Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Серебряный век" русской поэзии в музыке 21 века
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Щекотихина Анна Анатольевна

    Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ.                                                               

    Концепция урока предполагает, что ученики уже познакомились с основными поэтическими направлениями в поэзии 20 века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), знают их определения и представителей.           Основной целью этого урока является не только повторение изученного материала, но и демонстрация учащимся того факта, что литература 20 века по-прежнему ценна и актуальна, и находит воплощение в современной популярной музыке, как минимум.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы по теме: «Серебряный век» русской поэзии в музыке 21 века

    ФИО: Щекотихина Анна Анатольевна

    Предмет: Литература

    Место урока в изучаемой теме: завершающий урок по поэзии 20 века

    Класс: 9

    Тип урока: Урок закрепления изученного и усвоения новых знаний

    Пояснительная записка

    Данный урок разработан для учащихся 9 класса средних общеобразовательных школ.                                                 Концепция урока предполагает, что ученики уже познакомились с основными поэтическими направлениями в поэзии 20 века (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), знают их определения и представителей.                                                                         Основной целью этого урока является не только повторение изученного материала, но и демонстрация учащимся того факта, что литература 20 века по-прежнему ценна и актуальна, и находит воплощение в современной популярной музыке, как минимум.                        Также стоит отметить, что урок разработан в соответствии со спецификой школы, т.е. для реализации в гетерогенной группе, где обучаются дети-спортсмены и дети-музыканты. Первая часть урока (этап 2) ориентирована на спортсменов: заполнение кластера выполняется на скорость, а ученик, быстрее всех ответивший на вопрос, получает специальную карточку: набрав пять таких карточек, ученик получает «5» за урок. Это моделирование спортивных соревнований, к которым привычны эти дети. Вторая часть урока (этап 3) ориентирована на музыкантов: прослушивание разных музыкальных композиций и их анализ привычны именно для них. Третья часть урока не содержит такой специфики, ориентирована на всех учащихся. Предлагаемое домашнее задание также позволяет учащимся выбрать вариант, соответствующий их склонностям.                                                                                                                Интерактивная доска является неотъемлемой частью этой разработки. Во-первых, учитель может подготовить необходимый на 2 этапе кластер, а при его заполнении беспрепятственно «переключаться» между экранами с кластером и определениями литературных направлений без потери записей и времени.                                                                                                                        Во-вторых, относительно третьего этапа урока, такая доска позволяет не просто показывать презентацию, но и редактировать её, делать записи, дополнять в режиме реального времени. Это особенно ценно и удобно при анализе стихотворения: можно выделять интересующие элементы текста, делать пометки.                                                                                                                Что касается завершающих этапов урока, с помощью доски учитель опять же сохраняет время: все необходимые таблицы могут быть уже подготовлены.

    Тема

    Серебряный век русской поэзии в музыке 21 века

    Цели

    Образовательные: закрепить полученные знания о русской литературе 20 века, познакомить учащихся с современным музыкальным искусством.

    Воспитательные: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы и к современному искусству; воспитание толерантности.

    Формировать УУД: личностные: формирование мотивации к индивидуальной творческой деятельности, формирование мотивации к самосовершенствованию, формирование индивидуального мировоззрения, широкого кругозора;

    предметные: научиться анализировать прочитанное и услышанное;

    метапредметные:

    познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель;

    регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено;

    коммуникативные: уметь  моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

    Основные понятия

    Литературное направление, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм

    Межпредметные связи

    Искусство, музыка, русский язык

    Ресурсы

    Компьютер/ноутбук, колонки, интерактивная доска, презентация MS PowerPoint

    Организация

    Фронтальная работа, индивидуальная работа

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Задания для достижения планируемых результатов

    Примечания

    1. Организационный этап, актуализация знаний

    Организация работы;

    Вступительное слово учителя о поэзии Серебряного века, обобщение изученного материала, слово о влиянии этого периода на современное искусство.

    Сообщение темы урока

    Слушают и дополняют учителя

    Организация материала в тетради.

    2. Повторение изученного материала

    Учитель предлагает повторить то, что ученики уже знают о поэзии 20 века (литературные направления в поэзии, представители этих направлений), и заполнить кластер, выведенный на доску.

     

    Заполняют кластер, отвечая на вопросы учителя

    Ответы на вопросы;

    Поиск необходимого материала в тетради

    Кластер заполняется «на скорость»: ученик, быстрее ответивший на вопрос, получает карточку

    3. Освоение нового материала

    Слово об интерпретациях стихотворений 20 века современными музыкантами;

    Предлагает познакомиться с некоторыми из них;

    Привлекает подготовленных учеников к рассказу о музыкантах 21 века;

    Предлагает прослушать композиции и сделать заметки о них, задаёт вопросы;

    Анализ фрагментов текстов стихотворений.

    Конспектирование новой информации;

    Подготовленные ученики рассказывают о музыкантах;

    Прослушивание композиций, заметки,  их анализ.

    Составление конспекта; ответы на вопросы; анализ музыкального произведения

    4. Закрепление изученного материала

    Предлагает заполнить таблицу, подобрав по три эпитета к каждой прослушанной песне, аргументировать своё мнение

    Размышляют, заполняют таблицу, высказываются.

    Таблица, монологическое высказывание

    5. Обобщение, рефлексия (по уроку)

    Подводит итоги урока, просит заполнить табличку «плюс, минус, интересно»;

    Выставление оценок за урок

    Подводят итоги урока вместе с учителем;

    Заполняют табличку в тетради

    Вопросы на закрепление;

    Заполнение таблицы

    6. Домашнее задание

    Объявляет и объясняет домашнее задание

    Записывают домашнее задание

    Дом. задание: 1) Написать отзыв об одной из прослушанных композиций 2) Найти как можно больше тропов и фигур в текстах стихотворений

    Ученик выбирает один из предложенных вариантов задания

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Серебряный век» русской поэзии в музыке 21 века

    Слайд 3

    О каком направлении идет речь? Направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

    Слайд 4

    О каком направлении идет речь? Одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма; приверженцы этого течения объединились в группу под названием «Цех поэтов» и призывали вернуть поэзии ясность, конкретность, звучность и красочность.

    Слайд 5

    О каком направлении идет речь? Общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х гг. ХХ века, основными принципами которых являлись бунтарство, попытки создать искусство, устремленное в будущее, эксперименты в области поэтического языка.

    Слайд 6

    О каком направлении идет речь ? Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Их основное выразительное средство— метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного.

    Слайд 7

    Земфира, «Я полюбила Вас, Марина Цветаева» ( по мотивам стихотворения Анна Ахматовой)

    Слайд 8

    Медленно , верно газ плыл по уставшей комнате. Не задевая глаз те , что вы вряд ли вспомните . Бился неровно пульс, Мысли казались голыми. Из пистолета грусть Целилась прямо в голову . Строчки летели вниз. Матом ругались дворники. Я выбирала жизнь Стоя на подоконнике . В утренний сонный час, Час, когда все растаяло, я полюбила вас , Марина Цветаева...

    Слайд 9

    Сплин, «Маяк» (на стихи В. Маяковского, « Лиличка !»)

    Слайд 10

    Дым табачный воздух выел. Комната - глава в крученыховском аде. Вспомни - за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще - выгонишь, может быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. Дикий, обезумлюсь , отчаяньем иссечась . < … >

    Слайд 11

    Кукрыниксы , «Есенин»

    Слайд 12

    Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои в полукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг . Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел . Я не знал, что любовь — зараза, Я не знал, что любовь — чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума . < … >

    Слайд 13

    Земфира Сплин Кукрыниксы

    Слайд 14

    + - Интересно


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

    Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

    Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

    Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

    Технологическая карта деловой игры " Математика в цифровом веке "

    Технологическая карта предназначена дл проведения урока геометрии для учащихся 10-11 класса, куда включены задачи с практическим содержанием....

    Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"

    Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в....

    Технологическая карта и Презентация к уроку музыки в 5 классе по теме "Можем ли мы увидеть музыку?

    Данную презентацию можно использовать с технологической картой урока "Можем ли мы увидеть музыку?"  Э. Успенский "О картинах", К.Сен-Санс "Фламинго (финал)" из...

    Технологическая карта "Развитие науки в начале ХХ века".

    Три этапа работы на уроке:1 - Вводно-мотивационный2 - Технологический3 - РефлексивныйИтог - создание электронной газеты по итогам работы творческих групп....

    Технологическая карта урока "Культура России в 17 веке"

    Технологическая карта урока "Культура России в 17 веке" с применением интеллект-карты...