Конспект урока литературы по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Иванова Надежда Александровна

В  городе  Петрозаводск проводится ежегодный Международный литературный конкурс "Купель" по рассказам А.В. Костюнина. Конкурс проводится с целью знакомства учащихся и студентов с творчеством Александра Костюнина, члена Союза писателей РФ. За книгу "В купели белой ночи" автор награждён Званием лауреата премии им. А. И. Куприна с вручением памятного знака "За вклад в русскую литературу" и Званием лауреата премии им. С.В. Михалкова в номинации "Лучшая книга 2007 года" России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc52 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока литературы в 10-м классе по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару»

Тип урока: урок-рассуждение

Задачи:

-   развитие навыков анализа эпического произведения

-   развитие умения находить литературные параллели

-   работа над понятиями системы образов и композиции произведения

-   отработка навыков лингвистического анализа текста

- развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование   психологической грамотности, культуры поведения и мышления)

- развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества)

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, музыкальные записи (вальс «На сопках Маньчжурии», игра на гитаре)

  1. Слово о писателе.

- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о творчестве писателя, имя которого вам не очень знакомо – это Александр Викторович Костюнин.

Александр Викторович Костюнин родился в 1964 году в Карелии. Является автором книг «В купели белой ночи» и «Ковчег души». Костюнин – лауреат литературной премии им. А.И. Куприна в номинации «Лучшая книга года» (2007 год), лауреат премии им. С.В. Михалкова в номинации «Лучшая книга России 2007 года».

Презентация о жизни и творчестве писателя.

  1. Слово учителя

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о рассказе А.В.Костюнина «Вальс под гитару».

Он начинается с эпиграфа« ...В сущности, любая человеческая душа представляет собою зыбкий огонёк, бредущий к неведомой божественной обители, которую она предчувствует, ищет и не видит». А. Моруа.

-  Как вы понимаете строки А. Моруа?

( Строки посвящены смыслу жизни.  Каждый должен найти свое предназначение, как бы тяжел этот путь ни был. Только тогда человек обретет счастье, когда найдет  свое место в жизни.  Тогда он обретет свою «божественную обитель»).

- Давайте вспомним, что такое рассказ?

- Какова основная тема данного рассказа?

- Кто главные герои рассказа?

- От чьего имени ведется повествование в рассказе?

Слово учителя: окружающий нас мир наполнен движением. Движение – это таяние снега, потоки машин, шорох листьев, люди… Движение – это жизнь. Но в потоке каждодневной суеты мы часто не замечаем Живых людей. Разных. Именно таких людей увидел  Родион Раскольников в минуты наивысшего душевного напряжения, именно на них предлагал обратить внимание в своих рассказах А. П. Чехов.

   Движение может прерваться. Е. Замятин предупреждал об опасности исчезновения Индивидуального (пусть и не яркого) в человеке.

3. Работа над текстом.

- Кто главный герой, сколько ему лет?

(Мальчишка лет четырнадцати на вид в чёрном слегка мешковатом пуховике на вырост и в шерстяной вязаной шапочке по самые глаза.)

- Каково отношение главного героя к окружающему миру в начале произведения? (негативное: все на него кричат: и мать, и учителя).

- Почему герой говорит, что у него в жизни была черная полоса?

(уставал учиться и в музыкальной школе и в обычной, общеобразовательной, по предметам выходили «2», не видел смысла учения в музыкальной школе).

-  Как чувствует себя герой в этот период?

 (Ему очень тяжело, даже со стороны матери нет поддержки, он не радуется новому дню, только ночь приносит облегчение).

- Что хотел предпринять герой в минуты отчаяния?

(хотел перерезать себе вены; написал заявление от своего лица, что не хочет больше посещать музыкальную школу).

- Согласны ли вы с этим решением? Какой выход вы бы предложили герою?

(С решением   самоубийства  мы не согласны, ведь нужно думать не только о себе, но и о матери, ведь она потеряла мужа. Не согласны и с тем, что герой решил бросить музыкальную школу. Талант, если дан человеку, не должен быть зарыт в землю, его нужно развивать, даже если на это уходит много времени и сил. Чтобы выйти из стрессовой ситуации, мы бы посоветовали герою отвлечься: почитать, посмотреть телевизор, с мальчишками в футбол сыграть).

- Что помогло герою поверить в свои силы?

(Урок у меня на следующий день. На улице снегу по колено. Мало что растаяло. Я иду вечером по тропке. По бокам тянутся вверх берёзы и тополя. Никогда раньше не считал, сколько их. Не до того было. Вечно перед музыкальными уроками дрожал, нос в землю. А тут загадал: вот подниму сейчас голову, сколько берёз увижу перед собой, такую и отметку на уроке получу).

- Что является завязкой действия?

(Случайная встреча на остановке)

Слово учителя.

- Давайте определим, из чего состоит предметный мир начала рассказа (работа с текстом):

- «холодный свет уличного фонаря», «редкие апрельские сумерки», «серая дымка», свободные места в автобусе.

  Согласитесь, мир «не заполнен» ни предметами, ни светом. О таком мире писал А. Блок  в 1906 г. В статье "Безвременье»: "серая паучиха скуки», которая затягивает липкой паутиной все дома, поедает людей, даже не замечающих этого.

  Случайный разговор создаёт ситуацию «рассказа в рассказе» (и даже не одного), наполняет красками, движением и звуками сероватый мир. И мир от этого становится разнообразнее, но не ярче.

- Давайте найдём слова, создающие «настроение» диалога двух героев:

(«неприбранные вихры», «он погиб», «гриф, разделённый полосками», «запотевшее окно», «чёрные полосы», «всё было неважно», «опять на меня наорут все» - надрывность, неприкаянность вполне соответствует начальным строкам произведения)

Стремление «излить душу» и «мотив путешествия» нередко встречаются в русской литературе. Герои перемещаются от одного состояния к другому.

- Назовите границы «перемещения» героев в художественном пространстве рассказа? (от «открытой автобусной остановки» до «ледяной обочины»)

 «Открытое» для общения пространство начала рассказа внезапно обрывается холодом «края пути». Или нет?

- Почему автор использовал метафору «музыкальное орудие» и эпитет «затихшее»? («Орудие» впоследствии зазвучит при исполнении вальса «На сопках Маньчжурии» (в контексте отец – лейтенант – генерал – живой), «затихшее» - ожидающее своего часа, отчаявшееся)

- Каково было первое выступление мальчика?

(Он очень волновался, ошибся во время исполнения музыкального произведения, но вспомнил совет учительницы: смотреть в одну точку и играть для нее. Вместо точки он увидел отца, вновь представил свою маму счастливой, это и помогло справиться ему с волнением)

- Почему герой решил стать музыкантом?

 (Во-первых, его отец хорошо играл на гитаре. За это его мама и полюбила. Во-вторых, кто хочет стать агрономом, военным, кому они нужны; а музыка нужна всегда).

- Докажите, что с героем произошла метаморфоза.

(Герой изменился, потому что поверил в себя. Поначалу он был слабохарактерным мальчишкой, потом стал уверенным в себе человеком).

- В чём проявляется «одинаковость» жизни мальчика? («как свободный будто бы», но только во сне; одиночество будней)

-  Как произошло рождение личности? (читаем текст со слов «Я вырвал чистый листочек…») Что изменилось после этого решения? (мир стал оживать (берёзы, тополя); движения пальце при игре – в гармонии с природой (бег муравья); понимание, что «музыка везде»)

Слово учителя.

Музыка – это гармония. Му́зыка (греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.

   Нередко в произведениях музыка играет важную роль (учащимся предлагается привести примеры):

- «Обломов» И. Гончарова. «Саундтрек» к проснувшимся чувствам Обломова

- «Мы» Е. Замятина. «Обесчеловечивание» посредством Музыкального Завода

В рассказе мир героя – мальчика «в мешковатом пуховике на вырост» - похож на меха баяна: то раздвигается, захватывая  «сольфеджио», «берёзы», «клуб», стол, набитый «чем-то гремучим», то сжимается до точки (сцена концерта). И именно в этой сконцентрированной реальности вдруг появляется образ отца. И именно здесь пространство взрывается, превращаясь в «облачное свечение» несостоявшейся жизни мамы и папы. Давайте посидим в тишине, послушает это вальс и представим себе играющего мальчика, танцующих родителей.

Звучит «Вальс на сопках Маньчжурии»

Справка: вальс «На сопках Маньчжурии» посвящён  погибшим в русско-японской войне воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка. Автор - военный капельмейстер полка Илья Алексеевич Шатров.

Слово учителя.

- Чем заканчивается этот абзац?

- Мы узнаем, зачем мальчику нужна гитара - сыграть вальс для мамы, чтобы она и папа порадовались за него, чтобы все были счастливы. Но в городе гитару в ремонт не взяли. «Слишком старая».

- Что вас особенно взволновало в ответе мальчика?

(«Чудес не бывает»»)

- Попутчики расстались. Мальчик сказал, что завтра у него концерт и пригласил автора.

- Чем заканчивается этот рассказ?

(Чудом! Настоящим чудом. После концерта мальчику передали настоящую новую акустическую гитару. Чудеса случаются, нужно только верить)

Звучит запись игры на гитаре.

Слово учителя.

-    Итак, ребята, три временных пласта: путь в автобусе; пьеса, сжатая из полугода в две минуты; рассказ – исповедь мальчика. Каждый из этих периодов «звучит» по - своему. Звучание прерывается «захлопнувшейся» дверью автобуса и словами в адрес гитары: «Чудес не бывает». Согласитесь, похоже на финальный аккорд музыкального произведения?

- Какие проблемы поднимает автор в произведении, решаются ли они?

(Проблема поиска смысла жизни: герой решает стать музыкантом. Проблема неверия в себя: только поверив в собственные силы герой изменяется).

- Как прослеживается взаимосвязь характера и поступков героя в произведении?

( В начале герой показан безвольным человеком, каждый день для него – обуза, шел всегда с опущенной головой, руки дрожали перед музыкальной школой и поступки-то у него в этот момент были малодушными: вены хотел себе перерезать. В конце произведения мы видим другого человека, уверенного в себе, и поступает он уже совсем по другому: решает стать музыкантом, пытается отремонтировать гитару отца. Теперь она для него как семейная реликвия, которая напоминает счастливые годы жизни, когда отец был жив).

- Были ли когда-нибудь тяжелые минуты в вашей жизни? Что вы предприняли, чтобы решить проблему?

- Чему учит произведение? (Умению верить в себя, не опускать руки перед трудностями).

- Какое место в рассказе вам запомнилось больше всего? Почему?

4. Обобщение.

  -  В творчестве Александра Викторовича Костюнина очень явным является внимательное отношение к разнообразию нашего мира. Если вы прочитаете его произведения, то вы это увидите: в рассказе «Воздушный змей» герой восхищён «троллейбусами – рогачами», в рассказе «Колежма» «дрова «заплели». В трубе довольно загудело».

Мечта о Музыке воплотилась в жизнь. Согласитесь, ребята, ради этого стоит жить!

5. Письменная работа.

- Напишите несколько предложений в тетрадях «Мои мысли о произведении Костюнина». Подумайте, стоило ли нам знакомиться с этим рассказом.

6. Домашнее задание: написать продолжение рассказа.

Список литературы:

1. Роман Е.Замятина «Мы»

2. Сборник произведений А.В.Костюнина

3. Аудиозапись «Вальс на сопках Маньчжурии», записи игры на гитаре.

4. Материалы сайта http://kostjunin.ru/about.html

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы Ивановой Н адежды Александровны

Слайд 2

Тема урока: «Бесконечная мелодия жизни» Алкал страстно, чтоб на этом месте искрился афоризм собственного измышления. Ничего не измыслил. Ладно... Всё равно дочь уверяет: "Эпиграфы не читает никто" Александр Костюнин Задачи урока : развитие навыков анализа эпического произведения - развитие умения находить литературные параллели - работа над понятиями системы образов и композиции произведения - отработка навыков лингвистического анализа текста - развивать компетенцию личностного самосовершенствования (формирование психологической грамотности, культуры поведения и мышления) - развивать ценностно-смысловые компетенции (научить понимать мир человека и общества) 25.12.2014 2

Слайд 3

Биография писателя Александр Викторович Костюнин родился 25 августа 1964 года в Карелии. С детства увлекался фотографией, рисованием, литературой. Окончил художественную школу в Медвежьегорске. Затем получил высшее образование (закончил сельскохозяйственный и экономический факультеты). На данное время является председателем совета директоров ОАО «Судостроительный завод Авангард ». 25.12.2014 3

Слайд 4

Александр Костюнин является членом Союза писателей РФ. Лауреат премии «Лучшая книга 2007 года» в номинации «Повести и рассказы (малая проза)». За книгу рассказов «В купели белой ночи» получил премию им. А.Куприна. В 2007 году писатель награжден памятным знаком «За вклад в русскую литературу». 25.12.2014 4

Слайд 5

Первый секретарь Правления Союза писателей РФ Геннадий Иванов и Первый заместитель Председателя правления Московской городской организации Союза писателей РФ Владимир Бояринов во время награждения А.В.Костюнина Дипломом 1 степени за книгу «В купели белой ночи» с присвоением ему звания Лауреата премии им. А. И.Куприна и вручением знака «За вклад в русскую литературу»(2007) 25.12.2014 5

Слайд 6

25.12.2014 6 Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев вручает А.В.Костюнину членский билет Союза писателей России.( Москва, 31.07.2007

Слайд 7

Александр Викторович является председателем Совета директоров ОАО «Судостроительный завод «Авангард», членом Экспертного Совета по обороне при Председателе Совета Федерации. 26.12.2014 7

Слайд 8

Председатель жюри С.В.Михалков во время вручения А.В.Костюнину премии в номинации «Лучшая книга года. Повести и рассказы. (малая проза)». Москва,2008 26.12.2014 8

Слайд 9

Известный актёр Вячеслав Тихонов знакомится с книгой А.Костюнина «В купели белой ночи » 26.12.2014 9

Слайд 10

Творчество писателя 26.12.2014 10 «В купели белой ночи»

Слайд 11

«Рукавичка» «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках. не имеющих нужды в покаянии». Евангелие от Луки 26.12.2014 11

Слайд 12

«Совёнок» 26.12.2014 12 «Попробуй! Преодолей земное притяжение, расправь крылья, приоткрой до боли стиснутые глаза».

Слайд 13

26.12.2014 13 Душа Жизнь

Слайд 14

26.12.2014 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»

Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...

Идейное содержание рассказа А. В. Костюнина "Рукавичка"

Конспект урока внеклассного чтения....

Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"

Разработка урока для учащихся 7 класса....

Рецензия на рассказ Александра Костюнина

Рецензия на рассказ Александра Костюнина...

Урок "Взаимосвязь характера и поступков человека" на примере произведения А.Костюнина "Вальс под гитару"

Тип урока – урок-исследованиеМетод – использование CASE- технологии, а именно метода ситуативного анализа (анализ сложившейся ситуации, пути выхода из ситуации)Цель: выявить взаимосвязь характера и по...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по рассказу В.Астафьева "Тоска по вальсу"

В предверии очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне предлагаю вашему вниманию урок по творчеству Виктора Астафьева "Тоска по вальсу". «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смерто...

Методическая разработка урока по рассказу А. Костюнина "Вальс под гитару"

Материал содержит конспект урока по рассказу А. Костюнина "Вальс под гитару"...