Урок-проект по литературе в 7 классе "Образ учителя в поэзии 20 века"
проект по литературе (7 класс) по теме

Тимохина Наталья Владимировна

Проект посвящен исследованию темы «Образ учителя в поэзии 20 века». Изучая  факты биографии современных поэтов, анализируя их стихотворения, учащиеся познакомятся с произведениями, посвященными учителю, сделают вывод об основных особенностях образа учителя в них, напишут творческие работы на тему «Мое слово об учителе». Проект  расширяет кругозор,  развивает  творческие способности. Участники проекта - учащиеся 7-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАТАРСКО-БУРНАШЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗРВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ВЕРХНЕУСЛОНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

           

Урок – проект

по литературе в 7 классе

«Образ учителя в поэзии 20 века»

                 

Автор проекта:

Тимохина Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

2010 год

Аннотация проекта:

проект посвящен исследованию темы «Образ учителя в поэзии 20 века» ( в рамках проведения года учителя в России). Изучая  факты биографии современных поэтов, анализируя их стихотворения, учащиеся познакомятся с произведениями, посвященными учителю, сделают вывод об основных особенностях образа учителя в них, напишут творческие работы на тему «Мое слово об учителе». Проект  расширяет кругозор,  развивает  творческие способности. Участники проекта - учащиеся 7-го класса.

Дидактическая цель - создать условия для осознания учащимися образа учителя в поэзии 20 века  средствами новой технологии - метода проектной деятельности.

Цели по содержанию: 

  • Образовательная - познакомить учащихся со стихотворениями, посвященными учителям ( в том числе татарстанских поэтов), дать краткие  биографические сведения о каждом из авторов. Развивающая - создать условия для развития у учащихся умений анализировать лирическое стихотворение, работать в творческих группах, находить информацию в разных источниках и  обрабатывать ее.
  • Воспитательная - способствовать воспитанию у школьников интереса к  теме учительства, стремления к творчеству; формирование гражданско-патриотических чувств и нравственно-эстетических идеалов. 

Задачи:

  • Познакомиться со стихотворениями поэтов 20 века об учителях ( в том числе татарстанских поэтов).
  •  Найти биографические сведения о поэтах.
  • Подготовить презентацию, отражающую материалы для классного альманаха «Если б не было учителя…».

Постановка проблемы:  Каков образ учителя в поэзии 20 века ?

Идея проекта:  Создать альманах, посвященный году учителя.

План проекта

I Этап: Подготовительный (1 неделя)

     Обсуждение форм и сроков проведения проекта. После обсуждения было принято решение создать альманах с помощью презентации.

     Распределение функций участников проекта. В состав «издательства» альманаха вошли главный редактор, два заместителя редактора, художники-иллюстраторы, корректоры, наборщики.

     Обсуждение источников информации, составление плана работы.

II этап: Реализация проекта (2 недели) 

      Обсуждение названия альманаха.

      Поиск информации в различных источниках.

     Анализ найденной информации, выбор главного.

     Чтение и анализ стихотворений.

     Написание творческих работ.

     Создание иллюстраций.

     Подготовка и обработка информации для использования в презентации.

     Обсуждение результатов с учителем.

 

III этап: Защита проекта (3 неделя). 

  • Подготовка к защите проекта.
  • Защита проекта на уроке.
  • Подведение итогов.

Музыка:

Песня «Наша школьная страна» на сл. К. Ибряева, муз. Чичкова.

ТСО: компьютер, Microsoft PowerPoint 2003, проектор.

                                                                                                                         

Ход урока:

                                                 

Запись на доске:

В этом образе – что-то святое:

В троеперстии – мел,

И лучатся любовью глаза,

И стремление – «племя младое»

Для возвышенных дел

Научить совершать чудеса.

С. Москвитин.

  1. Вступительное слово учителя:

а) объявление темы урока;

Слайд 1,2

б) знакомство с основными задачами, планом урока;

Слайд 3,4

в) чтение учителем стихотворения, записанного на доске;

г) постановка проблемы: «Каков образ  учителя в поэзии 20 века?»

Слайд 5

2. Защита проекта 1 группой (художники-иллюстраторы):

словесное описание  обложки альманаха:

обложка золотистого цвета; на этом фоне ярко- синяя надпись: «Если б не было учителя…». Внизу – изображение пеликана как символа года учителя. Наверху – надпись «Году учителя в России посвящается».

 

На  форзацах – афоризмы и высказывания известных людей об учителях. Например: «Учитель! Его образ живет в сердце рядом с самыми дорогими нам образами матери и отца, а иногда в этом сердце занимает первое место» (С. Михалков);  «Всякий согласится, что редкий ребенок успеет в какой-либо науке без помощи учителя» (В. Г. Белинский) .

3. Защита проекта 2 группой (главный редактор и его заместители):

  устное сообщение с презентацией: обоснование названия альманаха, чтение вступительной статьи с пояснением ее предназначения.  

Слайд 6,7

                       

4.Чтение и обсуждение стихотворений, выбранных для альманаха.  

Вопросы для обсуждения:

1. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

2. Как автор описывает учителя?

3. К чему призывает (о чем сожалеет? что утверждает?) автор?

Слайд 8-13

Ученики ведут записи в тетрадях.

5.Чтение творческих работ «Мое слово об учителе».

Слайд 14

6.Защита иллюстраций художниками.

Слайд 15

6.Учитель подводит итог, предлагает заполнить схему своими ассоциациями со словом «учитель».

7. Исполнение группой учеников песни «Наша школьная страна» на сл. К. Ибряева, муз. Чичкова.

Литература:

1. Год учителя в преподавании русского языка и литературы (Из опыта работы учителей русской словесности МОУ «Лицея №9 им. А. С. Пушкина» Зеленодольского муниципального района РТ). – Казань: РИЦ «ШКОЛА», 2010.

2. Абрамова Е. В. Дорогая сторона Свияжская. – Казань: Издательство «По городам и весям», 2003.

3. Под небом прозрачным и синим на гордой земле я живу. Сборник стихов местных поэтов. – Верхний Услон, 2006.

  В работе использованы иллюстрации, созданные учениками 7 класса

 МОУ «Татарско-Бурнашевской СОШ» Верхнеуслонского района Республики Татарстан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - проект "Классик марийской литературы М.Шкетан - наш земляк"

Урок - проект разработан для детей 8 класса.ОТражен весь этап работы над проектом.Ожидаемый результат- собственное сочинение о писателе....

Исследовательская работа по литературе "Изображение сексуальности в поэзии Серебряного века"

Автор работы рассматривает приемы и способы показа сексуальности в поэзии Серебряного века, исследуя особенности эпохи и взгляды  современных школьников....

Интегрированный урок-проект «Химия и литература о самом необходимом»

8 класс тема:"Химия и литература о самом необходимом"...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»

Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский,  практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...