Рабочая программа по литературе для 6 класса (ФГОС).
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Лоскутникова Ольга Сергеевна

   Рабочая программа по литературе. 6 класс. ФГОС. (3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого: 102 часа). Разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Коровиной В.Я., М.; Просвещение; 2009г.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_6_kl_fgos.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по литературе

6 класс ФГОС

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Коровиной В.Я., М.; Просвещение; 2009г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

          Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

          Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

         Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

          Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

         Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В 6 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы  и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:

  • словарная работа,
  • различные виды пересказа,
  • устные и письменные сочинения,
  • отзывы, доклады, диалоги, творческие работы,
  • произведения для заучивания наизусть,
  • списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, итого 102 часов (из них 12 уроков развития речи, 21 урок внеклассного чтения).

Таблица тематического распределения часов:

Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

4

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы ХVIII века

1                  

Из русской литературы XIX века.

54

Из русской литературы XX века.

28

Зарубежная литература.

11

Повторение пройденного.

1

Всего часов

102

Требования к уровню подготовки учащихся за курс

литературы  6 класса

В результате изучения литературы ученик

должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война».

Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учащихся:

1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М: Просвещение, 2010.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

2. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс (Мультимедийные пособия)

3. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия (Мультимедийные пособия).

Дополнительная литература:

1. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.- М:ВАКО, 2006.

2. В.П.Полухина Литература.  6 класс. Методические советы. 5-е издание – М: Просвещение, 2003

3. Конспекты уроков для учителя литературы. 6 – 10 классы. Авторы: В.Ю.Антышева, Н.А.Айрапетова, И.Ф.Бородина, И.А.Виноградов и др.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

4. Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.- М: Просвещение, 2012

5. В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…  Дидактические материалы по литературе. 5 класс.-М: Просвещение, 2002

6.  Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки. – М: Классик Стиль,  2005

7. Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко. Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. - М «Издательство НЦ ЭНАС», 2002

Содержание тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория   литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Календарно – тематическое планирование уроков литературы

урока

Тема урока

Домашнее задание

1

В дорогу зовущие, или литература открывает мир

Подготовиться к вн.чт., читать произведения древнерусской литературы

2

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

2 песни выучить наизусть (по выбору)

3

«Что за роскошь, что за смысл… что за золото!» (А.Пушкин) Пословицы и поговорки

Выучить 10 пословиц, индивидуальные задания

4

р/р Мудрость и красота русского фольклора (Игра)

5

в/ч «Повесть Временных лет». «Крещение Владимира». «Месть Ольги»

Читать «Сказание о белгородском киселе»

6

«Повесть Временных лет» - историческая энциклопедия. Сказание о белгородском киселе.

Пересказ сказания

7

Русская литература XIX века. Басни И.И. Дмитриева.

Выразительное чтение басен

8

в/ч И.А. Крылов. Басни.

Наизусть (по желанию)

9

А.С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении «И. Пущину»

«И. Пущину» - наизусть

10

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

«Узник» - наизусть

11

Стихотворения А.С. Пушкина. «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе

Выразительное чтение стихотворения

12

Поэты пушкинской поры. Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!» «Чудный град порой сольется»

Выразительное чтение стихотворения, читать роман «Дубровский»

13

Роман А.С. Пушкина «Дубровский». История создания. К.П. Троекуров и А.Г.Дубровский, столкновение характеров.

гл.1,2 (пересказ)

14

Образ благородного «разбойника» в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

гл.3-9, подготовить сообщение о В.Дубровском и М. Троекуровой

15

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

гл.10-17, пересказ эпизода о мальчиках

16

р/р Обучение сжатому пересказу отрывков.

17

р/р Подготовка к обучающему сочинению по литературе.

Перечитать главу 1

18

р/р Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)

Дописать сочинение, читать «Метель»

19

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

Читать повести И.П. Белкина

20

в/ч А.С. Пушкин «Повести И.П. Белкина». «Метель». Композиция повести.

Читать «Барышня – крестьянка»

21

в/ч «Молодые наши проказы» (А.С.Пушкин) «Барышня – крестьянка»

Читать «Выстрел»

22

в/ч А.С. Пушкин «Повести И.П. Белкина». «Выстрел»

23

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

Выучить наизусть.

24

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

Выразительное чтение.

25

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Листок» и др.

Подготовиться к вн.чт., прочитать «Беглец» Лермонтова

26

в/ч М.Ю. Лермонтов. «Беглец». Наказание за предательство»

Читать «Бежин луг»

27

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

Читать «Бежин луг»

28

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Смысл названия.

Наизусть отрывок о природе.

29

р/р Художественный пересказ как средство развития речи.

Прочитать рассказ «Бирюк»

30

в/ч И. С. Тургенев «Бирюк»

Выразительное чтение стихотворений Ф.И. Тютчева

31

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.Ф.И. Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся»

Наизусть (по выбору)

32

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба и березы…». Переплетение природы и любви»

Наизусть (по выбору)

33

Н.А.Некрасов «Железная дорога» - «гимн строительной массовой, творческой народной работе» (К.И. Чуковский)

Выразительное чтение стихотворения

34

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Прочитать поэму «Дедушка»

35

в/ч Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»

Подготовиться к тесту по произведениям Некрасова

36

р/р Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Определить размер стихотворений Тютчева

37

Н.С.Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского народного характера.

гл.1-6

38

«… Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» (Н. Лесков). Народ и власть в сказе.

Дочитать до конца.

39

Особенности языка сказа Н. Лескова «Левша».

Перечитать сказ Лескова.

40

Урок контроля. Контрольная итоговая работа по сказу Н.С. Лескова.

Подготовиться к уроку вн. чт. «Человек на часах»

41

в/ч Н.С.Лесков. «Человек на часах». «Чтоб в человеке человеческое торжествовало».

Прочитать рассказ «Толстый и тонкий»

42

А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе.

Прочитать «Смерть чиновника».

43

в/ч А.П.Чехов. Рассказ «Смерть чиновника»

Прочитать сказку-быль «Неизвестный цветок»

44

А.П.Платонов. Сказка - быль «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

Ответить на вопросы (см. тетр.)

45

р/р Отзыв на прочитанный рассказ А.Платонова

Подготовиться к вн.чт. «Корова»

46

в/ч А.Платонов. Рассказ «Корова». Сила любви в рассказе «Корова».

Читать «Кладовая солнца»

47

М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.

Читать притчу.

48

Тропа Насти.

Читать притчу. Ответить на вопрос (см. тетр.)

49

Тропа Митраши.

Составить цитатный план по произведению Пришвина.

50

р/р Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши.

Перечитать повесть

51

«Великий храм природы» в сказке-были – «Кладовая солнца». Смысл названия повести.

Читать «Алые Паруса» А.Грина

52

А.А.Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль.

Читать феерию «Алые Паруса»

53

в/ч «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» (по феерии А.Грина «Алые паруса»

Читать рассказ Ю.Нагибина

54

в/ч Ю.М.Нагибин. «Мой первый друг, мой друг бесценный…».

Читать рассказы Астафьева. Сборник рассказов «Конь с розовой гривой»

55

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой»

Подготовить пересказ эпизода

56

р/р Пересказ эпизода.

Дочитать до конца.

57

р/р Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».

Составить характеристику любого героя.

58

р/р Характеристика литературного героя.

Подготовиться к вн.чт.

59

в/ч Рассказы В.П.Астафьева из сборника «Конь с розовой гривой»

Выучить описание летней ночи.

60

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского».

Читать рассказ

61

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа.

Пересказ эпизодов

62

р/р Стойкость героя, жажда знаний, чувство собственного достоинства.

Перечитать рассказы Астафьева и Распутина

63

р/р Урок контроля. Классное сочинение по произведениям В.Астафьева и В.Распутина.

64

р/р Стихотворения о Великой отечественной войне.

Наизусть стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…»

65

Современная проза о детях в годы войны. В.Белов. Рассказы.

Читать рассказы Шукшина

66

Писатели улыбаются. В.М.Шукшин. «Чудики», «Срезал».

Подготовиться к вн.чт.

67

в/ч Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

Подготовить сообщение: «Русский характер в изображении автора»

68

в/ч Светлые души чудиков (по рассказам В.М. Шукшина)

Читать «Тринадцатый подвиг Геракла».

69

Ф.А.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.

Ответить на вопр. стр.164

70

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Выразительное чтение (наизусть по желанию)

71

С.А.Есенин. Стихотворение «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша».

Наизусть (по выбору)

72

С.А.Есенин. Стихотворения о природе. А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие». Постижение красоты.

Читать стихотворения Н.М. Рубцова

73

Н.М.Рубцов. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Наизусть (по выбору)

74

р/р Н.М.Рубцов. Чтение стихотворения наизусть.

75

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга».

Выразительное чтение стихотворений

76

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Выразительное чтение стихотворений

77

в/ч Библиотечный урок.«А муза не молчала…»

Читать мифы Древней Греции (с 4 по 5)

78

в/ч Мифы древней Греции. Подвиги Геракла (с первого по пятый).

Пересказ 6 и 12 подвигов Геракла

79

Мифы древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Читать «Легенду об Арионе»

80

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. «Легенда об Арионе»

Пересказ легенды.

81

р/р Художественный пересказ «Легенды об Арионе»

Читать произведения Гомера.

82

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея»

Пересказ отрывков.

83

в/ч Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

стр.263-265

84

И.Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

Выразительное чтение

85

р/р Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера.

Отзыв

86

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

Пересказ новеллы

87

р/р Пересказ новеллы.

Читать «Маленький принц»

88

Антуан де Сент-Экзюпери. Страницы жизни. Фантастическая сказка «Маленький принц».

Пересказ понравившейся главы

89

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Зорко одно лишь сердце: главное глазами не увидишь»

Читать «Приключения Гекльберри Финна»

90

в/ч М.Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

Составить кроссворд, подготовить вопросы к викторине.

91

Литературная викторина по произведениям, изученным в 6-м классе.

92

День славянской письменности и культуры.

 Доклады

93

 Заключительный урок.

94-102

Резервные уроки

Учебно-методический комплект:

Планирование составлено на основе общеобразовательной программы

Литература. 5 – 11 классы// Под редакцией В.Я.Коровиной. 9 - е издание

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации -

Москва: «Просвещение»,  2013г.

 Учебник:

Литература. 6 класс// Под редакцией В.Я.Коровиной.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

 Москва, «Просвещение», 2013 г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Содержание рабочей программы:1. Пояснительная записка.2. Результаты изучения предмета "Литература"3. Учебно-тематический план.4. Содержание тем учебного курса.5. Календарно-тематического планирования....

рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (предметная линия учебников под редакцией Коровиной В.Я,)

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе ФГОС...

Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по литературе 5 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе соответствует требованиям стандарта Второго поколения....