Крапивин В.П. Оформление выставки
материал по литературе по теме

Материал содержит краткую информацию, знакомящую школьников с биографией современного детского писателя Владислава Петровича Крапивина. Также здесь содержится перечень книг автора и краткие аннотации к некоторым произвдениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krapivin_v.p._oformlenie_vystavki.docx328.5 КБ

Предварительный просмотр:

images      «…Мне

всегда

двенадцать     лет!»

 Крапивин Владислав Петрович (родился 14.10. 1938г.) Тюменский писатель, автор детских и фантастических книг.

   

C:\Users\Администратор\Desktop\современные писатели детям\Крапивин Владислав Петрович фото\a74fe4f383d0176afdcd443af0e33406.jpgВладислав Петрович Крапивин родился и вырос на берегах р. Туры в Тюмени. Выходец из педагогической семьи, он и сам одно время мечтал пойти в педагогический институт, но тяга к творческому самовыражению взяла верх.

    После окончания школы он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий.

C:\Users\Графиня\Desktop\к урокам разное\пр.jpgНо  любовь к миру детства не отпускала — примерно в то же время начинается его дружба с ребятами-подростками: совместные походы, занятия фехтованием наталкивают на идею создать детский клуб на основе самоорганизации. Так родился отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов).

                Первые книги Крапивина («Рейс «Ориона», «Брат, которому семь») появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана», «Звезды под дождем», «Оруженосец Кашка», «Всадники со станции Роса», «Мальчик со шпагой» и многие другие.

Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает — «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство... Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят».

До конца 70-х гг в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия: все его произведения этого времени по-своему продолжают гайдаровскую традицию романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови «крапивинских» героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны. 

Z:\Мои документы\кр.jpg«Мальчик со шпагой»        Герой произведения – Сережа Каховский не поражает ни стальными мышцами, ни огромным ростом.  Правда, он занимается в клубе юных фехтовальщиков и умеет владеть клинком, но Крапивин написал о нем трилогию вовсе не для того, чтобы научить ребят фехтованию. Он писал: «Не думайте, что смелость, решительность и благородство приходят лишь к тем, кто берет в руки клинок. Дело в характере, а не в виде спорта, не в оружии. Сережа мог и не стать фехтовальщиком. Но он все равно был бы «мальчиком со шпагой». Действительно, Сережа Каховский привлекает силой духа. Ведь, кроме физической,   у человека есть сила духовная – верность убеждениям, непоколебимость  перед трудностями. И поэтому Сережа не может пройти мимо, видя, как взрослый собирается проткнуть мяч только за то, что мяч упал на его клумбу.   Сережа «закипает, как чайник», слыша, как молодой шофер хамит старой женщине. Не позволяет хулиганам, отбирающим у ребят деньги, обыскивать себя.

Z:\Мои документы\cover.jpg«Журавлёнок и молнии»

Роман для взрослых и детей написан еще в начале 80-х годов. Но тема, которую затрагивает здесь автор – тема взаимоотношений детей и взрослых, учителей и учеников, будет актуальна всегда. Однажды в парке девочка Ира знакомится с подростком по имени Юра. Но все звали его Журка.  Они становятся хорошими друзьями.    И словно молнии бьют по ребятам крупные беды и мелкие неприятности, особенно когда взрослые сурово вламываются в этот хрупкий и сложный мир детства.

 Юрке Журавину в наследство от дедушки достались редкие книги. Отец, водитель самосвала, «работяга», искренне не понимает увлечения сына мудреными фолиантами – ему куда ближе «Три мушкетера». И подумать только – за потрепанную книжонку в комиссионке дают 50 рублей. И однажды, чтобы рассчитаться с грузчиками, отец украдкой сдает книгу в магазин…  

Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их («Та сторона, где ветер», «Оруженосец Кашка», «Валькины друзья и паруса», «Колыбельная для брата»). Герой-подросток оказывается тем старшим другом, которому дано облегчить младшим болезненность и трудность взросления. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь.

В 80-ые гг. в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых гг. начинают, одно за другим, появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Собственно цикл «В глубине Великого Кристалла» создавался, начиная с 1992, когда появились «Выстрел с монитора», «Гуси-гуси, га-га-га» и «Застава на якорном поле». «Крик петуха» и «Белый шарик матроса Вильсона» продолжили его в 1993 г, причем последним произведением автор предполагал завершить цикл, но «потом неожиданно как-то, подспудно, откуда-то изнутри пошла повесть «Лоцман» ... А потом уже туда встряла предпоследней, неожиданно... повесть «Сказки о рыбаках и рыбках». Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой. Мир Великого Кристалла — это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен Z:\Мои документы\920322802.jpgон, в основном, детьми (взрослых в нем мало, они редко имеют «решающий» голос, а героями становятся лишь при ус ловии сохранения детства в своей душе).

Любимые герои Крапивина — это дети-«койво» (по определению автора), мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек.

Z:\Мои документы\big.jpgZ:\Мои документы\p195945.jpgСозданный Крапивиным мир Великого Кристалла в современной русской детской и подростково-юношеской литературе пока по-своему уникален своей объемностью, детальной проработкой, однородностью мировосприятия.

Z:\Мои документы\1000646462.jpg

     Нельзя не обратить внимание на сложную картину мира в творчестве Крапивина: сохранив верность ведущим принципам конечной победы добра, справедливости, писатель тем не менее отчетливо сознает силу и жизнеспособность зла, в его произведениях есть и боль, и разочарование, и смерть. Жесткость авторской позиции предельна. Иногда его герои погибают, спасая других. Жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата».

  Героев Крапивина иногда обвиняют в недетской жестокости, забывая о том, что писатель ставит их лицом к лицу с реальным Злом, включает в борьбу, в которой нет и не может быть компромиссов.

Картинка 20 из 4195Крапивин — один из самых парадоксальных авторов современной детской и юношеской литерату -

ры. При всей своей колоссаль -

ной известности этот автор на удивление мало исследован серьезной критикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения в 5 классе по книге в. Крапивина "Мальчик со шпагой"

На На окраине Свердловска есть ничем не приметное здание, но оно хорошо известно всем юным свердловчанам. Каждый день здесь собираются начинающие моряки и фехтовальщики, журнали­сты и барабанщики....

Христианские мотивы в повести В.Крапивина "Колыбельная для брата".

В данной работе предложен методический материал по повести В.Крапивина "Колыбельная для брата". Эту повесть можно изучать на уроках литературы в ...

О знакомстве с творчеством Владислава Крапивина на уроках литературы в 5-6 классах.

Владислав Петрович Крапивин – фигура в отечественной литературе уникальная. Он автор многих повестей и романов, посвящённых детям, и поэтому его часто называют детским писателем. Но, к сожалению, к из...

Урок внеклассного чтения в 7 классе по книгам Владислава Крапивина "Нравственные проблемы в произведениях Крапивина"

Урок в форме защиты книг Крапивина  Цели урока: Образовательная: Открыть для себя имя Владислава   Крапивина, познакомиться с его произведениями....

План подготовки коллективного творческого дела (КТД) по теме: оформление итоговой выставки класса. 3 класс

Для подведения итогов года очень полезно делать выставки, причем чтобы дети оформляли ее вместе с учителем. Учащиеся  должны учиться  понимать, что выставка, как и рисунок, должна быть приду...

Оформление выставки

Выставка, посвященная жизни и творчеству Вероники Тушновой...