Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (10 класс) на тему

Бочкова Ирина Валерьевна
Предложенные приемы направлены на общее ознакомление педагогов с технологиями, которые позволяют педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Бочкова И.В.

(ст. Григорополисская, Ставропольский край, ГБПОУ ГСХТ имени атамана М.И.Платова)

Введение.

        Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к процессу обучения. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учащимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка подростка, как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и педагога, и, что наиболее важно, учащегося. Именно этой цели - воспитанию творческой, развитой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

         Использование приемов технологии развития критического мышления позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Сущность педагогических технтлогий.

         Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации

         Технология развития критического мышления не нова в современной педагогике, она известна в России с 1997 года. Сейчас проект реализуется в 29 странах мира, в том числе в 6 российских регионах: Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Кирове, Новосибирске.

         «Критическое мышление» определяется как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Технология развития критического мышления  помогает преподавателю развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях  общения.

         Разработчики технологии предлагают следующую структуру её применения:

I стадия – вызов: актуализация уже имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах.

II стадия – осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учащимся поставленных целей обучения. На данном этапе осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа и т.п.). Работа ведётся индивидуально или в группах.

III стадия – рефлексия: размышление, рождение нового знания, постановка учащимся новых целей обучения.

          Чтобы сохранить целостность урока в содержательном и технологическом плане, предлагается использовать различные приёмы и стратегии: кластер, «ИНСЕРТ» (маркировка текста значками), эффективная лекция, чтение с остановками, «плюс – минус – вопрос», совместный поиск, бортовые журналы, стратегия «Зигзаг» и др..  

          Посмотрим, как можно включить метод «совместный поиск» в урок по теме: «Особенности любовной лирики С.А.Есенина»

При изучении лирических произведений на уроках литературы необходимо задействовать не только ум, но и чувства обучающихся, поскольку действительное усвоение знаний без этого невозможно.

На стадии вызова применяется приём «парная и групповая мозговая атака» Педагог обращается к классу с вопросами: что такое «любовь»?  Как вы понимаете значение этого слова? Вспомните всё, что вы о ней знаете. Нарисуйте любовь в тетрадях, запишите главные, по-вашему мнению, ключевые слова этого понятия. Доводилось ли вам испытывать это чувство?

Подобная работа проводится и со словом «лирика» и «чувство». Учащиеся работают индивидуально или в группах. После чего идёт взаимный обмен мнениями.

          Стадия вызова заканчивается сравнением предложенных обучающимися вариантов понятийных представлений слов «любовь» , «лирика» и «чувство» с эталоном (лексическим значением слов), постановкой темы и целей урока.

          На стадии осмысления содержания  предлагается выразительное чтение стихотворений С.А.Есенина содержащих любовную тематику: « Дорогая, сядем рядом», «Девичник», «Голубая кофта. Синие глаза», «Глупое сердце не бейся», «Видно так заведено на свете».

Расширяем восприятие текстов, чтобы учащиеся взаимодействовали с ними не только на уровне смысла, но и на уровне эмоций, ассоциаций с помощью вопросов: что в текстах стихотворений привлекло ваше внимание? Что запомнилось? Почему? Какие мысли возникли в связи с прочитанными стихотворениями? Какие чувства, ощущения, ассоциации возникли? Можете ли вы вспомнить какие-либо истории из своей жизни, похожие на то, о чем вы читали?

Учащиеся продумывают свои ответы, а затем  группа выбирает проблему, которая и явится отправной для начала совместного поиска. В нашем случае это отсутствие в любовных стихотворениях С.А.Есенина определённого лица,  предмета и развивающегося действия. Желательно, чтобы эта первая (но не единственная) проблема была записана на доске.

          Стадия осмысления содержания заканчивается высказыванием о творчестве поэта, который определяет основное свойство таланта С.А.Есенина, как «умение уловить неуловимое, дать образ и название тому, что до него было ничем иным, как  ощущением души человеческой.

          На стадии рефлексии предлагаю использовать методику «незаконченных вопросов»:

Сегодня на уроке я узнал, что …

Мне это знание необходимо для …

У меня появилась мысль о том….

Легче всего мне было……..

Я затруднялся…

Я почувствовал, что …

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написание небольшой творческой работы на тему: «Особенности любовной тематики в творчестве С.А.Есенина». Важно поощрять обучающихся к ведению дневников и написанию различных текстов с последующим их обнародованием и обсуждением.

         Современное обучение нацелено не только на необходимость умения добывать информацию, но и критически её оценивать, осмысливать, применять. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Добиться этого педагогу на уроке и поможет технология развития критического мышления.

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).

Дискуссия.

Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю учащихся с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

¬ обмен первичной информацией;

¬ выявление противоречий;

¬ переосмысления полученных сведений;

¬ сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

¬ уважение к различным точкам зрения ее участников;

¬ совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Организации чтения с использованием разных типов вопросов.      

Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).

Подготовительная работа:

1. Преподаватель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Педагог заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Преподаватель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило,можно использую в работе с первым и вторым курсом, когда учащиеся уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Заключение

          Предложенные  приемы направлены на общее ознакомление педагогов с технологиями, которые позволяют  педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в  группе атмосферу партнерства. Преподаватель, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства.

          Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся, педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.

Литература:

1. Гальперин Г.Я. « Основные результаты исследования по проблеме формирования умственной деятельности и понятий» М.Наука, 1974 год

2. Галактионова Т.Г. « От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности» Институт специальной педагогики и психологии, 1995 год

          3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. « Критическое мышление; технология развития», Изд. « Альянс Дельто», 2003 год

          4. Мередит К.С., Стилл Д.Л. « Как учатся дети: свод основ: учебное пособие» ЧПКМ , 1997 ГОД.

5. Хаяперн Д. « Психология критического мышления» Москва, 2000 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...

Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ  взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах

Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...

Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы стоим перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не...

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».Система развития критическо...