«Готовимся к конкурсному чтению. Памятка для учителя»
статья по литературе на тему

(Текст доклада на Районных педагогических чтениях «Формирование и развитие основ читательских умений и речевой деятельности учащихся» и Республиканском форуме учителей и преподавателей русского языка и литературы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx28.99 КБ
Файл buklet_pamyatka.docx45.7 КБ
Файл prezentatsiya_pedagogicheskie_chteniya.pptx605.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Готовимся к конкурсному чтению. Памятка для учителя»

(Текст доклада на Районных педагогических чтениях «Формирование и развитие основ читательских умений и речевой деятельности учащихся»
и Республиканском форуме учителей и преподавателей
русского языка и литературы)

Автор: Митюнина А.И.,

учитель русского языка и литературы

МОУ "СОШ" пст. Визиндор

2015


Одним из требований ФГОС (нового образовательного стандарта) является развитие личности, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Поэтому современная система образования все больше внимания уделяет развитию таланта через участие в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Каждая форма предполагает создание конкурентной атмосферы, которая способствует выявлению одаренных детей.

Сегодня я хочу остановиться на конкурсе чтецов. Он во все времена позволял демонстрировать навыки выразительного чтения художественного произведения.

Выразительное чтение является одним из способов развития речи на уроках русского языка и литературы. Оно вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. и было связано с театральным искусством.

Сам же термин «выразительное чтение» получил распространение в середине 19 века и как «декламация» и «художественное чтение» обозначал искусство и предмет обучения этому искусству детей. (Педагогический энциклопедический словарь)

Таким образом, выразительное чтение предполагает определенный уровень овладения профессиональным мастерством и техникой. А мы, учителя, должны стараться соответствовать этому уровню.

Из истории мы знаем, что в старые времена искусство выразительного чтения имело государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. А текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. Это правило №1.

Правило №1. Образец чтения произведения должен дать учитель (при условии, что он сам владеет техникой выразительного чтения).

Правило №2. Одним из профессиональных качеств учителя должно быть умение выразительно читать художественные произведения и владение методикой обучения выразительному чтению.

Сегодня учителя не испытывают недостатка в методической литературе. Существует великое множество работ: статей, сборников и книг, которые помогут раскрыть молодому педагогу все тайны обучения выразительному чтению.

У психологов есть понятие «одаренный» и «неодаренный» ребенок. Предварительно никто не может судить об одаренности ребенка. Здесь необязательно говорить об анатомо-физиологических особенностях человека. Просто каждый учитель должен знать, что любой талант, любая способность развивается в результате деятельности, упражнений. Поэтому обучать выразительному чтению и можно, и необходимо всех детей. Даже самого «неодаренного», считают психологи, мы не имеем права не вовлечь в занятия выразительным чтением, потому что работа по выразительному чтению будет способствовать общему совершенствованию речи.

Наша задача: научить детей выразительному чтению и предоставить возможность каждому продемонстрировать свои способности. Это правило №3.

Правило №3. Задача учителя: научить детей выразительному чтению и предоставить возможность каждому продемонстрировать свои способности. 

У каждого учителя много возможностей и времени для того, чтобы прослушать каждого ребенка и понять, кто способен на большее, чем просто чтение произведения в классе.

Таких детей можно выводить на другой уровень и предложить им продемонстрировать свои способности на тематических линейках и вечерах, литературно-музыкальных композициях, концертах. А в награду за труд и мастерство будет участие в конкурсе художественного чтения.

 Отсюда правило № 4.

Правило №4. Выставлять на конкурс чтецов, способных ярко, живо и конкретно представить содержание читаемого произведения.

Учитель, готовящий ребенка к участию в конкурсе, должен понимать, что участие в нем начинается для него с положения о конкурсе, поэтому следующее правило: познакомиться с положением о конкурсе.

Правило №5. Внимательно изучить положение о конкурсе.


Работа по содержанию конкурса начинается с выбора художественного произведения. Это очень ответственный момент, при котором необходимо учитывать условия данного мероприятия. От того, какое произведение будет выбрано учителем или учеником,  зависит результат.

Опыт подсказывает, что тексты для декламации учащимся выбирать должен учитель. Как правило, на это уходит много времени, потому что у данного этапа есть своя особенность: необходимо выбирать произведение в зависимости от темперамента ребенка и его типажа.

Правило №6. Текст должен соответствовать темпераменту и характерным особенностям внешности.

От этого зависит способность создать необходимый сценический образ. При выборе произведения мы должны придерживаться 7 правилу.

Правило №7. Произведение должно соответствовать возрастным и физиологическим особенностям конкурсанта.

Очень трудно воспринимается зрителем текст, который не соответствует возрасту и полу исполнителя. Поэтому такие прочтения заранее обречены на провал.

Для качественного и успешного выступления необходима тщательная подготовка. Чтобы перевоплотиться на сцене в образ рассказчика и проявить настоящий актерский талант необходимо следовать 8 правилу. Это самое главное правило сцены. Дети - не актеры, они не умеют еще импровизировать. Значит, должны знать текст наизусть.

Правило №8. Самое главное правило сцены: знание текста наизусть.

Для овладения основами искусства художественного чтения необходимо познакомить детей со специальными выразительными средствами. С их помощью можно точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведение.

Они делятся на две группы: вербальные (речь: интонация и ее компоненты) и невербальные, еще их называют выразительными средствами театра (мимика, поза и жесты). Они делятся на экспрессивно-мимические и предметные. Речь как ведущее средство, позволяет передать все богатство содержания. Речевые средства подкрепляются невербальными. Они дают дополнительную информацию от чтеца и обогащают саму речь. Если вербальные средства (интонацию, ударение, паузу, ритм, мелодику) мы отрабатываем на уроках, то  невербальным средствам (поза, жесты, мимика) предстоит учиться на репетициях. Хорошо, если в школе есть кружок или преподается предмет, например, риторика или культура речи.

Отсюда правило № 9.

Правило №9. Познакомить с невербальными средствами и показать, что поза, жест, мимика в разумных пределах  делают содержание произведения более понятным и впечатляющим.

Нельзя забывать, когда готовишь конкурсанта о внешнем виде. На языке театралов это называется "сценическая культура". Костюм участника должен соответствовать образу и теме произведения. К сожалению, на многих конкурсах можно наблюдать небрежное отношение к одежде, к прическе участников.

Любой уважающий себя учредитель конкурса не допустит подобного отношения к мероприятию. В жюри сидят компетентные люди и не позволят, чтобы такой участник стал победителем. Ответственность за это несет педагог, который готовит учащегося к конкурсу, поэтому его задача: позаботиться о "сценической культуре" участника.

Правило №10. Задача учителя: позаботиться о «сценической культуре» участника.

Из опыта: очень важно и полезно подключать в этот процесс родителей (костюм и прическа требуют материальных затрат). А самое главное - участие родителей  в подготовке и проведении конкурса как важнейшего показателя установления доверительного делового контакта между семьёй и школой. Родители сами становятся заинтересованными в участии детей в конкурсах, учат стихи, приходят поддержать своих детей.

Практически в каждом положении о конкурсе есть временные рамки выступающего. Задача учителя состоит в том, чтобы в них уложиться.

Правило №11. Строго следовать регламенту выступления.

Своих воспитанников учитель всегда должен сопровождать на конкурсы сам. Во время подготовки к мероприятию мы с детьми становимся небольшой семьей, поэтому они должны чувствовать психологическую и эмоциональную поддержку педагога. Учитель должен быть радом, чтобы подсказать текст, в случае, если учащийся забыл его. Очень больно видеть ребенка, которому вовремя не оказана помощь. Часто это заканчивается слезами, истерикой. Еще раз хочется напомнить, что мы - педагоги, если уж взялись за подготовку конкурсанта, несем огромную ответственность за детей.

Во время подготовки к конкурсу можно продумать декорации, музыкальное сопровождение, при условии, что они уместны. И очень осторожно надо относиться к презентациям. Чаще они мешают увидеть сценический образ, ради которого мы все проводим такую огромную работу. Но это мое субъективное мнение. Поэтому в данной ситуации каждый волен поступать, как считает нужным. Отсюда правило № 12.

Правило №12. Уместное использование декораций, музыкального сопровождения.

Выполнение поставленных задач (соблюдение всех правил) дает возможность создать главную связь (общение) конкурсанта со зрителем. Это возможно, когда участник действует словом, а не проговаривает текст. А действовать словом - значит точно знать, для чего, с какой целью говоришь.

Но и самое главное, что отвечает запросам нового образовательного стандарта.

В процессе художественного чтения формируются нравственные, эстетические чувства и отношения, развивается внимание, память, воображение, фантазия. Выразительные средства способствуют гармоничному развитию личности, благодаря им человек раскрепощается: начинает познавать себя, учится владеть своим дыханием, голосом, выражать четко и точно свои мысли, управлять движениями своего тела. Появляется настойчивость и желание строить работу по системе, считаться со временем и с опытом взрослого человека. Все это поможет в дальнейшей жизни общаться с окружающими людьми.



Предварительный просмотр:

Выразительное чтение вошло в практику русской школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. и было связано с театральным искусством.

Сам же термин «выразительное чтение» получил распространение в середине 19 века и как «декламация» и «художественное чтение» обозначал искусство и предмет обучения этому искусству детей.

В старые времена искусство выразительного чтения имело государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. А текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. (Из истории выразительного чтения).

Таким образом, выразительное чтение предполагает определенный уровень овладения профессиональным мастерством и техникой.

пст. Визиндор, 2015 

ГОТОВИМСЯ К
КОНКУРСНОМУ ЧТЕНИЮ
.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Митюнина Анжела Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ»

Правило №1. 

Образец чтения произведения должен дать учитель (при условии, что он сам владеет техникой выразительного чтения).

Правило №2.

Одним из профессиональных качеств учителя должно быть умение выразительно читать художественные произведения и владение методикой обучения выразительному чтению.

Правило №3. 

Задача учителя: научить детей выразительному чтению и предоставить возможность каждому продемонстрировать свои способности. 

Правило №4. 

Выставлять на конкурс чтецов, способных ярко, живо и конкретно представить содержание читаемого произведения.

Правило № 5.

Внимательно изучить положение о конкурсе.

Правило №6.

Текст должен соответствовать темпераменту и характерным особенностям внешности.

Правило №7.

Произведение должно соответствовать возрастным и физиологическим особенностям конкурсанта.

Правило № 8. 

Самое главное правило сцены: знание текста наизусть.

Правило № 9. 

Познакомить с невербальными средствами и показать, что поза, жест, мимика в разумных пределах делают содержание произведения более понятным и впечатляющим.

Правило №10. 

Задача учителя: позаботиться о "сценической культуре" участника. 

Правило №11.

Строго следовать регламенту выступления.

Правило № 12.

Уместное использование декораций, музыкального сопровождения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОТОВИМСЯ К КОНКУРСНОМУ ЧТЕНИЮ ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Митюнина Анжела Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» пст. Визиндор , 2015

Слайд 2

Правило №1 Образец чтения произведения должен дать учитель (при условии, что он сам владеет техникой выразительного чтения)

Слайд 3

Правило №2 Профессиональные качества учителя : умение выразительно читать художественные произведения владение методикой обучения выразительному чтению

Слайд 4

Правило №3 Задача учителя : научить детей выразительному чтению и предоставить возможность каждому продемонстрировать свои способности

Слайд 5

Правило №4 Выставлять на конкурс чтецов, способных ярко, живо и конкретно представить содержание читаемого произведения

Слайд 6

Правило №5 Внимательно изучить положение о конкурсе

Слайд 7

Правило №6 Текст должен соответствовать темпераменту и характерным особенностям внешности участника конкурса

Слайд 8

Правило №7 Произведение должно соответствовать возрастным и физиологическим особенностям конкурсанта

Слайд 9

Правило №8 Самое главное правило сцены: знание текста наизусть

Слайд 10

Правило №9 Познакомить конкурсанта с невербальными средствами и показать, что поза, жест, мимика в разумных пределах делают содержание произведения более понятным и впечатляющим

Слайд 11

Правило №10 Позаботиться о сценической культуре участника

Слайд 12

Правило №11 Строго следовать регламенту выступления

Слайд 13

Правило № 12 Уместное использование декораций , музыкального сопровождения

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические ошибки на письме и чтении. Памятка для учителей.

В данной памятке для учителей начальных классов и русского языка, для начинающих учителей-логопедов и родителей представлен перечень специфических ошибок, допускаемых обучающимися в письменной речи....

Конкурсное задание "Эссе" "Я учитель" Конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"

Конкурсное задание "Эссе" "Я учитель" Конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

"Учитель года Кубани - 2017 " Конкурсное задание – эссе «Я - учитель». Кубаян

Эссе "Я - учитель" расскрывает мою мировоззренческую и философскую позицию, широту взгляда на профессию.........

Учитель года 2017, конкурсное задание «ЭССЕ». Я - учитель.

Разными путями приходят в школу учителя, и также по-разному складываются их школьные судьбы... Кто-то с детства видит в этом свое предназначение и стремится к этой цели изначально, а кто-то приходит с...

Конкурсное задание эссе "Я - учитель" к муниципальному конкурсу "Учитель года 2018 г." 31.01.18

Эссеучителя физической культуры МБОУ «СОШ п. Нивенское»«Я – учитель»...

Эссе на тему "Я - Учитель!", конкурсный материал участника конкурса "Учитель года 2020 г."

Участие в конкурсе "Учитель года 2020 г". Эссе натему : "Я - Учитель!...