Главные вкладки

    конспект урока в 7 классе по литературе "Не бывает чужой боли"(по рассказу А.П.Платонова "Юшка"
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Фаттахова Татьяна Риверовна

    Рассказ А.П.Платонова "Юшка" помогает раскрыть перед читателем сущность человеческих взаимоотношений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_klass_a.p.platonov.docx41.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока по литературе в 7 классе «Не бывает чужой боли».

    (по рассказу А.П.Платонова «Юшка» )

    Тип урока: урок формирования и совершенствования навыков и умений.

    Форма работы:1) работа в группах

                                2) урок с элементами дискуссии

    Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый.

    Методическое обеспечение урока и средства обучения: компьютер,

    презентация , толковые словари, раздаточные карточки, тексты

    рассказа Андрея Платонова «Юшка.

    Цели урока:

    Образовательные: пробудить интерес к прозе Андрея Платонова, к личности

    писателя; формировать умения определять тему, идею рассказа, анализировать текст, оценивать действия героев, познакомить с особенностями языка писателя; провести словарную работу, расширить кругозор учащихся.

    Развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, умение

    анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать; развивать художественные

    способности.

    Воспитательные: обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать гуманное

    отношение к людям, сострадание, милосердие.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте! Я рада встрече с вами! Мне хочется, чтобы этот урок литературы помог вам стать добрее, милосерднее, терпимее ко всему, что вас окружает! (слайд 1)

                     Дарите, люди, тёплые слова!

    И пусть умолкнет злобная молва!

    Давайте будем счастье создавать!

    Ведь слово - это мир и благодать!

    1. Этап актуализации знаний. Погружение в тему урока.

    Учитель: Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым художник слова испытывал истинное сострадание. (слайд 2)

    1. Работа в группах.

    Учитель: Ребята, в словаре Сергея Ивановича Ожёгова найдите значение слов (слайд 3)

                         1 группа «сострадание»

                         2 группа «милосердие»

                         3 группа «гуманизм»

                         4 группа «доброта»

                          и подберите к ним синонимы.

    1 группа: сострадание- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. (сочувствие, жалость, сожаление)

    2 группа: милосердие-готовность помочь или простить из чувства сострадания, человеколюбия. (сострадание, доброта, человеколюбие)

    3 группа: гуманизм- направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. (доброта, человеколюбие, человечность)

    4 группа: доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (ласковость, сердечность)

    Учитель: Все эти слова близки по смыслу.

                      Как вы думаете, должны ли люди обладать чувством сострадания? Почему?

    Учитель: -  Какие чувства у вас возникли во время чтения рассказа «Юшка»? Почему? (Возникло чувство сострадания, потому что Юшку не любили люди)

                      - Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

    Учитель: -Ребята, тема нашего урока «Не бывает чужой боли».(слайд 4)

                     -Как вы думаете, как тема урока связана с чувством сострадания?

                      -Что мы должны узнать на уроке? (мы должны осознать необходимость сострадания, милосердия, недопустимости жестокости).(слайд 5)

               III.        Изучение нового учебного материала.

    1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

    Учитель: Андрей Платонович Платонов раскрывает перед нами красоту и величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы, невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир.

    -Кто предстаёт перед нами таким человеком в рассказе «Юшка»?

     1)        Фронтальная работа.

     Учитель: А сейчас мы обратимся к рассказу Платонова “Юшка”, который вы прочитали дома.

    -Автор дает подробный литературный портрет Юшки.(читает ученик)

    -Что означает слово «юродивый»? (слайд 6 )

    Слово «Юшка» означает - юродивый, блаженный.  Издавна на Руси было много блаженных. Люди , желавшие принять на себя подвиг юродства, раздавали своё имущество бедным и нищим и уходили из дома. Им негде было приклонить голову, и они обычно ночевали в открытом поле. Ходили босые, полураздетые летом и зимой. Люди часто смеялись над юродивыми за старую изношенную одежду.

    «Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. “Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы”. Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.

    Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.

    Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка».

    Учитель:– Чего не знает о нем никто? Каким никогда не видят Юшку?

    (Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым (кажется, и болезнь отступила).

    Учитель: Ребята, значит, что для него являлось утешением в жизни? (природа)

    -Зачитайте цитаты, в которых мы видим, как Юшка наслаждался природой?

    -Чем болел Юшка?

    -С кем сравнивался Юшка, когда он был наедине с природой? (со здоровым человеком)  

    Учитель:– А куда каждое лето уходит Юшка?

    Вывод.

    -Сокровенное неведомо жителям города, как неведомо его подлинное имя. Для них он всего-навсего Юшка.

    -Ребята, а почему люди его называли Юшкой?

    -Какое настоящее имя Юшки?

    Принято считать, что такие люди, слабые, тихие, незаметные, кроткие, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом.

    IV.Физминутка

    • Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.
    • Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему:(слайд 8 музыкальное сопровождение)
    • радостно: “Приятная встреча!”;
    • утешительно: “Всё будет хорошо!”;
    • счастливо: “Какой успех!”;
    • удивлённо: “Не может быть!”.

    – Почему же люди потешаются над Юшкой? Чем отвечает он обидчикам? Кто прав?(слайд 9)

    -- Попробуем взглянуть на Юшку глазами тех, кто живет рядом с ним.
    – Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?

    Класс делится на группы; каждой из них предлагается, сосредоточившись на определенном эпизоде, подумать над прозвучавшими вопросами. 

                   1) Работа в группах. На слайде учителем обозначены темы обсуждения. Учащиеся распределяются в группы на основе выбора темы обсуждения.

    1 группа-Юшка и дети

    3 группа-Юшка и взрослые

    3 группа-Юшка и весёлый прохожий

    4 группа-Юшка и девочка-сирота

    Распределившись по группам, учащиеся получают задания.

                         1 группа-1. Встреча Юшки с детьми (ученики приводят цитаты и комментарии).

    – Как относятся к нему дети? Что влечет детей к Юшке? 
    – Почему Юшка не обижается на них? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны еще научиться злу и ненависти,
    терзают Юшку? Чего они ждут от него?

    -В толковом словаре найти значение слова «терзать» (слайд 11)

    (Терзать, мучить, издеваться, истязать, изводить, тиранить.)

    Терзать – 1. Разрывать на части. 2. Мучить нравственно.

    (1. Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра.)

    – Как сам Юшка объясняет поведение детей? Согласны ли вы с Юшкой? Какие чувства вызывает у вас эпизод истязания Юшки детьми?

                           II группа- Встреча Юшки с взрослыми.
    – Как относятся к Юшке взрослые, более мудрые, чем дети, люди? Почему и взрослые иногда обижают его? Почему их сердца наполняются лютой яростью при виде Юшки? Чем отвечает им Юшка?

    -Что означает слово «блаженный»? ( 1)в высшей степени счастливый;2)чудаковатый, помешанный)( слайд 12)

    (Взрослые тоже вымещают на Юшке “злое горе и обиду”, лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. “Будь как все”, – вот чего они требуют от Юшки.)

     Юшка раздражает своей непохожестью на них. Злое горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека. Молчание Юшки превращалось в его вину, а его кротость приводила еще к большему ожесточению. И даже Даша, жалевшая Юшку, говорила ему: “Лучше бы ты умер!”.

    Ш группа- Юшка и веселый прохожий.

    – Чем помешал Юшка веселому прохожему?

    (Встреча с веселым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)

    – Мы уже настолько привыкли к Юшке, стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то, чего все так давно ждали, – Юшка осерчал.

    -Что означает слово «осерчал»? (рассердиться)(слайд 13)

     -Почему именно слово «осерчал» использовал Платонов? Автор мог воспользоваться любым близким по значению словом – рассердился, разозлился, разгневался, возмутился.  (Слово лучше соответствует его образу.)

    – Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал, может быть, первый раз в жизни?

    Юшка осознает свою ценность в этом мире (“Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен…”.)

    -Учитель: Платонов говорит о первозданной ценности любой человеческой жизни, неповторимости всякого человека…

    – Хотел ли веселый прохожий смерти Юшки?

    IV группа-Юшка и девочка-сирота.

    -К кому Юшка проявил особую заботу?

    -Что означает слово «опека»? (слайд 14)

    -Кем она была для Юшки?

    -Каким образом он заботился о ней?

    -Передайте состояние девушки, узнавшей о смерти Юшки.

    -Чем занималась девушка?

    -Как называли её люди? (дочерью доброго Юшки)

    (Удивительную по благородству историю поведала девушка. Она была для Юшки никто, сирота, но жизнь свела ее с Юшкой, и он взял девушку под опеку, сделал все, чтобы она могла учиться. Каждый год он приходил проведывать ее и приносил деньги на весь год. Девушка закончила университет, стала врачом. 
    Потом она и кузнец пошли на кладбище, девушка припала к земле, в которой лежал Юшка — человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтобы она его ела. Девушка осталась там, где жил Юшка, стала лечить больных туберкулезом. Она много делала для больных людей: лечила, помогала, утешала. Все ее знали в городе, называя дочерью доброго Юшки. 

    Заслушиваются ответы учеников.

    V. Подведение итогов. Рефлексия.

    -Как вы понимаете фразу «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже свету нужен…»? (Юшка понимал своё предназначение в жизни. Он тоже человек, к которому нужно проявлять уважение, сострадание). (слайд 15)

     Учитель: Юшка верил, что он нужен людям, что люди его любят, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви. Своей жизнью Юшка показал, что для любви не надо говорить громкие слова. Для любви нужно тихо помогать людям, заботиться о них. Юшкина любовь к миру не прервалась с его смертью.

    Ребята, давайте составим жизненную формулу Юшки, ответив при этом на вопрос: «Любовью к чему и к кому было переполнено сердце Юшки?» (слайд 16)

                                           

                                                               

           

     

    У каждой группы на столах находятся 4 круглых листочка. На каждом листочке напишите по одному варианту ответа. При ответе будем выбирать ещё не озвученный вариант и прикреплять его на доске возле каждой стрелки.

    Учитель: Формула жизни по Платонову-любить ближнего, уметь сострадать, иметь доброе сердце.

    Пусть Ваши маленькие сердечки будут красивыми, с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

    Умирает Юшка – непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям, изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей)

    Учитель: Юшка верил, что он нужен людям, что люди его любят, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви. Своей жизнью Юшка показал, что для любви не надо говорить громкие слова. Для любви нужно тихо помогать людям, заботиться о них. Юшкина любовь к миру не прервалась с его смертью.

    Каждая подгруппа должна закончить предложение.(слайд 17)

    1 подгруппа. Мы должны проявлять чувство сострадания, потому что…

    2 подгруппа. Мы не должны обижать людей, потому что…

    3 подгруппа. Мы должны любить окружающий на мир, потому что…

    4 подгруппа. Мы должны заботиться об окружающей среде, потому что…

    Учитель: Я желаю вам, ребята, никогда не забывать о том, что каждый человек нуждается в сочувствии, в сострадании, в сопереживании. «Спешите делать добро, пока не стало поздно!» Пусть лучики добра согреют вас своим теплом. ( слайд 18)

    Домашнее задание: написать сочинение на тему: « Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» ( слайд 16)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы "Есть такие прирожденные ангелы..." Образ Матрены (по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор") 9 класс

    Урок составлен с учетом требований ФГОС второго поколения, максимум времени урока отведено самостоятельной работе учащихся, поиску ими ответов на проблемные вопросы, работе с художественным текстом....

    Конспект урока "Мы в ответе за того, кого приручили" по рассказу Л.Андреева «Кусака» 7 класс

    Применение на уроке образовательных технологий  (критического мышления, личностно-ориентированной)....

    Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".

    В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифров...

    Конспект урока по литературе «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. 7 класс

    Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение....

    Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

    Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

    Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.

    Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...