Михаил Юрьевич Лермонтов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Малкова Татьяна Николаевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m._yu._lermontov.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

М.Ю. Лермонтов. Слово о великом поэте

Цель работы школьной мастерской –написать сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

  • Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?
  • В каком месте будущий поэт провел свои детские годы?
  • Какие таланты и дарования проявились у М.Ю. Лермонтова в детстве?
  • Какое образование он получил?
  • Какое стихотворение прославило его на всю Россию?
  • За что он был сослан на Кавказ?
  • При каких обстоятельствах и где погиб М.Ю. Лермонтов?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

 «Через всю жизнь проносим мы образ этого человека – грустного, строгого, нежного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого».(И.Л. Андроников)

  • В чем, по мнению И.Л. Андроникова, сложность и многогранность характера М.Ю. Лермонтова?
  • Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?

3.Подготовьте их выразительное чтение.

II.Задания для создания эвристической ситуации:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю. Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы.

Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась о воспитании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание – мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.

Няня поэта Кристина Осиповна Рембер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарства и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню, она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: “Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят”.

Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.

Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.

Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.

Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерялись силой, шли “стенка на стенку”. В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: “Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!”».

(В.М. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»)

  • Какие дорогие и близкие сердцу люди окружали М.Ю. Лермонтова в детстве?
  • Как общение с ними обогащало духовный мир будущего поэта?
  • Какие детские впечатления развили в поэте большое, доброе сердце?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

        «У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе “сажал одну пулю в другую”, руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.

Пробуждению поэтического таланта способствовали поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные».

(П.Л. Висковатов)

1. Какими талантами и дарованиями был наделен М.Ю. Лермонтов?

2. Что способствовало пробуждению его поэтического таланта?

3. Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов чаще всего писал печальные стихи?

3. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «Звезда».

  • Согласны ли вы с тем, что стихи М.Ю. Лермонтова «необыкновенно красивые, умные и печальные»? Докажите свой ответ.

Звезда

Вверху одна

Горит звезда,

Мой ум она

Манит всегда,

Мои мечты

Она влечет

И с высоты

Меня зовет.

Таков же был

Тот нежный взор,

Что я любил

Судьбе в укор;

Мук никогда

Он зреть не мог,

Как та звезда,

Он был далек;

Усталых вежд

Я не смыкал,

Я без надежд

К нему взирал.

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты».

(В.Г. Белинский)

  • Как вы понимаете выражение «грациозно передано»?
  • Что, по-вашему, восхищает В.Г. Белинского в этом стихотворении?
  • Как вы думаете, почему многих композиторов это стихотворение вдохновило на сочинение музыки?

IV.Заданиядля создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

Нарисуйте иллюстрации к стихотворению «Из Гете».

Коллективное выполнение задачи:

Рассмотрите портрет М.Ю. Лермонтова. Напишите сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....

Пятигорск и Михаил Юрьевич Лермонтов.

Презентация была составлена в целях ознакомления детей с Лермонтовскими местами на Кавказе. Перед совместной поездкой в Пятигорск необходимо было провести виртуальное путешествие и знакомство с поэтом...

Михаил Юрьевич Лермонтов

Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, цельность и глубина нра...

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.

Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....

Презентация Михаил Юрьевич Лермонтов Биографические сведения. Детство. Первая любовь. Картины Лермонтова.

В презентации представлены биографические сведения о детских, юношеских годах Михаила Лермонтова. Также представлены картины Лермонтова, отражающие мировоззрение поэта....

Михаил Юрьевич Лермонтов

Презентация содержит иллюстрации к биографии М.Ю. Лермонтова...