Литературная гостиная "Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить"
методическая разработка по литературе (10, 11 класс) на тему

Черкасская Наталья Александровна

Методическая разработка "Поэзия любви в творчестве Петрарки,Ф.Тютчева, В.Высоцкого" представляет собой сценарий литературной гостиной в рамках внеклассной работы по предмету. Собранный в разработке материал дает богатые возможности для использования в урочной практике при проведении уроков развития речи, при подготовке учащихся к сочинению сопоставительного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Армавир

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 23

РАЗОБЬЕТСЯ СЕРДЦЕ

НА ОСКОЛКИ, ЕСЛИ МЫ

 РАЗУЧИМСЯ ЛЮБИТЬ. 

Литературная гостиная

"Поэзия любви в творчестве Петрарки, Ф. Тютчева,                            В. Высоцкого"

                     Учитель русского языка

                      и литературы

                     Черкасская Н.А.

                   

                   

АРМАВИР 2014

Литературная гостиная

"Поэзия любви в творчестве Петрарки, Ф. Тютчева, В. Высоцкого"

Цели мероприятия:

  • показать, что поэзия – сгусток чувства, отражение сокровенных переживаний;
  • формировать культуру восприятия стиха;
  • учить понимать язык поэзии.

Оборудование:

  • портреты Петрарки, Тютчева,  Денисьевой;
  • выставка книг;
  • запись романсов на стихи Тютчева, песен В. Высоцкого.
  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Мультимедийная презентация.

Эпиграф:

Самое большое, что может лирика – обогатить душу и усложнить переживания.                                                                                                                                  А.Блок.

                                               I ЧАСТЬ

Учитель I.

Так стремительно  закружилась наша жизнь, такой бурной стала, такой сложной и вместе с тем загадочно-интересной,  что остановиться некогда и дух перевести некогда, мало того, как будто и не нужны остановки, несвоевременны…И всё-таки остановимся… Прислушаемся… Чувствуете: земля пропитана жизнью, лаской, любовью, чьи-то голоса слышны, невнятные, но тем не менее ясные. Голоса тех, кем одухотворена эта  земля. Кто любил и любовь свою оставил нам, растворив её в струящимся воздухе полудня.

 Кто пришел на время, ненадолго.

Кто пришел, чтоб нас предупредить – (слайд1)

Разобьется сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

                                                                                                                                                         

Учитель II.

Да,  (слайд2)хочется сегодня поговорить о любви. В наше сложное время, когда вокруг столько вражды, ненависти, злобы,  непонимания среди людей, (щелчок)  жизнь согревается таким  прекрасным и нежным чувством, как любовь.

Любимый мой,

Все связи прочие нарушу,

А эти – нет!

Ты душу распахнул

Навстречу мне.

Входи же

С верой и надеждой,

Свой дух лечи.

Здесь теплота жива,

Как прежде,

В былые дни.

 Вот и пойдет наш сегодняшний разговор о любви,  любви  конкретных людей к женщинам, тоже реально существовавшим или сейчас живущим. Вы можете спросить, а почему в наше трудное время мы должны говорить о любви к женщинам, да ещё давно жившим, а не о любви к Родине, народу, природе, наконец. Но все очень просто. Ведь  если ты не способен любить конкретного человека,   то ни о какой любви к Родине и народу не может быть и речи. Все это останется лишь высокопарными словами

Учитель I.

Вопросы любви стали волновать людей с тех пор, как они осознали себя людьми. И все, что было пережито, накоплено поколениями, отразилось в литературе. О любви писали Гомер и автор “Слова о полку Игореве”, Шекспир и Боккаччо, Лев Толстой и Стендаль, Пушкин и Гете,  Горький и Шолохов.  А  нам  сегодня помогут разобраться со своими чувствами, понять, достойны ли мы этого великого таинства, гениальные поэты, жившие в разное время, но одинаково высоко ценившие это великое чувство, дарованное небесами,  ПЕТРАРКА, ТЮТЧЕВ И ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. (слайд 3 по очереди щелчки)

Ведущий 1.

 Франческо Петрарка (слайд4) – итальянский поэт эпохи раннего Возрождения. (щелчок) И личность его характерна для Возрождения: в ней главнейшими чертами явились достоинство, духовная независимость и одержимая любовь. Долгие годы жил поэт в одной из красивейших провинций Воклюзе в  местечке Аркуа (слайд5), которое сыграло в его жизни ту же роль, что Болдино в жизни Пушкина. За четыре года здесь он написал свои лучшие произведения, среди них сонеты, посвященные мадонне Лауре.

Ведущий 2.

 Собственно имя Петрарки, жившего так давно,  в XIV веке, известно благодаря его 317 (тремстам семнадцати) сонетам, посвященным любимой женщине Лауре. Когда читаешь сонеты Петрарки,  понимаешь, что любовь предстает у него чувством смятенным, приносящим одновременно радость и муки. Трудно не почувствовать великую  потребность  поэта в любви,  его неодолимое желание любить и быть любимым.

Чтение сонетов:     (Слайд 6)_

Чтец 1.

XVII

Вздыхаю, словно шелестит листвой

Печальный ветер, слезы льются градом,

Когда смотрю на вас влюбленным взглядом,

 Из-за которой в мире я чужой.

Улыбки вашей видя свет благой,

Я не тоскую по иным усладам,

И жизнь уже не кажется мне адом,

Когда любуюсь вашей красотой.

Но стынет кровь, как только вы уйдете,

Когда, покинут вашими лучами,

Улыбки роковой не вижу я.

И, грудь открыв любовными ключами,

Душа освобождается от плоти,

Чтоб следовать за вами, жизнь моя

.

Чтец 2. (Слайд 6 – щелчок)

схххп

Коль не любовь сей жар, какой недуг  

Меня знобит? Коль он — любовь, то что же

 Любовь? Добро ль?.. Но эти муки, Боже!..

Так злой огонь?.. А сладость этих мук!.

.

На что ропщу, коль сам вступил в сей круг?

Коль им пленен, напрасны стоны. То же,

Что в жизни смерть,— любовь. На боль похоже

Блаженство. «Страсть», «страданье»— тот же звук.

Ведущий 1.  (Слайд 6 – щелчок)

Призвал ли я иль принял поневоле

Чужую власть?.. Блуждает разум мой.

Я — утлый челн в стихийном произволе,

И кормщика над праздной нет кормой.

 Чего хочу — с самим собой в расколе,—

Не знаю. В зной — дрожу; горю — зимой.

В книге “Моя тайна”, где Петрарка с глубоким психологизмом затрагивает многие морально-этические проблемы, волновавшие его, он говорит о том, что любовь к Лауре помогала ему избавиться от земных слабостей, возвышала его душу, “подстрекала его оценённый гений, пробуждала его полусонный дух.” Вот такой он рисует женщину, которую любил всю жизнь.

Чтение сонетов:

Чтец 3: (слайд 7)

LXI

Благословен день, месяц, лето, час

 И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны,—

 Дум золотых о ней, единой, сплав!

Чтец 4:

XX

О вашей красоте в стихах молчу

И уповать не смею на прощенье

И, полагаясь на воображенье,

Упущенное наверстать хочу.

Но это мне, увы, не по плечу,

Тут не поможет все мое уменье,

И знает, что бессильно вдохновенье,

И я его напрасно горячу.

Не раз преисполнялся я отваги,

Но звуки из груди не вырывались.

Кто я такой, чтоб взмыть в такую высь?

НЕ раз перо я подносил к бумаге,

Но и рука, и разум мой сдавались

На первом слове. И опять сдались.

Ведущий 2.

Любовь к Лауре заставила Петрарку жестоко страдать, переживать, он бежал от неё. Иногда называл своё чувство болезнью, но всегда преклонялся перед своею избранницей. Даже после ее смерти оставался верен этому неземному чувству. (слайд 8)

Чтение сонета:

Чтец 5:

* * *

Я припадал к ее стопам в стихах,

Сердечным жаром наполняя звуки,

И сам с собою пребывал в разлуке:

 Сам — на земле, а думы — в облаках.

Я пел о золотых ее кудрях,

Я воспевал ее глаза и руки,

Блаженством райским почитая муки,

И вот теперь она — холодный прах.

А я, без маяка, в скорлупке сирой

Сквозь шторм, который для меня не внове,

Плыву по жизни, правя наугад.

Да оборвется здесь на полуслове

Любовный стих! Певец устал, и лира

Настроена на самый скорбный лад.

Звучит музыка.

Учитель I.

Вот так поэт увековечил память  той, которую любил больше жизни.. Мы не знаем, какой была Лаура, но в нашем представлении она – идеал, воплощение всех добродетелей, которыми мог наделить поэт свою возлюбленную. Прошли десятилетия, века. А ЛЮБОВЬ СНОВА ХОДИТ ПО СВЕТУ, вдохновляя композиторов, (Слайд 9)художников, писателей и, конечно же, поэтов. Перенесемся в  XIX век.

Звучит музыка.

(Слайд 9, поочередные щелчки)

II ЧАСТЬ.

Немая сцена. На сцене имитация  комнаты Ф.И.Тютчева: стол, покрытый зеленым сукном, на столе портреты и фотографии самого поэта, любимых им женщин, разбросанные исписанные листы бумаги, перо в чернильнице, на диване полулежит сам поэт. Входит его жена Эрнестина Тютчева.  Смотрит на спящего мужа. Берет  листы на столе. Присаживается в раздумье к столу, прислушивается. После романса задувает свечу, поправляет одеяло и на цыпочках  выходит из комнаты (за кулисы).  Голос за кадром сопровождает эту  сцену:

 Ведущий 3.   Эрнестина Тютчева осторожно заглянула к мужу в комнату: тусклый язычок свечи подрагивал от весенних сквозняков, проникавших даже сюда. В неверном свете казалось, что листы на прикроватном столике шевелятся, как живые. Трепещущий язычок пламени вырывал из тьмы то перо в чернильнице, то неясные очертания исхудавшего милого лица на смятой подушке. Муж долго не мог заснуть. Но сейчас он дышал глубоко и ровно. Она подошла к столику и заглянула в мелко исписанные листы. На одном было выведено:

"Я встретил Вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое -

И сердцу стало так тепло..."

В исполнении ученицы звучит романс на стихи Тютчева

Ведущий 3.  Она помедлила, потом осторожно задула лампу, поправила одеяло  и на цыпочках вышла из комнаты.

Ведущий 4.  “Ранним утром 15 июня 1873 года лицо его внезапно приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса; глаза широко раскрылись, как бы вперились вдаль – он не мог уже ни шевельнуться, ни вымолвить слова, – он, казалось, весь уже умер, но жизнь витала во взоре и на  челе. Никогда так не светилось оно мыслью, как в этот миг… Через полчаса вдруг всё померкло, и его не стало… Он просиял и погас, - свидетельствовал Иван Сергеевич Аксаков.

Ведущий 5.   Так умер Ф.И. Тютчев. Аксаков подчеркнул в дневнике слова “просиял и погас,” видно, так поразило его это сиянье перед уходом. Никому не дано заглянуть за  полог смерти, и что увидел Фёдор Иванович в последний свой миг, мы никогда не узнаем, но всё-таки… Человек умирает так, как он жил. И трус не просияет перед смертью, и завистник не успокоится, и палач не просветлится.

Ведущий 3.   А за четверть века до этого просветления Фёдор Иванович встретился с Еленой Александровной Денисьевой. (Слайд 10) Тютчев  так часто думал и писал о “минутах роковых” в жизни человека, что должно быть, сразу понял: с этой встречей, с этой любовью пришла и его роковая минута,  не сулящая ни покоя, ни гармоничного блаженства, и всё же неизбежная, как жизнь и как смерть. Непроизвольно с жестокой точностью Тютчев-поэт вёл дневник любви Тютчева-человека, и рождалась на свет одна из самых печальных, самых возвышенных и самых горьких любовных повестей человечества.

Звучит стихотворение “О, как убийственно мы любим…”.

Чтец 6:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

 Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя..,

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон? –

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья,..

Но изменили и оне.

Ведущий 4.  

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

 Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

 Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

 Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

 Что сердцу нашему милей!..    

Здесь нет ни поэтических красот, ни преувеличений. Да и вообще, чем крупнее поэт, тем меньше ему надо прибегать к гиперболам: жизнь и так достаточно жестока…

Ведущий 5.    Елене Александровне было 24 года. (Слайд тот же, щелчок) Бедна, но родовита, такие девушки, как правило, выходят замуж за худородных, но богатых, и если не счастливы, то  во всяком случае довольны. Сирота, живёт с тёткой. А тётка – инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочери дипломата и остроумника Федора Тютчева. Озабоченная судьбою племянницы, тётка возит её по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает счастливой наружностью, умна и прелестна, эмоциональна, но и энергична, весела – словом, счастлив будет тот молодой повеса, которого она одарит своим вниманием.

Ведущий 3.   И молодой повеса вскоре нашелся.(Слайд тот же, щелчок) Им оказался сорока семилетний дипломат, женатый, отец троих детей, недавно вернувшийся из заграничной службы, растянувшейся на четверть века. Он рано поседел, и ему ещё не было 50-ти, когда в разговорах его называли “старичком”. Поэтической славы у него не было, о том, что он великий поэт, знало несколько человек, правда, среди них были Пушкин, Некрасов, Фет. Так что никакого ореола, столь влекущего девичьи сердца, у Тютчева не было.

Ведущий 4.    Но современникам известен и другой Тютчев. Он отвечает отрывисто, сквозь зубы… смотрит рассеяно по сторонам. Кажется, ему уже стало скучно: не думает ли он уйти назад? Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задевает за живое, он оживляется, и потекла потоком речь, увлекательная, блистательная, настоящая импровизация… Вот он роняет, сам не примечая того, несколько выражений, запечатлённых особенную силу ума, несколько острот едких, но благопристойных, которые тут же подслушиваются соседями,  шёпотом передаются по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым, как дорогой гостинец.

Ведущий 5.    И Денисьева увидела не седенького старичка, а льва в силе и мощи, льва ума и проницательности, здесь, в гостиной приоткрывшего лишь только часть своего гения.  Увидела, поняла и  влюбилась без оглядки,  а влюбившись, дотла сожгла все мосты… И вот колыбель первой их дочери – Елены -малой, и стихи его звучат как  шёпот, как раскаяние и мольба.(Слайд 11)

  Чтец 7:         Стихотворение Не раз ты слышала признание…”

Не раз ты слышала признанье:

 «Не стою я любви твоей».

Пускай мое она созданье –

Но как я беден перед ней…»

Перед  любовию  твоею

Мне больно вспомнить о себе —

Стою, молчу, благоговею

И поклоняюся тебе...

Когда, порой, так умиленно,

 С такою верой и мольбой

Невольно клонишь ты колено

Пред колыбелью дорогой»

Где спит она — твое рожденье –

Твой безымянный херувим,—

Пойми ж и ты мое смиренье

Пред сердцем любящим твоим.

Ведущий 3.    За 14 лет совместной жизни Елена Александровна подарит Тютчеву еще двоих сыновей. Но прелесть взаимной любви, радость материнства были омрачены общественным мнением, ведь Тютчев так и не ушел из семьи, а дети, хоть и были признаны официально, все-таки оставались незаконнорожденными. Двери всех домов захлопнулись. И наступила бы полная немота, полный вакуум, если бы не заполнился он для Елены Александровны её огромной, непереносимой, грешной и святой любовью. Да, грешной, ведь не в браке, да, святой, – ведь одна и на всю жизнь. Что же это было?

Чтец 8:         Стихотворение    ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Любовь, любовь — гласит преданье-

Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

 В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец…

Ведущий 4.     И изныло, сгорело сердце молодой женщины.   Рок, о котором они  столь часто вспоминали, беспощадно расправился с Еленой младшей (их первой дочерью) – она умерла в 14 лет от скоротечной чахотки, а на другой день скончался от той же болезни годовалый Николай. Слава богу, мать не увидела этого – она умерла от той же чахотки, когда Николаю исполнилось всего 2 месяца. И ей тогда было 38 лет. Тютчеву она подарила 14 лет жизни, счастья и боли.

Ведущий 5.      Елена Александровна была выше в любви, цельнее, безогляднее. Она не писала стихов, но Тютчев помог выразиться её сердцу, обратившись к самому себе от её лица.

Чтец 9:   Стихотворение: “Не говори: меня он, как и прежде, любит…” (СЛАЙД 12)

* * *

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

 Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

 Хоть,  вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена,  в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им,  им одним живу я -

 Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Чтец 10.   Стихотворение: “О, не тревожь меня укорой справедливой…”.

* * *

О, не тревожь меня укорой справедливой!

 Поверь, из нас из двух завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я —

 Я на тебя гляжу  с досадою ревнивой.

 

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,

Мной созданным самим, без веры я стою —

И самого себя, краснея, сознаю

Живой души твоей безжизненным кумиром

Ведущий 3.      Но задолго до скорбного дня, за десятилетия или более того, Тютчев всё уже знал – именно знал, а не предчувствовал, и это знание – самая таинственная и скорбная загадка поэзии. Послушайте это заклинание, и вы почувствуете в длинной, выбивающейся строке этот сердечный, растянутый удар – такие стихи пишутся раз в жизни – даже гениями.

Чтец 11.   Стихотворение “Последняя любовь”.

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.

Ведущий 4.  (Слайд тот же 12, щелчок)     Но есть в этой  печальной повести и ещё  одна героиня – жена Тютчева Эрнестина. (показывает на сцену, где за столом, перебирая бумаги сидит жене Тютчева)  Пробило двенадцать. Эрнестина отвернулась от окна, перебрала еще раз письма и стихи, адресованные ей. (Слайд тот же 12, щелчок)- пустой

Эрнестина: «Вот самое последнее, помеченное февралем.» (разворачивает лист)

Тютчев:  встает спостели, берет за руку жену и произносит:

              «Все отнял у меня казнящий Бог:

             Здоровье, силу воли, воздух, сон.

             Одну тебя при мне оставил он.

             Чтоб я ему еще молиться мог».

Эрнестина: «Так все же понял, что  есть за что казнить? Но я не Господь, я просто любящая женщина. И я прощаю!..

Ведущий 4.      Что бы там ни говорили, она знает: ее муж - слава России. И Эрнестина не помешала ей сбыться. Пусть это тоже учтет казнящий Бог, если только действительно все  предстанут к нему на суд.

Ведущий 5.     Ни у кого-нибудь, а  у неё искал Фёдор Иванович утешения в своём горе после смерти Елены Александровны Денисьевой и ее детей, уже не думая о том, каково ей-то видеть его слёзы. Это она сказала, пресекая все насмешки и злорадство: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была её причина.”  И это уже подвиг, подвиг женщины и жены.

Ведущий 3.      Много ранее, до слёз и утешений, он написал жене стихи: “Не знаю я, коснётся ль благодать…”. Тютчев вложил листок со стихами в гербарий, чтобы жена нашла их как бы ненароком, но так уже получилось, что она нашла их 24 года спустя, когда Тютчева уже два года не было в живых.

Чтец 12.

Не знаю я, коснется ль благодать

Моей души болезненно – греховной,

Удастся ль ей воскреснуть и восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была –

Ты, ты, мое земное провиденье!..   

Ведущий 4.     “Это было целое событие в мой безрадостной жизни”, – грустно сказала она. Какова же была радость и скорбь её при чтении замечательного привета, признания её подвига жены, её дела любви. Человек-Тютчев был часто слаб, Тютчев-поэт строил памятник Женщине, и здесь стал равен беспредельной любви одной и подвигу другой. Наверное, когда поэт умирал, обе женщины, одна в белом платье, другая – в чёрном, склонились над уходящим. И обе простили его –  и он просиял и погас( Звучит музыка )

Звучит музыка  Месса си минор Баха

III ЧАСТЬ.

Учитель II.    Наш разговор о единении сердец, о любви, возвышающей человека, делающей его лучше, был бы неполным, если бы мы не коснулись еще двух интересных судеб, слитых на 17 лет воедино – Марины Влади и Владимира Высоцкого. ( Слайд 13 ) постепенно показать все портреты Высоцкого щелчками) Вспоминая годы, прожитые вместе с Высоцким, Марина Влади искренне пытается разобраться в их непростых отношениях, понять мотивы безудержной любви, не знающей ни расстояний, ни границ.  Их первая встреча состоялась, когда  Марина Влади приехала на кинофестиваль в Москву.

Ведущий 6.  (Слайд тот же, 13, перещелкиваем все портреты Высоцкого)   “Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ и  повернуться  к нему. Он подходит, молча берёт мою руку и долго не выпускает, потом целует её, садится напротив и уже больше не спускает с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. И я понимаю, нет,  знаю, что это ты. А ты не ешь, не пьешь , – ты смотришь на меня.

– Наконец-то я встретил вас, -  выдыхаешь ты.

Эти первые произнесённые тобой слова почему-то смущают меня. Я отвечаю тебе дежурным комплементом. Я вижу твои глаза – смеющиеся и нежные, коротко остриженный затылок, двухдневную щетину, налившиеся от усталости щеки. Ты некрасив, у тебя ничем не замечательная внешность, но взгляд у тебя необыкновенный. Ты поёшь для меня одной. Постепенно я начинаю понимать смешки, горький юмор и глубину твоих песен. Ты объясняешь, что театр – твоё ремесло, а поэзия – твоя страсть. И тут без всякого перехода говоришь, что давно влюбился в меня.”

Ведущий 7.   Так встретились два человека,(Слайд  14 ) которых соединила любовь, но разделили тысячи километров,  различный политический строй,  а также – прошлое: трое сыновей у Марины Влади и двое - у Владимира Высоцкого. Это было в 1967 году.

(Слайд 15, с видами Парижа)

Чтец 13. Стихотворение: Она была в Париже”  ( Или запись песни)

ОНA БЫЛА В ПАРИЖЕ

Наверно я погиб: глаза закраю — вижу.

Наверно, я погиб: робею, а потом —

Куда мне до нее — она была в Париже,

И я вчера узнал — не только в ём одном!

Какие песни пел я ей про Север дальний! —

Я думал: вот чуть-чуть — и будем мы на ты,—

Но я напрасно пел о полосе нейтральной —

 Ей глубоко плевать, какие там цветы.

Я спел тогда еще— я  думал, это ближе —

«Про счетчик», «Про того, кто раньше с нею      был».

Но что ей до меня  — она была в Париже —

Ей сам Марсель Марсо  чевой-то  говорил!

Я бросил свой завод — хоть, в общем, был не вправе,-

Засел за словари на совесть и на страх...

Но что ей оттого — она уже в Варшаве —

Мы снова говорим на разных языках...

Приедет — я скажу по-польски: «Прошу, пани,

Прими таким как есть, не буду больше петь...»

Но что ей до мена — она уже в Иране,—

 Я понял: мне за ней, конечно, не успеть!

Она сегодня здесь, а завтра будет в Осле, -

Да, я попал в просак, да, я попал в беду!..

Кто раньше с нею был, и тот. Кто будет после, -

Пусть пробуют они – я лучше пережду!

Ведущий 6.   Ты работаешь день и ночь. Утром уезжаешь в театр на репетиции, ( Слайд 16 постепенно перещелкивать) днём ты снимаешься или у тебя концерт, вечером играешь в спектакле, а ночью ты пишешь стихи. Ты спишь самое большое 4 часа в сутки, но, кажется, тебя не утомляет этот адский ритм, жизнь так и кипит в тебе. Со сцены ты мне бросаешь знаменитые слова из спектакля “Послушайте!” Маяковского: “Нам тридцать лет, полюбим же друг друга…”  После 4 часов спектакля я вижу тебя побледневшим, похудевшим, с лихорадочно блестящими глазами, но готовым сесть за маленький столик, зажатый между кроватью и окном, чтобы писать всю ночь, и, разбудив меня под утро, читать набросанные строки.

Чтец 14.  Стихотворение Люблю тебя сейчас…”.

* * *

1. Люблю тебя сейчас,

                          не тайно — напоказ,—

Не после и не до в лучах твоих сгораю;

Навзрыд или смеясь,

                          но я люблю сейчас,

А в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю.

В прошедшем — «я любил» —

                          печальнее могил,

Все нежное во мне бескрылит и стреножит,—

Хотя поэт поэтов говорил:

 «Я вас любил: любовь еще, быть может...»

2. Люблю тебя теперь —

                         без пятен, без потерь.

Мой век стоит сейчас — я вен не перережу!

Во время, в продолжение, теперь —

Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

Приду и вброд и вплавь

                          к тебе — хоть обезглавь! —

С цепями на ногах и с гирями по пуду,—

Ты только по ошибке не заставь,

Чтоб после «я люблю» добавил я «и буду».

.

3. Смотрю французский сон

                        с обилием времен,

Где в будущем — не так, и в прошлом — по-другому.

К позорному столбу я пригвожден,

К барьеру вызван я — языковому.

Ах, разность в языках,—

                        не   положенье — крах!

Но выход мы вдвоем поищем— и обрящем.

Люблю тебя и в сложных временах —

И в будущем, и в прошлом настоящем!

Ведущий 7.   ( Слайд 17 -  с портретами Влади и Выс.)    Мы счастливы. Власти пока закрывают глаза на нашу идиллию, моя работа в Москве закончилась, и все думают, что я вернусь во Францию и быстро забуду тебя. Как только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лоофит, звонит телефон. Это ты. Ты провёл несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его мне:

Чтец 15.   Стихотворение Мне каждый вечер зажигает свечи…”.

* * *

Мне каждый вечер зажигают свечи,

И образ твой окуривает дым,—

И не хочу я знать, что время лечит,

Что все проходит вместе с ним.

Я больше не избавлюсь от покоя:

Ведь все, что было на душе на год вперед,

Не ведая, она взяла с собою —

Сначала в Порт, а после — в самолет.

В душе моей — пустынная пустыня,—

Ну что стоите над пустой моей душой!

 Обрывки песен там и паутина,—

А остальное все она взяла с собой.

В душе моей — всё цели без дороги,—

Поройтесь в ней — и вы найдете лишь

Две полуфразы,  полудиалоги,—

А остальное — Франция, Париж…

Ведущий 6.    Заказанные минуты разговора истекают быстро, и ты только успеваешь крикнуть вместо “до свиданья” “Возвращайся скорее, без тебя я не знаю, каких глупостей натворю.”   И я немедленно начинаю искать повод для получения визы.

Ведущий 7.  На какие только ухищрения не идёт Марина, чтобы приехать в Россию: и уговаривает режиссеров на съемки её в фильмах, и приобретает туристическую путёвку. В Москве нет постоянной квартиры, живут у знакомых, снимают на время комнаты.  И тем не менее они получают разрешения на брак и становятся мужем и женой, но  по-прежнему чаще всего общаться приходится по телефону.

Ведущий 6.  Правдами и неправдами, путём вмешательства высокопоставленных друзей,  М. Влади добивается выездной визы, и вот перед ними Нью-Йорк, Париж, Мехико и Варшава, Мадрид и Рим.  И ещё Владимир поёт. Даже те, кто не знает русского, зачарованы силой его голоса, с которой он исполняет песни и стихи.

Запись песен Высоцкого.

Ведущий 7. ( Слайд 18 с портретом Выс)  “Я никогда не знала, каким тебя увижу после длительной разлуки. Мы жили в таких разных странах, в таких разных мирах, что нам необходимо время, чтобы снова привыкнуть друг к другу

Ведущий 6.    12 лет встреч    и расставаний, непродолжительных свиданий и неодолимой тяги друг к другу, желание Марины помочь Высоцкому выбраться из  омута,  который затягивал его все больше и больше, с одной стороны; С другой -  стремление Высоцкого к ней, как к единственному человеку, способному спасти его.

Ведущий 7.     “25 июля 1979 г. на концерте в Бухаре ты падаешь на сцене. Прямой укол в сердце возвращает тебя к жизни. Год спустя день в день 25 июля 1980 года встреча со смертью состоялась. Я помню, как ты однажды сказал мне:

– Ты же видишь, я ей не нужен – этой величественной даме в чёрном. Я тоже не очень-то тороплюсь познакомиться с ней.

Между тем, ты сделал всё, чтобы подготовиться и не опоздать на свидание.”

Звучит песня “Кони привередливые

Учитель II.  Три поэта (Слайд 19 ), три жизни, три судьбы, вылитые в стихи.  Они заставляют нас задумываться о том великом чувстве, имя которому - любовью,  любовь, делающая человека лучше, выше, чище, благороднее, духовно красивее.  Способны ли мы на такие чувства? Что такое любовь? И что  такое счастье? Для чего человек живёт? Нам, наверное, не ответить на эти вечные вопросы. Давайте просто задумаемся над ними.

Учитель I.    (Слайд 20) Люди, конечно, не рождаются для того, чтобы их жизнь, их страдания послужили материалом для стихов, пусть и гениальных. Но люди живут и рядом с ними начинают жить стихи, а потом люди уходят, но стихи их остаются, потому что каждая настоящая строчка оплачена золотым запасом человеческой любви и страдания. ( щелчок )

Монтаж из стихотворения «Баллада о любви»

Монтаж из стихотворения «Баллада о любви»

БАЛЛАДА О ЛЮБВИ

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

 На сушу тихо выбралась Любовь —

 И растворилась в воздухе до срока,

А срока было — сорок сороков...

И чудаки — еще такие есть—

Вдыхают полной грудью эту смесь,

 И ни наград не ждут, ни наказанья,—

 И, думая, что дышат просто так,

 Они внезапно попадают в такт

 Такого же — неровного — дыханья.

Я поля влюбленным постелю —

 Пусть поют во сне и наяву!...

 Я дышу, и значит — я люблю!

 Я люблю, и значит — я живу!

И много будет странствий и скитаний:

 Страна Любви — великая страна!

 И с рыцарей своих —для испытаний —

 Все строже станет спрашивать она:

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна...

Но вспять безумцев не поворотить —

Они уже согласны заплатить:

Любой ценой — и жизнью бы рискнули,

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

 Волшебную невидимую нить,

 Которую меж ними протянули.

Я поля влюбленным постелю—

Пусть поют во сне и наяву!..

 Я дышу, и значит— я люблю1

 Я люблю, и значит — я живу!

Но многих захлебнувшихся любовью

Не докричишься — сколько ни зови,—

 Им счет ведут молва и пустословье,

 Но этот счет замешен на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

 Погибших от невиданной любви..

И душам их дано бродить в цветах,

 Их голосам дано сливаться в такт,

 И вечностью дышать в одно дыханье,

 И встретиться — со вздохом на устах –

На хрупких переправах и мостах,

На узких перекрестках мирозданья.

Я поля влюбленным постелю —

 Пусть поют во сне и наяву!...

 Я дышу, и значит — я люблю!

 Я люблю, и значит — я живу!

Свежий ветер избранных пьянил,

С ног сбивал, из мертвых воскрешал,-

Потому что если не любил —

 Значит, и не жил, и не дышал!

Когда вода Всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

 На сушу тихо выбралась Любовь —

 И растворилась в воздухе до срока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как научить ребенка «любить» математику, если у него «гуманитарный» склад ума?»

Я в статье попыталась показать работу учителя с детьми "гуманитарного" склада ума.На конкретном примере рассмотрела,  как можно привить интерес к математике....

Урок по творчеству А.Грина "Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить.."

Урок знакомит учащихся с биографией А.Грина, создает условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений писателя, пробуждает у детей вопросы о смысле жизни и роли мечты в жизни челов...

Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира «Любил, люблю, любим…:

Литературно – музыкальный салон по творчеству Уильяма Шекспира«Любил, люблю, любим…:...

Французская литературная мастерская "Сердце матери"

Урок-литературная мастерская, приуроченный к празднику День матери, в ходе которого учащиеся создают синквейн (словесный портрет матери, любящей, заботливой)....

Игра-поход "Если ты любишь Землю свою..."

Экологическая игра для трех возрастных групп учащихся (маледшего, среднего и старшего возраста) "Если ты любишь Землю свою...". Участникам игры каждой возрастной группы предлагается вып...

Методическая разработка "Литературная ярмарка «От поколения к поколению, от сердца к сердцу» (по книгам о Великой Отечественной войне)"

Представлен методи ческая разработка по теме "Литератураная ярмарка "От поколения к пооклению , от сердца к сердцу"....