Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Швабова Елена Геннадьевна

Трёхчасовая РП, учитывающая требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_l-ra.docx43.38 КБ
Файл planirovanie_5.docx51.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Хандальская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по литературе

для  5 класса основного общего образования

на 2015-2016 учебный год

                                                                                    Автор-составитель: Швабова Е.Г.,

учитель русского языка и литературы

                                                                       

                                                                                                                                             

        

Хандальск, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по литературе (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2012 г.) и Рабочей программы по литературе к предметной линии учебников под ред. В.Я. Коровиной для 5 – 9  классов общеобразовательной школы (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.).

Предметная линия учебников: Литература. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по литературе в 5 классе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Формы обучения: индивидуальная, парная.

Методы обучения:

словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа,  работа с учебником на печатной основе)

наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);

практические методы (устные и письменные упражнения, практические, лабораторные работы);

активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов).

Технологии обучения: ИКТ – технологии, системно-деятельностный подход, проблемное обучение

Формы текущего контроля:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Используются формы работы: урочные (87 %), внеурочные (13 %).

Внеурочные формы работы:

  • проектная деятельность – 10 ч. 
  • заочные экскурсии – 4 ч.
  • межпредметные модули – 4 ч.  
  • учебное исследование – 3 ч.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный образовательный план для   образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч. (3 часа в неделю, 35 учебных недель).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и др.).

В каждом классе затронута одна из ведущих проблем.

5 класс – внимание к книге;

6 класс – художественное произведение и автор;

7 класс – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы;

8 класс – взаимосвязь литературы и истории;

9 класс – начало курса на историко-литературной основе.

Формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатамиучащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» к окончанию 5 класса проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результатывыпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• овладение навыками анализа литературного произведения: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;

• понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (10 ч)

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальное представление).  

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (42 ч)

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.

Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.

ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).  

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление).   Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).  

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

Н.А.Тэффи. "Валя"(для внеклассного чтения), Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (15 ч)

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

Пословицы и поговорки.

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А.Крылов. Басни.

А.С.Пушкин. «У лукоморья…».

Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»).

Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.А.Фет. «Весенний дождь».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» - 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» - 1-2 стихотворения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2012 г.
  2. Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.

Учебник:

Литература. 5класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Методические пособия:

  1. Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2-х ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Беляева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014 (В помощь школьному учителю).
  4. Иванова Е.В. Дидактические материалы по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс. В 2 ч.». ФГОС (к новому учебнику) / Е.В. Иванова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 (УМК).
  5. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература. 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. И.В. Карасева, В.Н. Пташкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Учитель, 2010.
  6. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  7. Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Е.Л. Ляшенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 (УМК).

Печатные пособия:

Наглядные материалы.

Технические средства обучения

Классная доска

Компьютер

Интерактивная доска



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков литературы в 5 классе

№ п/п

№ урока

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Приме-чание

По плану

По факту

Введение

1

1

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

Беседа-дискуссия о роли книги в современной жизни и её месте среди других источников информации. Выразительное чтение статьи «К читателям», беседа «Писатели о роли книги».

1.09

Устное народное творчество

10

2

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Входная контрольная работа

1

Актуализация сведений о фольклоре, полученных в начальной школе. Чтение и обсуждение фольклорных произведений. Выявление роли фольклора в жизни наших предков. Чтение и обсуждение статьи «От мифов к преданиям, быличкам и бывальщинам» (из «Читаем, думаем, спорим…»). Выполнение входной контрольной работы

4.09

3

2

Малые жанра фольклора. Детский фольклор

1

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора.

7.09

4

3

Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. Проект

1

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Проект: составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок».

8.09

5

4

Василиса Премудрая и Иван-царевич. Народная мораль в характере и поступках героев

1

Защита проекта. Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов.

11.09

6

5

Поэтика волшебной сказки «Царевна-лягушка»

1

Выразительное чтение, выборочный   пересказ, рассмотрение репродукции картины В. Васнецова «Пир».

14.09

7

6

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания

1

Чтение и пересказ фрагментов первой части сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Выразительное чтение по ролям эпизодов о трёх поединках Ивана и чуда-юда.

15.09

8

7

Система образов сказки. Иван –  крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки

1

Беседа о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказов. Составление характеристики главного героя. Презентация иллюстраций к сказке.

18.09

9

8

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1

Выразительное чтение сказки и её пересказ от лица героя. Пересказ самостоятельно прочитанной сказки о животных. Устные и письменные ответы на вопросы из раздела «Размышляем о своеобразии сказок о животных».

21.09

10

9

Бытовые сказки. «Солдатская шинель»

1

Различение видов сказок. Выразительное чтение сказки по ролям и её пересказ от лица героя. Чтение сказок из практикума «Читаем, думаем, спорим…» и определение их видов.

22.09

11

10

Р/р. Русские народные сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос

1

Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела «Литература и изобразительное искусство», «Проверьте себя». Составление плана письменного высказывания по одному из проблемных вопросов.

25.09

Из древнерусской литературы

2

12

1

Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник

1

Чтение статьи учебника, составление плана статьи. Выразительное чтение и пересказ фрагментов летописи. Комментирование незнакомых слов и понятий. Оценка поступков летописных героев.

28.09

13

2

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

1

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с.47), ответы на вопросы (с. 51).

29.09

Из литературы ХVIII века

2

14

1

Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Проект

1

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы. Проект: составление под руководством учителя электронного альбома «М.В. Ломоносов – великий россиянин».

2.10

15

2

«Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение

1

Защита проекта. Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Анализ стихотворения по плану.

5.10

Из литературы ХIХ века

42

16

1

Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра

1

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки.

6.10

17

2

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Осмеяние человеческих пороков в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» 

1

Выразительное чтение басен; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Составление характеристик героев басен.

9.10

18

3

Отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». Межпредметный модуль (история)

1

Выразительное чтение басни. Комментирование исторического содержания басни. Устные ответы на вопросы. Составление характеристик героев басни. Работа со словарём литературоведческих терминов (басня, аллегория, мораль).

12.10

19

4

Р/р. Мои любимые басни Крылова. Литературная викторина

1

Защита проекта. Выразительное чтение басен, их устный анализ, комментирование морали, определение аллегорического смысла. Устное словесное рисование иллюстраций к басням. Ответы на вопросы викторины из практикума «Читаем, думаем, спорим…».

13.10

20

5

В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

1

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

16.10

21

6

 «Кубок». Нравственно-психологические проблемы баллады

1

Чтение баллады, полноценное ее восприятие. Ответы на вопросы. Чтение по ролям; выразительное чтение. Поиск незнакомых слов и определение их значений.

19.10

22

7

А.С. Пушкин. «Няне». Поэтизация образа Арины Родионовны. Заочная экскурсия

1

Чтение и обсуждение статьи «А.С. Пушкин». Составление плана статьи. Чтение и обсуждение сведений о литературных местах, связанных с именем Пушкина. Выразительное чтение стихов о няне Пушкина. Создание иллюстраций к стихотворению.

20.10

23

8

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

1

Выразительное чтение пролога. Обсуждение понятия «пролог». Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы.

23.10

24

9

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа сказки

1

Выразительное чтение сказки, пересказ её фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Составление плана сказки. Составление устных характеристик героев.

26.10

25

10

Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил

1

Составление таблицы «Система образов сказки». Нравственная оценка героев сказки. Составление письменной сравнительной характеристики двух героев сказки.

27.10

26

11

Истоки сюжета. Поэтика сказки. Рифма, ритм, способы рифмовки. Проект

1

Сопоставительный анализ сказки Пушкина и фольклорных сказок. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Изучение статей «Рифма. Способы рифмовки» и «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь». Определение в отрывках стихотворений типа рифмовки. Проект: составление под руководством учителя электронного презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира».

30.10

27

12

Р/р. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Защита проекта. Чтение, обсуждение и обучение записи основных положений статьи «О сказках Пушкина». Устные ответы на вопросы. Составление плана письменного высказывания, подбор цитат по заданной теме.

9.11

28

13

Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

1

Тестирование. Характеристика героев. Ответы на вопросы по теории литературы, ответы на проблемные вопросы нравственно-этического плана.

10.11

29

14

Контрольная работа №1 по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

1

13.11

30

15

Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок

1

Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина. Составление вопросов к сказкам. Конкурсы, викторины.

16.11

31

16

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка

1

Чтение и обсуждение статей учебника. Комментирование непонятных слов и историко-культурных реалий. Выразительное чтение сказки и пересказ её фрагментов. Устные ответы на вопросы. Выявление характерных признаков литературной сказки.

17.11

32

17

«Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

1

Пересказ эпизодов сказки от лица героев. Лексическая работа по разделу «Обогащаем свою речь». Устные ответы на вопросы. Устное словесное рисование.

20.11

33

18

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Межпредметный модуль (история)

1

Чтение и обсуждение статьи. Комментирование историко-культурных реалий. Знакомство с информацией о селе Тарханы. Восприятие стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Характеристика и нравственная оценка героев. Устные ответы на вопросы.

23.11

34

19

Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении «Бородино»

1

Устные рассказы о поэте и героях стихотворения. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устные ответы на вопросы. Поиск изобразительно-выразительных средств в стихотворении. Чтение и обсуждение стихотворения «Два великана».

24.11

35

20

Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке

1

Выразительное чтение сказки. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Чтение и обсуждение истории создания сказки (практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Анализ фрагментов сказки.

27.11

36

21

Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

1

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям.

30.11

37

22

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. Проект

1

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести. Проект: составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины “Вечеров на хуторе близ Диканьки” в иллюстрациях».

1.12

38

23

Вн. чт. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

1

Защита проекта. Художественный пересказ эпизодов; создание иллюстраций. Устные ответы на вопросы. Анализ конфликта тёмных и светлых сил. Характеристика главных героев. Письменный ответ на проблемный вопрос.

4.12

39

24

Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

1

Чтение и обсуждение статьи «Н.А. Некрасов» и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…». Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки».

7.12

40

25

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

1

Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы.

8.12

41

26

Язык стихотворения «Крестьянские дети». Речевые характеристики персонажей

1

Выразительное чтение стихотворения. Комментирование лексики, определение её стилистической окраски. Устные ответы на вопросы. Обсуждение иллюстраций учебника. Составление речевых характеристик персонажей.

11.12

42

27

И.С. Тургенев. «Муму» как повесть о крепостном праве. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди. Межпредметный модуль (история)

1

Чтение статей учебника. Сообщение на тему «Жизнь людей в эпоху крепостного права».Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Поиск незнакомых слов и определение их значений.

14.12

43

28

«Муму» как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима

1

Выборочные пересказы историй героев. Составление плана эпизода, подбор цитат по заданной теме. Заполнение таблицы «Черты характера Герасима». Письменная характеристика героя.

15.12

44

29

Система образов рассказа. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди.

1

Устные рассказы о Герасиме. Составление письменных сравнительных характеристик героев по плану.

18.12

45

30

Р/р. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Защита проекта. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск цитат, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж». Заполнение аналитических таблиц. Составление планов ответов на проблемные вопросы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

21.12

46

31

А.А. Фет. Лирика. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

1

Выразительное чтение стихотворений. Чтение статьи учебника «А.А. Фет» и составление её плана. Рассказ о стихотворении по вопросам учебника. Анализ стихотворений о природе. Письменный анализ одного стихотворения.

22.12

47

32

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. Межпредметный модуль (история)

1

Чтение статьи о Толстом и составление её плана. Сообщение об участии Толстого в Кавказской войне. Выразительное чтение рассказа. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Прослушивание фрагментов в актёрском прочтении. Анализ эпизодов рассказа.

25.12

48

33

Жилин и Костылин: два характера – две судьбы.

1

Устные сообщения о главных героях. Сопоставление персонажей рассказа и составление сравнительной характеристики героев. Прослушивание фрагментов рассказа в актёрском чтении. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций учебника.

11.01

49

34

Р/р. «Кавказский пленник». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Защита проекта. Составление цитатных планов письменных ответов на вопросы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

12.01

50

35

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1

Выполнение тестовых заданий, заданий без вариантов ответа. Характеристика героев. Ответ на проблемный вопрос.

15.01

51

36

Контрольная работа №2 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1

18.01

52

37

А.П. Чехов «Хирургия» как юмористический рассказ. Заочная экскурсия

1

Чтение и обсуждение статьи «А.П. Чехов» и статьи о Таганроге. Сообщение о псевдонимах Чехова. Выразительное чтение рассказа. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Устные ответы на вопросы. Работа с лит. словарём. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «речевая характеристика», «юмор».

19.01

53

38

Р/р. «Хирургия». Составление киносценария по рассказу

1

Устное рецензирование чтения актёров. Составление цитатного плана рассказа. Составление таблицы, включающей в себя ключевые элементы киносценария. Словесное описание кадров киносценария.

22.01

54

39

Вн. чт. Рассказы Чехова. Юмор в рассказах. Проект

1

Выразительное чтение рассказов. Обсуждение рассказов. Проект: составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А.П. Чехова в иллюстрациях пятиклассников».

25.01

55

40

Русские поэты ХIХ в. о родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева

1

Чтение и обсуждение статьи учебника. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений по вопросам учителя с использованием цитирования. Обсуждение репродукций картин.

26.01

56

41

Лирика А.Н. Майкова, И.С. Никитина, И.З. Сурикова, А.Н. Плещеева.

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений Тютчева. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений русских поэтов. Рецензирование актёрского чтения. Подбор цитатных подписей к репродукциям картин. Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов.

29.01

57

42

Р/р. Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе

1

Защита проекта. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1.02

Из литературы ХХ века

29

58

1

И.А. Бунин «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

1

Чтение статьи о Бунине и составление её плана. Сообщение о Бунине (герб рода Буниных, детские годы писателя, учёба в Елецкой гимназии). Выразительное чтение и обсуждение рассказа «Косцы». Устный анализ эпизода.

2.02

59

2

Вн. чт. И.А. Бунин «Подснежник». Тема исторического прошлого России

1

Выразительное чтение рассказа. Поиск незнакомых слов и историко-культурных реалий и определение их значения. Устные ответы на вопросы. Поиск цитат («антитеза», «повтор»).

5.02

60

3

В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений

1

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение фрагментов повести. Обсуждение глав повести по вопросам. Различные виды пересказов. Обсуждение репродукций книжной графики к повести.

8.02

61

4

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

1

Выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики (Вася и Валек, Тыбурций и судья). Поиск цитатных примеров к понятию «портрет».

9.02

62

5

«Дурное общество» и «дурные дела». Изображение города и его обитателей. Проект

1

Выразительное чтение фрагментов повести. Краткий и выборочный пересказ. Устные ответы на вопросы. Характеристика сюжета повести, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. работа с лит. словарём («повесть»). Проект: электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко “В дурном обществе”».

12.02

63

6

Р/р. «В дурном обществе». Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

1

Защита проекта. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме. Письменный ответ на проблемный вопрос.

15.02

64

7

С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях

1

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение. Анализ стихотворений о родном доме.

16.02

65

8

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Образы Степана и Хозяйки Медной горы

1

Актуализация знаний о Бажове и его творчестве из курса начальной школы. Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом. Составление плана сравнительной характеристики Степана и Хозяйки Медной горы и заполнение цитатной таблицы.

19.02

66

9

Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка. Исследовательская работа

1

Работа с литературоведческим словарём, знакомство с жанром сказа. Поиск цитатных примеров («сказ», «сказка»). Исследование: сопоставление этих понятий в таблице, исследование языка сказа (лексика, синтаксис, историко-культурные реалии).

22.02

67

10

К.Г. Паустовский. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»

1

Чтение и обсуждение статьи «К.Г. Паустовский». Выразительное чтение эпизодов сказки, их пересказ. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Рассказ о героях по плану.

26.02

68

11

Язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке «Тёплый хлеб»

1

Устный рассказ о писателе. Выявление в сказке реальных и фантастических элементов и черт фольклора. Работа с лит. словарём («пейзаж», «эпитет»). Анализ эпитетов, сравнений и олицетворений, глагольной лексики. Создание собственных иллюстраций к сказке.

29.02

69

12

Вн. чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении

1

Выразительное чтение рассказа, пересказ фрагментов. Устные ответы на вопросы. Определение авторского отношения к героям. Викторина.

1.03

70

13

Вн. чт. С.Я. Маршак. Сказки для детей. Их герои и нравственный смысл

1

Чтение и обсуждение статьи о Маршаке. Выразительное чтение сказок Маршака, их обсуждение. Рассказы о героях. Нравственная оценка героев стихотворных сказок. Создание иллюстраций к сказкам.

4.03

71

14

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы, столкновение добра и зла. Проект

1

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение пьесы-сказки. Выполнение заданий фонохрестоматии. Нравственная оценка героев пьесы-сказки. Рассказ о героях по плану. Проект: постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке: выбор фрагмента; распределение ролей; оформление сцены; звуковое сопровождение сказки.

7.03

72

15

Пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы

1

Театрализованное представление сцены из пьесы-сказки. Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки. Сопоставление пьесы-сказки и её фольклорных источников, заполнение таблицы.

11.03

73

16

Р/р. «Двенадцать месяцев». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

14.03

74

17

А.П. Платонов «Никита». Человек и природа. Душевный мир главного героя рассказа

1

Чтение и обсуждение статьи учебника о Платонове. Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Устные ответы на вопросы. Составление письменной характеристики героя.

15.03

75

18

Реальность и фантастика в рассказе. Исследовательская работа

1

Работа с лит. словарём («фантастика»). Сопоставление элементов были и фантастики. Исследовательская работа: составление цитатной таблицы «Два мира в рассказе. Обсуждение иллюстрации учебника.

18.03

76

19

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Заочная экскурсия

1

Чтение и обсуждение статьи об Астафьеве, статьи «Деревня Овсянка». Выразительное чтение рассказа, художественный пересказ его фрагментов. Анализ содержания рассказа по вопросам учителя.

28.03

77

20

Становление характера главного героя. «Открытие» Васюткой нового озера

1

Устный рассказ о писателе. Чтение и пересказ фрагментов, лексические и историко-культурные комментарии. Составление плана характеристики Васютки. Рассказ о поведении и поступках героя, их нравственная оценка.

29.03

78

21

Р/р. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Составление плана письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме.

1.04

79

22

Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов

1

Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Поиск в справочной литературе или Интернете материалов о судьбах и подвигах детей в годы ВОВ.

4.04

80

23

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

1

Выразительное чтение наизусть стихотворений о детях на войне. Чтение и обсуждение статьи учебника. Устный рассказ о военной биографии поэта. Актёрское исполнение стихотворения. Устные ответы на вопросы. Обсуждение репродукции картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…».

5.04

81

24

К.М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети

1

Рассказ о поэте и его военной биографии. Сообщение о героях Брестской крепости. Выразительное чтение стихотворения. Устные ответы на вопросы. Письменный анализ стихотворения.

8.04

82

25

Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо

1

Сообщение о жизни И.А. Бунина и Дона-Аминадо в эмиграции. Рецензирование актёрского чтения стихотворений. Устные ответы на вопросы. Заполнение цитатной таблицы «Чем пахнут города?» и выявление авторской оценки изображаемого.

11.04

83

26

Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе: Д.Б. Кедрин, А.А. Прокофьев, Н.М. Рубцов. Проект

1

Краткие сообщения о поэтах. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Выразительное чтение стихотворений. Устные ответы на вопросы. Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических стихотворениях. Сопоставление стихотворения с живописным полотном. Проект: составление под руководством учителя электронного альбома «Русские поэты ХХ века о родине и родной природе» с иллюстрациями художников и учащихся.

12.04

84

27

Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Образы детей в рассказе

1

Чтение и обсуждение вступ. статьи о писателе. Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов. Поиск незнакомых слов и определение их значений. Работа с лит. словарём («юмор»).

15.04

85

28

«Игорь Робинзон». Юмор и его роль в рассказе

1

Актуализация знаний о Робинзоне, герое романа Д. Дефо. Выразительное чтение рассказа, пересказ и озаглавливание его фрагментов. Сопоставление событий романа «Робинзон Крузо» с сюжетом рассказа «Игорь Робинзон». Устное иллюстрирование.

18.04

86

29

Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение

1

Чтение и обсуждение статьи о Ю.Ч. Киме. Прослушивание фонохрестоматии. Устные ответы на вопросы. Анализ текста одной из песен. Чтение и обсуждение размышлений Маршака «О талантливом читателе».

19.04

Из зарубежной литературы

15

87

1

Р. Стивенсон «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Заочная экскурсия

1

Рассказ о Р.Л. Стивенсоне с показом галереи его портретов, изображений Шотландии, старинных кораблей, морских пейзажей. Выразительное чтение баллады. Составление цитатного плана баллады и определение её стихотворного размера. Составление плана письменной характеристики героев. Работа с лит. словарём («баллада»).

22.04

88

2

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: необычайное приключение героя

1

Рассказ о писателе Д.Дефо с показом его портретов, изображений кораблей и морских пейзажей. Сообщение о матросе Александре Селкирке. Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Подбор материалов для рассказа о Робинзоне.

25.04

89

3

«Робинзон Крузо»: характер героя

1

Краткий пересказ эпизодов романа, помогающих понять черты характера и внутреннюю сущность героя. Выборочный пересказ на тему «Как Робинзону удалось выжить на необитаемом острове?». Обсуждение иллюстраций к роману. Характеристика героя (с использованием цитирования).

26.04

90

4

«Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа

1

Устные ответы на вопросы. Работа с лит. словарём («робинзонада»). Сопоставительная характеристика героев романа.

29.04

91

5

Х.-К. Андерсен «Снежная королева» – реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

1

Сообщение о сказочнике Андерсене с показом галереи его портретов и изображений мест, где он жил. Выразительное чтение и пересказ фрагментов статей учебника. Работа с лит. словарём («художественная деталь»), поиск цитат к понятию.

2.05

92

6

«Снежная королева»: сказка о великой силе любви. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

Выразительное чтение сказки, пересказ ключевых фрагментов. Сопоставление героев сказки: Герды и Маленькой разбойницы, лапландки и финки, Герды и Кая. Показ иллюстраций к сказке, найденных в Интернете. Обсуждение иллюстраций. Устная характеристика Герды.

3.05

93

7

«Снежная королева»: «что есть красота?». Противопоставление красоты внутренней и внешней. Исследовательская работа

1

Чтение и рецензирование характеристики Герды. Устный рассказ о Снежной королеве. Исследование: работа по сопоставлению героинь, заполнение таблицы «Сравнительная характеристика Герды и Снежной королевы». Рассуждения и выводы по вопросу: что есть красота?

6.05

94

8

Вн. чт. Волшебные сказки Андерсена

1

Выразительное чтение сказок, пересказ, устные ответы на проблемные вопросы. Обсуждение произведений книжной графики. Составление вопросов для викторины и ответы на эти вопросы.

10.05

95

9

Р/р. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

1

Чтение и обсуждение фрагмента статьи С.Я. Маршака «Мастер снов и сказок». Комментирование проблемных вопросов. Составление плана самостоятельного письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме.

13.05

96

10

Р/р. Написание письменного ответа на один из проблемных вопросов

1

Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов.

16.05

97

11

М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Черты характера гл. героя

1

Сообщение о писателе М. Твене с показом галереи его портретов. Выразительное чтение фрагментов романа. Обсуждение первых глав романа. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы. Составление характеристики Тома Сойера и заполнение цитатной таблицы «Черты характера героя».

17.05

98

12

«Приключения Тома Сойера»: дружба героев

1

Прослушивание в актёрском исполнении диалога Тома и Гека. Устные ответы на вопросы. Различные виды пересказов. Обсуждение иллюстраций. Письменная характеристика героев по плану. Викторина.

20.05

99

13

Р/р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос. Проект

1

Пересказ финальных глав романа от лица героев. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Подбор цитат по заданной теме. Проект: составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

23.05

100

14

Дж. Лондон «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа

1

Чтение и обсуждение статьи «Дж. Лондон». Составление плана и пересказ статьи. Выразительное чтение рассказа, пересказ ключевых фрагментов. Устные ответы на вопросы. Составление плана характеристики Киша и рассказ о герое (с использованием цитат).

24.05

101

15

«Сказание о Кише»: мастерство писателя

1

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Составление плана характеристики лит. произведения. Рассказ о книге и её героях по плану.

27.05

102

16

Итоговая контрольная работа

1

Устный монологический ответ, различные виды пересказов. Письменные рассказы о произведениях и героях. Выполнение тестовых заданий, заданий с кратким ответом, заданий с развёрнутым ответом. Проект: литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

30.05

103

17

Итоговая контрольная работа. Проект

1

31.05

104

18

Р/р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

Участие в игровых видах деятельности, литературных конкурсах. Отчёты о выполнении индивидуальных учебных проектов.

3.06

105

19

Итоги учебного года. Задания для летнего чтения

1

6.06


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...