Рецензия на рассказ Л.Петрушевской "Шопен и Мендельсон"
статья по литературе (11 класс) на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

Данный материал содержит анализ рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsenziya.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Шопен и Мендельсон

Одна женщина все жаловалась, каждый вечер за стеной та же музыка, то есть после ужина старики соседи, муж с женой, как по расписанию, как поезд, прибывают к пианино, и жена играет одно и то же, сначала печальное, потом вальс. Каждый вечер шурум-бурум, татати-татата. Эта женщина, соседка стариков, смеясь, всем своим знакомым и на работе рассказывала об этом, а самой ей было не до смеха. Всяко ведь бывает, и голова болит, и просто хочется отдохнуть, невозможно ведь каждый вечер затыкать уши телевизором — а у стариков все одна и та же шарманка, шурум-бурум, татати-татата.

Они, старики, и выходили всегда только вместе, чинно и благородно семенили в магазинчик, тоже по расписанию, раненько утром, когда взрослые, сильные и пьяные находятся на работе или спят, и никто не обидит.

Короче, со временем эта соседка даже узнала их репертуар, спросила довольно грубо, в своем шутливом стиле, столкнувшись с ними (они как раз шли в магазинчик во всем светлом и выглаженном, как на бал, она в поношенной панамке, он в белой кепочке, глазики у обоих радужные, ручки сморщенные),— че это вы все играете, здравствуйте, не пойму — то есть она-то хотела сказать «зачем вы все играете мешаете», а они поняли ровно наоборот, всполошились, заулыбались всеми своими ровными пластмассовыми зубками и сказали, она сказала, старушка: «Песня без слов из цикла Мендельсона и вальс какая-то фантазия Шопена» (тьфу ты, подумала соседка).

Но все на свете кончается, и музыка вдруг кончилась. Соседка вздохнула свободно, запела и завеселилась, она-то была одинокая брошка, то есть брошенная жена, вернее, даже не жена, а так, получила по разъезду однокомнатную квартиру, и кто-то у нее поселился, жил, приколачивал полку на кухне, даже кое-что купил для снаряжения уборной как настоящий хозяин, пришел с седлом в упаковке и поставил его на болты, приговаривая, что что же это за сиденье, сидеть нельзя. А потом вернулся обратно к себе к матери. И тут эта музыка каждый вечер за довольно тонкой, как оказалось, стеной, вальс Шопена и с ошибочкой в одном и том же месте, с запинкой, как у застарелого патефона, можно убиться. Телевизор же стоял у другой стены, а здесь был диван, как раз патефон оказывался каждый вечер под ухом. То есть слух у этой соседки обострился как у летучей мыши, как у слепого, сквозь весь грохот телевизора она различала проклятых Мендельсона и Шопена.

Короче, внезапно все кончилось, два дня музыка молчала, и спокойным образом можно было смотреть телевизор, петь или плясать, правда, кто-то отдаленно как бы плакал, как ребенок пищит выше этажами, но это тоже кончилось. «Ну и слух у меня»,— потом сказала на работе эта соседка стариков, когда все выяснилось, то есть что этот писк был писк мужа старушки-пианистки, она была найдена не где-нибудь, а под мужем на полу, он уже, оказывается, давно лежал парализованный в кровати («а я-то думала нет, я вроде их встречала, но это было ведь давно?» — сама с собой продолжала этот рассказ молодая соседка), он лежал парализованный, а жена каждый вечер, видимо, играла ему свой репертуар под ухом у соседки, чтобы его, видимо, развеселить, а потом она как-то упала, умерла у его кровати, и он стал сползать, видно, к телефону и в конце концов рухнул на свою жену, и из этого положения все-таки позвонил как-то, квартиру вскрыли, оба они уже были неживые, быстрый исход.

«Ну и слух у меня»,— жаловалась их молодая соседка всем подряд по телефону, вспоминая тот отдаленный писк или плач и рассчитывая то время, которое понадобилось (вечер и вся ночь и весь следующий день), чтобы старик дотянулся до телефона, это он пищал, старичок, видимо.

«Ну и слух у меня,— с тревогой думала соседка о будущих соседях и вспоминая про себя с любовью и жалостью Шопена и Мендельсона,— вот это были люди, образованные, тихие, пятнадцать минут в день шумели, и все, кто придет им на смену? И умерли с разницей в день, как в сказке, жили долго и умерли с разницей в день»,— примерно так она думает, оглушенная тишиной, Шопен, Шопен и Мендельсон.

Людмила Стефановна Петрушевская

Рецензия на рассказ Л.Петрушевской «Шопен И Мендельсон».

   Людмила Петрушевская-современный прозаик и сценарист, драматург.

Данное произведение написано в жанре рассказа с элементами сатиры, повествуется о жизни героев на протяжении короткого времени.

Заглавие указывает на тему, фамилии знаменитых композиторов-романтиков 19 века символизируют прекрасное, культуру, интеллигентность в жизни. Их музыка как индикатор духовности.

  Этот рассказ о взаимоотношениях людей в современном мегаполисе, о непонимании друг друга, о равнодушии и невежестве, отсутствии духовности в людях, ярким представителем которых является молодая женщина – «брошка», соседка стариков.

  Главная мысль – бездуховность губит красоту, гармонию, любовь в этом мире. Не случайно героиня в финале рассказа тревожится: «Кто придет им на смену?»

  Это произведение имеет нравственную проблематику: ставятся вопросы высокого и низкого

( «Песня без слов» и седло от унитаза), отцов и детей ( старики- молодая соседка), равнодушия и черствости, нравственной глухоты, неуважительного отношения к старшему поколению.

  В рассказе конфликт развивается между двумя мирами: миром пошлости и миром возвышенных чувств. Соседка недовольна тем, что старики-супруги мешают ей жить, шумят, то есть каждый день играют Шопена и Мендельсона. Но супругам противопоставлен и внешний враждебный мир; не случайно на улицу они выходят рано утром, «когда спят или работают сильные, взрослые и пьяные».Их квартира –последний островок, где они чувствуют хоть какую-то защиту, а музыка им помогает выжить, не упасть духом. Вот так автор подчеркивает одну из проблем современного общества- враждебное отношение молодого поколения к неработающим пенсионерам, мешающим им жить.

  В рассказе использована кольцевая композиция: повтор фамилий композиторов. Этим подчеркивается, что все-таки есть надежда: не все прекрасное обречено погибнуть Противостояние двух  миров подчеркивается антитезой – молодость-старость, музыка-телевизор, «проклятые композиторы»- «с жалостью и любовью их вспоминает».

  Произведение можно разделить на 3 части: «Музыка мешает», «Писк и стоны», «Мысли о будущих соседях». В первой части «брошка» всем жалуется на жизнь, что звучит «шарманка, шурум-бурум.» Во второй - наступает долгожданный покой, можно телевизор послушать, но она слышит писк и стоны, как будто не догадывается, кто просит помощи. Героиня и не подумала поинтересоваться судьбой соседей, жалуется по телефону знакомым теперь на свой острый слух,

« как у летучей мыши».Какое надо иметь черствое сердце, чтобы не помочь умирающим старикам! В 3 части соседка начинает испытывать тревогу за себя: кто поселится рядом? Она завидует умершим супругам, их гармоничным отношениям, любви, которой у нее никогда не было. И даже их смерти ( «умерли как в сказке»). Впервые поняла, что это были образованные люди и музыка хорошая. Она оглушена тишиной.

   Сюжет и фабула совпадают, что придает драматизм происходящему. Из экспозиции ( 1 абзац) мы узнаем о главных героях, месте действия- квартира брошки, события происходят в настоящее время. Завязкой являются слова: «Одна и та же шарманка…»,развитие действия происходит через следующие эпизоды: соседка выражает претензию старикам, музыка продолжает звучать, как патефон, Шопен и Мендельсон превратились в «проклятых», стоны и писк соседей и, наконец, кульминация наступает а эпизоде «Ну и слух у меня1»- с тревогой подумала она.» Развязка – это последний абзац, где героиня «оглушена тишиной.»Есть внесюжетные элементы: прошлое героини, портреты персонажей.

    Повествование ведется от 3 лица, но такое впечатление, что от 1-ого, мы слышим монолог брошки, так как в рассказе много несобственно-прямой речи. Чувствуем иронию автора по отношению к героине, ее называет презрительно «брошкой», то есть никому не нужной, брошенной, никчемной.

   В рассказе главные герои-соседи, эпизодическое лицо-муж женщины, внесценические –друзья ее, с которыми она общается по телефону. Главная героиня ( без фамилии, типична) невежественная, равнодушная, эгоистичная женщина, прекрасное не для нее. Автор использует приемы для создания образа: монолог, стилистически сниженную речь(«че, тьфу, проклятый»), интерьер ( диван, телефон, телевизор –вот все интересы героини), авторское отношение презрительное, отношение других персонажей ( старики с удовольствием ей рассказывают о муз. произведениях).

Но героиня на протяжении рассказа изменяется в лучшую сторону ( последний абзац), значит, не все потеряно: и слепые прозревают.

    Старики-символ культуры, интеллигентности, но уходящей из жизни.

Если говорить о хронотопе, то пространство произведения расширяется, только когда старички выходили на улицу; все действие происходит в замкнутом пространстве: старики в нем отгораживаются от враждебного мира, а соседка от людей.

  Для  стиля Л.Петрушевской характерны : использование несобственно-прямой разговорной речи («че,вы тут шумите мешаете), в этих фразах даже запятых нет, повтор рефрена: «Ну и слух у меня» ( на самом деле она глуха нравственно), символы ( фамилии композиторов.)Рассказ заканчивается смертью героев.

Обречен ли прекрасный мир на гибель? Как бы звучит вопрос в финале.Есть маленькая надежда.

Автор продолжает традиции писателей-сатириков: М.Зощенко,А.Инина и других сатириков20 века, которые много писали о негативных явлениях нашей жизни.

  Рассказ заставляет задуматься о том, как много от нас зависит.Если мы будем внимательнее друг к другу, уважительнее относиться к людям, меньше будет таких эгоистичных, как героиня рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на рассказ Александра Костюнина

Рецензия на рассказ Александра Костюнина...

Открытый урок по теме: "Рассказ Л.С. Петрушевской "Шопен и Мендельсон" как произведение постмодернизма"

Форма урока: урок-практикумЦели урока:Познакомить учащихся с творчеством Л.С. Петрушевской.Выработать навыки анализа художественного текста (на примере рассказа "Шопен и Мендельсон".Развивать умение и...

Сочинение-рецензия по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"

Данное сочинение-рецензия поможет выпускнику проанализировать рассказ М.Шолохова "Судьба человека" с точки зрения композиции произведения, художественно-изобразительных средств, раскрыть трагическую ж...

Сочинение-рецензия по рассказу М.Шолохова "Судьба человека"

Данное сочинение-рецензия поможет выпускнику проанализировать рассказ М.Шолохова "Судьба человека" с точки зрения композиции произведения, художественно-изобразительных средств, раскрыть трагическую ж...

Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». Методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»

Идея выше фактаО.БальзакНаписание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубок...

Рецензия на произведение И.Стекол "Рассказы для Анны" - "Любовь и радость бытия" (И.А.Бунин)

Автор рецензии смог увидеть в произведении И.И.Стекол - рассказе "Собака и женщина в предлагаемых обстоятельствах", написанном в конце 20 века, продолжение лучших традиций русской литературы...

Рецензия на рассказ И.Шмелёва "Русская песня"

Рецензия на рассказ И.Шмелёва "Русская песня"...