олимпиадные задания по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

Абиева Дилара Яшаровна

В данном файле содержатся олимпиадные задания по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап

11 КЛАСС

шифр (имя)

1

2

3

4

5

ИТОГО

max 10

max 10

max 9

max 10

max 10

max 10

max 10

max 10

max

79

Работать можно прямо на этом листе.

Часть I

1. Какие персонажи чеховских пьес наделены такими привычками? Заполните таблицу.

10 баллов

привычки

Персонаж

пьеса

Играет на скрипке, а потом катает детскую коляску

Расчёсывает бороду и читает газету

Показывает фокусы

Просит взаймы денег

В воображении играет на бильярде

2. Что объединяет эти фрагменты стихотворений? Напишите 5-10 предложений об их общих признаках, подкрепляя свои суждения текстом.                                                10 баллов

А.Твардовский,

«Поездка в Загорье», 1939

А.Твардовский, «Я убит подо Ржевом…», 1946

Б.Пастернак, «Вакханалия» 1956-59

И. Бродский, 1962

Что, пожив у соседей,
Встретив старых друзей,
Я отсюда уеду
Через несколько дней.
На прощанье помашут -
Кто платком, кто рукой,
И поклоны всем нашим
Увезу я с собой.
Скоро ль, нет ли, не знаю,
Вновь увижу свой край.
Здравствуй,

здравствуй, родная
Сторона.
И — прощай!..

Я — где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я — где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я — где крик петушиный

На заре по росе;

Я — где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядёт, —

Там, куда на поминки

Даже мать не придёт…

…Но конец героини
До скончанья времён
Будет славой отныне
И молвой окружён.

То же бешенство риска,
Та же радость и боль
Слили роль и артистку,
И артистку и роль.

Словно буйство премьерши
Через столько веков
Помогает умершей
Убежать из оков.

Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река,

Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа
Иногда суждено…

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад тёмно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнёт над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
— До свиданья, дружок.

3. Перед вами названия поэтических сборников начала XX века. Попробуйте определить по названиям сборников, к какому поэтическому течению мог принадлежать автор. Впишите в соответствующие графы таблицы определённые цифры.                                9 баллов

1) «Золото в лазури»; 2) «Громокипящий кубок»; 3) «Камень»; 4) «Вечер»; 5) «Колчан»;6) «Полутораглазый стрелец»; 7) «Близнец в тучах»; 8) «Стихи о Прекрасной Даме»;9) «Urbi et orbi».

cимволисты

акмеисты

Футуристы

4. Напишите литературоведческую статью «Псевдоним». Объём – 5-10 предложений. Не забудьте о примерах.                                                                        10 баллов

Часть II

Выберите для анализа один из предложенных текстов. Напишите сочинение (эссе) по одному из них. Вопросы, данные ниже, могут помочь вам в этом. Пишите увлекательно, красиво, связно, грамотно.                                                                                        40 баллов

АЛЕКСАНДР ЛЕВИН (р.1957)

ТРИДЦАТЬ ПЕРВОГО ЧИСЛА

Тридцать первого числа

в небе лампа расцвела,

тыща жёлтиков стояла,

а кругом трава росла.

Гроздья белые с каштанов грузно свешивались вверх.

Мы носили нашу сумку в продуктовый магазин,

мы меняли наши деньги на картошку и батон,

мы смотрели, что бывает тридцать первого числа.

Тридцать первого числа

лета красная пришла.

Пудель белая бежала,

мелким хвостиком трясла.

Серый ворон хрипло крякал шерстяною головой.

С червяком скакал довольный предпоследний воробей.

Кот мяукал Христа ради, разевая нервный рот,

с ним задумчиво ходила кошка, полная котят.

Тридцать первого числа

жизнь веселая была,

даже музыка играла

тридцать первого числа.

В третьем-пятом магазине мы купили молока.

Нам играли трали-вали в полыселой голове.

Мы смотрели мульти-пульти в минусовые очки,

и тягучим чёрным медом солнце плавилось во рту.

Тридцать первого числа

наша очередь пришла,

чья-то ласточка летела,

Лета красная текла.

А за нею, ближе к ночи, нам отведать довелось

асфоделевого1 мёда на цветущем берегу,

где стоим мы, прижимая к нашей призрачной груди

две картонные коробки с порошковым молоком.

1994

______________________________

1 Асфодель – название рода растений. У древних греков существовало мифическое представление о «полях асфоделей» в Аиде (подземный мир), по которым блуждали тени умерших.

1. Что вы можете сказать о времени и пространстве стихотворения?

2. Какие художественные средства вы можете отметить?

3. Что вы можете сказать об идее стихотворения?


А. И. СОЛЖЕНИЦЫН (1918 2008)

ОЗЕРО СЕГДЕН

        Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём — поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть. Эта чёрточка значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя.
        А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками
1 и пистолетами.

        Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый. И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век.

        Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) — до другого только эхо размытое дойдёт. Далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая — и белое дно.

        Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро. И есть ли ещё что на земле — неведомо, поверх леса — не видно. А если что и есть — оно сюда не нужно, лишнее.

        Вот тут бы и поселиться навсегда... Тут душа, как воздух дрожащий. Между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.

        Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его. Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя — выстрел.

        Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтоб никто не мешал им, — закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали.

        Озеро пустынное. Милое озеро.

        Родина...

(Из цикла «Крохотки», 1958-1960)

____________________________

1 турчки (торчки) – колышки, палки (по В.Далю), возможно, связано со словом «турить» – гнать, выгонять.

  1. Что вы можете сказать о пространстве и времени произведения?
  2. Как бы вы определили идею произведения?
  3. Какие художественные средства вы можете отметить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературе.

В данном документе представлены олимпиадные задания для учащихся с 5 по 11 класс. Кроме заданий даны и ответы для облегчения проверки учителям....

Олимпиадные задания по литературе 5 - 11 класс

Собран материал  для подготовки   школьников с 5 по 11 класс  к  олимпиаде по литературе.  К некоторым заданиям есть ответы....

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки к олимпиаде...

Олимпиадные задания по литературе 6 класс

Эта олимпиада проводилась в 2010-2011 учебном году. Задания можно использовать для подготовки учащихся 6 класса...

Олимпиадные задания по литературе

Данные задания предназначены для проведения олимпиады по литературе в 5-8 классах....

Олимпиадные задания по литературе

Литература1 -й  (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП ОЛИМПИАДЫ       Предлагаемые задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе составлены с учетом струк...