Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе (изучение пословиц разных народов)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

 Мамонова Любовь Геннадьевна

Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе  (изучение пословиц разных народов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Тема урока: Развитие толерантности на уроке литературы в 5 классе  (изучение пословиц разных народов)

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые способы деятельности

  1. Организационный

момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу начать урок с подарка. Перед вами яркое, тёплое солнце* (на каждом лучике слова: я, сестра, брат, папа, мама, дедушка, бабушка; в середине зашифрованное слово-7Я). Что вы видите на доске и что можете рассказать об этом?

Я, брат, сестра, брат, папа, мама, дедушка, бабушка- это семья. В середине зашифровано слово «семья»

Формируют ответы на поставленные учителем вопросы

  1. Эвристическая беседа

«Семья вся вместе - так и душа на месте». Как вы понимаете эти слова?

«Какая это семья, всего муж и жена».

Какой должна быть семья по народной мудрости?

 В чём особенность этих выражений?

А какую семью мы можем назвать дружной, счастливой?

Когда вся семья в сборе, на душе спокойно. Значит, у всех всё хорошо. Все живы и здоровы.

В семье должны быть обязательно дети.

Это пословицы, в которых говорится о семье.

Состоят из двух частей, присутствует рифма.

Ту, в которой царит любовь, взаимопонимание, взаимоуважение

Высказывают и аргументируют своё мнение

  1. Построение логической цепочки, подводящей к главной теме урока

Как вы, наверное, догадались,  мы сегодня будем говорить о пословицах. Эта тема, в какой-степени, нам знакома. Давайте вспомним, что такое пословица? Откуда они взялись? Зачем они нужны людям? Какой смысл содержат в себе?

Давайте попробуем определить роль пословиц в нашей жизни?  (делаем запись в рабочих листах).

А скажите мне, пожалуйста, какой язык называется «родным»?

Оказывается, до сих пор ведутся споры, какой язык считается родным. Принято считать, что родным языком признаётся язык народа, к которому относится человек, язык, связывающий его с предыдущими поколениями, их духовными приобретениями

Краткое народное изречение нравоучительного характера, передающееся из уст в уста. Возникновение и развитие пословиц относится к глубокой древности. При помощи пословиц передавалась мудрость народа младшему поколению. В них закладывался смысл всего того, что происходило с народом. И всё это спустя века дошло до нас. С самого детства мы слышим пословицы от наших старших. В школе мы узнаём, что пословицы – это жанр устного народного творчества.

- Провозглашают нормы морали.

- Украшают речь.

- Имеют большое значение при изучении родного языка.

- Воспевают мудрость народа.

Тот, на котором мы говорим с детства

Дают определение пословицы. Определяют роль пословицы в нашей жизни.

  1. Работа с карточками. Сопоставление пословиц разных народов

Так вот, сегодня мы с вами поговорим не просто о пословицах, а о пословицах разных народов.

Сейчас проведём небольшой эксперимент: перед вами на белых карточках русские пословицы, а на жёлтых пословицы других народов. Находим  схожие по смыслу.

Какой вывод можно сделать?

Значит, люди разных национальностей похожи друг на друга. Но почему тогда происходят войны?

С каким термином мы с вами познакомились на классном часе, когда говорили о взаимопонимании между народами?

В пословицах разных народов много общего. Много пословиц с одинаковым смыслом. Разные пословицы на любой случай жизни.

Потому что между некоторыми народами отсутствует взаимопонимание, взаимоуважение.

- Толерантность.

Умеют сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Обладают навыками построения логической цепи рассуждений

  1. Реализация мини-проекта учащихся (в рамках одного урока)

Ученики 6 класса провели небольшую исследовательскую работу, в ходе которой попробовали найти ответы на многие вопросы: Что такое толерантность? Как и где учиться толерантности? Какую роль играет урок литературы в воспитании нравственности? Какую роль играет изучение пословиц в развитии духовности и толерантности в том числе?

Смотрят презентацию

(см в Приложении 5)

Умеют слушать. Умеют работать с разными источниками информации

  1. Анкетирование

Ребята, я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о пословицах. И мне бы хотелось, чтобы вы заполнили анкеты, предложенные вам (5 минут)

(Анкеты и синквейны в Приложении 3,4)

Умеют обобщать материал, самостоятельно составлять анкеты

  1. Творческая работа и вывод

О результатах анкетирования поговорим на следующем уроке, а сейчас выполним наше любимое задание, составим синквейны на тему: «Пословицы», «Толерантность».

Что нового узнали на уроке?

Изучение пословиц на уроке литературы помогает нам узнать больше о других народах. Это очень интересный процесс. Сопоставляя и анализируя пословицы разных народов, с удивлением узнаём, как много общего между народами с разными традициями и обычаями. И если мы научимся быть толерантными, то есть терпимыми, то на земле восторжествует мир и согласие

Умеют обобщать материал

* См. приложение (ниже)



Предварительный просмотр:

                                    Синквейны:

  1. Пословица
  2. Умные, нравоучительные
  3. Учат, воспитывают, украшают
  4. Пословицы – жанр Устного народного творчества
  5. Мудрость

  1. Толерантность
  2. Цивилизованная, этническая
  3. Понимать, уважать, обединять
  4. Толерантность – терпимое отношение к другому образу жизни,
  5. Согласие


Предварительный просмотр:

                                            Рабочий лист

Ф.И._________________________

Класс________________________

Тема урока (когда будет определена)

Эпиграф к уроку

Словарная работа

Выполнить задание (составление таблиц, ответы на вопросы и т. д.)

Вывод

Составление синквейна

1.

2.

3.

4.

5.

Чему научились

Самооценивание по алгоритму



Предварительный просмотр:

                                                 Анкета

  1. Где вы впервые услышали слово «толерантность»?

А) на улице

Б) прочитали в СМИ

В) по телевизору

Г) в школе

     2) Какое значение имеет слово «толерантность» ?

А) радость

Б) терпимость

                          В) удача

                       Г) беда

     3) Когда появились пословицы?

          А) 1000 лет назад

          Б) 100 лет назад?

          В) когда не было письменности

    4) К какой теме относится пословица «Без корня и полынь не растёт»?

          А) о недостатках человека

          Б) об учении

          В) о родине

          Г) о дружбе

    5)  Вспомните хотя бы одну пословицу своего народа.

                                               

Анкета

  1. Где вы впервые услышали слово «толерантность»?

А) на улице

Б) прочитали в СМИ

В) по телевизору

Г) в школе

     2) Какое значение имеет слово «толерантность» ?

А) радость

Б) терпимость

                          В) удача

                       Г) беда

     3) Когда появились пословицы?

          А) 1000 лет назад

          Б) 100 лет назад?

          В) когда не было письменности

    4) К какой теме относится пословица «Без корня и полынь не растёт»?

          А) о недостатках человека

          Б) об учении

          В) о родине

          Г) о дружбе

    5)  Вспомните хотя бы одну пословицу своего народа.



Предварительный просмотр:

Результаты анкетирования учащихся 5а, 5в, 5г класса

Даты проведения исследования: 24.04.2018 года

Методика: авторская анкета.

Цель: подготовка к классному часу по толерантности.

Количество респондентов: 29 человек.

Результаты анкетирования:

  1. Где вы впервые услышали слово «толерантность»?

А) на улице

1 чел.

Б) прочитали в СМИ

2 чел.

В) по телевизору

6 чел.

Г) в школе

20 чел.

  1. Какое значение имеет слово «толерантность»?

А) радость

-

Б) терпимость

28 чел.

В) удача

1 чел.

Г) беда

-

  1. Когда появились пословицы?

А) 1000 лет назад

3 чел.

Б) 100 лет назад

8 чел.

В) когда не было письменности

18 чел.

  1. К какой теме относится пословица «Без корня и полынь не растёт»?

А) о недостатках человека

6 чел.

Б) об учении

11 чел.

В) о родине

8 чел.

Г) о дружбе

4 чел.

  1. Вспомните хотя бы одну пословицу своего народа:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

русская

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

русская

Поспешишь, людей насмешишь

русская

Что посеешь, то и пожнёшь

русская

Сделал дело, гуляй смело

русская

Делу время, потехе - час

русская

Бабушка моя говорит одно, а уши мои слышат другое

греческая

Безделье в юности – нищета в старости

греческая

Ишак ишака ослом назвал, ишак от слова в пропасть упал

ингушская

У кого сын мул, у того в доме порядок

казахская

Адам – первый счастливчик: у него не было тёщи

еврейская

Язык – не кинжал, ранишь – не залечишь

далгинская



Предварительный просмотр:

         Презентация школьного проекта «Толерантность на уроках литературы»

Здравствуйте, уважаемые педагоги. (Меня зовут Платонова Мария, я ученица 6 класса «А», меня зовут Попандопуло Лиона, я учусь в 6 классе «А»).

 Мария:  «Толерантность на уроках литературы» - тема нашей исследовательской работы, в которой предпринята попытка показать, как на уроках литературы учиться толерантности, изучая пословицы разных народов. Мы считаем данную тему очень актуальной.

Лиона: Сразу хотелось бы объяснить, почему мы выбрали такую тему. Однажды на классном часе учительница рассказывала о толерантности. Это был целый урок, посвящённый этому красивому и загадочному слову.

Мы зачарованно слушали рассказ об отношениях между людьми, об уникальности каждого человека. Этот урок оказал сильное влияние на нас. И мы решили разобраться в этом вопросе. А вопросов возникло достаточно:

 Мария : Что такое  толерантность?

 Лиона: Как научиться быть толерантным?

Мария: Где можно научиться толерантности?

Попробуем по порядку ответить на все поставленные вопросы. Чтобы объяснить значение слова «толерантность», я обратилась к словарю иностранных слов. Толерантность в переводе с латинского означает терпимость, снисходительность к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. И я подумала, если бы все люди, населяющие планету, научились толерантности, то на земле не было бы войн. Значит толерантность - прямая дорога к миру.

Лиона: Но как и где научиться толерантности? Я считаю, что толерантность- нравственное понятие. И в школе, на уроках литературы, закладываются основные представления о нравственных ценностях, которые становятся важными в жизни каждого человека. Главные из них - семья, дружба, любовь, добро, честь, милосердие, трудолюбие, мудрость…

Это общечеловеческие ценности, без которых человеку любой культуры и любой национальности жить невозможно. И всё это мы можем найти в Устном Народном Творчестве, а конкретно в пословицах.

Мария: У нас в школе учатся дети разных национальностей: русские, армяне, езиты, дагестанцы, татары и многие другие. Но это обстоятельство не мешает нам дружить. Наоборот очень интересно знакомиться с культурными традициями и историей других народов.

 Я решила провести небольшой эксперимент: предложила ученикам разных национальностей привести примеры пословиц, посвящённых разным темам (темам любви, семьи, дружбы, милосердия, трудолюбия…). Результат, к сожалению, оказался плачевным. Но нужно отдать должное, всё-таки некоторые дети вспомнили по одной пословице из фольклора своего народа. Порадовало, что знают немало русских пословиц.

Я бы предложила на уроках литературы уделять  больше внимания этой теме. Сопоставляя и анализируя пословицы разных народов, я пришла к выводу, что у всех народов одни желания и устремления: жить в мире и согласии, любить и растить детей, трудиться на благо своей Родины. И всё это отражено в пословицах.

Лиона: Исследуя и сопоставляя  пословицы разных народов,  знакомясь с обычаями, традициями, культурой, я сделал вывод, что все эти народы, независимо от места проживания, вероисповедания хотят одного – мира.

Мария: Все народы хотят создавать семьи и растить детей на своей родной земле:

 «На родной стороне даже дым сладок» (дагестанская пословица),

 « Где родился, там и пригодился» (русская пословица),

«Скотину, отставшую от стада, волк съедает, человек, отделившийся от народа, погибает» (Дагестанская пословица),

 «Хвали заморье, а сиди дома» (русская пословица),

 «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (Русская пословица)

Лиона: Дети должны воспитываться в семье, где есть отец и мать. И к родителям у всех народов уважительное  отношение.

 «Без отца дитя – полсироты, без матери – полная сирота» (татарская пословица),

 «Без матери и солнце не греет» (татарская пословица),

«Семья – это дом, у которого муж –наружная стена, а жена -  внутренняя стена» (езитская пословица),

 «Вся семья вместе, так и душа на месте» (русская пословица).

«Дочь-продолжение матери, а сын – продолжение рода» (дагестанская пословица),

Семья без ребёнка, что очаг без огня» (армянская пословица).

Мария: У детей есть будущее, если они научатся уважать и почитать старших.

 «Наказ старшего послушаешь – больше в жизни увидишь» (дагестанская пословица), «Если младший послушает старшего, ногой о камень не споткнётся» (езитская пословица).

Лиона:  Если все дети будут трудиться и уважать свой труд и труд других людей.

 «Как скот накормишь, так и молоко получишь», «Работу начинают и заканчивают по знаку старшего» (дагестанские пословицы),

 «Что потопаешь, то и полопаешь», «Что посеешь, то и пожнёшь» (русские пословицы), «Что в котёл положишь, то и съешь» (езитская пословица),

«Кто трудится, тот голодным не останется» (армянская пословица).

Мария:  Если мы научимся ценить дружбу.

«На дружеские слова, дружески и отвечать надо» (дагестанскя пословица),

 «Лучше умереть с другом, чем жить с врагом» (армянская пословица»,

 «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» (русская пословица).

Лиона:  Если каждый человек будет знать свои корни, следовать заветам своих предков и передавать этот опыт следующим поколениям. «Как крикнешь, так эхо и отзовётся» (дагестанская пословица),

 «Хорошее слово и кинжал отведёт» (дагестанская пословица),

«Уха два, а язык один – два раза выслушай, один раз скажи» (татарская пословица»,

 «Всё, что отдаёшь, остаётся твоим» (езитская пословица),

«Каждый подъём имеет спуск» (езитская пословица),

 «Из чёрного не сделаешь белого» (армянская пословица),

 «Ученье – золото: не истлеет» (езитская пословица).

Мария: Ну и, конечно, если каждый человек будет толерантным. На мой взгляд, толерантность тесно связана с нравственностью. В воспитании нравственности участвуют все школьные предметы, но особенно большую роль играет литература. Этот предмет учит духовности, толерантности. Знакомство с пословицами разных народов позволяет познакомиться с традициями, обычаями, верованиями, представлениями о добре, дружбе, любви, семье. Знание богатства межнациональных культур даёт надежду на взаимопонимание, взаимоуважение. И тогда, может быть, на планете под названием  Земля наступит долгожданный мир.

У нас всё. Спасибо за внимание.

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                         



Предварительный просмотр:

Литература:

  1. Рассказ Ю.Я. Яковлев «Тяжёлая кровь»
  2. Учебник для 5 класса//автор - составитель Г.С. Меркин.
  3. Учебник литературы для 8 класса//Г. С. Меркин
  4. Рассказ В. Г. Распутин «Уроки французского».
  5. Толковый словарь русского языка //автор Д. Н. Ушаков
  6. Толковый словарь русского языка//авторы С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова
  7. «Чтение как социальная проблема» - научная статья//автор А. В. Воронцов, директор фундаментальной библиотеки.
  8. «Чтение детей как национальная ценность» - научная статья//автор Чудинова В. П. //электронный источник.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности на уроках литературы.

Толерантность - не новое явление в жизни общества. Русские люди с давних времён относились с пониманием и глубоким уважением к своим соседям по территории проживания и другим народам, отдалённым от Ро...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ДУХОВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания является толерантность, так как любой человек является частью социума. Основной задачей педагога является не только обучение, но и воспитани...

Развитие толерантности на уроках английского языка

Выступление  на школьном методическом объединении по теме "Развитие толерантности на уроках английского языка"...

Урок литературы в 5 классе "Пословицы и поговорки".

Осмысление и использование малых жанров фольклора в речи как нравственное воспитание человека .Формирование понятия о пословице и поговорке. Обогащение  речь учащихся пословицами и поговорка...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Мастер – класс «Изучение культурных традиций русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы»

Цель мастер - класса: познакомить с культурными традициями русского народа через изучение истории создания русской тряпичной куклы.Задачи исследования:исследование народных традиций, связанн...