Разработка урока по литературе "Бородино" М.Ю. Лермонтов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Первое знакомство и впечатление о стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borodinootkrytyy_urok.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. 5 класс

Тема: «Бородино - воинский подвиг во славу Родины» (УМК под редакцией доктора педагогических наук Коровиной. Дрофа. Москва,2000)

Сенченок Елена Леонидовна

Целевые установки урока:

  1. Образовательная

Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова  «Бородино», научить составлять цитатный план, обратить внимание на композицию стихотворения.

  1. Развивающая

Совершенствовать умения работать с Интернет –ресурсами, выбирать из обширного объема материала те, которые касаются

обсуждаемого вопроса.  

  1. Воспитательная 

Формировать историческую память: воспитывать уважение к великому прошлому России. Обращать внимание на культуру речи, умение  работать в группе.

Тип урока:

Урок знакомства с новой темой.

Методы:

Репродуктивный, поисковый

Организационные формы обучения:

Групповая, фронтальная, индивидуальная.

Технология:

Проблемное обучение с применением ИКТ.

Оснащение и оборудование:

Карточки для работы  в группах, презентация о войне 1812г.

Ход урока:

  1. Организационный момент, постановка цели.

            Ребята! Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший

           жизнь? А бывает ли, на ваш взгляд, когда что – то является предметом

           гордости всего народа? (Важное событие – покорение космоса, Олимпиада, война)

           Запишите, пожалуйста, слова, которые возникают в памяти при                       произнесении слова Бородино (поле, сражение, подвиг).

        О чем же пойдет разговор на уроке?

                 Как вы догадались, темой наших двух уроков будет разговор о  

             Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно художественно

           изображено    в стихотворении «Бородино»  М.Ю. Лермонтова.

2.Ребята, вам предлагается самостоятельно узнать о Бородинской битве, используя сайт Интернета Borodino.bitva.ru, и заполнить таблицу  (задание №№1,2 :см приложение 1).

Учащиеся представляют свои самостоятельные наработки.

3. Презентация «Бородинское сражение » Комментарий учителя

Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило её наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

        Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».

4 Особое место в художественной литературе, посвященной героической странице в истории России, занимает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», написанное в 1837 г., к 25 – летию Бородинского сражения,  Лермонтов горячо любил Родину. Его отец, отставной капитан, в 1812 году записался в ополчение. Его родственники Столыпины А.А. и Д.А., блестящие артиллерийские офицеры, участвовали в Бородинском сражении. Он мог слышать рассказы о событиях 1812 года от тархановских крестьян, возвратившихся с войны. Он видел сожжённую Москву в 1819 году. Судя по кругу знакомств, он встречался с Ермоловым и Давыдовым, общался  с офицерами – участниками войны в гусарском полку.

  Знакомство со словами, используя презентацию

БАСУРМАНЫ здесь: Враги.

БИВАК, или БИВУАК стоянка войск под открытым небом.

ДРАГУНЫ, УЛАНЫ - кавалеристы, конные войска. Пестрые значки и конские хвосты на киверах были отличительными знаками этих войск.

КАРТЕЧЬ - небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии.

КИВЕР - высокий головной убор военных.

ЛАФЕТ - станок, на котором укрепляется ствол пушки.

СРАЖЕН БУЛАТОМ - то есть булатным (стальным) оружием, саблей

Выразительное чтение стихотворения учителем.

 

5. Беседа

Какие испытывали чувства , слушая  стихотворение Лермонтова?

Кто ведет рассказ о Бородинском сражении? Почему? (рассказ от имени старого солдата придает историческому событию характер правдивости, естественности) Каким вы его представляете? Кому старый солдат рассказывает о Бородинском сражении?  Как называется разговор 2-х и более  лиц?

Что мы знаем об однополчанах старого артиллериста? Как они проявляют себя до и во время боя? (задание №3)

6. Повторное прочтение стихотворения, составление простого плана.

Затем ребятам предлагается составить цитатный план, т.е подобрать строки из текста. (задание №4).

7.Подумаем о чем это стихотворении? И с какой целью автор вспоминает события Бородинского сражения? Попробуйте определить тему и идею данного произведения? (задание №5)        

Какую дату мы отмечали в 2012г? В 2014?

        Итак, сегодня состоялось знакомство со стихотворением, которое     Л.Н. Толстой назвал «зерном» своего будущего романа «Война и мир».

        Проверим, насколько правильно мы усвоили материал.

8. Тестирование (см.приложение 2).

9.Домашнее задание:

Используя сайт Интернета Borodino.bitva, подготовить рассказ о герое Бородинской битвы, выразительно прочитать стихотворение.

Приложение 1

Задания на уроке

№1 – Бородинское сражение. Используя сайт Интернета Borodino.bitva.ru, заполните таблицу (групповая работа).

Дата сражения

Время сражения

Продолжительность

Полководцы

Русской армии

Французской

армии

 

№2 – Оснащение армий Используя сайт Интернета Borodino.bitva.ru, заполните таблицу (групповая работа)

Русская армия

Французская армия

Численность

Орудия

№3 – Описание русской армии в тексте (групповая работа)

Армия до битвы

Армия во время битвы

 

№4- Составить план стихотворения: (групповая работа)

Простой план

Цитатный план

1. Отступление

2. Выбор место сражения

3. Ожидания боя

4. Ночь перед сражением

5. Клятва

6. Сражение

7. Поле боя после сражения

№5 – Определите тему и идею произведения (индивидуально)

Тема –

Идея  -

Приложение2

ТЕСТ

1. Укажите тему стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

А. Непримиримое отношение автора к иноземным захватчикам.

Б. Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года.

В. Рассказ старого солдата о войне 1812 года.

2. Кто является рассказчиком в стихотворении?

А. Автор.

Б. Солдат- участник сражения.

В. Полковник.

Г Молодой воин.

3. Кем был рассказчик в 1812 году?

А. Артиллеристом.

Б. Кавалеристом.

4. Когда было написано «Бородино»?

А. В ходе сражения.

Б. Сразу после битвы.

В. Через десять лет после сражения.

Г. Через двадцать пять лет после сражения.

5. Кто является главным героем произведения?

А. Рассказчик.

Б. Полковник.

В. Автор.

Г Народ.

б. Что такое диалог?

А. Развернутое высказывание одного лица.

Б. Разговор двух или более лиц.

7. Какое  стихотворение Лермонтова Л.Н. Толстой назвал «зерном» романа «Война и мир»?

А. «Поле Бородина».

Б. «Два великана».

В. «Бородино».

8. Какие строки Лермонтова будут повторять защитники Москвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.?

А. «да, были люди в наше время. . . ».

Б. «Пора добраться до картечи ! ».

В. «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали...!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"

Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

разработка урока по литературе в 8 классе. М. Ю. Лермонтов "Мцыри"

разработка урока по литературе в 8 классе по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"...

Методическая разработка урока на тему "М.Ю. Лермонтов. История создания поэмы "Мцыри".

Материалы биографии поэта и история созданния поэмы "Мцыри"....

Методическая разработка урок литературы. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности

Творчество М. Ю. Лермонтова – одна из самых ярких и волнующих страниц в истории отечественной литературы....