Михаил Юрьевич Лермонтов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
М.Ю. Лермонтов. Слово о великом поэте
Цель работы школьной мастерской –написать сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
- Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?
- В каком месте будущий поэт провел свои детские годы?
- Какие таланты и дарования проявились у М.Ю. Лермонтова в детстве?
- Какое образование он получил?
- Какое стихотворение прославило его на всю Россию?
- За что он был сослан на Кавказ?
- При каких обстоятельствах и где погиб М.Ю. Лермонтов?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Через всю жизнь проносим мы образ этого человека – грустного, строгого, нежного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого».(И.Л. Андроников)
- В чем, по мнению И.Л. Андроникова, сложность и многогранность характера М.Ю. Лермонтова?
- Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?
3.Подготовьте их выразительное чтение.
II.Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю. Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы.
Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась о воспитании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание – мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.
Няня поэта Кристина Осиповна Рембер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарства и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню, она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: “Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят”.
Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.
Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.
Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.
Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерялись силой, шли “стенка на стенку”. В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: “Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!”».
(В.М. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»)
- Какие дорогие и близкие сердцу люди окружали М.Ю. Лермонтова в детстве?
- Как общение с ними обогащало духовный мир будущего поэта?
- Какие детские впечатления развили в поэте большое, доброе сердце?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе “сажал одну пулю в другую”, руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.
Пробуждению поэтического таланта способствовали поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные».
(П.Л. Висковатов)
1. Какими талантами и дарованиями был наделен М.Ю. Лермонтов?
2. Что способствовало пробуждению его поэтического таланта?
3. Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов чаще всего писал печальные стихи?
3. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Звезда».
- Согласны ли вы с тем, что стихи М.Ю. Лермонтова «необыкновенно красивые, умные и печальные»? Докажите свой ответ.
Звезда
Вверху одна
Горит звезда,
Мой ум она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечет
И с высоты
Меня зовет.
Таков же был
Тот нежный взор,
Что я любил
Судьбе в укор;
Мук никогда
Он зреть не мог,
Как та звезда,
Он был далек;
Усталых вежд
Я не смыкал,
Я без надежд
К нему взирал.
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом:
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты».
(В.Г. Белинский)
- Как вы понимаете выражение «грациозно передано»?
- Что, по-вашему, восхищает В.Г. Белинского в этом стихотворении?
- Как вы думаете, почему многих композиторов это стихотворение вдохновило на сочинение музыки?
IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
Нарисуйте иллюстрации к стихотворению «Из Гете».
Коллективное выполнение задачи:
Рассмотрите портрет М.Ю. Лермонтова. Напишите сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество
Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....
Пятигорск и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Презентация была составлена в целях ознакомления детей с Лермонтовскими местами на Кавказе. Перед совместной поездкой в Пятигорск необходимо было провести виртуальное путешествие и знакомство с поэтом...
Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, цельность и глубина нра...
Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс
Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.
Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....
Презентация Михаил Юрьевич Лермонтов Биографические сведения. Детство. Первая любовь. Картины Лермонтова.
В презентации представлены биографические сведения о детских, юношеских годах Михаила Лермонтова. Также представлены картины Лермонтова, отражающие мировоззрение поэта....
Михаил Юрьевич Лермонтов
Презентация содержит иллюстрации к биографии М.Ю. Лермонтова...