Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Аюшеева Дарима Раднаевна

Статья была опубликована  в сборнике "Наука и образование: векторы развития". Чебоксары, 2013г. - 884с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_na_urokah.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Аюшеева Дарима Раднаевна,

      учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №19 г.Улан-Удэ РБ

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

 В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, развивает у обучаемых способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.                                                                                                                                                    В связи с этим заметно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования:

  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения
  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах
  • Умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения
  • Умение ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы
  • Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

     Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. 

     Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики – чрезвычайно редкое явление. Как правило, это – рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые.
    В основном звене школы ученикам чаще всего поручаются различные виды самостоятельных работ. Начиная с 5-го класса, они всё охотнее и увереннее выполняют такие работы. Это и понятно. Кроме того, хочется проявить себя, продемонстрировать свой собственный взгляд, оригинальный подход к делу. Всё это делает самостоятельную работу привлекательной.
 Именно поэтому выполнение больших индивидуальных проектов вполне доступно практически всем ученикам школы. Для учителя метод проектов интересен тем, что выбор тематики необычайно разнообразен. На уроках русского языка он даёт возможность использовать самые неожиданные формы презентаций: от конспекта, буклета и дневника до создания газеты, журнала, кроссворда, сайта. В чем положительные особенности проектного обучения?

  • Это – конструктивистский подход к обучению.
  • Вовлекает учащихся в совместное дело – они работают над проектами или проблемами с неизвестным заранее решением.
  • Они глубоко изучают тему, используют критическое мышление, видят связь обучения с жизнью и показывают то, что поняли в своих продуктах и выступлениях.
  • Ученики обычно работают в группах сотрудничества в течение длительного времени, находят множество источников информации и создают аутентичные продукты.
  • Проекты дают возможность учащимся быть экспертами, сотрудничать с ровесниками, взаимодействовать со взрослыми. Развивают умения, необходимые в жизни.

    Многие умения, формирующиеся в процессе работы над проектом,  – те, что востребованы сегодня работодателями:

–способность работать с другими

–принимать продуманные решения

–проявлять инициативу

–решать комплексные проблемы.

     А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Проектная методика - благо для ученика:

–возрастает мотивация

–повышаются результаты в учёбе

–развивается мышление высокого уровня

–расширяется сотрудничество

–растёт уровень самоконтроля.

      Мною был проведён урок в 6 классе по теме «Описание природы» в рамках изучения имени прилагательного в форме проекта.                                                                                                 Цель образовательная: научить составлять текст – описание с использованием средств художественной выразительности, используя примеры описаний мастеров слова.

Цель воспитательная: воспитывать активную творческую позицию на основе эстетического восприятия произведений искусства, воспитывать творческую индивидуальность.

Цель развивающая: развивать способность внимательно относиться  к значению слов – прилагательных и их употреблению в речи.

Предварительная работа: учащимся дано задание найти красочное описание зимы в произведениях художественной литературы, обратить внимание на изобразительно – выразительные средства у мастеров слова.

Задание дано по группам:

1 группа – описание зимнего дня (утра)

2 группа – описание зимнего вечера (ночи)

3 группа – описание первого снега

Ход урока:

Первичная проверка понимания

-Что такое описание? По какому плану строится описание?

(общее представление описываемого; описание деталей, частей; отношение автора к описываемому)

- анализ отрывка из художественного текста И.С. Шмелева «Лето Господне»

(учащиеся находят эпитеты, метафоры, сравнения, отмечают цветопись).

/«Красота-то какая! Первая звезда, а вон другая… Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мерзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, – голубой хрусталь, и синий, и зелёный, – в стрелках.
… Калитку тронешь, – так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. Сады дымятся. Берёзы – белые видения…»/

- Какая тема отрывка? (автор не просто дает описание зимы, а именно морозного зимнего вечера).

- выступление групп (чтение отрывков, подобранных учащимися, определение темы отрывка, художественных средств выразительности);

1 группа - День был мягкий и  мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими  на снеговые поля, слоистыми облаками.  В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу  были пропитаны тем же теплым светом.

                                                                                                    (А.Н. Толстой “Детство Никиты”)

Утро белое, пушистое и радостно светлое. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый.

                                                                                                       (М. Пришвин. “Зимнее утро”)

2 группа - Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого.                           (М. Пришвин. “Зимнее солнце”)                                                                                                                                                                                                                                

3 группа - Белый и ровный свет наполнял  комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте сияла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Когда же выпал первый  снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Первый  снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.  

                                                                                              (К.Паустовский «Прощание с летом»)      

- Обобщение и систематизация:

Коллективная работа над планом сочинения:

  1. подумайте, ЧТО вы хотите нарисовать словами;
  2. какова главная МЫСЛЬ вашей зарисовки;
  3. какие ЧУВСТВА хотите вызвать у читателя;
  4. какие СРЕДСТВА художественной выразительности используете.

Учащиеся обсуждают и дают в группах темы сочинений («Падающая снежинка», «Узоры на моем окне», «Зимний вечер»,  «Снегири на дереве» и т.д.)

   Итог проекта – написание творческой работы (сочинения – зарисовки).

Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как сочинения. Обязательные условия при этом – рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты.

В 5-6 классах использую мини-проекты по написанию лингвистических сказок.

    Главное условие сказки – объяснение  языковых законов, но с использованием сказочных элементов, волшебных превращений, определённых устойчивых выражений. Знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно.

Вероятно, целесообразно предлагать учащимся создавать подобные работы в конце изучения темы, когда материал уже освоен и необходимо организовать повторение.

    Преподаватель может не только оценить эти проектные работы, но и устроить конкурс на лучшее, самое неординарное их оформление. На основе самых интересных сказок можно составить богатейший дидактический материал для выборочных и объяснительных диктантов, что может стать одной из наград для маленьких авторов. Разумеется, при подобном подходе к изучению русского языка необходимо и на уроках литературы готовить

учащихся к такого рода деятельности, так как нужно знать те законы, по которым выстраивается текст художественного произведения определенного жанра.

    Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

     Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как  эффективная форма деятельностного подхода.

     Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

     Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

   Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:

  • актуальность
  • создание комфортной образовательной среды
  • дифференцированный подход

  Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения:

  • использование информационных технологий
  • формирование исследовательских умений
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

     Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

      Проектное обучение – это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу.

                                              Библиографический список

  1. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. [Текст]  / М.: Просвещение, 2011.
  2. Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. -  54 с. 
  3. Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности./Учитель - №4, 2000. - с.52-55.
  4. Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
  5. Симоненкова, Т.Д. Проектная деятельность учащихся [Текст]  / Завуч. Управление современной школой. Москва. – 2007. - №8. – с. 3-6.
  6. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст]  / Под ред. Е.С.Полат. – М.: 2000.
  7. Якушевский, В.Н., Рождественская, О.А., Вольская,  Н.В.Методы проектов на уроках литературы в школе гуманитарного профиля [Текст]: Практико-ориентированная монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2005. – 116 с.
  8.  Гузеев, В.В., Новожилова, Н.В., Рафаева, А.В., Скоробогатова, Г.Г. Консультации: Методы проектов [Электронный ресурс]: http://www.lcl.srcc.msu.ru/library/Rafaeva_13_2007_1.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной ...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Данный материал состоит из:1. пояснительной записки2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"3. разработки урока "Суд над Онегиным"4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси ж...

Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...