Урок литературы в 11 классе
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Урок по лирике А.Блока в контексте технологии исследовательской деятельности. Приложение: памятка о работе в парах, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pole_kuliklvom.pptx1.07 МБ
Файл 11_blok.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Рассвет на поле Куликовом…

Слайд 3

Пересвет на поле Куликовом Поединок Пересвета с Челубеем

Слайд 6

Дмитрий Донской на поле Куликовом

Слайд 7

Закат на поле Куликовом…



Предварительный просмотр:

« И вечный бой…»

Урок литературы в 11 классе.

 

Учитель: Юлаева Ирина Алексеевна.

Цель урока: создание условий, способствующих раскрытию внутреннего мира обучающихся на основе осознанной взаимосвязи и цикличности исторических процессов, событий, запечатлённых в слове.

Задачи урока:

1) образовательная: учить критически и творчески мыслить, сопоставляя и анализируя информацию;

2) развивающая: развивать навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация), навыки анализа лирического произведения;

3) воспитательная: воспитывать личность, ощущающую себя гражданином России, ответственную за всё, что происходит в стране; за её настоящее и будущее.  

Ведущая технология: исследовательская деятельность (с элементами творческой мастерской).

Форма организации деятельности обучающихся: самостоятельно – поисковая работа в паре, в малой группе.

ИКТ сопровождение: презентация к уроку.

Межпредметные связи: история России, философия, МХК.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока, согласование целей с обучающимися. Создание атмосферы доверия и сотрудничества. Форма работы: прочтение художественного произведения с точки зрения первичных впечатлений, настроений, чувств. Задание для обучающихся: записать свои впечатления, настроения, возникшие по прочтении, в виде ассоциативного ряда.

2. Создание проблемной ситуации ( формулировка проблемных вопросов для обучающихся):

а) почему своё произведение А.Блок назвал «На поле Куликовом»?

б) к каким историческим событиям обращается поэт и почему?

в) почему Россия оказалась под властью Золотой Орды ( сил Зла)?

3. Работа с презентацией «На поле Куликовом» (подбор репродукций, слайдов, произведений живописи, отображающих данный исторический момент, близких по содержанию стихотворению А.Блока).

 Задание для обучающихся: определить (обсудив в паре, группе) и кратко записать свои впечатления от увиденного, сравнить изображённое и  текст Блока (чувства, краски, звуки, образы, настроение; единство образов, ощущения и восприятия данного исторического момента и т.п.). Обмен впечатлениями и мнениями; обсуждение и  изложение своего отношения.

4. Реализация индивидуального домашнего задания ( группа обучающихся на основе работы с различными, в том числе интернет, источниками). Обращение к историческим событиям, о которых пойдёт речь в стихотворении ( Русь 14 века, междоусобные княжеские войны, борьба за власть, борьба народа с врагами, подвиги русских богатырей, Евпатий Коловрат; Куликовская битва; патриотизм русских воинов, князя Дмитрия Донского, монахов - воинов Пересвета и Ослябы ( иноков Андрея и Александра) ; предсказание преподобного Сергия Радонежского)

5.Работа с названием стихотворения «На поле Куликовом»: построение ассоциативного ряд ( Русь, князь, воин, битва, Добро, Зло, Родина, семья, отец, мать, жена, дети, свобода и т.п.); обмен лексическим материалом, предъявление своей позиции.

6.Самостоятельная работа в паре (малой группе): исследование литературного  текста на основе плана - анализа лирического произведения. Особое внимание уделяем работе со словом художника ( слова  -символы, цветовые, звуковые, образные ассоциации. Поиск ключевых образов, строк, метафор, их ассоциативное « прочтение».

7. Диалог мнений: чтение и обмен лексическим материалом. Устные ответы - варианты « прочтения» стихотворения, понимания творческого замысла автора, его идеи; «мучительного» поиска ответов на « проклятые» вопросы. Варианты ответа на вопросы, обозначенные в начале урока.

8.Составление таблицы:

Предложения

Ключевые строки

Слова- повторы,

синонимические ряды

Цвет

Звук

Художественные

средства

Вывод:

а) на сколько частей можно разделить стихотворение?

б) персонификация в стихотворении: образ лирического «Я», образ России-Руси (Добро), образ врага (Зло);

в) в чём вы видите сходство ситуаций? Почему поэт в начале 20 века обратился к событиям века 14?

9.Рефлексия: письменная миниатюра на тему (по выбору):

а) «Россия Блока - это…»

б) «Моя Россия».

10. Домашнее задание: подготовить стихотворение к прочтению наизусть (расставив логические паузы, выбрав интонацию и акценты прочтения).

Приложение

Памятка «Как работать в паре».

I.  Восприятие стихотворения

        

1. Внимательно перечитайте стихотворение.

2. Прочитайте (не мешая остальным) стихотворение друг другу.

3. Поделитесь друг с другом первыми впечатлениями от  прочитанного, запишите в виде словоряда:

  • тема (о чём);
  • тональность;
  • настроение;
  • впечатление.

4. Запишите (коротко) ваше первичное впечатление.

II. Выпишите из произведения

  • непонятные слова;
  • ключевые слова.

Что представляет собой «словарь» поэта?

III. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения:

  • отметьте слова, которые необходимо логически и интонационно выделить;
  • расставьте паузы (длинные и  короткие); продумайте «характер» прочтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...