Вводный урок по литературе в 7 классе (по авторской программе Г. С. Меркина).
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Вводный урок по литературе по программе Меркина. 7 класс
. Учитель: Шапинская И. А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.04 КБ
Файл prezentatsiya.pptx816.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1.        

       

        Тема.  Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

        Цель:        

  • познакомиться со структурой и содержанием учебника для 7 класса;
  • повторить литературные роды;

         

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.  Проверка домашнего задания.

Анкетирование:

- перечислите названия книг, прочитанных  вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

III. Изучение нового материала.

  1. Выявление  темы, цели.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.

3.Беседа

- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».

- Укажите название рубрик учебника.  Как вы думаете, почему рубрики так называются?

- Какие справочные материалы содержатся в  учебнике?

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?

4. Слово учителя.

- Прочитайте фрагмент статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» СЛАЙД № 2

5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.

6. Слово о Д.С.Лихачёве. СЛАЙД № 3

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.

8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы. СЛАЙД № 4

Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.

Эпос – изображение событий.

Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.

Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.

9. Различие лирики и эпоса

                   

IV. Подведение итогов урока.

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.

V. Практическая работа - Видеоролик.(Учащиеся отвечают на вопросы)

Ответы письменно        

 

VI. Домашнее задание.        

1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

2.Прочитать  статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике (стр. 6-8).

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о Трофиме Григорьевиче Рябинине;

- подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;

- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;

- подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любите читать! Литературные роды ( эпос, лирика, драма )

Слайд 2

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова . Д.С.Лихачёв

Слайд 3

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Слайд 4

лирическое стихотворение, песня, послание, ода изображение переживаний и раздумий лирического героя роман, повесть, рассказ, поэма, басня, эпопея ЛИРИКА ЭПОС изображение событий трагедия, драма, комедия ДРАМА изображение действия, происходящего на глазах у зрителя способы изображения действительности Роды литературы

Слайд 5

Различия эпоса и лирики Литературный род Эпос Лирика Какую роль играет художественное слово изображение событий и людей выражение чувств, переживаний, отношения автора к чему-нибудь, кому-нибудь Герой он, она, они я Жанры рассказ повесть роман эпопея эпическая поэма басня стихотворение, песня, лирическая поэма

Слайд 6

В литературе, как в торте у мамы, Три слоя: лирика, эпос и драма!

Слайд 7

Домашнее задание. 1.Выразительное чтение былины « Святогор и Микула Селянинович ». 2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике (стр. 6-8). 3.Индивидуальные задания: - подготовить сообщение о Трофиме Григорьевиче Рябинине; - подготовить сообщение о Святогоре и Микуле; - подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу ; - подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче , в котором Святогор погибает.

Слайд 8

1. http :// interneturok.ru/teachers/160 2. Ф. Е. Соловьева. Уроки литературы. 7 класс. Методическое пособие Использованные материалы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 6 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова)

Данная рабочая учебная программа является продолжением курса литературы в 5 классе по авторской программе А.Г.  Кутузова....

Рабочая программа по литературе 7 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 7 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 8 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 8 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 9 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 9 класса и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 10 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 10 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе 11 класс (по авторской программе А. Г. Кутузова

Рабочая программа предназначена учащимся 11 класса  и рассчитана на базовый уровень....

Рабочая программа по литературе, разработанная на основе авторской программы Г.С.Меркина. 6-9 классы.

Данная рабочая программа по литературе разработана на основе авторской программы Г.С.Меркина. Рассчитана на 6-9 классы. Разделы программы включают в себя пояснительную записку, требования к уровню под...