РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Твое выпускное сочинение»
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

Введение итогового сочинения (изложения) с 2014/2015 учебного года для выпускников призвано содействовать формированию самосознания учащихся, развитию их речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

 К сожалению, в школьном курсе литературы недостаточно времени на формирование у обучающихся коммуникативных компетенций для подготовки к итоговой работе. Поэтому предлагаемый элективный курс «Твое выпускное сочинение» позволит решить задачу формирования у обучающихся творческих способностей к созданию собственного высказывания (сочинения) в соответствии с выбранной темой и аргументированным привлечением литературных произведений. В этом состоит специфика данной программы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenieelektiv.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Твое выпускное сочинение»

Программу составили:

Кондрашова Т.Н.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории ГБОУ СОШ № 9

г.Кинеля г.о.Кинель Самарской области

Полынская И.Е.,

учитель русского языка и литературы

высшей категории ГБОУ СОШ № 8

п.г.т.Алексеевка г.о.Кинель Самарской области

Пояснительная записка

Введение итогового сочинения (изложения) с 2014/2015 учебного года для выпускников призвано содействовать формированию самосознания учащихся, развитию их речевой и читательской культуры. Как итоговое сочинение, так и изложение являются допуском к государственной итоговой аттестации в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604). Данный Приказ служит реализации Послания  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 года во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. № 2699.

Предложенные формы итоговой работы позволят «выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы».

Результаты итогового сочинения (изложения) - "зачет" или "незачет" - станут основанием для принятия решения о допуске к ГИА. Кроме того, выпускное сочинение является формой индивидуальных достижений абитуриентов (вуз имеет право добавить за сочинение до 10 баллов к результатам ЕГЭ).

Как «вид письменной школьной работы» (С.И.Ожегов) сочинение давно присутствует в школьной программе, причем оно должно представлять собой «изложение своих мыслей, знаний на заданную тему». Но в сложившейся ситуации одно из важнейших мест в системе образования занимают подготовка к сочинению, выбор, анализ и интерпретация учеником прочитанных художественных произведений, написание работы, оценка её  учителем, самооценка школьника.

Разработаны тематические направления итогового сочинения. В их рамках предлагаются конкретные темы сочинений (они станут известны выпускникам в день проведения работы), раскрытие которых предполагает обязательную опору на произведения русской и мировой литературы.

 «Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто широту кругозора старшеклассников, не только ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях». 

К сожалению, в школьном курсе литературы недостаточно времени на формирование у обучающихся коммуникативных компетенций для подготовки к итоговой работе. Поэтому предлагаемый элективный курс «Твое выпускное сочинение» позволит решить задачу формирования у обучающихся творческих способностей к созданию собственного высказывания (сочинения) в соответствии с выбранной темой и аргументированным привлечением литературных произведений. В этом состоит специфика данной программы.

Кроме того, данный курс поможет учащимся при написании работ конкурсных сочинений, например, Всероссийский конкурс сочинений.

Информация о данной форме промежуточной аттестации содержится в следующих документах и материалах:

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» № 923 от 05.08.2014 г. (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2014 г., регистрационный № 33604);

- Информационное письмо Минобрнауки России «Об итоговом сочинении (изложении)» от 26.08.2014 г. № НТ-904/08;  организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения);

- инструктивные материалы по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) в образовательных организациях.

Целью курса является формирование умения создавать в условиях ограниченного времени собственный текст, отражающий точку зрения обучающегося, аргументировать свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по выбору, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест; совершенствование умения использовать теоретико-литературные понятия и термины для анализа художественных произведений в их связи с конкретными темами сочинений.

Задачи:

- систематизация и обобщение имеющихся знаний у старшеклассников по литературе, их актуализация, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

- формирование умения самостоятельно работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей;

- совершенствование и развитие умения понимать прочитанное, самостоятельно анализировать общее содержание текстов  разных авторов;

- совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое восприятие поставленных в теме проблем, свою оценку фактов и явлений;

- формирование и развитие умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- совершенствование и развитие умения конструировать письменное высказывание, навыков устной и письменной речи;

- развитие интеллектуальных умений, речевой культуры учащихся, их творческих способностей;

- совершенствовать и развивать устойчивые навыки грамотного письма.

Планируемые образовательные результаты

Результатом изучения элективного курса «Твое выпускное сочинение» должно стать умение выбирать необходимый материал для работы над сочинением; овладение навыками обобщать, сопоставлять, сравнивать,  навыками работы со справочным материалом; овладение коммуникативными навыками, языковыми средствами; умение оценивать свои творческие работы с точки зрения их речевой грамотности, композиционной стройности, тематического соответствия.

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся

В процессе работы по темам электива учащиеся будут выполнять письменные работы по предложенным темам. Так как  итоговое сочинение предполагает Зачёт/Незачёт, то и на занятиях данного цикла за работы выставляется Зачёт/Незачёт.

Содержание курса

  1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования. Основные требования к сочинению

  2. Критерий № 1 «Соответствие теме».  Тематические направления. «Вечные» темы в литературе. Выбор темы сочинения: осмысление, раскрытие.

  3. Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
  4. Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению по литературе.
  5. Критерий № 3 «Композиция». Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Основная часть: рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. Заключительная часть сочинения.

  6. Критерий № 4 «Качество речи». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений.

  7. Критерий № 5 «Грамотность». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений.

  8. Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, его анализ.

Программа рассчитана на 34 часа в 10 классе, т.е. по 1 часу в неделю. Данный элективный курс может быть рекомендован для классов любого профиля. Домашнее задание, чтобы не увеличивать школьную нагрузку десятиклассников, элективный курс не предусматривает.

Тематическое планирование курса

№ п/п

№ в теме

Тема занятия

Вид деятельности обучающихся

Дата план

Дата факт

1

1

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего  образования. Основные требования к сочинению.

Слушание лекции учителя и её запись, знакомство с таблицей критериев

2

1-5

Критерий № 1 «Соответствие теме».  Тематические направления. «Вечные» темы в литературе. Выбор темы сочинения, осмысление, раскрытие

Слушание лекции учителя и её запись, анализ формулировок направлений и примерных тем сочинений

3

1-10

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению

Отбор и систематизация фактического материала, подбор аргументов для доказательства  утверждения, подбор произведений,  составление таблицы по направлениям; совершенствование написанного текста сочинения

4

1-2

Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к сочинению по литературе

Составление таблицы терминов, необходимых для анализа произведений в сочинении

5

1-10

Критерий № 3 «Композиция». Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Основная часть: рассуждение-доказательство, рассуждение-опровержение. Заключительная часть сочинения

Составление плана сочинения, подбор и систематизация рабочих материалов для сочинения, обучение логичному выстраиванию подтем для раскрытия темы;  совершенствование написанного текста сочинения

6

1-2

Критерий № 4 «Качество речи». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений.

Подбор лексики для использования в тексте сочинения из ряда эмоционально-экспрессивных, оценочных средств наиболее подходящие для данной речевой ситуации

7

1-2

Критерий № 5 «Грамотность». Типичные ошибки и недочеты в написании сочинений.

Совершенствование  написанного текста сочинения

8

1-2

Стилистика сочинения. Редактирование и рецензирование, его анализ

Совершенствование  написанного текста сочинения

Литература

  1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М., 1986.
  2. Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение. - М., 1986.
  3. Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.
  4. Алексеева Т.В. Сочинение: теория и практика. Материалы для самоподготовки. Спецкурс в старших классах. - СПб: Паритет, 2003.
  5. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. — М., 1997. 
  6. Бойко М.И. Сочинение по литературе в средней школе. - Киев: Радяньска школа, 1973.
  7. Воронкевич С.А. Как писать вступительное сочинение. – М., 1993.
  8. Вялкова Г.М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10 – 11 класс. - Волгоград: Учитель, 2006 г.
  9. Геймбух Е.Ю. Сочинение: Просто? Сложно? Попробуй написать. - М., 2001.
  10. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962. 
  11. Грекова Е.В.  Методические указания по работе над сочинениями. - М., 1985.
  12. Грекова Е.В. Алгоритм сочинения//Пособие для абитуриентов и школьников,  или  как научиться писать сочинение без репетитора и шпаргалки. - М., 1995.
  13. Гринина-3емсковa A.M. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). — М., 1977.
  14. Гринина-Земскова А.М.  Сочинению надо учить // Вопросы теории и практики. - Волгоград, 1970.
  15. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям разных жанров //В помощь руководителям факультативов. - Волгоград, 1969.
  16. Дегожская А.С. Сочинение в 5-8 классе. Пособие для учителя. - М.-Л., Просвещение, 1965.
  17. Дубинская  М.С. Обучение сочинениям на литературную тему. - Киев,1988.
  18. Егорова А.А. Как написать сочинение на «5». – Ростов-на-Дону, 1997.
  19. Жирова Т.В., Федченко В.В. Сочинение и изложение в 5-8 классах. - М., Феникс, 2005.
  20. Иванченко Н.И. Подготовка к выпускному экзамену по литературе. Уроки повторения русской классики в 11 классе. - М.: Просвещение, 2001.
  21. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – С.-П., 1998.
  22. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе.-  М., Школа-пресс, 1995.
  23. Как работать над сочинением//Методическое пособие к письменному экзамену по русскому языку и литературе. - Саратов, 1988.
  24. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М., 1997.
  25. Каменская Л.Я. Школьное сочинение по литературе. - М., Просвещение, 1994.
  26. Карисова Ж.М. Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература 10 класс. – Волгоград: Издательско-торговый дом «Корифей», 2005 г.
  27. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы// Русская словесность, 2002, № 8.
  28. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 класс. – М.: Дрофа, 2002.
  29. Китаев Н.Н. Критерии оценки ученических сочинений. - М., 1961.
  30. Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе // Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1980.
  31. Кременская И.К. Работа над сочинением. - М., 1986.
  32. Кременская И.К. Роль плана в сочинении//Русская речь. 1978. № 2.
  33. Крундышев А.А. Как работать над сочинением//Пособие для учащихся национальной школы. - СПб., 1992.
  34. Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М., 1987.
  35. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров». – М., 1986.
  36. Лейфман И.М. Экзаменационное сочинение. Сравнительно-сопоставительная характеристика персонажей. — М., 2006.
  37. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.
  38. Лиманд Т.В. С сочинением на ты. - «Школьная пресса», - М., 2001.
  39. Лион П.Э., Лион Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.; 1999.
  40. Литвинов В.В. Сочинения в старших классах средней школы. — М., 1975.
  41. Лосева Л.М. Как строится текст //Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1980.
  42. Майорова А.В. Письменные работы по литературе в 8 классе. - Рига, 1973.
  43. Малышева Л.М. «Пишем сочинения». - М., 1999.
  44. Малышева Л.М. Рифы и мифы вступительных экзаменов. - М., 1994.
  45. Меньшиков Т.В. Методика написания сочинения. – М.: Экзамен, 2003.
  46. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений  различных жанров»  (7-8 классы).  Пособие  для учителя//Составители Т.А. Ладыженская, Т.С. Зеркалова. - М., Просвещение, 1986.
  47. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. - М., Флинта: Наука, 1999.
  48. Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст: учебное пособие. - М., Флинта: Наука, 2004.
  49. Мещерякова. М.И Сочинение: Секреты успеха. -  М.: Рольф, 2002.
  50. Миловидова И. Всё о вступительном сочинении в вуз. - М., 1996.
  51. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. — М.: Просвещение, 1987.
  52. Мурашов А.А. Как сердцу высказать себя?//Диалог со школьником и абитуриентом накануне сочинения. - М., 1994.
  53. Нарушевич А.Г. Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе. Метод. рекомендации для образоват.организаций. — М.: Просвещение, 2015.
  54. Обернихина Т.А. Сочинение на литературную тему. Методическое пособие для учителя. - М., Аркти, 2000.
  55. Озеров Ю.А. «Раздумья перед сочинением». – М., 1990.
  56. Озеров Ю.А. Экзаменационные сочинения на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы. - М., Школа-пресс, 1994.
  57. Орлов Б.А. Как писать сочинения по литературе. Пособие для учащихся 8 класса. - М., Просвещение, 1977.
  58. Павлов И.П. Уроки обучающего сочинения в старших классах. — М., 1960.
  59. Пащук Н.  От анализа текста – к сочинению (приложение к газете  « Первое сентября»)
  60. Педчак . Е.П. Новые сочинения для выпускников и абитуриентов. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  61. Петрович В.Г. Как надо писать сочинение. 11 класс. - М.: Аквариум, 1998.
  62. Письменный и устный экзамен по литературе и русскому языку. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Под общей редакцией проф. В.Г. Маранцмана. — СПб: Специальная литература, 1996.
  63. Пожилова Л.В., Сафиуллин Я.Г. Как работать над сочинением. - Казань, 1978.
  64. Пустовалов П.С. Русская речь. 1974. № 4.
  65. Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1985.
  66. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля. - ( приложение к газете «Первое сентября»)
  67. Руденко И. Пишем сочинение – рассуждение по тексту художественно-публицистического стиля. - (приложение к газете «Первое сентября»
  68. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.
  69. Рыжова Н.В. «Как писать хорошее сочинение». – М., 1998.
  70. Серафимова В.Д. Практические материалы для подготовки к сочинениям, выпускным и вступительным экзаменам. Русские писатели XX и XXI вв.. – М., 2008
  71. Сочинение? Легко! 10—11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.организаций/[С.И.Красовская, М.И.Шутан, Е.А.Певак и др.]. — М.: Просвещение, 2015.
  72. Стефанский Е.К. Учимся писать сочинение по литературе. Пособие для абитуриентов и школьников. — Самара, 1996.
  73. Сураева Л.Ф. Как писать сочинения//В помощь старшеклассникам, абитуриентам и учителям литературы. - Иваново, 1993.
  74. Торкунова Т.В. Как писать сочинение. - М.: Айрис, 1996.
  75. Уртминцева М.Г. Сочинение на "отлично".- Н.Новгород: Русский купец, Братья славяне, 1996.
  76. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 класс. - М., Просвещение, 1991.
  77. Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс. - М., Просвещение, 1990.
  78. Шнейберг Л. Я., Кондаков И. В. От Горького до Солженицына. Пособие по литературе для поступающих в вузы. Изд. 2-е. – М., 1997.
  79. Шолохов Н.И. Сочинения учеников средней школы. Пособие для студентов и учителей. - Горький, 1977.
  80. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразоват.организаций. – М., 2015.
  81. Я иду на урок литературы: Готовимся к экзаменационному сочинению:11 класс: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001 г.

Интернет-ресурсы

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/
  2. Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка  http://www.gimn13.tl.ru/rus/
  3. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org/ook
  4. Сочинение11 http://sochinenie11.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"

Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....

Рабочая программа ориентационного курса "Твоя профессиональная карьера"для 8 классов

Программа имеет внешнюю рецензию (рецензент – зав. кафедрой общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного гуманитарного университета, кандидат педагогических наук, доцент Г.А.Петрова...

Программа элективного курса "Твоя Вселенная"

Цель данного элективного курса – значительно дополнить и углубить знания и представления учащихся о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел. Многие школьники проявляют большой ин...

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....

Программа элективного курса "Твое золотое слово". Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Этот курс будет интересен учащимся, которые не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать со...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА » ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование у...