Рабочие программы по литературе
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Тертычная Валентина Тимофеевна

Программы разработаны для 5-9 классов с контрольно-оценочными материалами к учебнику Г.С. Меркина

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_literature.zip1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стариковская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»

«Согласовано»

Председатель МС

___________ Ковалёва С.В.

Протокол № 1 от

«20» сентября 2013    г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Стариковская ООШ»

___________ Ковалёва С.В.

«29» сентября 2013   г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Стариковская ООШ»

__________ Тертычная В,Т.

Приказ № 79 от «29» сентября 2013   г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тертычной Валентины Тимофеевны

I  квалификационная категория

по учебному курсу «Литература»

7 класс

                 

                                                            2013-2014 учебный год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе 2004 года, программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) (авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.- М.:_»Русское слово»,2009) и инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Данная рабочая программа соответствует УМК по литературе 7 класса: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.  

  Количество учебных часов – 70 (2ч в неделю).

   Классных сочинений - 4

   Домашних сочинений - 1

Назначение программы: Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Цель программы: Способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Задачи: Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью. Осваивая программу, обучающийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать о их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Принципы построения: Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Специфика курса: На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу, даже если весь класс в школе не считается сильным, школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пересказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7 классе на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Для 7 класса доминантным становится понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя.

В 7 класса рассматриваются вопросы литературных направлений (классицизм). Обучающиеся постигают не только факты биографии писателя, но и особенности его личности, отношение к искусству, творчеству, людям. Формируется понятие «образ писателя».

 Идёт обучение характеристике не только одного художественного произведения, но и элементам сопоставительного анализа. Основные темы - героическая, проблема милосердия, писатель и власть.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), что соответствует учебному плану Учреждения на 2012 - 2013 учебный год.

Требования к умениям и навыкам  обучающихся

         Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:

-умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести)

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты)

- умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

-умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

-умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты;

- умение письменно отвечать на проблемные вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- умение не только характеризовать произведение, но и делать сопоставительный анализ текста;

- умение  пересказывать текст( кратко, выборочно, подробно)

- умение создавать свои собственные произведения (сказки, песни, стихотворения, рассказы )

Учебно - тематический план

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

1.

Введение

1

2

Из устного народного творчества. Былины

3+2Рр.

2

3

Русские народные песни

1

4

Из древнерусской литературы

1

5

Из литературы 18 века

М. В. Ломоносов

Г. Р. Державин

Д. И. Фонвизин

5

1

1

3

6

Литература 19 века

А. С. Пушкин

М. Ю. Лермонтов

Н. В. Гоголь

И. С. Тургенев

Н. А. Некрасов

М. Е. Салтыков-Щедрин

Л. Н. Толстой

Н. С. Лесков

А. А. Фет

Произв. русских поэтов 19 века о России

А. П. Чехов

28

3

3

2

2

3

2

2

3

1

1

1

7

Литература 20 века

М. Горький

И. А. Бунин

А. И. Куприн

В. В. Маяковский

С. А. Есенин

И. С. Шмелев

М. М. Пришвин

К. Г. Паустовский

Н. А. Заболоцкий

А. Т. Твардовский

Лирика поэтов-участников Вов.

Б. Л. Васильев

В. М. Шукшин

Русские поэты 20 века о России

24

3

2

2

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

8

Зарубежная литература

У. Шекспир

Мацуо Басе

Р. Бернс

Р. Л. Стивенсон

А. де Сент-Экзюпери

Я. Купала

6

1

1

1

1

1

1

9

Итоговый урок

1

10

Классное сочинение

4

11

Домашнее сочинение

1

12

Тестирование

2

13

Итоговый урок

1

Всего:

70 часов

КаКалендарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата

Примеч.

Пред-пол.

Фак-тич.

1.

Введение

Вводный инструктаж по ТБ. Литературные роды. Жанр и жанровое образование.

1

2.

Из устного  народного  творчества

Былины

Былина «Святогор и Микула Селянинович». Поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

3ч.+2Рр.

2

3.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Отражение в былине народных представлений о нравственности

4.

А.К. Толстой. «Илья Муромец».  Событие в былине. Поучительная речь былины, своеобразие характера и речи персонажа

5.

Русские народные песни

Обрядовая поэзия, лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»).Своеобразие поэтического языка песни.

1

6.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы.

1

7.

Р. Речи  Классное сочинение(1)

8.

Из  литературы  XVIII  века

М.В. ЛОМОНОСОВ

 «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия…»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки).

5ч.

1

9.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.

1

10

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

3

11

Д.И. ФОНВИЗИН. Комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии

12

Д.И. ФОНВИЗИН. Комедия «Недоросль». Образование и воспитание, социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

13

Из литературы 19 века

А.С. ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» , «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»).Творческая история произведений.

28ч.

3

14

А.С. ПУШКИН.  Дружба и тема долга в творчестве поэта. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.

15

Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

16-17

Р.речи. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина (2)

2

18

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова. Стихотворение: «Родина».  Родина в лирическом и эпическом произведении.

3

19

 М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...». История создания, проблематика и основные мотивы «Песни...»; центральные персонажи повести и художественные приемы их создания.

20

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...». Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Рр. Подготовка к домашнему сочинению по «Песне…» М. Ю. Лермонтова.

21

Н. В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.

2

22

   Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель».Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

23

И.С. ТУРГЕНЕВ

 «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч».

2

24

И. С. Тургенев Рассказ «Певцы» (основная тема,  отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения

25

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Размышления у парадного подъезда». Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова.

3

2.12.

26

Н. А. Некрасов «Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения.

4.12.

27

Н. А. Некрасов Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Основная проблематика.

9.12.

28

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета; проблематика сказки. Позиция писателя.

2

11.12.

29

М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Сатира и гротеск в сказках писателя.

16.12.

30

Л.Н. ТОЛСТОЙ

А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»..

2

18.12.

31

Л. Н. Толстой Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям

23.12.

32

Н.С. ЛЕСКОВ

Краткие сведения о писателе. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенности сказа.

3

25.12.

33

Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения

13.01.

34

Н. С. Лесков «Левша». Судьба Левши.

15.01.

35-36

Р. Речи. Классное сочинение по повести Лескова «Левша»(3)

2

20.01., 22.01.

37

А.А. ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; стихотворение-медитация.

1

27.01.

38

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам... », Н.М. Языков. «Песня », И.С. Ники-тин. «Русь », А.Н. Майков. «Нива»,А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

1

29.01.

39

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Социальная направленность рассказов.

1

3.02.

40

Контрольное тестирование по литературе 19 века.

1

5.02.

41

Из  литературы  XX  века

М. ГОРЬКИЙ 

Повесть «Детство

Автобиографический характер повести.  Основные сюжетные линии. Становление характера героя.

24ч.

3

10.02.

42

М. Горький. Повесть «Детство».  «Свинцовые мерзости» жизни, изображенные в повести. Образ бабушки.

12.02.

43

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

17.02.

44-45

Рр. Классное сочинение по произведениям М. Горького.(4)

2

19.02., 24.02.

46

 И.А. БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу».

2

26.02.

47

И. А. Бунин. Рассказ «Кукушка». Смысл названия; основные проблемы рассказа; значение образов-персонажей для понимания художественной идеи рассказа.

3.03.

48

А.И. КУПРИН

Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

2

5.03.

49

А. И. Куприн Рассказы «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка в понимании автора и его героя.

10.03.

50

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения. Художественное своеобразие стихотворения.

1

12.03.

51

С.А. ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора.

1

17.03.

52

И.С. ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1

19.03.

53

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

1

2.04.

54

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы) Фрагменты, воссоздающие мир природы; человек и природа; образ рассказчика

1

7.04.

55

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея.

1

9.04.

56

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

2

14.04.

 57

А. Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин». История создания, идейно-художественное своеобразие поэмы. 

16.04.

58

Лирика поэтов  —  участников Великой  Отечественной  войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

1

21.04.

59

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

 «Летят мои кони…» (отрывок). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

1

23.04.

60

В.М. ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине» (фрагмент). Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

2

28.04.

61

В. М. Шукшин Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

30.04.

62

Русские поэты XX века о России

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...», М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...», Я.В. Смеляков. «История», А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были...», А.Я. Яшин «Не разучился ль...», А.А. Вознесенский «Муромский сруб», А.Д.Дементьев «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

1

5.05.

63

Зарубежная литература

У. Шекспир Сонеты. Темы и мотивы. «Вечные» темы в сонетах Шекспира.  

7ч.

1

7.05.

64

 Мацуо Басе. Образ поэта. Хоку, их тематика и особенности поэтических образов.

1

12.05.

65

Р. Бернс. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений, народное представление о добре и зле.

1

14.05.

66

Р. Л. Стивенсон Роман «Остров сокровищ». Приемы создания образов. Качества героя.

19.05.

67

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей». Основные события и позиция автора.

1

21.05.

68

 Я. КУПАЛА

Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

1

26.05.

69

Итоговое контрольное тестирование за курс 7 класса

1

28.05.

70

Итоговый урок. Литературная викторина.

1

30.05.

Содержание  учебного курса

Введение

        Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

               Из устного народного творчества. Былины

 «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец».

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

               Из  литературы  XVIII  века

  М.В. ЛОМОНОСОВ

 «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Теория о «трех штилях» (отрывки). М.В. Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол...» (отрывок).

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Стихотворение «Властителям и судиям». Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок). Для домашнего чтения

Из литературы XVIII века Г.Р. Державин. «Признание».

Д.И. ФОНВИЗИН

Комедия «Недоросль».

Литература 19 века

А.С.Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»). «Песнь о вещем Олеге».

Поэма «Полтава» (в сокращении).

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип; тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора),  жанровое образование — дружеское послание.

М.Ю.Лермонтов

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...».  М.Ю.Лермонтов «Родина»        

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Н.В.Гоголь

Повесть «Шинель»

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

И.С.Тургенев

Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Хорь и Калиныч»; рассказ «Певцы» Стихотворение в прозе «Нищий»

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А.Некрасов

Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» (княгиня Трубецкая).

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

М.Е.Салтыков-Щедрин

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Теория литературы: сатира, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Л.Н.Толстой

Творческая история «Севастопольских рассказов». Рассказ «Севастополь в декабре месяце».

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Н.С.Лесков

 Повесть «Левша». Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

А.А.Фет

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...».

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Произведения русских поэтов 19 века о России

А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам…»

Н.М.Языков «Песня», И.С.Никитин «Русь» А.Н.Майков «Нива»

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»

А.П.Чехов

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Теория литературы: психологический портрет, сюжет                                                                

                                                                             Из литературы 20 века

М.Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

И.А.Бунин

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте

А.И.Куприн

Рассказы «Куст сирени», «Allez!».  Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе. 

В.В.Маяковский

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

С.А.Есенин

Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

И.С.Шмелёв

Рассказ «Русская песня». Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза

М.М.Пришвин

Рассказ «Москва-река». Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

К.Г.Паустовский

 Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Н.А.Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...».

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

А.Т.Твардовский

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Лирика поэтов и участников Великой отечественной войны

Н.П.Майоров «Творчество»

Б.А.Богатков «Повестка»

М.Джалиль. «Последняя песня»

Вс.Н.Лобода «Начало»

Б.Л.Васильев

Рассказ «Экспонат №...». Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании

В.М.Шукшин

 Рассказ «Микроскоп». Теория литературы: способы создания характера.

Русские поэты 20 века о России

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»

Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга».

Внеклассное чтение (1ч.)

Контрольное тестирование (1ч.)

Зарубежная литература

У. Шекспир. Сонеты

Р. Бернс. Стихотворения «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно»

Мацуо Басе. Хокку.

Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ»

А. де Сент-Экзюпери

Повесть  «Планета людей», «Линия», сказка «Маленький принц» — по выбору.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Я.Купала

Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

Итоговый урок .Рекомендации по летнему чтению

Формы и средства контроля

Разделы программы

Тестирование

Классное сочинение

Домашнее сочинение

Из древнерусской литературы

 Сочинение по произведениям древнерусской литературы

Урок № 7

Из литературы 18 века

 

Из литературы 19 века

Контрольное тестирование по произведениям писателей 19 века (1 полугодие). Урок № 40

1)Классное сочинение по по творчеству А. С. Пушкина (2ч). Уроки №16-17

3) Сочинение по сказу Н. С. Лескова «Левша» (2ч). Уроки №35-36

1) сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про... купца Калашникова». Урок № 20

Из литературы 20 века

Итоговое контрольное тестирование. Урок №69  

Сочинение по повести  М. Горького «Детство»(2ч). Уроки № 44-45

Всего

2

4

1

Учебно-методические средства обучения

Литература

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители:  Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. АА. Чалмаев. – М.: «Русское слово», 2009.

2. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

3. Соловьева Ф. Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс»: методическое пособие. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

4. Уроки внеклассного чтения: Сост. Картавцева М. И. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

5.  Козак О. Н. Литературные викторины. – С.- Петербург, 1999

6. Чехов в школе: Книга для учителя / авт.-сост. И. Ю. Бурдина. – М.: Дрофа, 2001.

7. Королькова А. В., Ломов А. Г., Тихонов А. Н. Словарь афоризмов русских писателей. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2005

Печатные пособия

1. Репродукции картин, иллюстрации к произведениям.

2. Словари по русскому языку.

3. Портреты поэтов и писателей

Электронные пособия

1.  В помощь школе. Коллекция  экранизаций.

2. А. С. Пушкин. Экранизации: коллекционное издание.

3. Николай Гоголь. Экранизации: коллекционное издание.

Приложение № 1.

Полугодовая контрольная работа. Урок № 40

1.Назовите жанры устного народного творчества, приведите примеры.

2.Дайте определение жанру «былина».

3.Когда появилась древнерусская литература?

4. Назовите основные жанры древнерусской литературы.

5. Определите основную мысль «Повести о Петре и Февронии Муромских».

6. Назовите основные достижения (разработки) М.В.Ломоносова в литературе.

7.Назовите произведения А.С. Пушкина, посвященные историческим событиям.

8. Какому историческому событию посвящена поэма «Полтава»?

9. Какой любимый исторический герой А.С.Пушкина?

10. Какие возможности открывала перед Россией победа в Полтавской битве?

11.Как называется двухсложный стихотворный размер с ударением на:

1 вариант: первом слоге; 2 вариант: втором слоге?

12.Какое жизненное событие оставило неизгладимый след в судьбе М.Ю.Лермонтова?

13.Определите основную мысль «Песни про царя Ивана Васильевича…»

14.Определите стихотворный размер стихотворения «Молитва».

15. Дайте определение художественному приему «олицетворение», приведите пример этого тропа из стихотворения «Молитва».

16. Определите тип рифмы:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

17.Какому историческому событию посвящена повесть «Тарас Бульба»?

18. Какой основной прием лежит в основе сказок Салтыкова-Щедрина?

19. Какой подзаголовок носит рассказ Н. с. Лескова «Левша»?

20. Дайте характеристику литературному герою:

1вариант: Остапу;                                             2 вариант: Андрию.

Итоговое контрольное тестирование. Урок №69

Вариант 1

1. Жанр народного творчества, о котором Горький сказал: «В простоте слова – самая великая мудрость… всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги», – это:

1) былины;               2) пословицы и поговорки;     3) сказки.

2. Автор строк: «Что имеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…     Леность ведь мать всему дурному…  Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее»:

  1. М.В.Ломоносов;     2) Владимир Мономах;            3)А.С.Пушкин.

3. «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина является:

1)самостоятельным литературным произведением;

2)поэтическим пересказом древнего текста;

3)стилизацией фольклорного произведения.

4. В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?

1) поэма «Полтава»     2)«Песнь о вещем Олеге»

3)Повесть «Станционный смотритель»

5.В поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого Купца Калашникова» раскрыта тема:

1) любви          2) исторического прошлого России      3) народа

6. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…» написано в плане:

  1. лиро-эпическом;         2) эпическом;        3) лирическом.

7. Купец Калашников защищает:

1) красоту своей жены;         2) свою честь и честь жены;

3) честь имени, семьи, рода.

8. Описание генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»- это:

1) юмор;          2) ирония;            3) сатира.

9. При создании образов генералов автор пользуется:

1) гиперболой;           2) антитезой;         3) метафорой.

10. Жанр произведения М.Горького «Детство»:

  1. очерк;                  2) рассказ;       3) повесть.

11. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?

  1. Г.Р.Державин       2)А.С.Пушкин     3)И.С.Тургенев     4)Н.В.Гоголь

12. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?

1) война с Наполеоном 1812г.;    2) восстание декабристов;  

 3) отмена крепостного права

13. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?

  1) повесть;           2) стихотворение;     3)   сказки

14. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»?

1) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи;

2) о двуличном чиновнике (полицейском)

15. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…»    О ком написаны эти строки?

1) Л.Н.Толстой;    2) И.А.Бунин;            3) М.Горький

16. Кто из перечисленных ниже поэтов в своем творчестве уделял большое внимание теме Великой Отечественной войны?

1) С.А.Есенин;        2) В.В.Маяковский;        3)А.Т.Твардовский

17. В каком стихотворении В.В.Маяковского мы встретим строки:  

Светить всегда,
   светить везде,
   до дней последних донца,
   светить – и никаких гвоздей!
  Вот лозунг мой -
  и солнца.

1) «Хорошее отношение к лошадям»

2) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

18. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:

1) о себе и своих переживаниях;    2) о брате и его переживаниях;   3)о друзьях

19. Композиция – это:

  1. эпизод литературного произведения
  2. организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения
  3. столкновение персонажей

   

ВАРИАНТ 2

1. Дайте определение понятию юмор.      

2. Назовите фамилию и инициалы  писателя (поэта), который  жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.

А)  М. Е. Салтыков-Щедрин                              В) М.В.Ломоносов

Б) Д.И.Фонвизин                                                 Г) Г.Р. Державин

 3. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

А я без Волги просто не могу…            Она меня радушно принимает,

Как хорошо малиновою ранью              с чем ни приду – с обидой иль бедой…

Прийти и посидеть на берегу,               И всё она, наверно, понимает,

И помолчать вблизи её молчанья.         Коль грусть моя уносится водой.

                                                                                                                А.Д.Дементьев

А) метафоры                                  Г) инверсия

Б) олицетворения                          Д) градация

В) сравнения                                  Е) эпитеты

4. Угадайте героя художественного произведения.  Назовите само произведение и его автора.

Гладкий. голый, как из бани,                               Под горой в штабной избушке,

Встал, шатаясь тяжело.                                        Парня тотчас на кровать

Ни зубами, ни губами                                           Положили для просушки,

Не работает – свело.                                             Стали спиртом растирать.

Подхватили, обвязали,                                         Растирали. Растирали…

Дали валенки с ноги.                                            Вдруг он молвит, как во сне:

Пригрозили, приказали –                                  _ Доктор, доктор, а нельзя ли

Можешь, нет ли, а беги.                                      Изнутри погреться мне,

                                                                               Чтоб не всё на кожу тратить?

5. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам  понравилось больше всего и почему?

6. Кто из героев НЕ является  персонажем произведения И.А. Бунина «Кукушка»:

А) Коля и Митя      Б) барин         В) Варвара         Г) приказчик

7. Какое слово, знакомое нам по литературе 18 века, в словаре В.И. Даля определяется как человек , не достигший полных лет, невзрослый, невозмужалый?

ВАРИАНТ  3

1.Дайте определение понятию сонет.

2. Назовите фамилию и инициалы  писателя (поэта), который жил и творил в XIX веке, за свою недолгую жизнь создал великое множество художественных произведений, работал практически во всех жанрах литературы: писал стихи, поэмы, романы, повести, драматические произведения. Закончил Царско-Сельский лицей, был дружен с декабристами. К сожалению, прожил всего 38 лет.

а) М.Ю. Лермонтов                         в) И.С.Тургенев

б) А.С. Пушкин                                г) А.П.Чехов

3. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

Догорел апрельский тёплый вечер,                  Но свежее пахнет зеленями

По лугам холодный сумрак лёг.                       Молодой озябший чернозём,

Спят грачи; далёкий шум потока                     И струится чаще над полями

В темноте таинственно заглох.                        Звёздный свет в молчании ночном.

                                                                                                                             И.А.Бунин

А) метафоры                                  Г) инверсия

Б) олицетворения                          Д) градация

В) сравнения                                  Е) эпитеты

4. Угадайте героя художественного произведения.  Назовите само произведение и его автора.

Каждое утро – зимою и осенью ещё затемно – она шла на Савеловский вокзал, где работала сцепщиком вагонов, и каждый вечер – зимой и осенью затемно – возвращалась домой. Вообще-то до войны она работала счетоводом, но в сорок первом на железной дороге не хватало людей, и она пошла туда добровольно да так потом и осталась. Там давали рабочую карточку, кое-какой паёк, а за усталой, рано сутулившейся спиной стояла коммуналка, из которой никто не уехал и осень сорок первого. И мужчин не было, а дети были, и она отдавала всю свою железнодорожную надбавку и половину рабочей карточки.

5. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам  понравилось больше всего и почему?

6.Кто не является героем произведения М. Горького «Детство»:

А) Цыганок

Б) дядья Яков и Михаил

В) Варвара

Г) Данко

7. Какая фамилия была у Митрофанушки, персонажа комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

ВАРИАНТ  4

1.Дайте определение понятию рецензия.

2. Назовите фамилию и инициалы  писателя (поэта), который прожил долгую плодотворную жизнь, за 82  года жизни им было создано множество художественных произведений, среди которых «Севастопольские рассказы».

а) А.И. Куприн                         в) Н.В.Гоголь

б) М.И.Пришвин                      г) Л.Н.Толстой

3. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

Зреет рожь над жаркой нивой,                             Робко месяц смотрит в очи,

И от нивы и до нивы                                             Изумлён, что день не минул,

Гонит ветер прихотливый                                    Но широко в область ночи

Золотые переливы.                                               День объятия раскинул.

                                                                                                                А.А.Фет

А) метафоры                                  Г) инверсия

Б) олицетворения                          Д) градация

В) сравнения                                  Е) эпитеты

4. Угадайте героя художественного произведения.  Назовите само произведение и его автора.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки  расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри - через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

5. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам  понравилось больше всего и почему?

6. Кто не является героем произведения Б. Васильева  «Экспонат №….»:

А) Римма

Б) Анна Федотовна

В) Игорь Иванович Силантьев

Г) Алмазов Николай Евграфович

7.Какое название Л.Н. Толстой и М. Горький дали первым частям своих автобиографических трилогий?

ВАРИАНТ  5

1.Дайте определение понятию антитеза.

2. Назовите имя известного английского драматурга и поэта, жившего в начале XVII  века, являющегося автором бессмертных трагедий «Ромео и Джульетта», «Гамлет».

А) А.Конан Дойл                                             В)Уильям Шекспир

Б) Р.Льюис Стивенсон                                    Г) Роберт Бёрнс

3. Какие из перечисленных изобразительно-выразительных средств использованы в стихотворении?

Славная осень! Здоровый, ядрёный                                 Около леса, как в мягкой постели,

Воздух усталые силы бодрит;                                           Выспаться можно – покой и простор!

Лёд неокрепший на речке студёной                                 Листья поблёкнуть ещё не успели,

Словно как тающий сахар лежит;                                    Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

                                                                                                                                       Н.А.Некрасов

А) метафоры                                  Г) инверсия

Б) олицетворения                          Д) градация

В) сравнения                                  Е) эпитеты

4. Угадайте героя художественного произведения.  Назовите само произведение и его автора.

Он лежал на кушетке в красном халате; по правую руку от него была подставка  для трубок, а по левую – груда  помятых утренних газет, которые он, видимо, только что просматривал. Рядом с кушеткой стоял стул, на его спинке висела сильно поношенная, потерявшая вид фетровая шляпа.

 Он, должно быть, очень внимательно изучал эту шляпу, так как тут же, на сиденье стула , лежали пинцет и лупа.

5. Какое из прочитанных в прошедшем учебном году произведений вам  понравилось больше всего и почему?

6.  Кто не является героем произведения  А.И. Куприна «Куст сирени.»:

А) Алмазов

Б) Вера

В) Хорошее Дело

Г) профессор

7.Благодаря какому детскому поэту в нашей стране стали широко известны стихи Роберта Бернса?

Приложение № 2.

Темы сочинений

Урок № 7. Сочинение по древнерусской литературе

1. В чем особенности изображения героя (человека) в древнерусской литературе?

Урок № 16-17 Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

1. Какими предстают ПётрI и Карл XII в поэме А. С. Пушкина «Полтава»?

Уроки №  35-36. Сочинение по сказу Н. С. Лескова «Левша»

1. В чем особенности народного характера в сказе Н. С. Лескова «Левша»?

2. Тема Родины в сказе Н. С. Лескова «Левша».

3. Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова «Левша».

4. «Русь, рождающая умельцев» (по сказу Н. С. Лескова «Левша»).

Уроки № 44-45. Сочинение по повести  М. Горького «Детство».

1. Образ бабушки в повести М. Горького «Детство»

Урок № 20. Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про... купца Калашникова».

1. Фольклорные традиции в «Песне…про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

2. Изображение эпохи Ивана Грозного в поэме  М. Ю. Лермонтова «Песня…про купца Калашникова».

3. Поединок чести и бесчестия в поэме  М. Ю. Лермонтова «Песня…про купца Калашникова».

4. Любовь и честь в поэме  М. Ю. Лермонтова «Песня…про купца Калашникова».

5. Кто в «Песне…про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова является настоящим героем и почему?

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литература».

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

1

Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательной школы (авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: «Русское слово», 2011. 

д

Имеется 100

2

Базовый учебник литературы 8 класса: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

к

            100

3

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

к

             100

4

Портреты поэтов и писателей

к

100

5

Комплект словарей и справочников по русскому языку для основной школы

к

        Имеется 100

6

Универсальный портативный компьютер

д

Имеется в кабинете информатики 100

7

Портативный компьютер ученика

д

     Имеется в кабинете информатики      

8

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

д

Имеется в кабинете информатики 100

9

Универсальный настольный компьютер

к

       Имеется в кабинете информатики  Имеются 100

10

Цифровой проектор

д

    Имеется в кабинете информатики    100

11

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

к

Имеется в кабинете информатики 100

12

Экран на штативе

к

        Имеется в кабинете информатики  100

13

Акустическая система

д

В кабинете начальных классов 100

14

Принтер лазерный цветной формата А4

к

В сельской библиотеке 100

15

Сканер маркерной доски

к

Имеется в кабинете информатики 100

16

Документ-сканер

к

Имеется в кабинете информатики 100

17

Сетевой фильтр-удлинитель

к

Имеется в кабинете информатики 100

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

18

Операционные системы

к

Имеется в кабинете информатики  100

19

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

к

 Имеется в кабинете информатики 100

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

       

20

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

к

    Имеется в кабинете информатики  100

21

Инструмент учителя для создания тестов

к

 Имеется в кабинете информатики  100

ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

22

Словари

д

          Имеются 100

23

Энциклопедия

д

        Имеется 100

24

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

д

         Имеется 100

ЛИТЕРАТУРА // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по литературе

25

Учебно-методические комплексы по литературе

к

         Имеются 100

26

Иллюстрации по русскому языку

д

         Имеются 100

27

Галерея портретов поэтов и писателей

д

        Имеются 100

 Интернет-ресурсы

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и          фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

Интернет-ресурсы

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и                фольклор».

 www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...