Доклад "Условия развития творческого потенциала личности"
статья по литературе по теме

Бикбаева Линара Касимовна

Данная работа включает в себя исследование условий для развития творческого потенциала личности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_bikbaevoy_l.k.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

имени А.П. Байкузова»

Доклад

«Условия развития творческого потенциала личности»

                                    Подготовила

                                                                  преподаватель русского языка

                                                              и литературы Бикбаева Л.К.

2016

Глубокие изменения, протекающие в социально-экономической жизни нашей страны, приводят к изменению социально-культурной среды. Эти изменения диктуют необходимость поиска новых подходов к  проблемам воспитания молодого поколения как людей активных, творческих, социально-мобильных. Меняются учебные программы, учебные планы для того, чтобы сделать учебный материал удобным для успешного усвоения обучающимися. Но неизменной, я считаю, остается роль личности педагога  и в образовательном, и в воспитательном процессе.

Главная цель преподавателя – это создать реальные условия для формирования  творческой личности, здоровой и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности.

Развитие творческого потенциала учащихся становится одной из основных задач современного образования.

Я считаю, что современное средне специальное образование, поставив целью формирование качеств гуманной, креативной, компетентной личности, должна уйти от репродуктивной стратегии обучения, которая строится на соответствии знаний, умений и навыков образовательным стандартам. В связи с этим возрастает роль самообразования в процессе обучения, целенаправленного развития опыта креативной деятельности.

Одной из распространенных форм обучения в техникуме является лекция. От того, как студент работает на лекции и с лекцией зависит много: если студент в процессе слушания лекции понимает, что обучение – это процесс, который осуществляет он сам, то он активно работает с материалом лекции, ведет рефлексивный анализ процесса учения. Я считаю, что в рефлексивной обращенности студента на себя формируется опыт креативной деятельности, а студент из пассивного «поглотителя готового» превращается в активного субъекта познания.

К основным условиям формирования  опыта креативной деятельности можно отнести следующие:

- создание в учебном заведении обучающей среды, способствующей максимальному раскрытию личности студента;

- активная целенаправленная работа ( а не участие) студента в реализации программы, направленной на понимание творчества, креативности;

- поглощенность учебной деятельностью;

- формирование опыта самообразовательной деятельности.

Что же включает в себя креативная педагогика? Что мы рассматриваем как креативные качества обучаемых?

Развитие творческих способностей ученика – задача современного преподавания. Творчеству можно и нужно учить с детства с помощью креативной педагогики (сreatio ― лат. «сотворение, создание»). Строго говоря, любая педагогика креативна или имеет креативную (творческую) составляющую.», так как они в большей степени способствуют  развитию таких качеств у обучаемого, как спонтанность в решении учебных задач, свежему взгляду на привычные явления.

Уважаемые коллеги! Задам неожиданный вопрос. Любите ли вы РЭП? Я тоже не являюсь поклонницей данного музыкально-поэтического направления. А нашим студентам он интересен. Поэтому на предложение студента выполнить творческое задание в стиле РЭПа, я дала согласие, дав возможность ему проявить себя, свое креативное видение..

Креативная педагогика ставит своей главной задачей расковывать мышление учащихся. При оценке творческого потенциала личности традиционно учитывается способность человека к приобретению нового когнитивного опыта.

Творческий человек – человек, открытый новому, способный быстро учиться и, что особенно сложно и важно, – переучиваться.

Последние исследования в сфере изучения творчества, креативности приводят к выводу о том, что способность к творчеству универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства, техники и других видах деятельности, юноша и ли девушка без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу.

Креативность (от англ.create — создавать) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Согласно исследованиям американского психолога А. Маслоу, креативность — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. И мы, педагоги, должны сделать так, чтобы у обучаемого не терялись эти качества.

Эвелина Босс определила креативность как качество человека, направленное на создание новых решений для известных или новых задач (продуктивная креативность) и рождение новых оригинальных идей (экспрессивная креативность).

Художественное мышление также рассматривается нами как креативные качества личности, так как художественное мышление служит показателем развития  образных, литературных способностей обучающихся. Следовательно, развивая образность, мы развиваем у учащихся творческое начало.  

Лёгкость переключения, возможность перестройки стереотипов поведения, восприятие нового – всё это признаки творческого ума.

Творческий потенциал личности – это единство ума, воли и эмоциональной сферы. Способность к сопереживанию, способность чувствовать красоту и гармонию мира, стремление к идеалу – таковы эмоциональные характеристики творческой личности.

Конечно, чтобы воспитать творческую личность, преподаватель сам должен быть личностью творческой, яркой, умело совмещать традиционную методику с инновациями, суметь заинтересовать ребят в своем предмете. Это может сделать только неравнодушный, увлеченный своим делом человек. Ну  а преподаватель русского языка и литературы как никто должен обладать этими качествами.

В формировании активной жизненной и гражданской позиции  обучающихся, я  считаю, является патриотическое воспитание.

Поделюсь своим педагогическим опытом. В 2013 году я подготовила и провела вместе с обучающимися и студентами литературно-музыкальную композицию  «Солдаты Родины моей», посвященную  воинам, павшим в годы ВОВ и боевых действиях современности. Ребята читали стихи поэтов-фронтовиков, слушали песни военных лет. Особое впечатление произвел на них рассказ преподавателя физической культуры, ветерана боевых действий в Афганистане, Давыдова З.Г.  В завершение мероприятия я прочитала со сцены стихотворение - молитву матери, сын которой был в Чечне. Стихотворение очень сильное, пронзительное, тронуло каждого. А самое главное ребята увидели, что преподаватель подготовил мероприятие не для галочки, а пропустил через сердце. Я считаю, что это пример воздействия педагога на личность обучаемого.

В 2014 году к юбилею Б.Ш.Окуджавы был проведен поэтический вечер «Одинокий рыцарь Арбата». Сценарий, презентация составлялись в сотрудничестве со студентами. И снова наравне с ребятами я читала наизусть одно из стихотворений великого барда.

Такие мероприятия воспитывают к тому же вкус к хорошему художественному слову, любовь к прекрасному. А работа над подготовкой дает возможность многим ребятам проявить свои творческие способности, креативное мышление, когда они предлагают педагогу свои интересные идеи, задумки.

В прошлом году в рамках  70-летия Великой Победы и проведения года литературы мною совместно с ребятами была проведена читательская конференция по книге В.Г.Распутина «Живи и помни». Здесь на первое место были поставлены нравственные вопросы о добре и зле, порядочности и предательстве, о любви и ненависти. Большую роль, конечно, сыграли в эффективности воздействия на обучающихся мультимедийные средства. Но главным было слово. И преподавателя, и учащихся. На открытом мероприятии ребятами обсуждали книгу, героев. Высказывали свою точку зрения. Им не были розданы примерные ответы. Мне было важно, чтобы они сами, размышляя, приходили к какому-то выводу. Конечно, роль педагога и здесь важна: незаметно направлять беседу, вовремя задать нужный вопрос, но роль обучающихся не меньше. Ребята порой высказывали неожиданную точку зрения, порой  нестандартную. И это очень хорошо.  Так развивается творческий потенциал обучаемого.    

В современном мире одной из важных проблем является проблема экологическая. Губится природа, вырубаются леса, убивают редких животных. Задача педагогов - воспитать экологическую грамотность. С этой целью я на уроках русского языка использую поэтические и прозаические тексты о природе. Представления ребят на эту тему расширяются на уроках литературы при изучении произведений В. Астафьева, Ч.Айтматова, В.Распутина, В.Белова и других современных писателей, утверждающих, что равнодущие и безразличие к природе – невежество. Преподаватель должен так донести материал, чтобы  вызвать у ребят желание оберегать природу и все живое вокруг.

Главное, что стоит отметить в современном понимании вопроса, то, что креативность рассматривается не как статичная, а как динамичная, изменяющаяся характеристика. Креативные способности эволюционируют, существенно меняются в ходе развития личности. Исходя из этого, следует отметить, что вопрос о составляющих креативности остаётся открытым, а процесс уточнения понятия рассматривать как непрерывный.

Задача любого педагога, особенно преподавателя русского языка и литературы, создавать условия для развития творческого потенциала личности.