серых заборах, пустырях с кучами всякого хлама. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные.

       Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.

       Ютиться — помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.

       Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

       Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о «потомках слуг графского рода», т. е. о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.

       Выражение дурная слава употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чем-то говорят много плохого. Короленко пишет: «Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой».

       Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.

       Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.

       Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.

       Притерпеться к упрекам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают свое неодобрение. Вася притерпелся к упрекам, т. е. привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

       Серый камень — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

       Призраки старого замка — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие, как призраки.

       Дурное общество — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки. В названии повести это выражение употреблено, так как, с точки зрения добропорядочных обывателей, общество нищих было дурным, не соответствующим статусу Васи как сына судьи. Но поступки Тыбурция и Валека были глубоко нравственными.

V. План сочинения

       В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

       — Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?

       — Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:

       1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;

       2) во время дружбы с детьми;

       3) во время критического разговора с отцом?

       — Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

       Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

     VI.   Домашнее задание:

       Подготовиться к сочинению (или написать сочинение дома).