Программа элективного курса "Твое золотое слово". Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Чухарева Анна Александровна

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Этот курс будет интересен учащимся, которые не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданную тему (например, заметка в газету, выступление в публицистическом стиле и т.д.). Этот курс будет интересен и тем учащимся, которые захотят продолжить обучение в 10-11 классах с последующей сдачей письменного экзамена (сочинения), а также ЕГЭ по русскому языку. Чтобы успешно выполнить задание части «С», необходимо умение анализировать текст и строить собственное высказывание по данному тексту. Практическая направленность данного курса – выход на итоговую аттестацию в 9, 11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_9_klass.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Твое золотое слово»

Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).

Чухарева Анна Александровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

г. Москва

2015


Информационная карта программы

Тип программы: авторская

Направленность деятельности: образовательная

Способ освоения содержания программы: алгоритмический, творческий

Уровень освоения содержания программы: общекультурный, углубленный

Уровень реализации программы: среднее общее образование, 7 класс

Форма реализации программы: групповая, индивидуальная

Продолжительность реализации программы: программа рассчитана на 1 год


Пояснительная записка.

        

        Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений по выбору учащихся. Она соотнесена с Концепцией модернизации Российского образования и с обязательным минимумом содержания образования по русскому языку в основной школе, дополняет основной курс.

        Востребованность такой программы велика, так как письменная экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе является обязательной, а, вместе с тем, количество учебных часов год от года сокращается, и учащиеся овладевают навыком создания письменного высказывания почти самостоятельно посредством написания домашних сочинений. А ведь именно создание сочинения-рассуждения на экзамене является более сложной и методически менее освоенной учебной задачей.                 

Этот курс будет интересен учащимся, которые не умеют писать сочинения, но желают научиться создавать собственные высказывания в устной и письменной форме на заданную тему (например, заметка в газету, выступление в публицистическом стиле и т.д.)

        Этот курс будет интересен и тем учащимся, которые захотят продолжить обучение в 10-11 классах с последующей сдачей письменного экзамена (сочинения), а также ЕГЭ по русскому языку. Чтобы успешно выполнить задание части «С», необходимо умение анализировать текст и строить собственное высказывание по данному тексту. Практическая направленность данного курса – выход на итоговую аттестацию в 9, 11 классах.

На экзамене в 9 классе учащийся должен создать письменное высказывание, которое так или иначе связано с исходным текстом. Следовательно, точность и глубина восприятия исходного текста – это важнейшее условие успешной работы по написанию изложения и сочинения.

Из всего выше сказанного и вытекают цели и задачи курса.

Цель курса:

Формирование и развитие навыка создания устного и письменного высказывания

Задачи курса:

- привести в систему, обобщить и расширить знания учащихся,

полученные ими в 5-8 классах:

- выработать и закрепить у обучающихся практические навыки в анализе   текста;

- научить владеть разнообразными способами развертывания письменного высказывания;

- обеспечить учащихся необходимым учебным материалом, который позволил бы ему раскрыть тему сочинения;

- развивать у учащихся творческие способностей, чувства языка, слова;

- помочь учащимся познать себя и на основе приобретенных навыков  самостоятельной деятельности и личной ответственности осуществить выбор профильного обучения.

        Программа рассчитана на 33 часа учебного времени.

Программа курса «Твое золотое слово» представляет собой систему занятий, включающих три основных блока:

        - анализ исходного текста,

        - написание изложения,

        - создание сочинения-рассуждения.

        Программа предусматривает различные формы практических занятий на основе полученных ранее теоретических сведений на уроках русского языка и литературы – семинары, практикумы, творческие лаборатории и т.д. 

        Большое внимание уделяется всестороннему анализу исходного текста, полноценное восприятие которого является одним из решающих условий успешной работы над созданием изложений разных видов. Для анализа текста предлагаются опросники-тесты со следующей типологией заданий:

  1. Глубина и точность восприятия исходного текста. Определение его темы.
  2. Стиль и тип речи исходного текста.
  3. Лексическое значение слов и выражений, наиболее значимых для понимания исходного текста.
  4. Речевые особенности исходного текста. Функции художественно-изобразительных средств.
  5. Главная мысль исходного текста.

Последовательность и содержание заданий отражает логику создания письменного высказывания. Поэтому опросники не столько инструмент контроля, сколько материал для развертывания сочинения.

        Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, является текст. Дети учатся делать анализ текста не ради анализа, а ради того, чтобы самим научиться писать тексты на разные темы в различных стилях. Научившись видеть достоинства и недостатки чужого текста, семиклассники учатся создавать собственные тексты. Потому один из видов заданий – редактирование чужих текстов.

        

        Более сложным является создание сочинения-рассуждения. Поэтому условием успешного решения речевой задачи, связанной с созданием сочинения, является овладение разнообразными способами развертывания письменного высказывания.

Формирование образовательных компетенций по русскому языку и литературе в основном образовании будет активизировано и усилено во время занятий в кружке «Твое золотое слово» Создание письменного высказывания (сочинения, изложения).

        Обучающиеся должны знать:

        - стилевые особенности и стилевую принадлежность текста;

        - приемы и методы написания начала, основной части, конца сочинения;

        - как выразить личностную позицию

        - как эффективно использовать материал исходного текста и собственный жизненный опыт для аргументации своей точки зрения

Умения и навыки.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

- пользоваться разнообразием языковых средств в сочинениях;

- производить лингвистический анализ текста;

- строить свое высказывание в определенной жанрово-композиционной форме (описание, рассуждение, повествование) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами рассуждения).

Принципы организации кружка.

        При организации занятий учитель руководствуется следующими принципами:

- принцип научности;

- принцип системности и последовательности;

- принцип сознательности и активности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип доступности и др.

        Принцип научности. Научные сведения адаптируются с учетом возрастных особенностей обучающихся (действует принцип доступности), однако преподносится на занятиях курса без вульгаризации и упрощенчества. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным.

        Принцип системности и последовательности. Курс представляет собой стройную систему занятий, обобщающих и расширяющих знания обучающихся по русскому языку.

        Принцип сознательности и активности предполагает активную заинтересованность школьников работой курса и творческую удовлетворенность ее результатами. Заинтересованность обучающихся должна проявляться в увлеченности содержанием курса через активную деятельность. Процесс такой работы приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости приобретенных знаний, желание научиться искуснее строить свою речь.

        Принцип связи теории с практикой нацеливает на более тесную связь занятий кружка с классными (несмотря на то, что курс не повторяет содержание школьных учебников, а дополняет их новым материалом). Теоретический материал урока получает на занятиях кружка дополнительное практическое подтверждение или, напротив, обобщает ряд практических правил, подводит под них теоретическую базу.

        Принцип индивидуального подхода весьма актуален на занятиях курса, так как здесь несравненно больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков обучающихся, да и сама работа на курсе, призванная учитывать личные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению, требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.

 Задачи курса, стоящие перед обучающимися, требуют ограничения содержания работы. Это обусловливает действие принципа избирательности.

Основной упор на занятиях курса делается на практическую направленность получаемых знаний, однако теоретическое направление не пренебрегается. Принцип избирательности действует и в выборе форм обучения.

Методы преподавания курса:

- объяснительно-иллюстративный

- частично-поисковый

- исследовательский

- проблемный

- алгоритмический

- репродуктивный

Формы практической работы учащихся:

- создание текста по уже готовому тексту с лакунами;

- тесты;

- устные речевые упражнения;

- упражнения по орфографии;

- написание текста по клише;

- создание собственных письменных высказываний разных жанров.      

Таким образом, используются разные формы работы для осуществления различных учебных задач.

Обучающиеся также снабжаются необходимым учебным материалом: изречения известных людей, исторические примеры, иллюстрации, типовые формулировки темы и др.

Подача материала курса предусматривается крупными блоками, что дает возможность учащимся осмыслить взаимосвязь между стилем речи и типом речи, речевым жанром и их взаимоотношения с текстом и др.

         Основными критериями освоения учащимися программы курса «Твое золотое слово» являются:

- успешная сдача итоговой аттестации  по русскому языку в 9 классе;

- выбор профильного обучения гуманитарного направления (лингвистика, философия, психология и др.)

- активное участие учащихся в работе над выпуском школьной газеты;

- высокий уровень практических навыков создания письменных высказываний различных жанров, определяемый зачетом в форме сочинения.


Содержание программы.

Введение (1 ч.)

Цели и задачи курса. Текст и его виды. Стили речи (научный, публицистический, художественный), типы речи (повествование, рассуждение, описание); их отличительные признаки. Виды устных и письменных высказываний.

Текст. Средства связи предложений в тексте

1.Признаки целого текста; тема, основная мысль, деление текста на абзацы.

2.Значение заголовка, зачина и концовки в тексте.

3.Классификация заголовков.

4.Классификация зачинов.

5.Классификация концовок.

6.Микротема. Микротекст.

Основные умения и навыки: определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; определять вид связи предложений в тесте; создавать устные и письменные высказывания на определенную тему.  

Средства связи предложений в тексте

1.Лексические средства связи предложений в тексте:

   а) лексический повтор;    б) однокоренные слова;  в) синонимы лексические;
г) синонимы текстовые;    д) описательный оборот;    е) антонимы.

2.Морфологические средства связи предложений в тексте:

   а) местоимение;    б) наречие;    в) союз.

3.Роль заглавия как средства связи предложений в тексте.

4.Обращение как средство связи предложений в тексте.

Умения и навыки: анализировать текст с точки зрения использования в нем лексических и морфологических средств связи предложений; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Стили речи

 

1.Стили речи: разговорный и книжные; классификация книжных стилей речи (научный, публицистический, художественный, официально-деловой ), их основные признаки.

2.Разговорный стиль, его языковые особенности.

3.Научный стиль (сфера употребления, цель высказывания, характерные языковые средства).

4.Официально-деловой стиль, его языковые особенности.

5.Художественный стиль (сфера употребления, цель высказывания, характерные языковые средства).

6.Публицистический стиль (сфера употребления, цель высказывания, характерные языковые средства); особенности построения устных и письменных публицистических высказываний.

Умения и навыки: определять стиль речи; находить в тесте языковые средства, характерные для данного стиля речи; собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его; совершенствовать написанное; повышать выразительность речи, используя в высказываниях художественного  и  публицистического стилей экспрессивные  языковые и речевые средства.

Типы речи

1.Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

2.Особенности строения:

   а) художественного повествования;    б) описания предмета, описания места, состояния природы, описания состояния человека, оценка предметов, явлений и т. д.;    в) рассуждения.

3.Сочетание разных типов речи в одном тексте.

 Умения и навыки: анализировать текст-повествование с точки зрения особенностей построения; анализировать текст-описание с точки зрения особенностей построения  и языковых средств; анализировать текст-рассуждение с точки зрения построения и использования в нем языковых средств; создавать собственное устное и письменное высказывание по заданному типу и стилю речи.

Художественные средства выразительности речи

  1. Тропы, их виды (метафора, олицетворение, эпитет, метонимия, гипербола, литота, ирония, каламбур).
  2. Секреты смешного. Особенности  юмористического рассказа: комический заголовок, добрый авторский смех, ситуация игры, смешные герои, речевые средства комического (диалог и монолог, сравнения, гиперболизация, экспрессивные средства языка).

Способы создания комической ситуации:

а)  появление неожиданных для героя рассказа участников событий;
б) неожиданный поворот событий; в) неожиданная развязка.

  1. Секреты сочинения по метафоре.

Умения и навыки: находить в тексте художественные средства выразительности речи; понимать и анализировать жанровые особенности юмористического рассказа; строить собственное высказывание с использованием художественных средств выразительности речи.

Синтаксические средства выразительности речи

  1. Синтаксические средства выразительности речи, их роль в воссоздании признаков индивидуальной речи: анафора и эпифора, антитеза, бессоюзие и многосоюзие, вопрос и ответ, инверсия, композиционный стык, одинаковые начало и конец, параллелизм предложений, парное соединение однородных членов, повторение слов в середине предложения, риторический вопрос, сравнение, умолчание.
  2. Приемы построения текста (сопоставление, противопоставление; градация чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание).

Умения и навыки: находить в тексте синтаксические средства выразительности речи; владеть различными приемами построения текста; строить собственное высказывание с использованием синтаксических средств выразительности речи.

Анализ исходного текста. (5ч.)

Анализ текстов для изложений. Принципы и методы анализа текста (художественного, публицистического). Алгоритм анализа текста. Название, тема и основная мысль текста. Художественно-изобразительные средства, используемые автором для создания текста. Значимые смысловые единицы текста. Авторская позиция. Личностная позиция. Речевой строй текста. Лексическое значение, смысловая нагрузка слов и выражений в исходном тексте. Грамматика.

Изложение как вид письменного высказывания (3 ч.)

Виды изложения текста (сжатое, подробное изложение). Орфография. Пунктуация.

Сочинение-рассуждение. (8ч.)

Структура сочинения-рассуждения. Виды сочинений-рассуждений (ответ на письмо  читателя; сочинение по цитате, по пословице, афоризму, изречению; сочинение с опорой на заголовок исходного текста, с опорой на ключевые слова; сочинение на основе аллегории; развертывание авторского высказывания). Приемы развертывания высказывания (прием вопросительного предложения; прием «от противного»; прием «картина»; прием «оппонент»). Способы выражения авторской оценки. Тема, основная мысль сочинения. Цитирование при создании сочинения-рассуждения. Создание модели развернутого письменного высказывания. Моделирование вступления к сочинению, основной части, заключительной. Вывод в сочинении-рассуждении. Тексты с лакунами и тексты-клише. Орфография. Грамматика. Пунктуация.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Темы

Практическая часть

Л

С

П

З

1.

Введение (1ч.)

Текст(3 ч).

Работа с текстами. Беседа по вопросам.

1

2

Текст. Признаки целого текста

Составление текстов из псевдотекста

1

3

Значение заголовка, зачина и концовки в тексте

Придумывание зачинов и концовки к текстам

1

4

Средства связи предложений в тексте

Сочинение–миниатюра с использованием синонимов, повторов, местоимений, наречий

1

Стили речи (4 ч)

5

Классификация книжных стилей речи. Научный стиль

Работа с текстами

1

6

Официально-деловой стиль

Написание автобиографии

1

7

Художественный стиль речи

Работа с тестами

1

8

Публицистический стиль речи

Выступления

1

Типы речи (4 ч)

9

Описание, его разновидности

Сочинение-миниатюра

1

10

Особенности художественного повествования

Этюд к рассказу

1

11

Особенности строения рассуждения-доказательства

Работа с текстами

1

12

Практикум «Типы речи»

1

Анализ исходного текста для изложения и сочинения.(5ч.)

13

Принципы и методы анализа текста.

Составление алгоритма анализа текста.

1

14

Название, тема и основная мысль текста.

Тестирование.

1

15

Художественно-изобразительные средства в исходном тексте. Значимые смысловые единицы.

Тест.

1

16

Авторская и личностная позиция.

Тест.

Создание фрагментов письменного высказывания.

1

17

Речевой строй текста. Грамматика.

Редактирование текстов.

Выполнение упражнений.

1

Художественные средства выразительности речи (2ч.)

18

Тропы, их виды

Редактирование текстов

1

19

Практикум «Художественные средства выразительности речи»

Редактирование текстов

1

Синтаксические  средства выразительности речи. Экспрессивный синтаксис (3 ч.)

20

Анафора и эпифора. Антитеза. Бессоюзие и многосоюзие

1

21

Вопрос и ответ. Инверсия. Композиционный стык. Кольцевая композиция

Сочинение-миниатюра

1

22

Парное соединение однородных членов. Риторический вопрос. Сравнение. Умолчание

Сочинение-миниатюра

1

Изложение как вид письменного высказывания. (3ч.)

23

Подробное изложение.

Создание фрагментов изложения текстов.

Упражнения по орфографии и пунктуации.

1

24

Сжатое изложение.

Редактирование текстов.

1

25

Зачет. Изложение (по выбору учителя).

1*

Создание сочинения-рассуждения (8ч.)

26

Виды сочинения-рассуждения.

Беседа по вопросам. Создание высказывания по текстам с лакунами.

Создание фрагментов сочинения.

Выполнение упражнений.

Редактирование текстов.

1

1

27-28

Приемы развертывания высказывания.

Выполнение упражнений.

Создание фрагментов сочинения. Тест.

2

29-30

Моделирование развернутого письменного высказывания.

Создание высказывания по текстам с лакунами, текстов-клише. Создание фрагментов сочинения.

2

31

Способы выражения авторской оценки.

Тест.

1

32-33

Сочинение-рассуждение.

2*


Методическая литература для учителя.

  1. Бурмако В.М. Современный русский литературный язык (факультативный курс для учащихся 5-9 классов языкового лицея). Челябинск,2012.
  2. Горшков А.И. Русская стилистика. М., Апрель. Аст. 2001.
  3. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения. 5-9 классы. М., Просвещение, 2010 г.
  4. Т.А.Калганова. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». М., Просвещение, 2004.
  5. Розенталь Д.Э. Голуб Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М., Айрис пресс, 1998г.
  6. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. М., Флинта. Наука. 1998г.
  7. Ушаков Н.Н. Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. М., Просвещение,2007г.

Учебная, познавательная литература для детей.

1.  Александров В.Н. Александрова О.И. Анализ поэтического текста. Челябинск, "Взгляд", 2010.

3. Бурмако В.М. Современный русский литературный язык (факультативный курс для учащихся 5-9 классов языкового лицея). Челябинск, 2012.

4. Голуб И.Б.Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., Айрис пресс. 1989.

6. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М., Флинта. Наука. 2010.

7. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Орфография и пунктуация. М., Айрис пресс.1998.

8.  Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988.

9. Энциклопедический словарь юного филолога. Сост. Панов М.В. М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" в 11 классе

Программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи" составлена на основе авторской программы С.И.Львова. " Программа элективного (факультативного) курса для 10 -11 классов/Программы...

Система упражнений поэтапного обучения учащихся старшей ступени созданию письменного высказывания С2 на ЕГЭ по английскому языку. Технология «Дебаты» - как основа создания условий для формирования аргументации.

В статье представлен опыт и методические рекомендации  поэтапного обучения учащихся старшей ступени созданию письменного высказывания С2 на ЕГЭ по английскому языку с использованием технолог...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 10 класс"

Настоящая  программа элективного курса по русскому языку для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы электи...

Рабочая программа элективного курса "Искусство устной и письменной речи. 11 класс"

Настоящая  программа по русскому языку для XI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы элективного курса по ру...

Программа элективного курса "Культура устной и письменной речи" 10 класс

«Культура устной и письменной речи» как элективный курс предполагает расширение знаний  о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области орфоэпии, словообразования,...

Рабочая программа элективного курса «Золотой век» русской литературы» для 10 класса

Данный курс призван не только вывести на новый уровень знания учащихся о лучших писателях и поэтах  золотого века, но и сформировать у старшеклассников целостное истрико- литературное представлен...