олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_tur_olimpiady_po_literature_2011_klyuchi_8.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап

8 класс — ключи

Часть I

1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).

Произведение

Жанр

Автор

1. «Персиваль, или Повесть о Граале»

2

5

2. «Дэвид Копперфилд»

8

1

3. «Капитан Сорви-голова»

10

6

4. «Страдания юного Вертера»

3

8

5. «Буря»

5

7

6. «Марфа Посадница»

1

2

7. «Боярин Орша»

9

9

8. «Князь Серебряный»

4

4

9. «Зверобой»

6

10

10. «Продавец воздуха»

7

3

20 баллов: по 1 баллу за жанр и за имя автора

2. Подчеркните слова, которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я).                

Я пробудился. Был, как осень, тёмен                сравнение

Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,                        олицетворение

Как за возом бегущий дождь соломин,                сравнение, эпитет, метафора

Гряду бегущих по небу берёз.                        метафора, эпитет

(Б.Пастернак)

14 баллов: по 2 балла за приём

3. Вставьте пропущенные слова. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. Оценивается 1 баллом верное (!) заполнение пропуска, 1 баллом имя автора и 1 баллом точное (!) название произведения. Орфографические ошибки не учитываются.

Фрагмент

автор

произведение

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М.Ю.Лермонтов

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Тень Грозного меня усыновила,

Димитрием из гроба нарекла,

Вокруг меня народы возмутила

И в жертву мне Бориса обрекла –

Царевич я. Довольно, стыдно мне

Пред гордою полячкой унижаться.

А.С.Пушкин

«Борис Годунов»

– Нет, – сказал Василий Тёркин

И вздохнул. И снова: – Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.

А.Т.Твардовский

«Василий Тёркин»

15 баллов

4. Предлагаем следующую систему оценивания творческого задания.

Параметр

Комментарий

баллы

соблюдение стихотворного размера

русский гекзаметр устроен как шестистопный дактиль, стопы которого, кроме последней, могут заменяться стопой хорея

0—2 балла

соблюдение формальных стихотворных особенностей

белый стих с женскими окончаниями

0—2 балла

лексика и стилистика

торжественные слова, «высокий» стиль, сложные прилагательные в роли эпитетов, архаизмы

0—2 балла

Синтаксис

сложный синтаксис, многосоюзие

0—2 балла

Содержательность

эпическое начало даже в описании

0—2 балла

Итого

10 баллов

Просим присылать лучшие тексты.

Часть II. Сочинение о стихотворении (анализ текста).

В задании говорится: «Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст». Обратите внимание школьников на это предисловие. Работа оценивается только в том случае, если она представляет собой связный текст.

Творческое задание непросто оценивать. Предлагаем следующую систему оценивания:

По критериям 1, 3, 4 нужно выбрать балл, соответствующий уровню работы.

По критерию 2 баллы суммируются в зависимости от количества названных художественных особенностей.

1. Глубина понимания идеи стихотворения

10 баллов

Автор (лирический герой) грустит о срубленных ёлках

2 балла

Ель сравнивается с человеком, с младенцем

4 балла

Ель сравнивается с Христом, чему способствует образная система стихотворения

6 баллов

Ель сравнивается с человеком: с героиней (1-я строфа), с младенцем Христом (2 и 3-ья строфы), так как Новый год – время подведения итогов и рождения нового, а ель – символ Нового года и Рождества.

8 баллов

Ель сравнивается с человеком: с героиней (1-я строфа), с младенцем Христом (2 и 3-ья строфы), так как Новый год – время подведения итогов и рождения нового, а ель – символ Нового года и Рождества. Конфликт, заданный посвящением и 1-й строфой, оборачивается торжеством: превращением ели в Младенца, «знакомством золота и зелени». Гибель ели на кресте – начало новой жизни.

10

баллов

2. Наблюдение над художественными особенностями и использование терминов

14 баллов

Отмечены и объяснены лексические и фонетические архаизмы

2 балла

Отмечены и объяснены эпитеты

2 балла

Отмечены и объяснены сравнения и метафоры

2 балла

Отмечен сравнительно редкий размер стихотворения (7-стопный цезурованный хорей с некоторыми нарушениями; можно сравнить с известной песней на стихи З. Александровой «Маленькой ёлочке…», что подтверждается и тематикой)

2 балла

Отмечены и объяснены антитеза и символы

2 балла

Стихотворение встроено в литературный контекст: названы позиции сопоставления (например, «Вальс со слезой Б.Пастернака», «Прощание с новогодней ёлкой Б.Окуджавы», «Как показать зиму» Ю.Левитанского, «Ель» Г.Х.Андерсена)

4 балла

3. Композиция сочинения

10 баллов

Предложения, отвечающие на поставленные в задании вопросы, слабо связаны друг с другом

2 балла

Предложения связаны между собой, но присутствуют серьёзные нарушения логики

4 балла

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные логические нарушения (например, отсутствует вступление и/или заключение)

6 баллов

Работа композиционно выстроена, но наблюдаются отдельные нарушения логики внутри абзаца или на уровне предложения

8 баллов

Сочинение представляет собой связный текст, разделённый на смысловые части (в том числе отчётливо выражены вступление и заключение). Текст в целом и

внутри частей выстроен логично.

10

баллов

4. Речевое оформление сочинения

Речевых ошибок нет

10

баллов

10 баллов

1-2 речевых ошибки

8 баллов

3 речевых ошибки

6 баллов

4 речевых ошибки

4 балла

5 речевых ошибок

2 балла

Более 5 речевых ошибок

0 баллов

Итого

44 балла

Время выполнения работы – 3 астрономических часа.

В следующий тур проходит ученик, набравший 52 балла и более.

Просим присылать лучшие работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...