Рецензия на рассказ Александра Костюнина
творческая работа учащихся по русскому языку (9 класс) по теме

Сердюк Валентина Семёновна

Рецензия на рассказ Александра Костюнина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsenziya_na_rasskaz_aleksandra_kostyunina.docx185.46 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Макеева Елизавета Сергеевна

Место жительства: п. Дубовое

Место учебы: МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Куратор: Сердюк Валентина Семеновна

Дата рождения: 30.09.1949 г.

Место жительства: г. Белгород

Место работы: МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Рецензия на рассказ Александра Костюнина «Полет летучей мыши»

        Великая Отечественная война – пожалуй, самое страшное время за всю историю нашей Родины. Огромное количество человеческих жертв, невероятные масштабы разрушений – все это было. Об этой войне написано немало произведений, но одно особенно поразило меня – это рассказ Александра Костюнина «Полет летучей мыши».

        В нем рассказывается о судьбе Павла, финна по национальности, который живет в русской деревне. Его жизнь до войны не была легкой: отец болел, поэтому главному герою, как говорил он сам, «досталось с малолетства поработать». Но больнее всего для него было чувствовать презрительное отношение русских к их семье. «Не только деда, русские недолюбливали нас всех и метили, как дёгтем на воротах, презрительным – «чухня». Вокруг иная вера, чужие порядки, обычаи, мысли.»

        Поэтому неудивительно, что когда началась война,  Павел не горел желанием сражаться за свою Родину. Просто у него ее не было. И потому, когда он попал в плен, то не проявил чудеса геройства и храбрости. Всю войну он занимался тем, что старался выжить и избежать фронта, приспосабливался к меняющейся обстановке любыми способами. Именно это необычно для произведений о Великой Отечественной войне: главный герой – не патриот, он не может служить примером для подражания. Но несмотря на это, я не берусь его осуждать. Повествование ведется от первого лица, Павел сам говорит о своих чувствах и мыслях, поэтому читателю становится понятно, почему герой действовал так, а не иначе.

Но вот война закончилась, и Павел теперь свободен. Когда он едет домой, то видит сон: «Чёрный каменный свод. Влажные стены. Совсем нет света. И я, словно летучая мышь, летаю бесшумно по тёмным коридорам, по лабиринтам. Летаю быстро, ловко. А сам при этом хорошо знаю, что есть где-то Свет, и парят там птицы с большими крыльями. Живут они попарно в любви и согласии. Каждый год сбиваются в стаи и возвращаются после вынужденной разлуки на свою родину. Вьют там уютные гнезда, выводят птенцов. Случается опасность – бросаются грудью на защиту своего выводка и бьются без страха насмерть.

Я не понимаю, что такое родина, но знаю, что там ласково и тепло. Я никогда прежде не видел этих птиц, но верю: они существуют.

Летаю по всем уголкам чёрного подземелья, ищу свою родину и не нахожу.

Везде неприветливо, темно, холодно, сыро, пусто.»

        Этот эпизод является ключевым. В нем раскрывается замысел рассказа, становится понятен смысл названия, которое раньше вызывало недоумение. Автор использует образы, которые легко поддаются трактовке, поэтому внутренний мир героя становится ясен читателю. Отчасти этот сон предвещает печальный конец произведения.

Также этот сон заставляет Павла задуматься о своих чувствах и понять, почему его жизнь сложилась именно так: «Ни одна страна, ни один уголок не стал родным. Ни единого клочка земли не полюбил настолько, чтобы себя положить за него. И никто, ни при каких обстоятельствах, не сделался мне врагом настолько, чтобы я смог его жизни лишить. Не научился любить и ненавидеть. Может, поэтому и я ни для кого не стал «своим»…

Когда он приезжает в родную деревню, то узнает, что все его родные погибли от голода. В них был заключен весь смысл его существования, ради них он прошел войну и вернулся назад. Но оказалось, что уже его никто не ждет. Он стал никому не нужен и он закончил жизнь самоубийством. «Полёт летучей мыши наткнулся на чёрную бесконечную пустоту.»

Рассказ оставляет тяжелое впечатление. Он написан простым языком, что придает ему особую выразительность. Создается впечатление, что слышишь эту историю от человека, который действительно прошел через все это и не видит смысла приукрашивать что-либо или наоборот, описывать какие-то зверства. Он просто показывает жизнь такой, какая она есть. В ней есть несправедливость, есть горе, но человек всегда должен держаться за своих близких и любить свою Родину. Эта любовь помогла возродить страну после чудовищных разрушений, помогла продолжить держаться за жизнь тем, кто потерял все. Обычно мы не задумываемся над этим вопросом, но автор привлекает наше внимание к нему, на примере Павла показывая, что может случиться с человеком без Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»

Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...

Преступление и ненаказание ( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)

Преступление и ненаказание( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка») Необыкновенно современно звучит тема рассказ - тема ответственности школы за судьбы дет...

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь"

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь". А.Костюнин -  современный писатель, творчество которого пронизано любовью к человеку. В основе рассказов положены размышлен...

Положение о Международном литературном конкурсе "Купель 2013-2014" по произведениях Александра Костюнина

Международный  литературный конкурс «Купель 2013–2014» по произведениям Александра Костюнина...

Конспект урока литературы по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару»

В  городе  Петрозаводск проводится ежегодный Международный литературный конкурс "Купель" по рассказам А.В. Костюнина. Конкурс проводится с целью знакомства учащихся и студентов с т...