Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки. Урок литературы в 5 классе Г.Х.Андерсен "Русалочка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Степанова Татьяна Александровна

Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Г.Х.Андерсен "Русалочка"27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Клоуз-тест как индикатор развитости языковой догадки.

Тест

Далеко в море вода     …-…,     как лепестки самых красивых васильков, и     …-…,     как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живет     …     народ. Только не подумайте, что дно     …,     один только белый песок. Нет, там растут     …     деревья и цветы с такими     …    стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как     …     в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит     …  морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого …     янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины — и любая была бы великим     …     в короне любой королевы.    

Ганс Христиан Андерсен. Русалочка.

(148 слов).

Карта текста

1. Вопрос на восприятие текста:

а) озаглавьте отрывок текста.

2. Пропущенные слова: синяя-синяя, прозрачная-прозрачная, подводный, голое, невиданные, гибкими, птицы, дворец, чистого, украшением.

3. Методические рекомендации: тест рекомендуется для работы в 4 классе на уроке литературного чтения на среднем этапе обучения, использовать можно на первом уроке перед знакомством с произведением в качестве предварительного контроля с целью повысить уровень языковой догадки, диагностики понимания основного смысла текста, или на втором уроке работы с произведением в качестве текущего контроля языкового развития учеников, понимания прочитанного. Текст среднего уровня сложности.

4. Комментарии. Слова невиданные, подводный (народ) указывают на сказочный мотив. Гибкими – движение, динамика. Слово дворец может быть заменено словом замок. Слово невиданные активизирует словарь (сказочные, необычные, огромные, низкие, корявые).
5. Языковой анализ текста (с восстановленными словами):

- как вы понимаете выражения «голое дно», «рыбы снуют»?

- для чего автор использует в тексте повторы «синяя-синяя», «прозрачная-прозрачная»?

- найдите в тексте сравнения, с какой целью используются они в тексте?

Урок литературы в 5 классе (внеклассное чтение урок 93)

                Тема: Удивительный мир сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка».
         Цель: развитие личности через УУД. 
          Задачи: предметные:
расширить знания детей о жизни Г.Х.Андерсена, 
актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение;
          информационные:
развивать умение анализировать и представлять информацию в виде схемы, модели, рисунка; 
          коммуникативные:
развивать социально приемлемые формы поведения;
умения самостоятельного и совместного принятия решений;
навыки диалогового общения и социального взаимодействия.
          Личностные:
формировать позитивную самооценку, самоуважение;
воспитывать целеустремленность и настойчивость.

Ход урока:

I. Организация класса. Эмоциональный настрой.

Слайд 1.     Блок Андерсен Есенин Тютчев

 - Почему эти слова объединены в одну группу? (Фамилии). 

- Какая фамилия лишняя? Почему? (Фамилия Андерсена лишняя, т.к.

остальные русские поэты, а он – сказочник.)

Слайд 2.  «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь».

                                                                               (Г.Х. Андерсен)

II. Самоопределение деятельности на уроке.

- Сегодня мы продолжим знакомство со сказочником Г.Х. Андерсеном. Будем …

III. Актуализация знаний.

Слайд 3.  УДИВительный мир сказки.

- К слову удивительный подберите однокоренное сущ.

- К слову диво подберите синоним.

- А чудо – это что?

ДИВО = ЧУДО = НЕОбыкновенное

                              НЕОбычное

                              НЕОжиданное

-Подберите однокоренные прилагательные к слову ЧУДО.

Слайд 4.  ЧУДЕСНЫЙ ≠ ЧУДОВИЩНЫЙ

- Какие ассоциации возникают к слову чудесный? А к слову чудовищный?

ПРЕКРАСНЫЙ                         УЖАСНЫЙ

КРАСИВЫЙ                              СТРАШНЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ

ДОБРЫЙ                                    ЗЛОЙ

- Кем населен этот мир? (Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, царевичами, принцессами, феями, колдунами и т.д.)

- Чем? (Чудесами, волшебными предметами…)

IV. Работа по теме урока.

Откройте учебник и прочитайте статью про себя.

        Слайд 5.  Г.Х. АНДЕРСЕН ЖИЗНЬ (МИР)

- Что за человек был? Что для него была жизнь?

МУЖЕСТВЕННЫЙ                      «ПОЛНА ЧУДЕС»

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ              УМЕЛ ВИДЕТЬ СЛЫШАТЬ

                                                          ДИВИТЬСЯ ЧУДЕСНОМУ

- Какие из этих качеств сделали его ВЕЛИКИМ сказочником?

 - Почему Андерсен писал сказки? («ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ ДАРИТЬ

ЛЮДЯМ РАДОСТЬ»)

- Умеете ли вы видеть, слышать то, что видел и слышал Андерсен?

И умеете ли находить чудесное в сказках и в жизни?

- Этому вы и будете учиться сегодня на уроке.

V. Работа с клоуз-тестом.

Информация для учащихся о клоуз-тесте

Клоуз-тест еще называют как тест дополнения или тест восстановления. Он был разработан и предложен американским ученым В. Тейлором для определения того, насколько труден тот или иной текст для чтения, понимания, а также насколько он интересен для читателя. Клоуз-тест формирует мышление.

Слайд 6.  Памятка для учащихся

   II. Прочитай текст с пропусками и постарайся понять, о чем он.

Озаглавь его.

II. Работая с каждым пропуском:

1) Определи, с каким словом в предложении грамматически связано пропущенное слово, какой частью речи оно может быть.

2) Подбери несколько вариантов слов, подходящих по смыслу и грамматически.

3) Вернись к п. I. Определи, насколько каждое из подобранных слов соответствует смыслу всего текста, насколько каждое из них поддерживается текстом (повтором этого слова, синонимами, однокоренными или другими близкими по смыслу словами, сочетаниями, предложениями; началом, концом; названием).

4) Выбери слово, наиболее соответствующее главному смыслу всего текста.  

III. 5) Если подходящего слова не оказалось, определи, чем имеющиеся слова не соответствуют смыслу текста.

6) Попробуй подобрать слово, которое исправит это несоответствие.

Индивидуальное выполнение  клоуз-теста и фиксация возникающих в вариантов в таблице столбец 1:

Мои версии

Версии моих одноклассников

Авторская версия

Обсуждение критериев подстановки слов и версий по заполнению пропусков (углубление понимания смысла текста; разграничение подходящих вариантов и вариантов, противоречащих смыслу текста; углубление понимания того, как подбирать слово).

Фиксация результатов работы.

Оценка, самооценка результатов работы.

Сравнение с авторским вариантом.

Чтение текста без пропусков.

Рефлексия деятельности:

Слайд 7. Что удалось понять?

Как, с помощью каких средств это удалось понять?

Что я понял о себе как о читателе? как об обучающемся?

VI. Художественные особенности пейзажа в сказке .
«Цветные» слова: вода _______________, _____________
песок _________________, __________________________
жемчужины ____________________
цветы ____________________, ______________________
деревья _________________________
окна ____________________________
Эпитеты: деревья _________________________
окна _________________________
стебли __________________________
Сравнения: вода, как  ___________________________
рыбы, как ____________________________________
солнце, как  __________________________________
Сделайте вывод, восполнив предложения:
Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ___________________________, перенестись мысленно в _________________________________________. Пейзаж с его красотой, _____________________, ______________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.

(Пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям).

- Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме.

- Давайте прослушаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим.

VII. Групповая работа.

- Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.

Подводное царство


Жилище ведьмы

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…

Морское дно


?


?


сад

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…

дом


?


- Послушаем конец сказки.

- Умерла ли Русалочка?

- Видел ли ее кто мертвой?

- Пена испаряется солнцем и поднимается куда?

- А о чем всегда мечтала Русалочка?

РУСАЛОЧКА НЕ УМЕРЛА – ОНА СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.

Экспресс-опрос.

1) Впервые Русалочка всплыла на поверхность в 18 лет. 
2) Она была в восторге от людей. 
3) Русалочка рисковала жизнью, спасая принца. 
4) Много ли испытаний перенесла Русалочка? 
5) Она всё время жаловалась на боль. 
6) Сёстры хотели видеть Русалочку живой.

Проверка по ключу в парах.

Игра «Кубики» (итоговая рефлексия). Слайд 8.

1) Довольны ли вы своей работой на уроке? Почему? 
2) Как бы вы хотели, чтобы закончилась сказка? 
3) Всё ли мы теперь знаем об Андерсене?
4) Какими словами вы бы обратились к детям? 
5) Чему научила Вас сказка?

- Вспомните цели, которые мы ставили на сегодняшний урок. Как вы думаете, достигли мы их?

IX. Домашнее задание.

Слайд 9. - Выберите себе домашнее задание по желанию: 
1) Выписать: что правдиво, что вымышлено; 
2) Составить кроссворд, нарисовать рисунок; 
3) Придумать вопросы к сказке; 
4) Написать отзыв о сказке; 
5) Найти отрывки о красоте и характере Русалочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аксиологический подход к развитию личности на уроках литературы в условиях современной действительности: необходимость применения и способы реализации.

В статье представлены размышления по поводу причин духовного кризиса современного нам общества, изменения приоритетов в иерархической системе ценностных ориентаций. Рассматриваются способы преодоления...

Актуализация навыков развития речи на уроке литературы.

Статья "Актуализация" навыков развития речи на уроке литературы" предназначена для учителей литературы и развития речи, носит методический характер....

работа над развитием языковой догадки

работа над развитием языковой догадки...

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе  (изучение пословиц разных народов)...