5 класс. М.Ю. Лермонтов "Бородино"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

В данном материале содержится разработка урока по биографии М.Ю. Лермонтова, а также история сосдания и анализ стихотворения "Бородино". В помощь к разработеке прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841 гг.) Стихотворение «Бородино» Учитель русского языка и литературы МБОУ Вылковской СОШ Чернакова Н.А.

Слайд 2

Отец Юрий Петрович Лермонтов Мать Мария Михайловна Лермонтова , урожденная Арсеньева

Слайд 3

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева Юный Михаил (портрет неизвестного художника)

Слайд 4

Поместье бабушки в Тарханах

Слайд 5

Лермонтов - художник

Слайд 7

Панорама Бородинского с ражения

Слайд 8

редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью ( разг.народ .): мсье, месье (франц.) – сударь, господин; картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле; лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия; бивак – стоянка войск под открытым небом; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи; булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки; улан, драгун – солдаты конных полков; басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

Слайд 9

Я участник великого сраже ния. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сраже ние Отечественной войны 1812 года между рус ской и французской армия ми. Оно произошло 7 сентября 1812 го да у села Бородино, которое находится западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русс кая армия отходила к Москве. Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Иллари онович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября мы расположилась у се ла Бородино, на заранее избр анной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата На полеона решительное сражение. К началу с ражения у нас была больша я армия: 120 тысяч человек и 640 орудий . А у французов еще больше: 135 тысяч человек, а орудий у них было чуть меньше: 587. До главного сражения 5 сентября был бой за Шевардинс кий редут. В течение 6 сентября и мы и французы готовили сь к главному сражению. На рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бороди нское сражение. Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. француза м удалось их захватить,пот еряли много людей и орудий. Но сил идти да льше у них не было. Н аполеон отвел войска на исходные позиции.



Предварительный просмотр:

                            Урок литературы в 5 классе.

ТЕМА: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Художественный анализ текста.

ВИД: Урок - размышление.

ТИП: Формирование новых знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Групповая работа.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Воспитывать и развивать ребенка через его самостоятельную познавательную деятельность;

Обучение самостоятельному анализу художественного текста

                  ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Обучение самостоятельному анализу художественного текста  

Учить свободно выражать свои мысли и чувства на уроке;

Учить детей овладевать навыками анализа художественного текста;

Формировать устойчивый интерес к предметам;

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

Развивать навыки выразительного чтения;

Развивать эстетический вкус на основе произведений живописи великих художников;

Формировать навыки коммуникативного характера.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:

Воспитание уважения к великому прошлому России, к ее народу, воспитание чувства гордости за свою Родину.

ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон, компьютер, проектор, экран, слайды,  набор иллюстрационного материала по теме урока.

ХОД УРОКА:

I. Беседа с учащимися.

  • Знакомо ли вам слово – Бородино?

- Да. О Бородинском сражении мы узнали на уроке истории.

  • Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Но вначале обратимся к словам М.Ю.Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку:

Москва, Москва!.. люблю тебя,
      как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
     и нежно.

Имеет ли отношение пламенное выражение поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора? Определение цели и задач урока.

Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (ответы детей)

(работа по таблице №1 в парах) Запишите в 1 столбик таблицы, что вы знаете об этом событии, во 2 столбик запишите, что хотите узнать (опрос 2-3 учеников, что же они хотят узнать.)

В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить: «Почему вся Россия «помнит про день Бородина»?» Работа по теме урока.

  • Слово о писателе.
  • Откройте учебники (цветные вкладки). Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. Почему так его назвали, вы мне скажите, когда назовете годы его жизни
  • Слово о писателе.

Нерадостным было детство маленького Миши: рано умерла его мать, рос он в разлуке с отцом. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы в Пензенской области. Воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень заботилась о воспитании внука. Приглашала к нему лучших учителей. Учился Лермонтов охотно. Много читал, свободно говорил по-французски и по-немецки, проявлял необычайные способности в математике, играл в шахматы, играл на скрипке. Особенно увлекался литературой и больше всех любил Пушкина, рано начал сочинять стихи. Еще более ранним его увлечением было рисование. М.Ю. Лермонтова всегда интересовала история, он изучал ее, особо привлекало Бородинское сражение (Его дядя Афанасий Алексеевич Столыпин участвовал в Бородинском сражении). М.Ю. Лермонтов восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году.

За свою жизнь он создал немало замечательных произведений. К числу самых знаменитых его стихотворений относится и "Бородино”.

Лермонтов зачитывался стихами о войне 1812 года, печатавшимся в журнале А.С. Пушкина "Современник», письмами, мемуарами, записками Дениса Давыдова.  

Слово о Д.Давыдове (выступление ученика со своей презентацией «Денис Иванович Давыдов», далее звучит песня Д.Давыдова в исполнении ученицы под гитару).

Исторические события в произведении.

Итак, мы выяснили с вами, что в основу произведения «Бородино» легло историческое событие – бородинское сражение отечественной войны 1812 года.

- Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов. (В ходе ответов учащихся демонстрируются репродукции картин, отражающих историческое сражение, портреты выдающихся военачальников: Багратиона, Дохтурова, Платонова, Уварова и др.)

  • Что значило проиграть бой под Бородином?

- Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.

Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. “За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!” - таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…” (Цитируемые сведения взяты из книги: Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М.: Знание. – С. 18-19).

Каждый из нас, ребята, преисполненный гордостью за свою Родину, может сейчас сделать вывод словами генерала А.П.Ермолаева: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую!”

История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

II. Работа в тетрадях. Запишем замечательные высказывания М.Ю.Лермонтова и военачальника, героя Отечественной войны 1812 года А.П.Ермолова:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

М.Ю.Лермонтов (“Сашка”)

У Бородино французская армия расшиблась о русскую!

                                                                                                                 А.П.Ермолов

III.  Работа с учебником. 

  • Откройте учебники. Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушел из жизни – погиб на дуэли. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. В этих словах досада и боль.
  • Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение “Бородино”. (Попутно повторяем, что такое тема и идея стихотворения). О чем же это стихотворение?

- О Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских с французами-захватчиками под Бородино.

  • Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на плакат. Я прочитаю слова и их значение, а вы постарайтесь запомнить:

редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.

  • А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова?

- Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.

Правильно, ведь речь пойдет о военных событиях 1812 года; прозвучавшие слова отражают военную терминологию того времени. (Дальше следует чтение стихотворения вслух или учителем, или хорошо подготовленным учеником, можно воспользоваться и грамзаписью).

IV. Анализ стихотворения.

  • Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление? Вот какие вопросы мы с вами обсудим. Начнем с формы стихотворения:
  • Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

- Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.

  • Что собой представляет остальная часть стихотворения?

- Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.

  • Прочитайте его самостоятельно, ребята, про себя. Постарайтесь разобраться в вопросах, которые выносятся на обсуждение, и подготовьтесь к устному ответу по ним.
  • Вопросы для обсуждения (записаны заранее на второй боковушке доски):

а)Кто герои произведения?
б)Какие чувства владеют ими во время боя?
в)Чем объясняется победа русских?

- Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”

- Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.

- Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.

- Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”

Как правильно вы рассудили, как верно дополняли свои мысли словами поэта, в которых так ясно отразились чувства народа русского, народа-героя.

 Исследование текста.

  • Работа с учебником с. 217
  • Как построено стихотворение?

Строфа – часть стихотворения, объединенная в  единое целое ритмом, рифмой, темой. (словарь с.251 учебника)

  • Сколько строф в стихотворении? 13 и одна повторяется.
  • Работа в группах с таблицей №2  Цель  работы  – выяснить, как отразились исторические факты в стихотворении. Задание: соотнесите исторические  данные с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделите в стихотворении нужные части, подберите цитаты, заполните таблицу.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

3 строфа:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

4 строфа:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

Строфа 6:

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

Строфа 7

Прилег вздремнуть я у лафета…

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Строфа 8:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Строфа 13:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Домашнее задание:

Составить план эпизодов бородинского сражения по рассказу старого солдата. План может быть цитатным.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали, после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

Да, и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....