олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап

8 КЛАСС

шифр (имя)

1

2

3

4

5

ИТОГО

max

20

max

14

max

15

max

10

max 14

max 10

max 10

max 10

max

103

Работать следует прямо на этом листе.

Часть I

1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы (проставьте цифры в каждой колонке).                                                                20 баллов

Произведение

Жанр

Автор

1. «Персиваль, или Повесть о Граале»

2. «Дэвид Копперфилд»

3. «Капитан Сорви-голова»

4. «Страдания юного Вертера»

5. «Буря»

6. «Марфа Посадница»

7. «Боярин Орша»

8. «Князь Серебряный»

9. «Зверобой»

10. «Продавец воздуха»

Жанр: 1) историческая повесть; 2) неоконченный рыцарский роман; 3) сентиментальный роман;

4) исторический роман; 5) драматическая сказка; 6) финальная часть историко-приключенческой эпопеи; 7) фантастическая повесть; 8) роман воспитания; 9) романтическая историческая поэма; 10) приключенческий роман;

Автор: 1) Ч. Диккенс; 2) Н. М. Карамзин; 3) А. Беляев; 4) А. К. Толстой; 5) Кретьен де Труа;

6) Л. Буссенар; 7) В. Шекспир; 8); И.В.Гёте, 9) М. Ю. Лермонтов;  10) Ф. Купер;

2. В тексте выделены слова (словосочетания), которые автор использовал в качестве художественных средств. Назовите эти средства. На каждой строке справа напишите их название(-я).                                                                                                7 баллов

Я пробудился. Был, как осень, тёмен                ______________________________

Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,                        ______________________________

Как за возом бегущий дождь соломин,                ______________________________

Гряду бегущих по небу берёз.                        ______________________________

(Б.Пастернак)

3. Вставьте пропущенное слово (слова). Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок.                                                                                        15 баллов

фрагмент

автор

произведение

Не сияет на небе солнце ___________,

Не любуются им тучки ___________:

То за трапезой сидит во _________ венце,

Сидит __________ царь Иван Васильевич.

Тень Грозного меня усыновила,

______________ из гроба нарекла,

Вокруг меня народы возмутила

И в жертву мне ___________ обрекла –

Царевич я. Довольно, стыдно мне

Пред гордою ______________ унижаться.

фрагмент

автор

произведение

– Нет, – сказал Василий __________

И вздохнул. И снова: – Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на ______________.

4. Перед вами строки гекзаметра (гексаметра), взятые из поэмы Гомера «Илиада». Это фрагмент описания щита Ахилла, сделанного богом Гефестом. Внимательно вчитайтесь в строки, обращая внимание на тематику, художественные особенности и стихотворный размер.

…Там же и стадо представил волов, воздымающих роги:

Их он из злата одних, а других из олова сделал.

С ревом волы из оград вырываяся, мчатся на паству,

К шумной реке, к камышу густому по влажному брегу.

Следом за стадом и пастыри идут, четыре, златые,

И за ними следуют девять псов быстроногих.

Два густогривые льва на передних волов нападают,

Тяжко мычащего ловят быка; и ужасно ревёт он,

Львами влекомый; и псы на защиту и юноши мчатся… (перевод Н.И.Гнедича)

Опишите любой предмет школьного обихода (портфель, доску, дневник, классный журнал и т.п.) в нескольких строках гекзаметра.                                                                        10 баллов

Часть II

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение о стихотворении. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст. Пишите на обороте этого листа или на особом листе.                                        44 балла

ЕЛЕНА ШВАРЦ (1948 – 2010)

ПОКУПКА ЁЛКИ

Маленькому лесу из 48 ёлок  с печалью

В ёлочном загончике я не выбираю,
Не хожу, прицениваясь, закусив губу.
Из толпы поверженных за лапу поднимаю,
Как себя когда-то, как судьбу.

Вот её встряхнули, измерили ей рост.
Вот уже макушкой чертит среди звёзд

И пока несу ее быстро чрез метель
Вся в младенца сонного обернулась ель.

И, благоуханную, ставят ее в крест,
И, мерцая, ночью шевелится в темени.
Сколько в плечи брошено мишуры и звезд,
Сколько познакомлено золота и зелени!

1996

  1. С помощью каких слов автор описывает новогоднюю ель?
  2. Как меняется настроение лирической героини на протяжении стихотворения?
  3. Почему ель сравнивается с младенцем? С кем (чем) ещё она сравнивается?
  4. Почему стихотворению предпослано такое посвящение?
  5. Какие художественные особенности стихотворения вы заметили?
  6. Как вы понимаете основную идею стихотворения?
  7. Встречались ли вам произведения с похожим сюжетом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...