Урок по творчеству А.Грина "Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить.."
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Гулиева Ирина Мамедовна

Урок знакомит учащихся с биографией А.Грина, создает условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений писателя, пробуждает у детей вопросы о смысле жизни и роли мечты в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grin.doc48.5 КБ
Office presentation icon aleks_grin.ppt1.32 МБ

Предварительный просмотр:

               Разобьется сердце на осколки,

               если мы разучимся любить…

                (урок по творчеству А.Грина)

  Цели урока: познакомить учащихся с биографией Александра Грина; создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения «дара воображения», для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя.

                              Ход урока

 1.Организационный момент.

1) Вступительное слово учителя.

 Зачитывается эпиграф к уроку(слова Е.Огоньковой):                                      

               …Он пришел на время, ненадолго,

               Он пришел, чтоб нас предупредить –

               Разобьется сердце на осколки,

               Если мы разучимся любить…

       

  Демонстрируются слайды с фотографиями писателя, на фоне которых звучат слова  Кетлинской о Грине:

  «Александр Грин – писатель солнечный и , несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой дружбы, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты…и каждый, почитавший его, становится чем-то богаче и чище.»

2)Постановка задачи урока.

   Сегодня на уроке мы с вами откроем для себя  удивительный мир Александра Грина – писателя Александра Степановича Гриневского. Грин – человек с тяжелой , мучительной жизнью- создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывали легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры.         Александр Грин своим творчеством утверждал высокие нравственные идеалы: порядочность, благородство, уважение к личности человека, его праву на свое видение и понимание мира. Романтика Грина была проста, весела, блестяща.

  2. Актуализация знаний.

1)Слово учителя.

 В 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневия в честь А.Грина. Как вы думаете, он это заслужил?

 2) Звучит рассказ о жизни и судьбе Грина -  сообщение заранее подготовленного  ученика

   3. Основная часть урока.

1) Изучение повести-феерии «Алые паруса» предваряем кратким рассказом об истории ее создания  (сообщение ученика). Знакомимся с историей создания произведения, говорим, что «Алые паруса» посвящены верному другу писателя – жене Нине Николаевне Грин .  

 Сообщение учащегося.

   В этом произведении с большой силой сказались самостоятельность и оригинальность Грина. Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел родился в 1916г. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.» (Слайд - иллюстрации к повести)

  3)  Вниманию учащихся предлагается инсценированный отрывок из повести  - «Встреча с волшебником у ручья»

 ( муз. оформление «Звуки природы»)

  4)Звучит стихотворение Н. Матвеевой в исполнении ученика:

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.

В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.

Ты не верь земле, черствой и сухой,- верь волне морей.

Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.

Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.

Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.

С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт.

Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет.

И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,

Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.

Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!

Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль,-

Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живет Ассоль?»

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.

Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри.

Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.

Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.

5)На слайде зачитываются слова Паустовского о Грине: 

 «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить.»

6) Слово учителя: «Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир.»

7) Беседа по повести.(анализ сопровождается показом слайдов с иллюстрациями к повести)

  • Что позволило Грину определить жанр этой повести как «феерия»? Словарная работа:

 Слово «феерия» в словаре Ожегова имеет два значения: 1.Театральное или цирковое представление сказочного содержания,,, требующее пышной постановки и сценических эффектов.2.перен. Волшебное, сказочное зрелище. Ребята находят, что соответствует жанру и сюжету произведения второе значение слова «феерия» и аргументируют свое мнение.

  • Пересказ истории Ассоль.
  • Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?
  • Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой? ( Отец Ассоль учил ее «уметь любить».  Словарная работа:

       значение слова «любовь» по словарю Ожегова (слайд со         значениями  слова  предлагается вниманию учащихся)

  • Почему Ассоль поверила в сказку старика Эгля?
  • Как в Каперне относились к этой сказке? Как восприняли алые паруса «Секрета» в Каперне? Если бы вы очутились в той толпе, как бы вы повели себя?
  • Пересказ истории Грея.
  • Случайно ли встретились Ассоль и Грей? Что общего было в их детстве?
  • Чему хотел научить свою команду Грей?
  • Как Грей сумел воплотить мечту в действительность?
  • Почему мечта Ассоль исполнилась?
  • Что автор называет чудесами и почему?
  • О чем может мечтать человек?
  • Что нужно делать, чтобы реализовать свои мечты?
  • Встречали ли вы людей, похожих на героев повести? Нужны ли в наше время такие мечтатели?
  • Что же мы утратили и приобрели в области человеческих отношений, если сравнивать их с изображенными в «Алых парусах»?

8) Демонстрируется слайд со следующими словами о Грине:

    « Пускай тот мир, нездешний и старинный,

    От нашей современности далек;

    Читаешь удивительного Грина –

    И душу греет теплый огонек.»

9) Звучит песня  «Алые паруса»

 4.Итоги урока.

Слово учителя. «Алые паруса» олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом – значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное.

 Домашнее задание: сочинение – миниатюра «Нужна ли человеку сказка?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить...

Слайд 2

...Он пришёл на время, ненадолго, Он пришёл, чтоб нас предупредить,- Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить...

Слайд 4

«Александр Грин-писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой дружбы, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… и каждый, почитавший его, становится чем-то богаче и чище» В.Кетлинская

Слайд 20

Феерия - 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2) (переносное)Волшебное, сказочное зрелище.

Слайд 21

Любовь 1.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 2.Склонность, пристрастие к чему-либо.

Слайд 22

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить» К.Паустовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы все в эти годы любили...презентация к уроку по творчеству С. Есенина

Презентация к уроку литературы по теме: "Любовная лирика С. Есенина".....

Разработка урока по творчеству М.Цветаевой "Если душа родилась крылатой..."

Данный урок изучается в разделе «Серебряный век».          Этапы урока: Знакомство с темой урока. Погружение в мир поэзии М.И.Цветаевой. Обсуждение...

Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)

В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

Литературная гостиная "Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить"

Методическая разработка "Поэзия любви в творчестве Петрарки,Ф.Тютчева, В.Высоцкого" представляет собой сценарий литературной гостиной в рамках внеклассной работы по предмету. Собранный в раз...

Презентация к уроку о творчестве М.М. Пришвина "Известный русский писатель-путешественник, горячо любивший природу и Родину"

Данная  презентация посвящена творчеству М.М. Пришвина. Она предназначена для использования на уроках литературы, когда изучается творчество М. Пришвина и сказка-быль "Кладовая солнца"....