КТП по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Балюк Ирина Николаевна

КТП по литературе, 6 класс, УМК Чертов В.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_chertov_6.docx44.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Рабочая программа по литературе,6 класс (ФГОС)

 

I. Планируемые результатами изучения учебного предмета:

 

1) в познавательной сфере:

 

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,античной литературы, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  

 

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

 

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  

 

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 

 

3) в коммуникативной сфере:

 

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  

 

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

 

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться: 

Мифология и Античная литература

 Осознанно воспринимать и понимать античный текст; различать мифологических героев, составлять словарь героев мифологии, объяснять значения героев мифологических выражений.

Наблюдать         над         особенностями         языка

Античных         текстов,         объяснять         связь

героического эпоса с фольклором.

Русский фольклор

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять песню и её интерпретацию средствами других искусств

        (иллюстрация,         мультипликация,

художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.
  • выразительно читать сказки и былины, народные песни,соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России Зарубежная литература

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать

произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять         для         себя         актуальную         и

перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными

способами её обработки и презентации

 

Рассказывать о героях греческой мифологии,описывать портреты греческих героев, сопоставлять фрагменты мифов и иллюстрации к ним. Создавать письменные работы с использованием выражений из древнегреческих мифов

Составлять план рассказа о герое с использованием цитат, толковать непонятные слова ,используя словарь. Письменно рассказывать о героях средневекового эпоса по плану.

 

  • сравнивая песни, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
  • анализировать песни по вопросам;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;воспроизводить известный материал о былине, выразительно читать былину.

 

 

правильно, выразительно читать вслух;

Наблюдать особенности языка

в обрядовой и необрядовой песнях

 

 

 

 

 

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые

слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

 

формулировать основную мысль текста; составлять простой и сложный план

текста;

самостоятельно давать

характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

 

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы; относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

        видеть языковые         средства,

использованные автором

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для

сопоставительного анализа;

  • вести         самостоятельную         проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

   

     II.  Содержание учебного предмета

 

«ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ» 

(вводный урок)

 

      Литература как художественная картина жизни человека. Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ человека в литературном произведении. Начальные представления о литературном герое и антигерое, характере и типе, персонаже и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении.

 

МИФОЛОГИЯ

      «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором». 

      Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. Отражение в мифах народных представлений о героических характерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, восходящие к сюжетам греческой мифологии.

      Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой. Героический характер.       Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. Объяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходящих к греческой мифологии, с помощью словарей и справочной литературы. Составление словаря героев античной мифологии.

      Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.       Внеклассное чтение. Ф. А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

 

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ГОМЕР

      Слово о поэте.

      «Илиада» (эпизод «Смерть Гектора»). 

      «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»). 

      Мифологическая основа античной литературы. Герои греческой мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской войны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия героического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История Одиссея, его приключения.

Средства создания образа. Обобщенное значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссея».

      Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.       Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.

      Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.       Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).  

 

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА» 

(обзор)

 

      «Калевала» (фрагменты).

      «Песнь о Роланде» (фрагменты).

      «Песнь о нибелунгах» (фрагменты).

      Изображение народной жизни, традиций. Обобщенное содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.

      Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.

      Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.

      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.  

 

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР 

 

      Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Черный ворон», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка...». 

      Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.

      Теория литературы. Народная песня.

      Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.

      Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

      Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств человека. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

      Теория литературы. Былина. Гипербола.

      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины.

      Связь с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская симфония» А. П. Бородина.

      Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья Муромец».

 

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

      «Повесть о Петре и Февронии Муромских». 

      Герои произведений древнерусской литературы. Идеал человека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклорные традиции в создании образов персонажей. Образ справедливого правителя и идеальный образ русской женщины, верной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, бескорыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвования. Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье. Изображение борьбы за власть, отражение исторических реалий в повести.

      Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание. Идеальный образ.

      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести. Письменный рассказ об одном из героев.

      Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы Муромских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль деревянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муромском кремле XVII века. Легенда о Китеже в изобразительном искусстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Глазунов и др.).

      Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Невского». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».  

 

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 

(обзор)

 

      И.-В. Гёте       «Лесной царь».       Ф. Шиллер       «Перчатка».

      В. Скотт 

      «Клятва Мойны».       Р. Л. Стивенсон       «Вересковый мед».

      Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная и литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой баллады.

      Теория литературы. Баллада. Сюжет.

      Развитие речи. Выразительное чтение баллады.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

 

В. А. ЖУКОВСКИЙ

      Слово о поэте.

      Баллада «Светлана».

      Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, темного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады.

Средства выражения авторской позиции.

      Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.

      Развитие речи. Выразительное чтение фрагмента баллады наизусть. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.

      Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».

 

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО

ИНТЕРПРЕТАЦИИ» 

      (практикум)

 

      Обобщение сведений об основных умениях, обеспечивающих выразительность чтения (владение голосом, дикция, тембр, темп и др.) и способы их развития. Интонационный рисунок произнесения фразы. Роль паузы в выразительном чтении. Осмысление идейного содержания и особенностей художественной формы произведения в процессе подготовки его выразительного чтения. Советы тем, кто готовится выразительно читать басню, народную песню, былину, балладу.  

 

А. С. ПУШКИН 

 

      Слово о поэте.

      Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

      Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении.

Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.

      Теория литературы. Баллада. Символический образ.

      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».

      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...»       Роман «Дубровский».

      История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе.

Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства. Романтическая история любви Дубровского и Маши. Традиции авантюрно-приключенческого романа в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

      Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция. Главные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая характеристика. Тип.

      Развитие речи. Восстановление хронологической последовательности в развитии событий. Краткое изложение эпизода с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов персонажей.       Повесть «Выстрел».

      Своеобразие характера Сильвио. Сочетание в герое благородства и эгоизма. Особенности композиции повести. Роль повторяющихся эпизодов. Смена рассказчиков как художественный прием. Смысл финала произведения. Авторское отношение к главному герою. Смысл названия.

      Теория литературы. Цикл. Повесть. Повествователь.

      Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики образа Сильвио.

      Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель».  

 

«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» 

(практикум)

 

      Особенности словесного портрета. Портрет как одно из средств характеристики образа персонажа. Портретные детали. Примерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление портретных описаний двух персонажей. Сопоставление словесного портрета героя литературного произведения и его живописной (или графической) интерпретации.  

 

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

      Слово о поэте.

      Стихотворения «Парус», «Листок».

      Картины природы как средство выражения эмоционального состояния лирического героя и его мировосприятия, жизненной позиции. Своеобразие лирического героя Лермонтова. Поиски смысла жизни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символическое значение образов природы. Особенности ритмики и строфики.

      Теория литературы. Лирический герой. Лирический сюжет. Символические образы.

Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Строфа.

      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворениям.

      Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».  

 

А. В. КОЛЬЦОВ

      Слово о поэте.

      Стихотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...».

      Поэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты народной песни в стихотворениях. Образ лирического героя.

      Теория литературы. Лирический герой. Фольклорные образы в литературном произведении. Белый стих.

      Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использованием художественных образов из его стихотворений.

      Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чем шумит сосновый лес?..»).

 

И. С. ТУРГЕНЕВ

      Слово о писателе.

      Рассказ «Бежин луг».

      Картины народной жизни и авторские раздумья о судьбах крестьянских детей. Черты русского национального характера в юных героях рассказа. Портрет, описания поступков героев, речевая характеристика и пейзаж как средства создания образов мальчиков, изображения их внутреннего мира и способы выражения авторского отношения. Особенности детского восприятия окружающего мира. Символическое значение пейзажа.

      Теория литературы. Портрет. Пейзаж. Речевая характеристика.

      Развитие речи. Письменная характеристика персонажа с использованием цитат (описаний портрета, поступков героя, его речи и пейзажа).

      Внеклассное чтение. И. С. Тургенев. «Певцы».  

 

Ф. И. ТЮТЧЕВ

      Слово о поэте.

      Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...».

      Тема взаимоотношений человека и природы. Природные образы как средство выражения внутреннего мира и эмоционального состояния человека. Символическое значение нарисованных в стихотворениях картин.

      Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм. Контраст. Символический образ.

      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.       Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»  

 

А. А. ФЕТ

      Слово о поэте.

      Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы...».

      Нравственная проблематика стихотворения. Параллелизм картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирения и утверждение веры в преодоление жизненных трудностей. Прямое и образное выражение авторской позиции.

      Теория литературы. Лирический герой. Лирический адресат. Рифма.

      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.

      Внеклассное чтение. А. А. Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...»  

 

Н. С. ЛЕСКОВ

      Слово о писателе.

      Рассказ «Левша».

      Изображение особенностей русского национального характера. Образы талантливых русских умельцев. Образ левши и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказе. Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое и трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манеры повествования у Лескова. Словотворчество.

      Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмета.

      Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказа. Устные ответы на вопросы о художественной функции отдельных образов предметов в произведении. Составление плана характеристики литературного героя.

      Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

 

«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ» 

(практикум)

 

      Биография как литературный жанр. Художественные, научные, популярные биографии, биографические очерки. Особенности содержания, композиции и речевого оформления сообщения о биографии писателя. Подготовка сообщения о биографии писателя на основе справочной литературы.

      Л. Н. ТОЛСТОЙ

      Слово о писателе.

      Повесть «Детство» (избранные главы).

      Образ Николеньки. Жизнь в восприятии ребенка. Изображение внутреннего мира юного героя, сложности его переживаний. Нравственные проблемы в повести. Тема семьи. Образы родителей. Картины русской жизни. Образы крестьян, слуг. Роль внутренних монологов Николеньки в раскрытии характера героя. Особенности повествования от первого лица (герой-повествователь). Роль художественной детали в создании образов персонажей.

      Теория литературы. Автобиографическое произведение. Повествование от первого лица.

Художественная деталь. Внутренний монолог.

      Развитие речи. Составление цитатного плана характеристики одного из персонажей повести. Устный психологический портрет главного героя повести с использованием цитат.       Внеклассное чтение. Л. Н. Толстой. «Отрочество».  

 

«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» 

(практикум)

 

      Развитие представлений о сочинении на литературную тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ темы и составление развернутого плана сочинения. Подбор цитат, необходимых для характеристики персонажа (описаний портрета, поступков героя и др.).

 

А. П. ЧЕХОВ

      Слово о писателе.

      Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

      Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания юмористических образов (портрет, деталь, описание поведения, авторские комментарии, речь героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества.

Использование приема антитезы в построении системы персонажей. Своеобразие чеховских рассказов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл названия.

      Теория литературы. Юмористическое произведение. Комическая ситуация. Антитеза.

Художественная деталь. Речевая характеристика.

      Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы о роли художественной детали в произведении.

      Внеклассное чтение. А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев».  

 

«НОНСЕНС И АБСУРД В ЛИТЕРАТУРЕ» 

(обзор)

 

      Л. Кэрролл 

      «Алиса в Стране чудес» (фрагменты).

      «Верлиока» (из «Алисы в Зазеркалье»).

      Э. Лир       Лимерики.

      Г. К. Честертон 

      «Единение философа с природой».

      А. П. Чехов 

      «Задачи сумасшедшего математика».

      Д. Хармс 

      «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка».

      Особенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные образы. Авторская позиция.

Языковые средства создания комического. Приемы языковой игры.

      Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Комическое.       Развитие речи. Сочинение лимериков.

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

М. ГОРЬКИЙ

      Слово о писателе.

      Повесть «Детство» (избранные главы).

      Образ Алеши. Факторы становления личности героя. Образы бабушки и деда Каширина. Роль второстепенных персонажей в повести. Неоднозначность характеров персонажей. Развитие традиций Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира ребенка. Авторская позиция в повести.

      Теория литературы. Автобиографическое произведение. Главные и второстепенные персонажи.

      Развитие речи. Цитатный план характеристики одного из второстепенных персонажей повести. Выявление черт автобиографического произведения в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.

      Внеклассное чтение. М. Горький. «В людях».  

 

А. И. КУПРИН

      Слово о писателе.

      Рассказ «Чудесный доктор».

      Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Смысл названия.

Социальная и нравственная проблематика произведения, его гуманистическая направленность.

Развитие традиции жанра святочного рассказа.

      Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ.

      Развитие речи. Сочинение о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.  

 

В. В. МАЯКОВСКИЙ 

 

      Слово о поэте.

      Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

      Образ лирического героя. Отношение героя к миру. Образ толпы. Особенности решения темы одиночества человека. Образ лошади. Использование развернутой метафоры в стихотворении. Гуманистическое звучание произведения. Новаторство поэзии Маяковского.

Своеобразие системы стихосложения, ритмики и строфики. Художественная функция словотворчества и звукописи.

      Теория литературы. Лирический герой. Метафора. Тоническая система стихосложения.

Словотворчество. Звукопись.

      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Беседа о нравственном содержании центрального образа. Устная характеристика лирического героя стихотворения.  

 

«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ» 

(практикум)

 

      Обобщение сведений о знакомых учащимся системах стихосложения. Сопоставление тонического стиха народной поэзии и лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.  

 

М. М. ПРИШВИН

      Слово о писателе.

      Сказка-быль «Кладовая солнца».

      Взаимодействие мира человека и мира природы. Образы Насти и Митраши, средства их создания. Роль портретной детали в описании характера. Проблема становления личности. Нравственная проблематика. Авторская позиция в произведении. Вера писателя в человека, его природную доброту и мудрость. Художественная функция истории Травки и Антипыча, рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения.

      Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ. Портретная деталь.

      Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.       Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».

 

«СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ» 

(практикум)

 

      Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, отношение к окружающим и к природе, отношение к герою других персонажей, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других, ранее изученных произведений).

 

Н. М. РУБЦОВ

      Слово о поэте.

      Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».

      Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой и особенности его мировосприятия.

      Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.

      Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть.       Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».

 

В. Г. РАСПУТИН

      Слово о писателе.

      Рассказ «Уроки французского».

      Изображение в рассказе трудностей послевоенного времени. Образ главного героя.

Нравственная проблематика произведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа.

Авторская позиция и способы ее выражения.

      Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея произведения.

      Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.

 

 

«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ» 

(обзор)

 

 

      А. Ф. Мерзляков 

      «Среди долины ровныя...».

      А. А. Дельвиг 

      «Русская песня» («Соловей, мой соловей...»).

      П. А. Вяземский 

      «Еще тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»).

      Ф. Н. Глинка 

      «Узник» («Не слышно шуму городского...»).       И. И. Козлов       «Вечерний звон».

      А. А. Григорьев 

      «О, говори хоть ты со мной...».       Б. Ш. Окуджава       «Арбатский романс».

      В. С. Высоцкий 

      «Кони привередливые».

      Традиции народной поэзии в песенной лирике русских поэтов. Романс как разновидность лирических произведений.

      Теория литературы. Народная песня. Романс.

      Развитие речи. Подготовка устных сообщений о русском романсе

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Антуан. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

      Слово о писателе.

      Повесть-сказка «Маленький принц».

      Постановка «вечных» вопросов в философской сказке. Воссоздание мира детских раздумий о жизни, отношениях между людьми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире. Духовное и материальное, красивое и полезное в системе жизненных ценностей ребенка. Образы «взрослых» в произведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответственности как основе человеческих отношений. Роль метафоры и аллегории в повести.

Символическое значение образа маленького принца.

      Теория литературы. Философская сказка. Притча. Метафора. Аллегория. Символ.       Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.

      Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

 

«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» 

(обзор)

 

      А. А. Бестужев-Марлинский       «Испытание».       Н. В. Гоголь       «Вий».       А. П. Чехов       «Степь».

      А. Н. Толстой 

      «Детство Никиты».

      Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествователя и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновидности повести по характеру тематики (социально-бытовые, психологические, автобиографические, юмористические, научно-фантастические, детективные и др.).

      Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.

      Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельно прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей разной тематики для самостоятельного чтения.

 

Учебник  для учащихся 6 класса  общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина, Н.А.Ипполитова, И.В.Мамонова. - М: Просвещение, 2012.

№ урока

Тема урока

Дата план

Дата факт

Примечания

1

Образ человека в литературе.

2

Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл.

3

Троянский цикл и его герои

4

Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора.

5

Образ Одиссея.

6

Герои мифов разных народов в литературе.

7

Герои финского эпоса «Калевала».

8

Героический эпос. Образ Роланда.

9

Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах».

10

Народная песня и ее виды.

11

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».Особенности былин.

12

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя

13

Р/Р Идеал человека в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

14

Фольклорные традиции в создании образов персонажей.

15

Баллады И. В. Гёте «Лесной царь» и Ф. Шиллера «Перчатка».

16

Баллада B. Скотта «Клятва Мойны».

17

Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».

18

Баллада В. А. Жуковского «Светлана».

19

Образ Светланы и средства его создания.

20

Практикум. Выразительное чтение  произведения  как способ  его интерпретации.

21

Практикум. Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, былины, басни, баллады и др.).

22

Стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

23

Роман  «Дубровский». История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства.

24

Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский».

25

Владимир Дубровский в родительском доме. Нравственная проблематика романа.

26

Владимир Дубровский в доме Троекурова. Романтическая история любви Дубровского и Маши

27

Финал романа «Дубровский». Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского.

28

Практикум. Портрет в литературном  произведении

29

Р/Р Описание портрета литературного персонажа.

30

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус». Поиски смысла жизни и душевной гармонии.

31

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок». Символическое значение образов природы.

32

Поэма М. Ю. Лермонтова «Беглец».        

33

Поэтизация народной жизни и крестьянского труда  в стих.

А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...».

34

Образ России в поэзии А. В. Кольцова.

35

Стихотворения Ф. И. Тютчева «Какое дикое ущелье!..» и «С поляны коршун поднялся...». Тема взаимоотношений человека и природы.

36

Нравственная проблематика стихотворения. Стихотворения А. А. Фета «Ласточки» и «Учись у них — у дуба, у березы...».

37

Черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

38

Сказ Н. С. Лескова «Левша».

39

Образы русских умельцев.

40

Авторская позиция в сказе «Левша». Образ повествователя.

41

Фольклорные традиции в сказе.

42

Практикум. Сообщение о жизни  и творчестве писателя

43

Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества

44

Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Роль художественной детали. Смысл названия

45

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях в рассказах Чехова

46

Нонсенс и абсурд в английской поэзии.

47

Л. Кэрролл.

«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). «Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»).

48

Р/Р Сочинение лимериков.

49

Повесть Л. Н. Толстого «Детство».

50

Образ Николеньки Иртеньева.

51

Образы родителей.

52

Повесть А. М. Горького «Детство».

53

Образы бабушки и деда Каширина.

54

Образы бабушки и деда Каширина.

55

Образ Алеши. Жизнь в восприятии ребёнка.

56

Р/Р Составление цитатного плана характеристики персонажа. 

57

Рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор».

58

Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор».

59

Сочинение о персонаже литературного произведения. Анализ темы и составление развёрнутого плана сочинения

60

Р/Р Сочинение о персонаже (на материале изученных произведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.).

61

Символическое значение образов дороги, леса, ветра, утра и солнца в стихотворениях А.Блока «Лениво и тяжко плывут облака...» и «Встану я в утро туманное...».

62

Образ лирического героя в стихотворениях А.Блока

63

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».  Гуманистическое звучание произведения. Образ лирического героя у поэта.

64

Идейное и художественное содержание стихотворения.

Новаторство поэзии Маяковского

65

Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

66

Определение особенностей ритмики, метрики и строфики ранее изученных и самостоятельно прочитанных произведений.

Ямб в русской поэзии

67

Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

68

Образы Насти и Митраши.

69

История Травки и Антипыча, рассказ о ели и сосне. Нравственная проблематика произведения

70

Смысл названия и жанрового определения произведения.

71

Практикум. Сопоставительная  характеристика персонажей

72

Р/Р Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.

73

Р/Р Сочинение, посвященное сопоставительной характеристике персонажей.

74

Стихотворения Н. М. Рубцова «Звезда полей» и «Листья осенние». Изображение родной природы в стихотворениях

75

Фольклорные традиции в стихотворениях Рубцова

76

Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского».

77

Образ главного героя рассказа.

78

Образ учительницы в рассказе.

79

Нравственные проблемы в рассказе «Уроки французского». 

80

Авторская позиция  и способы её выражения.

81

Р/Р  Письменный ответ на вопрос о нравственном содержании образа персонажа.

82

Жанр песни в русской поэзии XIX века.

83

Жанр песни в русской поэзии XX века.

84

Русский романс

85

Рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

86

Человек и природа в рассказе.

87

Р/Р Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении зарубежного писателя.

88

Повесть-сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

89

Философская проблематика повести-сказки. 

90

Образы «взрослых» в произведении.

91

Символическое значение образа маленького принца.

92

Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире.

93

Р/Р Отзыв о прочитанном произведении.

94

Жанровые признаки повести как среднего эпического жанра. Отличие повести от рассказа. А. А. Бестужев-Марлинский.

«Испытание». A. Чехов.«Степь».

95

Повесть Н. В. Гоголя «Вий».

96

История Хомы Брута.

97

Сопоставительная характеристика кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

98

Повесть В. М. Шукшина «Живет такой парень».

99

История Пашки Колокольникова.

100

Смысл названия повести. 

101

Р/Р Письменные отзывы о прочитанных повестях. 

102

Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9

Учебно-тематическое планирование      по литературеКласс 9...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Задачник-практикум по литературе класс

Практические задания по литературе  класс...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8

Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...