Простите меня, Христа ради!
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по рассказу В.А. Никифорова -Волгина ""Исповедь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу В.А. Никифорова-Волгина"Исповедь" | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Простите меня, Христа ради!
(по рассказу В. А. Никифорова –Волгина «Исповедь»)
- Организационный момент(1)
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Вы сегодня открыли дверь в класс, увидели гостей и, думаю, были приятно удивлены.
А когда вы открываете новую книгу и знакомитесь с новыми героями, какие чувства вы испытываете? (ожидание нового, радость нового знакомства)
Каждая новая книга - открытие. Вспомните произведения, с которыми вы познакомились совсем недавно на уроках литературы. Что новое вы поняли, открыли для себя? («Неизвестный цветок» А. Платонова – жажда жизни; «Чудесный доктор» А. Куприна – доброта, милосердие; «Алые паруса» А. Грина – вера в чудо)
Те произведения, о которых мы будем сегодня говорить, надеюсь, тоже станут открытием, а для многих – первыми шагами в мир православной веры. Это рассказы Василия Акимовича Никифорова-Волгина. Вы прочитали некоторые произведение этого автора. Перечислим их. («Свеча», «Серебряная метель», «Любовь – книга божия» «Земной поклон», «Чаша», «Молнии слов светозарных», «Вериги», «Исповедь»)
- Целеполагание. Тема урока(2)
Из ваших маленьких открытий будет соткано общее полотно нашего урока под названием «Простите меня, Христа ради!». Основная часть урока будет строиться на основе рассказа В.А. Никифорова-Волгина «Исповедь»
Изучая любое произведение, мы с вами научились определять цели, которые бут достигнуты в ходе урока. Что мы обычно стараемся увидеть в любом произведении…
Мы с вами работаем в постоянных группах. Помните, руководители групп должны будут в конце урока оценить работу каждого по пятибалльной системе. У нас есть консультанты, которые помогут разобраться в некоторых вопросах, если они будут вызвать затруднение.
III. О писателе (1)
Василий Акимович Никифоров-Волгин – замечательный писатель, к сожалению, его творчество известно мало, но это не умаляет достоинств его произведений. Вам что-либо известно о нём?
Слайд 2
Обратимся к нашему консультанту. Слушаем внимательно, эта информация нам будет необходима для дальнейшей работы.
Слайд 3
На одном сайте я прочитала о нём: «Многочисленные рассказы, зарисовки, миниатюры Никифорова-Волгина складываются в тихую, задушевную песню о России. Автор отыскивает зёрна христианской любви, рисует персонажей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своём сердце».
Слайд 4
Перед вами сборники рассказов писателя (а в городе 3 сборника!)
V. Словарная работа. Работа в группах(3)
Итак, рассказ Василия Акимовича Никифорова-Волгина «Исповедь».
Прежде чем приступить к работе над ним, мы обратимся к словарю. Я прошу пояснить, значение слов.
Слайд 5 (1)
1 группа: искушение -
2 группа: грех-
3 группа: исповедь –
Слайд 5 (2,3,4)
Эти слова ключевые для нашей работы. К их значению мы будем обращаться в течение урока.
VI. Краткий пересказ (0, 5)
О чём рассказ «Исповедь»? (краткий пересказ; 2-3 предложения)
VII.Беседа (10)
А теперь более подробно
- Я утверждаю, что этот рассказ автобиографичен. Докажите это.
(автор и герой носят одно имя; их семьи воцерковлены; у автора и у героя отцы работают сапожниками)
2. Вопрос на внимание: в какое время года происходят описанные в рассказе события? Ответ ищем в тексте. (весна, а именно март: «…размытая дорога, бегут снеговые звонкие ручейки, на деревьях сидят скворцы, по-весеннему гремят телеги…», «… за окном шумит радостный весенний дождь…»)
- - Какое важное событие в жизни каждого православного христианина ежегодно происходит в это время?
Великий пост
Слайд 6
-Что вы знаете о Великом посте?
- Когда начинается и когда заканчивается?
- Какова цель поста?
В случае затруднения обратимся к нашему консультанту
Природа весной просыпается, человек, очистившись постом и молитвой, просыпается для новой жизни.
- Вася, главный герой, отправляется во время Великого поста в храм на исповедь
- с кем? (самостоятельно);
- в какой одежде? (новой, специально сшитой);
- с каким настроением? (сосредоточенный, с чистыми помыслами).
- Родители напутствуют сына («напутствуют» - на - путь), как в русских народных сказках напутствуют Ивана царевича перед дальней дорогой.
(читаем фрагмент)
Как мальчик относится к родителям? (буркнул; «Простите меня Христа ради!»)
Сказочному герою на пути к заветной цели встречаются различные препятствия, которые могут остановить его, заставить отказаться от намеченной цели.
А Вася встречает ли на своём пути в храм препятствия. Какие? Работаем с текстом.
Хочет дать подзатыльник Юрке Дубину, который недавно ударил его сестру; хочет нагрубить Котьке, который обидно обзывается.
Но Вася себя сдерживает, хотя ему и трудно. Он понимает, что «сегодня исповедь и драться, обзываться грешно»
- Обратите внимание на те слова, значение которых мы изучили в начале урока. Какое из них в данном контексте синонимично слову «препятствие»? (Искушение)
Слайд 7
- А вы встречались с искушениями? Как вы их преодолевали?
Валаамский старец схиигумен Иоанн говорил: «Грешных страстей никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи».
Как здесь быть? (категорично сказать своему «хочу» нет)
VIII. Аудиозапись (4, 5)
А теперь Вася на исповеди…
Слайд 8
Звучит аудиофрагмент со слов «Великое повечерие. Исповедь. Густой душистый сумрак…»
IX. Продолжение беседы (3)
1. Смешно и трогательно, согласитесь. А смешно ли Васе? Что он испытывает? Подтвердите свои предположения словами из текста.
- Приходилось ли вам признавать свою вину, ошибки перед близкими, на исповеди в храме?
Человеку свойственно искать оправдание своим неблаговидным поступкам.
Как вы думаете, почему? (гордыня)
- Мы видим детскую исповедь. Согласитесь, это маленькие грехи. Грешки. («трескает колбасу вовремя поста», обзывает дворника)
Но есть смертные грехи. Обратимся к нашему консультанту
Каким бы ни был грех, он должен быть осмыслен и вычеркнут исповедью. Почему? Ответ даст эта притча.
Слайд 9
- Два человека идут к старцу на исповедь. Первый совершил один тяжкий грех, и вот он идет и смиренно думает, как же ему исповедоваться. А второй идет к старцу и рассуждает: вот у него-то большой грех, а я-то что иду, ведь грешу-то все по мелочам и сказать нечего. Приходят они к старцу, тот посмотрел на них, и тому, кто совершил один большой грех, велел принести один большой камень. А второму сто мелких камней. И когда они принесли, старец им говорит: "А теперь верните эти камни на то место, откуда вы их взяли". Но вернуть на место сто камней значительно труднее.
Вы должны знать, что даже у человека, совершившего страшный грех, есть шанс получить прощение, если он, искренне покаявшись, станет на путь исправления.
X. Продолжение беседы (1)
Господь прощает всех, кто покается, потому что Он любит нас.
А как должны поступать вы, если вас обидели?
Слайд 10
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…
(Св. Евангелие от Луки 6:37)
А какой грех не может быть прощен? Почему?
X. Работа в группах (3)
Слайд 11
Ответить на вопросы:
1 группа: с каким сердцем Вася шёл домой после исповеди? Для ответа на вопрос зачитать фрагмент из текста и пояснить.
2 группа: Как природа поддержала состояние мальчика?
3 группа: Что вы чувствуете, когда вас прощают родители?
XI. Продолжение беседы (2)
Слайд 12
Я думаю, что все дети похожи друг на друга озорством, наивностью, умением долго не помнить обиды.
- Что общего вы видите в себе и в Васе?
- Как вы думаете, для чего нужны такие рассказы, как только что прочитанный нами?
XII. Реализация индивидуального домашнего задания № 1(10) Аудиозапись
А теперь реклама.
Каждый из вас дома самостоятельно прочитал дома дополнительно ещё один рассказ В. Никифорова -Волгина и проиллюстрировал его. Расскажите о прочитанном так, чтобы было интересно всем нам, чтобы мы захотели его прочитать. Помните, что реклама должна быть краткой и эффектной.
«Вериги», «Любовь – книга божия», «Молнии слов светозарных», «Серебряная метель»
Я тоже хочу представить вам рассказ В. Никифорова –Волгина «Заутреня святителей». Он словно благословение для нас, ныне живущих.
Аудиозапись рассказа «Заутреня святителей» (или выразительное чтение заранее подготовленного ученика)
Слайд 13
XIII. Домашнее задание (0, 5)
- Мини сочинение (по выбору):
- «Что я понял (или открыл для себя) на уроке»
- «За что я хочу поблагодарить В.А. Никифорова-Волгина»
- Синквейн «Исповедь»
- Рассказать Николае Угоднике, о Сергии Радонежском, о Серафиме Саровском. Почему их встреча на земле реально не могла произойти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие :"Что меня радует?"
Поможет педагогам научить детей проявлять внимание и соучастие к окружающим....
Урок биологии в 8 классе Тема: «Прости меня, сердце моё»
Задачи:Образовательные: раскрыть причины сердечно – сосудистых заболеваний; показать роль тренировки сердца для сохранения здоровья и профилактики сердечно – сосудистых заболеваний. Раскры...
План урока Тема: «Не обижайте матерей! На матерей не обижайтесь!» ( По рассказам В. П. Пугачёвой « Прости меня, мама! и Е.Б.Ауэрбах «Я поздно понял…»)
Методическая разработка о недостойном поведении подростков, о недоброжелательном отношении к матерям....
Прости меня, МАМА...
Прости меня, МАМА......
Конспект урока по литературе по рассказу К.Паустовского "Ты прости меня,мама,прости..."
Урок внеклассного чтения в 8-9 классах.Технология критического мышления.Использование элементов ИКТ.Творческая работа...
Урок нравственности по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» "Прости меня, мама!"
Урок должен вызвать эмоциональный сдвиг у ребят в отношении к человеку на основе принципов гуманизма, прививать нравственные человеческие ценности....
Урок- размышление по рассказу А. Алексина «Прости меня, мама…»
Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому человеку- это произведения о матери. Для каждого из нас мама – это самый близкий и дорогой человек. Мама ...