Читаем вместе
статья по литературе на тему

Кириллова Галина Анатольевна

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение.

Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно её воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи школьников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statja_chitaem_vmeste.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Читаем вместе

Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение.

Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно её воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль и в развитии речи школьников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает знаниями, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представление школьника об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка. Литература, в частности сказка, во многом способствует «изживанию эмоций», удовлетворению духовных потребностей личности.

Психологические истоки привязанности детей к сказкам, удовлетворяющим определенные потребности детского возраста, возможности “изживания эмоций” интересно описаны знаменитым американским психологом и психиатром Бруно Беттельхеймом. Он утверждал: «Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности».

Сказки вызывают у ребёнка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. «Детям нужны сказки», ведь в лучших своих образах они, по словам В. А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, не нравственного воспитания». Благодаря сказкам у ребёнка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которой человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». (К. И. Чуковский).

Сегодня, к сожалению, чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

В наше сложное время детское чтение как никогда нуждается в поддержке. Проблема падения интереса к чтению глубоко волнует педагогов. Без поддержки родителей  невозможно получить положительные результаты. Именно родители являются первыми воспитателями, они читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ним радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают книги, советуют ребенку, что лучше почитать. Таким образом, родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух и по вечерам взрослые читали собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали стихи друг другу или что-то романтическое. В кружках самообразования читали вслух книги по экономике, философии. Родители, школьные педагоги читали вслух детям. Такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 50-х годах двадцатого века во многих семьях, почти окончательно исчезли. И сейчас, более полвека спустя, идея о необходимости возрождения семейного чтения становится актуальной.

Само по себе чтение вслух – занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Сравним чтение с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор и компьютер являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? Прежде всего – это возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Конечно, телевизионную программу вы тоже выбираете, но возможности выбора мировой художественной литературы и программы передач на сегодня несопоставимы.

Вы выбираете книгу, манеру чтения, темп чтения, тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто вас слушает, и это неповторимо. А ваши дети, они не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Они сочувствуют, сопереживают, блеск их глаз и затаенное дыхание – источник вашего вдохновения. Не случайно, ваш ребенок, несмотря на обилие DVD дисков с мультфильмами, просит вас почитать вслух, он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу.

 По мере взросления ваш ребенок будет все больше читать. Следует отметить, что чтение - сложный психический процесс, основанный на понимании смысла письменной речи. Чтение включает в себя такие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление. Соответственно, требует достаточного уровня их развития. И помочь в этом ребенку могут педагоги и родители. В нашей статье мы дадим некоторые практические советы родителям школьников.

Для начала уделите внимание рабочему месту. Свет при чтении должен падать через плечо, противоположное тому, где рука, которой вы пишете. Свет должен быть ярким, но не ослепляющим, от мягкого света хочется спать. Сесть необходимо удобно, спину не слишком прямо (но ровно, чтобы воздух поступал максимально в кровь), ноги должны упираться на пол или скамеечку. Столешница должна быть на 20 см выше стула. Книгу необходимо держать на расстоянии 50 см от глаз (чтобы работало периферическое зрение и не сильно напрягались глаза). Уделите внимание психологическому настрою. Ребенок должен быть готов к работе и усвоению материала. Если его что-то гнетет, начните в другой раз. Необходимо чёткое понимание ребенком, зачем мне это нужно, для чего мне надо это прочитать, т.к. позитивная мотивация это важнейший аспект. Надо разобраться, что к этому ведет, слишком сложный материал для усвоения или слишком лёгкий, внутренние переживания, которые не дают сконцентрироваться (если голова занята чем-то важным не возможно переключится), плохая рабочая обстановка.

Рекомендуется, чтобы  ребенок читал каждый день по 40-45 минут в день (без перерыва не более 20 минут). Во время чтения обращайте внимание на всё в тексте, делайте выводы. Ребенок может читать и вслух и про себя. На начальном этапе читайте 5-7 минут и обязательно просите пересказать прочитанное. Затем по абзацу с 10-20 минутным перерывом. Ребенок должен уметь читать про себя, без движения губ и шептания текста. Если не умеет читать про себя, можно научить через совместное чтение текста с родителями при просмотре предложений и движении указкой, родитель читает, ребенок только следит глазами. Перед тем как читать текст попросите ребенка пробежать его глазами (предварительный просмотр), это убирает боязнь перед неизвестным текстом и  акцентирует его внимание на сложных местах. Очень хорошо, если ребенок быстро зарисует то, что прочитал, это ведет к улучшению памяти, развитию обоих полушарий мозга, к концентрации на основном материале и отбрасывании ненужного.

Чтение заложено в основу обучения, является необходимым навыком в жизни, люди, которые хорошо умеют читать живут более насыщенной жизнью, уделяйте внимание не столько процессу чтения, сколько пониманию прочитанного, в противном случае чтение перейдет в фазу неосознанного. Ребенок будет читать бегло на радость всем, но ничего не сможет сказать, про то, что он прочитал. Поэтому так важен момент обсуждения и анализа не только самим ребенком, но и окружающими его людьми. Поэтому так важна помощь и поддержка родителей ребенка, который хочет и имеет большое желание познать и понять этот удивительный мир, который заключен в книге. Пройдите этот путь вместе, и возможно вы откроете своего ребенка с другой стороны, и что-то новое откроется и для вас.

Список для начала совместного чтения с детьми:

  • Одоевский В. «Городок в табакерке».
  • Толстой Л. Н. «Детство. Отрочество. Юность».
  • Гарин-Михайловский Н. Г. «Детство Тёмы».
  • Гайдар А. «Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Школа», рассказы.
  • Пантелеев Л. Рассказы.
  • Воронкова Л. «Девочка из города».
  • Чарская Л. «Сибирочка», «Записки институтки» и др.
  • Бажов П.П. Сказы.
  • Маршак С.Я. Стихи.
  • Чуковский К.И. Стихи.
  • Барто А. Стихи.
  • Бианки В. «Первая охота».
  • Житков Б. «Про слона».
  • Щварц Е. «Золушка».
  • Бруштейн А.Я. «Дорога уходит в даль…».
  • Водовозова Е. Н. «История одного детства».
  • Носов Н. Рассказы.
  • Яковлев Ю. Рассказы.
  • Чарушин Е. «Щур».
  • Григорьев О. Стихи.
  • Хармс  Д. Стихи.
  • Яснов М. Стихи.
  • Успенский Э. Стихи.

Зарубежная литература

  • Распе.Р Э. «Приключения барона Мюнхаузена».
  • Рабле Ф. «Гаргантюа и Пантэгрюэль».
  • Баллады о Робин Гуде.
  • Родари Дж. «Сказки по телефону».
  • Твен М. « Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий».
  • Мало Г. «Без семьи».
  • Дарелл Дж. «Зоопарк в моем багаже».
  • Джером Дж. К. «Трое в лодке, не считая собаки».
  • Сетон- Томпсон Э. «Рассказы о животных».
  • Хэрриот Дж. «Истории о кошках и собаках».
  • Гринвуд Дж. «Маленький оборвыш».
  • Диккенс Ч. «Большие надежды».
  • Бёрнетт Ф.Э. «Маленький лорд Фонтлерой».
  • Андерсен Г.-Х. Сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читайте вместе с нами

Материал для родителей. Стихи, сказка рекомендуемые для прочтения дома....

Читаем вместе «Слово о полку Игореве».

Урок новых знаний по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". На уроке ведётся работа по воспитанию у подростков повышенного внимания к слову литературно-художественного произвед...

Давайте читать вместе!

Задайте себе вопрос: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя из прочитанных вами книг?»...

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»

Рецензия на учебно-методическое пособие Соленовой Л.Н. «Занимательная книга по скорочтению «Читаем вместе» для детей 8 лет»...

Литературный квест «Читаю я! Читаем вместе!»

Литературный квест для обучающихся 5 класса по изученным произведениям....

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей...

«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ, ЧИТАЕМ ВСЛУХ!»

7-го февраля – Всемирный день чтения вслух. Сотрудники Детско – юношеской библиотеки №7 провели с ребятами из 6а класса МБОУ "СШ №1 имени А.В. Войналовича" (классный ру...