КТП по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Балюк Ирина Николаевна

КТП по литературе, 5 класс, УМК Чертов В.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_5_balyuk.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Содержание курса « Литература» 5 класс

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (вводный урок)

Художественный образ как особый способ познания мира. Специфика образа в литературе как искусстве слова. Признаки художественного образа: обобщенность, метафоричность, выражение эмоционального отношения. Художественный вымысел, фантазия, другие средства создания образа в литературе. Словесный образ как «загадка», «намек» и как одно из средств коммуникации.

МИФОЛОГИЯ

«Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о происхождении искусства. Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Метафора, сравнение, эпитет, гипербола, аллегория.

Развитие речи. Устное или письменное изложение мифа. Постановка вопроса и развернутый ответ на вопрос.

Связь с другими видами искусства. Мифы в различных видах искусства.

Внеклассное чтение. Мифы о Нарциссе, Фаэтоне, состязании Пана с Аполлоном. А.С. Кайсаров «Славянская и российская мифология» (фрагменты).

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Русские пословицы из собрания В.И. Даля.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.

Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета. Повторы, традиционные зачины и концовки в народной сказке.

Теория литературы. Фольклор. Малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, загадки). Народные сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных). Основные темы русского фольклора. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре. Традиционные зачины и концовки в народных сказках.

Связь с другими искусствами. Сказочные образы в изобразительном искусстве.

Развитие речи. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки.

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (обзор)

Х.К. Андерсен. Снежная королева, А. Погорельский. Черная курица, или Подземные жители,

Сказка фольклорная и сказка литературная. Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Теория литературы. Литературная сказка, ее отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи. Сочинение сказки. Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.

АННОТАЦИЯ (практикум)

Знакомство с аннотациями к отдельным литературным произведениям и сборникам, антологиям. Примерный план аннотации. Возможность оценки произведения в аннотации. Самостоятельная работа над созданием аннотации к литературной сказке или сборнику литературных сказок.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть временных лет» (фрагменты «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»).

Предание о летописце Несторе. Исторические события и их отражение в летописи. Роль устных преданий в «Повести временных лет». Образы русских князей. Нравственные проблемы в «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись. Повесть. Древнерусская повесть. Сказание.

Развитие речи. Письменная работа: «Что бы я рассказал людям будущего о летописях». Фантазия-картина «Еще одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…» (монах-летописец за работой). «Размышление летописца о народных героях Древней Руси».

Связь с другими видами искусства. Древнерусская миниатюра «Летописец Сильвестр». В.М. Васнецов «Нестор-летописец».

Внеклассное чтение. «Сказание о Белгородском киселе»

ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (обзор)

Эзоп «Ворон и лисица», «Муравей и жук», Федр «Лисица и ворон», «Лисица и аист», Ж. де Лафонтен «Дуб и трость», Г.Э. Лессинг «Свинья и дуб».

Сюжеты античных басен и их обработка в литературе XVII-XVIII веков. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определенных свойств человека при помощи образов животных и предметов. Традиционный круг басенных сюжетов. Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен, формы выражения в них основной идеи.

Теория литературы. Басня прозаическая и стихотворная. Аллегория. Идея (мораль) басни.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И. А. КРЫЛОВ

Слово о баснописце.

Басни «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Свинья под дубом».

Широко распространенные и оригинальные сюжет в баснях Крылова. Связь басен с традицией русского устного народного творчества. Народные сказки о животных и басни. Пословицы и басни. Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова. Развернутое сравнение как основной принцип построения басни. Своеобразие басенных персонажей. Особая роль диалогов и разговорных интонаций в баснях. Своеобразие языка. Рифма и ритм в стихотворных баснях. Вольный стих.

Теория литературы. Аллегория. Идея (мораль) басни. Вольный стих.

Развитие речи. Выразительное чтение басни наизусть. Сопоставление басен И.А. Крылова с баснями других авторов со сходными сюжетами. Сочинение-миниатюра на основе басенной морали (или сочинение собственной басни).

Внеклассное чтение. И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Дуб и трость», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей».

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.

Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро».

Реальная основа и художественный образ няни. Обращения, эпитеты, гипербола, особая задушевная интонация и другие средства создания образа, выражения эмоционального отношения поэта к няне. Образ человека и образ русской зимы в стихотворениях. Изображение природы и настроения человека. Средства создания образа человека и образа природы (сравнения, эпитеты, метафоры).

Теория литературы. Гипербола. Сравнение. Эпитет. Метафора.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение-миниатюра с использованием сравнений, эпитетов, метафор.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Няня».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении Пушкина. Традиционный сказочный сюжет. Добрые и злые персонажи. Образ царевны и традиционные сказочные образы доброй, скромной, трудолюбивой девушки. Конечное торжество добра над злом в сказке. Отражение в сказке народных представлений о подлинной красоте и нравственности. Поучительный характер сказки.

Теория литературы. Стихотворная литературная сказка.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента сказки наизусть. Подготовка спектакля или киносценария. Рассказ об одном из образов и средствах его создания.

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о медведихе».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Слово о поэте.

Стихотворение «Бородино».

История создания стихотворения. Образы русских солдат («богатырей») и образ Бородинской битвы. Рассказ старого солдата как форма изображения Бородинской битвы. Приемы создания образа боя. Основная идея стихотворения.

Теория литературы. Реальное историческое событие и его образ в литературе. Ритм, рифма. Звукопись.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения.

Внеклассное чтение. М.Ю. Лермонтов «Поле Бородина», «Два великана».

Н. В. ГОГОЛЬ

Слово о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством».

Смысл названия повести. Изображение народной жизни и народных характеров. Образы кузнеца Вакулы и его невесты Оксаны. Языческие и христианские начала в повести. Фольклорные (сказочные) традиции. Элементы фантастики в сюжете и в образах. Силы зла и особенности их изображения в повести. Описание Петербурга. Своеобразие повествовательной манеры, языка произведения. Образ рассказчика. Сочетание лиризма и юмора в повести.

Теория литературы. Жизнеподобие. Фантастика. Юмор. Образ рассказчика.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента повести. Составление цитатного плана повести. Пересказ наиболее понравившегося фрагмента повести с кратким обоснованием его выбора и с использованием гоголевских сравнений, эпитетов и метафор.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (обзор)

А.С. Пушкин «Унылая пора, очей очарованье…» (отрывок из стихотворения «Осень»), «Вот север, тучи нагоняя…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…», «Есть в осени первоначальной…».

А.А. Фет «Чудная картина…», «Я пришел к тебе с приветом…»

А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш белый сад…»

И.А. Бунин «Лес, точно терем расписной…» (отрывок из стихотворения «Листопад»).

Картины природы и отражение настроения человека в литературном произведении. Образ времени года и образ человека. Статическое и динамическое изображение природы. Символический смысл картин природы. Средства создания образа времени годы.

Теория литературы. Образ природы. Пейзаж. Символ. Лирический герой.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения или фрагмента. Описание любимого времени года с использованием цитат из литературных произведений. Составление поэтической антологии об одном из времен года.

И. С. ТУРГЕНЕВ

Слово о писателе.

Повесть «Муму».

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Характеристика образов Герасима и барыни. Особенности повествования, авторское отношение к персонажам. Символическое значение выбора главного героя. Образ Муму, средства его создания. Смысл финала повести.

Теория литературы. Авторская оценка. Портрет. Пейзаж. Образ животного.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отношении учащегося к событию или герою.

Внеклассное чтение. И.С. Тургенев «Воробей»

Н. А. НЕКРАСОВ

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Тема нелегкой крестьянской доли. Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Собирательный образ. Речевая характеристика. Диалог. Ритм.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения. Устный ответ на вопрос и использованием цитаты из стихотворения.

Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»


ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ (
практикум)

Определение вида заглавного образа литературного произведения, его связи с другими образами, средств создания художественного образа. Примерный план рассказа о заглавном образе произведения. Составление рассказа об одном из образов (на материале рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Слово о писателе.

Рассказ «Кавказский пленник».

Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды. Главные и второстепенные персонажи. Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы Жилина и Костылина. Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия. Поучительный характер рассказа.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Составление цитатного плана рассказа. Подробный пересказ эпизода от лица одного из персонажей. Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования.

А. П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.

Рассказ «Мальчики».

Образы детей в рассказе. Проблемы взаимоотношений взрослых и детей. Мир детства в изображении Чехова. Серьезное и комическое в рассказе.

Теория литературы. Сюжет. Эпизод.

Развитие речи. Написание рассказа, содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений.

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Лошадиная фамилия».


ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (
практикум)

Примерный план письменного отзыва о литературном произведении. Чтение фрагментов отзывов, принадлежащих известным писателям, критикам и посвященных знакомым пятиклассникам произведениям. Самостоятельная работа над отзывом о литературном произведении.

ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ (обзор)

И.С. Никитин «Русь».

А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…».

И. Северянин «Запевка».

Н.М. Рубцов «Родная деревня».

Картины родной природы, обращенные к страницам русской истории, изображение жизни русских людей, национальных характеров, традиций. Особенности художественного воплощения образа России в стихотворениях разных поэтов.

Теория литературы. Фольклорные традиции. Народная песня. Характер.

Развитие речи. Составление поэтической антологии.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

И. А. БУНИН

Слово о поэте.

Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»

Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов.

Теория литературы. Сюжет в лирическом произведении. Символ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин «Солнечные часы».

С. А. ЕСЕНИН

Слово о поэте.

Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта. Фольклорные и христианские традиции. Своеобразие поэтического языка, есенинских метафор, эпитетов, сравнений.

Теория литературы. Фольклорные образы. Метафора. Эпитет. Сравнение.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Внеклассное чтение. С.А. Есенин «Песнь о собаке».

П. П. БАЖОВ

Слово о писателе.

Сказ «Медной горы Хозяйка».

Особенности сказовой манеры повествования. Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического. Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

Теория литературы. Сказ. Сказовая манера повествования. Сказ и сказка.

Развитие речи. Пересказ фрагмента с сохранением сказовой манеры повествования.

Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка».


ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (
обзор)

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

О. Генри «Вождь краснокожих».

Образы детей в произведениях для взрослых и для детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. Ребенок в мире взрослых и среди сверстников.

Теория литературы. Образ персонажа и средства его создания (портрет, описание поступков, речь).

Развитие речи. Устный рассказ о понравившемся литературном произведении. Презентация книги, сборника, литературного журнала для школьников.

А. С. ГРИН

Слово о писателе.

Повесть «Алые паруса».

Мечта и реальная действительность в повести. Образы Ассоль и Грэя. Утверждение веры в чудо как основы жизненно й позиции. Символические образы моря, солнца, корабля, паруса. Смысл названия повести.

Теория литературы. Образы предметов. Символ.

Развитие речи. Описание одного из символических образов с использованием цитат.

Внеклассное чтение. А. Грин «Зеленая лампа».

А. П. ПЛАТОНОВ

Слово о писателе.

Рассказ «Неизвестный цветок».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Философская символика образа цветка. Особенности повествовательной манеры писателя.

Теория литературы. Обобщающее значение художественного образа. Символ. Язык произведения. Рассказ.

Развитие речи. Устные ответы на вопросы с использованием цитат из рассказа.

Внеклассное чтение. А.П. Платонов «Цветок на земле». 


ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ (
практикум)

Ритм в художественной прозе и поэзии. Составление ритмической организации стихотворения И.А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык». Особенности стихотворной речи (ритм, метр). Двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха. Вольный стих. Рифма (точная, неточная). Белый стих. Способы рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая). Определение стихотворного размера, способа рифмовки. Сочинение стихотворных загадок,  стихотворений с определенным стихотворным размером, способом рифмовки.

С. Я. МАРШАК

Слово о поэте.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Фольклорные (сказочные) традиции в пьесе-сказке. Поучительный смысл произведения. Особенности создания образа в драматическом произведении. Роль монологов и диалогов.

Теория литературы. Драматическое произведение. Пьеса-сказка. Монолог. Диалог.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов по ролям.


МОНОЛОГ И ДИАЛОГ
КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА (
практикум)

Начальное представление об эпосе, драме и лирике как литературных родах. Определение места и художественной функции монологов и диалогов в ранее изученных эпических, драматических и лирических произведениях. Начальное представление о речевой характеристике персонажа.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (обзор)

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

В.П. Катаев «Сын полка».

Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Дети и взрослые в условиях военного времени. Проблема детского героизма. Гуманистический характер военной поэзии и прозы.

Развитие речи. Устный рассказ о наиболее запомнившемся эпизоде. Сбор воспоминаний о событиях военного времени, участниках Великой Отечественной войны.

В. П. АСТАФЬЕВ

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Изображение становления характера главного героя рассказа. Мастерство писателя в изображении родной природы.

Теория литературы. Пейзаж.

Развитие речи. Краткий пересказ фрагмента произведения с использованием цитирования.

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Э. Сетон-Томпсон «Королевская аналостанка».

Ю.П. Казаков «Арктур – гончий пес».

Животные в жизни человека. Судьбы животных. Изображение красоты и благородства животных. Способы выражения авторского отношения в произведениях о животных.

Развитие речи. Написание отзыва об одном из произведений о животных или письменного ответа на вопрос об одном из образов животных с использованием цитат.

ЖАНР РАССКАЗА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А. Конан Дойл «Камень Мазарини».

М.М. Зощенко «Галоша».

Р. Бредбери «Все лето в один день».

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра. Особая роль события рассказывания в произведении. Отдельные жанровые разновидности рассказа: юмористический, научно-фантастический, детективный.

Развитие речи. Устные отзывы о прочитанных рассказах. Взаимные рекомендации рассказов для самостоятельного чтения.

ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (практикум)

Начальное представление о теме и идее литературного произведения. «Вечные» темы в литературе. Взаимодействие нескольких тем в одном произведении. Идея произведения и возможные способы ее выражения. Краткая характеристика тематики и идейного содержания произведения (на материале басни И.А. Крылова «Свинья под дубом», стихотворения С.А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…», повести А. Грина «Алые паруса»)

 I. Планируемые результатами изучения учебного предмета:

 

1) в познавательной сфере:

 

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,античной литературы, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  

 

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

 

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  

 

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

 

3) в коммуникативной сфере:

 

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  

 

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

 

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться: 

Мифология и Античная литература

 Осознанно воспринимать и понимать античный текст; различать мифологических героев, составлять словарь героев мифологии, объяснять значения героев мифологических выражений.

Наблюдать         над         особенностями         языка

Античных         текстов,         объяснять         связь

героического эпоса с фольклором.

Русский фольклор

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять песню и её интерпретацию средствами других искусств

        (иллюстрация,         мультипликация,

художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
  • выразительно читать сказки и былины, народные песни,соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России Зарубежная литература

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать

произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять         для         себя         актуальную         и

перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными

способами её обработки и презентации

 

Рассказывать о героях греческой мифологии,описывать портреты греческих героев, сопоставлять фрагменты мифов и иллюстрации к ним. Создавать письменные работы с использованием выражений из древнегреческих мифов

Составлять план рассказа о герое с использованием цитат, толковать непонятные слова ,используя словарь. Письменно рассказывать о героях средневекового эпоса по плану.

 

  • сравнивая песни, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • анализировать песни по вопросам;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками ;воспроизводить известный материал о былине, выразительно читать былину.

 

 

правильно, выразительно читать вслух;

Наблюдать особенности языка

в обрядовой и необрядовой песнях

 

 

 

 

 

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые

слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

 

формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план

текста;

самостоятельно давать

характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

 

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

        видеть языковые         средства,

использованные автором

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительного анализа;

  • вести         самостоятельную         проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

п/п

Содержание урока

Дата

план

Дата

факт

Примечания

1

Литература как искусство слова

Мифология ( 3 час.)

2

Мифы как своеобразное отражение жизни. Мифы о

происхождении искусства. Мифы « Аполлон и музы», «Дедал и Икар»

3

Мифы «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».  Художественные образы в мифологии и средства их создания.

4

Художественные образы в мифологии и средства их создания.

Русский фольклор( 3 час.)

5

Фольклор и народная словесность. Русские пословицы из собрания В. И. Даля.

6

Русские народные сказки.   «Царевна-лягушка

7

Русские народные сказки «Жена-доказчица», «Лиса и журавль». Особенности народных сказок

Литературные сказки ( 5 час.)

8

Отличие  литературной сказку от фольклорной. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

9

Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

10

Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

11

Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».

12

 Р/Р  Отзыв о прочитанной литературной сказке.

13

Практикум. Аннотация.

Древнерусская литература – из «Повести временных лет» (2 час.)

14

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке». Исторические события и их отражение в летописи.

15

«Сказание о белгородском киселе» Нравственные проблемы «Повести временных лет»

Жанр басни в мировой литературе ( 3 час.)

16

Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра.

17

Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.

18

Нравственные проблемы в баснях. Поучительный характер басен.

Русская литература XIХ века

И.А. Крылов (3 час.)

19

Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».

20

Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».

21

Изображение социальных отношений и человеческих поступков в баснях Крылова.

А.С. Пушкин ( 6 час.)

22

Слово о поэте. Стихотворения А. С. Пушкина «Няне» Реальная основа и образ няни.

23

Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина. «Зимний вечер», «Зимнее утро».

24

Фольклорные традиции, черты волшебной сказки в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

25

Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

26

Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.

27

Вн. Чт. « сказка о попе и его работнике Балде»

М.Ю. Лермонтов ( 3 час.)

28

Слово о поэте. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

29

Образ исторического события в стихотворении

30

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана». Образы русских солдат ( богатырей)

Н.В. Гоголь ( 4 час.)

31

Слово о писателе. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

32

Фантастические события в повести

33

Мир Диканьки. Изображение народной жизни и народных характеров

34

Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы»

Образ времени года в литературном произведении( 2 час.)

35

Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

36

РР Описание любимого времени года с использованием цитат.

И.С. Тургенев ( 4 час.)

37

Слово о писателе. Повесть И. С. Тургенева «Муму».

38

Образ исторического времени в повести.

39

Образ Герасима.

40

Смысл названия повести.

Н.А .Некрасов ( 3 час.)

41

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».

42

Изображение жизни простого народа в стихотворении . Тема нелегкой крестьянской доли.

43

Авторское отношение к героям. Собирательный образ в стихотворении

Л.Н. Толстой ( 5 час.)

44

Слово о писателе. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа, его основные эпизоды

45

Образы горцев.

46

Жилин и Костылин как два разных характера

47

 Поэтичный образ Дины. Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание

48

Р/Р Письменный ответ на вопрос об одном из персонажей рассказа с использованием цитирования

Образ Родины в русской поэзии ( 3 час.)

49

Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого).

50

Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова).

51

Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии

И.А. Бунин (2 час)

52

Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...». Особенности художественной картины, нарисованной в стихотворении.

53

Стихотворение И. А. Бунина «Няня».

С.А. Есенин ( 2 час)

54

Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Картины деревенской России и природные образы в стихотворениях поэта.

55

Образ родины в поэзии С. А. Есенина.

П.П. Бажов ( 3 час.)

56

Сказ П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка». Образ рассказчика в сказе.

57

Образ исторического времени. Средства создания образа народного умельца, мастера.

58

Фольклорные (сказочные) традиции в произведении. Сочетание реального и фантастического.

«Образы детей в зарубежной литературе

М. Твен   «Приключения Тома Сойера» (3 час.)

59

«Приключения Тома Сойера» М. Твена.

60

Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых

61

Серьезное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии

А.П. Чехов ( 2 час.)

62

Рассказ «Мальчики» . Образы детей в рассказе.

63

Проблемы взаимоотношений взрослых и детей.

64

Письменный отзыв о литературном произведении»

(практикум)

65

Р. Отзыв о литературном произведении.

А.С. Грин ( 5 час.)

66

Слово о писателе. Повесть А. С. Грина «Алые паруса».

67

Образ Ассоль.

68

Образ Грэя.

69

Утверждение веры в чудо как основы жизненной позиции

70

Смысл названия повести.

А.А. Платонов. ( 2 час.)

71

Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок». Основная тема и идейное содержание рассказа.

72

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле». Философская символика образа цветка.

73

«Проза и поэзия как формы художественной речи»

 (практикум)

74

Сопоставление ритмической организации стихотворения И. А. Бунина «Слово» и стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Русский язык».

С.Я. Маршак (3 час.)

75

Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

76

Заглавный образ в пьесе-сказке. Фольклорные ( сказочные) традиции в пьесе-сказке.

77

Поучительный смысл произведения. Монолог и диалог как средство создания образа.

78

«Монолог и диалог как средства создания образа в эпических, драматических и лирических произведениях»

 (практикум)

79

Речевая  характеристика  персонажа.

Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны.(5 час.)

80

Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

81

Повесть В.П. Катаева «Сын полка

82

Дети и взрослые в условиях военного времени

83

Образ Вани Солнцева. Проблема детского героизма.

84

Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев ( 5 час.)

85

Слово о писателе.  Рассказ «Васюткино озеро».

86

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

87

Образ Васютки. Основные черты характера

88

Изображение становления характера главного героя рассказа

89

Вн. чт. по рассказу « Удар сокола»

Образы животных в мировой литературе (7 час.)

90

Рассказ Э.Сетона – Томпсона «Королевская аналостанка».

91

Образы животных и образы людей в рассказе.

92

Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес». Образ Арктура.

93

 Дж.Лондон « Белый клык» .Животные в жизни человека.

94

В.П.Астафьев « Жизнь Трезора»

95

Авторское отношение  животным  в произведениях

96

Р/Р  Написание отзыва об одном из произведений о животных

Жанр рассказа в мировой литературе  

(  6час.)

97

Жанровые признаки рассказа как малого эпического жанра.

98

Рассказ  А.П.Чехова  « Хирургия»

99

Рассказ  А.Конан Дойля «Камень Мазарини».

100

Юмористический рассказ М.М.Зощенко «Галоша».

101

Научно-фантастический рассказ Р.Бредбери «Все лето в один день».

102

«Тема и идея литературного произведения»

 (практикум). Подведение итогов. Рекомендации на лето.

 

                

                

                

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...