«Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы в 7 классе по программе «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvasha_on_razrabotka_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки». Урок литературы в 7 классе по программе «Школа 2100»

Цель урока:

развивать умение находить проблему художественного текста, авторскую точку зрения, способы её выражения;

-развивать представление о связи содержания художественного произведения, исторической эпохи и художественного мира автора;

-формирование эмоциональной читательской культуры.

Тип урока: урок осмысления

Методы:

проблемный, наглядный, проектный.

Материал к уроку: портрет Тендрякова, тексты рассказа Тендрякова “Хлеб для собаки”,  проектор, интерактивная доска.


Проекты учащихся (использованы справочные  материалы и интернет-ресурсы). 
1.  «1933 год в судьбе страны».

2. «Яркие эпизоды жизни и творчества В.Ф. Тендрякова».

 

Ход урока:

1.Подводящий к проблеме диалог.

-С рассказа В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки» начинается изучение нового раздела «Я и Я». Как вы можете объяснить смысл названия раздела?

-Кто из героев, встретившихся вам из раздела «Я и моё детство», постоянно анализировал своё внутреннее «я»?

-Согласны ли вы, что в каждом человеке живут несколько «я»?

-Объясните своё понимание каждого из этих «я», и какое важнее всего для вас?

 -Что такое совесть, с вашей точки зрения? Для чего она дана человеку?

-Связаны ли в вашем представлении понятия «быть личностью»  и «иметь совесть»?     Объясните.

-Можно ли сказать, что герой рассказа «Хлеб для собаки» находится в ситуации нравственного выбора? Почему?

-Авторская позиция высказана не только в произведении, но и в следующем высказывании. (На доске записано высказывание В.Ф.Тендрякова). Прочтем его. («В мире материальных благ – дающий оскудевает. В мире духовных – дающий обогащает и других, и себя»). Прокомментируйте это высказывание.

 

В.Ф. Тендряков – беспокойный писатель, писатель, «бьющий в колокола», – так о нем отзывались его современники.

 

-О жизни и творчестве  Владимира Федоровича Тендрякова подготовила проект  Павелина Татьяна. (Приложение 1, презентация  на электронном носителе)

Родился в декабре 1923 года в деревне Макаровская Верховажского района Вологодской области в семье сельского служащего.

Наутро после школьного выпускного бала ушел на фронт, в 1943 году был тяжело ранен и демобилизован.

В 1945 году поступил Московский институт кинематографии, а через год перевелся в Литературный институт им. М. Горького, который закончил в 1951 году.

Работал журналистом – корреспондентом журнала «Огонек». Его первые рассказы – о деревне («За бегущим днем», «Свидание с Нефертити»).

Является соавтором сценария к фильму «49 дней» (1962 г.).

Сельская действительность 40-х годов, школа и подросток, религия как элемент духовности, искусство – основные темы творчества в.Ф.Тендрякова. Основополагающее в его этическом кодексе – совесть.

Повести «Весенние перевертыши» и «Ночь после выпуска» автобиографичны, они прямо обращены к острейшим проблемам нравственности. Произведения В.Ф.Тендрякова всегда вызывали острые споры. Он нередко опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Писатель не предлагал однозначных ответов, многие его произведения и сегодня злободневны.

В.Ф. Тендряков написал рассказ «Хлеб для собаки» в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже после смерти автора, рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».  

2. Формулирование темы и проблемы урока. 

-В нескольких предложениях передайте содержание рассказа.

-Что вы почувствовали, прочитав рассказ?

(Поражают страшные картины голода, описанные автором, бесчеловечное отношение к ссыльным, но вместе с тем даже в такое страшное время есть люди, способные сострадать и быть неравнодушными к другим).

Предлагаю вам определить основную тему рассказа. Вам предложены предполагаемые темы, выберите, какая из них, на ваш взгляд, главная? Почему? Отражены ли в рассказе остальные темы?

«Голод как нравственная проблема».

«Бесчеловечное отношение к ссыльным».

«Изображение определенной эпохи в жизни нашей страны».

(Ведущей, несомненно, является тема «Голод как нравственная проблема», но вместе с тем все представленные темы отражены в рассказе).

- Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. (Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, записывают её: Голод как нравственная проблема в рассказе В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки».) 

Эпиграфом к уроку будут слова русского философа Н.А. Бердяева: «Когда ты голоден, это биологическая проблема, когда голоден рядом человек, твой брат, это уже нравственная проблема».

- Насколько созвучны слова Н.А. Бердяева теме нашего урока?

(В рассказе В.Ф. Тендрякова не говорится о голоде как о биологической проблеме, это проблема нравственная, проблема человеческой совести.)

Тема голода не новая для русской литературы. Вспомним слова героя А.П. Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не слышит и не видит других».

Что означает прислушиваться к стуку молоточка?

(Прислушиваться к голосу своей совести).

-Попробуйте определить цель нашего урока (Выяснить, как раскрывается внутреннее «я» героя, которое помогает сделать нравственный выбор. Для чего автор показывает душевные мучения героя).

 (Формулируется цель урока, учащиеся записывают её в тетради.)

3.Решение проблемы. Итак, все происходящее мы видим глазами мальчика, вашего ровесника, Володи Тенкова. Что он за человек, из какой семьи?

(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутреннее «я», голос совести. Он открывает для себя истины, над которыми раньше не задумывался: как можно помочь одному, а другому – нет, почему опасно протягивать руку помощи другому. Он испытывает муки совести сытого перед голодным.)

-Какие картины жизни уже прошли перед глазами Володи, к чему он привык?

Прочитаем отрывок на странице 106.Что значит слово «обмозолиться»?

-А какое потрясение было самым сильным?

- Почему Володю больше, чем смерть, потряс эпизод с разлитым молоком?

-Испортило ли Володю то, что он «был сытым»? Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом «наотрез отказался брать в школу завтраки»?

-Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат его ел спокойно?

- Расскажите о душевных мучениях Володи.

-Как Володя пытался помочь голодным?

-Почему Володя с криком, «чужим, диким голосом» прогнал от дома голодных людей?

-Что больше всего поразило Володю в словах отца о собаке и в самой собаке?

-  Как вы понимаете смысл фразы: «Не облезлого пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»?

- Какую роль в рассказе играет начальник станции? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? (В рассказе не только Володю мучает его внутреннее «я», его совесть. Это второе «я» живёт во многих людях…).

-Подобную же, если не сильнейшую, душевную драму переживает и отец Володи. Почему он в конце рассказа становится похож на начальника станции?

-Как вы считаете, почему это произведение не печаталось столько лет? Обратите внимание на время действия (1933 год).

(Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода хоронили в строгой секретности.)

  Проект «1933 год в судьбе страны» подготовила Коненкова Алёна.(Приложение 2, презентация на электронном носителе)

За 2 года было раскулачено около 600 тыс. семей, из них 240 тыс.  выселены на Север, Урал, в Сибирь, Казахстан.

По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. человек.

1932 г . – вывезено за границу 18 млн. центнеров зерна.

1933 г . – вывезено 10 млн. центнеров зерна.

7 августа 1932 г. Сталин подписал указ, который гласил: «Применять в качестве судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества…». За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. человек, 2 тыс. расстреляны.

За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. человек.

- Как сочетается звучащая в начале рассказа и в презентации песня: «Не спи, вставай, кудрявая!» с «Документальной справкой», представленной и в рассказе и в презентации? (У страны, к сожалению, тоже два «я»: одно внешнее – «я» бодрых песен. Красивых лозунгов,  другое внутреннее – драматическое, но реальное, истинное «я» нерешённых проблем.)

4. Итог урока.

- К чему призывает Тендряков своим рассказом? (Какой мир выбрать: мир души с его неизбежными страданиями или мир благополучия, ничего «неведения». Каждый человек рано или поздно оказывается перед этим выбором.)

- Нужны ли такие страшные произведения сегодняшнему читателю? (Это наша история, мы не должны забывать об этом, чтобы не повторить совершенных ошибок. Рассказ будоражит человеческую совесть своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Это поистине гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше.)

- Обратимся еще раз к эпиграфу. Уместен ли он в разговоре о рассказе В.Ф. Тендрякова? (Выводы учащиеся формулируют самостоятельно, записывают их в тетрадь.)  

5. Домашнее задание. Составить синквейн со словом «совесть».

6. Рефлексия. Закончите предложения:

    Сегодня я на уроке узнал…

    Я задумался над тем…

   Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы в рассказе Ю.Буйды «Казанский вокзал»

Методическая разработка урока по современной литературе на примере рассказа Ю.Буйды "Казанский вокзал" с использованием проблемно- диалогической технологии (педмастерская)...

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Анализ рассказа В. Тендрякова "Хлеб для собаки"

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение с...