Спецкурс "Основы редакторской деятельности"
методическая разработка по литературе на тему

Абраменко Ольга Игоревна

Спецкурс "Основы редакторской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_redaktorskoy_deyatelnosti.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа спецкурса «Основы редакторской деятельности»

Пояснительная записка

             Данная образовательная программа относится к культурологической направленности.

В современной общественной жизни огромную роль играют средства массовой информации. Благодаря им, люди узнают о различных событиях, получают необходимые знания, реализуют свой творческий потенциал. Понимание процессов, осуществляемых средствами массовой информации, делает человека более свободным, приводит к формированию собственного взгляда на происходящее.

В процессе изучения курса дети получают необходимые теоретические знания по основам издательской деятельности, знакомятся с особенностями редакторской работы с текстом. Необходимо отметить, что данная программа имеет прикладной характер, так как большое значение имеет практическая деятельность обучающихся. Она выражается в активной творческой работе после изучения каждой теоретической темы.

Не менее важным является развитие литературных способностей, позволяющих обучающимся выражать себя в устной и письменной речи. Стимулирование литературных способностей происходит при анализе публицистических текстов, при изучении теории курса, в процессе создания собственных текстов.

Изучение каждой темы данной образовательной программы  целесообразно разбить на несколько этапов:

  1. Чтение и анализ публицистических (теоретических) текстов, связанных с изучаемой темой.
  2. Вычленение особенностей жанра, структуры и т. д.
  3. Написание собственной работы.
  4. Коллективное обсуждение работ.

Очень важны первые два этапа. Для качественного изучения необходимо разбирать, анализировать «готовые тексты», чтобы затем было проще написать собственный.

Кроме того, наделенные эмоциональной активностью, силой переживания, целостностью впечатления, дети довольно объективны по отношению к смыслу событий, но у них отсутствует интерес к форме, что затрудняет логическую аргументацию впечатлений, а значит, и их выражение в слове.

В связи с этим, разговор о публицистических жанрах -- лишь подготовка к их практическому применению при написании собственных работ.

Цель

Сформировать представление об основных аспектах редакторской деятельности.

Задачи

  1. Обучающие:

-    обучение навыкам редакторской деятельности, основам издательского дела

-    обучение навыкам работы с источниками информации, фиксации наблюдений, общения, оформления собранных материалов в произведения различных жанров

-    обучение нормам языка, орфографии, пунктуации, стилистики, грамматики на основе теоретических знаний

-    формирование умения работы с текстами различных жанров и видов

-    формирование умения производства правильной литературной речи в устной и письменной формах

-    знакомство с современным состоянием и основными тенденциями развития газетно-журнальной периодики и деятельности журналиста как субъекта творческого процесса

  1. Развивающие:

-    развитие мотивации к познавательной деятельности и творчеству

-    формирование информационной культуры

-     развитие литературных творческих ( речевых, литературных, аналитических) способностей

-    формирование высокого уровня речевого развития

-     развитие способности выражать собственные мысли в произведениях различных жанров

-     развитие интеллектуальных способностей в зависимости от индивидуальных способностей учащегося

  1. Воспитывающие:

-    воспитание любви к родному языку, интереса к его познанию, к его обширным возможностям

-    воспитание эстетическое отношение к слову, чувство ответственности по отношению к слову

-    воспитание учащегося как всесторонне развивающуюся  личность

-    воспитание навыка работы в  группе, в паре

-    воспитание эстетического вкуса

-    воспитание коммуникативной культуры

Программой предусмотрена групповая форма обучения.  Организация занятий предполагает теоретическую и практическую части.   Данная образовательная программа предназначена для детей среднего школьного возраста(10-15 лет), проявляющих определенный интерес к издательской деятельности и имеющих минимальные литературные способности. Программа рассчитана на два года обучения (144 часа).

Педагогические методы и технологии

  1. Информационно-познавательные (информационная беседа, теоретический курс, демонстративный метод)
  2. Практические (репродуктивный метод—выполнение работ по заданному алгоритму)
  3. Проблемно-поисковые (варьирование собственного литературного потенциала в заданных условиях)
  4. Творческие (создание собственных произведений)
  5. Диагностические (обсуждение и анализ творческих работ)

Первый год обучения.

Первый год обучения предполагает знакомство с целями, задачами, структурой данного курса. Обучающиеся активно знакомятся с основами издательской деятельности, взаимосвязи языковой структуры и журналистики, понимают особенности и содержание редакторского дела, изучают важнейший печатный источник информации. Важно и осознание значимости собственной деятельности, развития разносторонних способностей. Занятия основываются как на теоретических аспектах редакторской науки, так и на практической работе.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество теоретических часов

Количество практических часов

Итого

1.

Вводное занятие

Цель и задачи изучения курса

2

2

2.

Введение в издательское дело

Язык и журналистика

8

8

16

3.

Редакторское дело

12

12

24

4.

Самостоятельная творческая деятельность

28

28

5.

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Цель изучения курса.
  2. Введение в издательское дело. Взаимосвязь языка и журналистики.

2.1.Современный русский язык. Состояние языковой системы. Средства языка, используемые в журналистике.

2.2.Художественная речь. Эстетическая функция языка художественной литературы.

2.3. Система языковых норм (стилистические, грамматические, речевые, лексические). Практикум по основным разделам: орфография, пунктуация, грамматика, стилистика, лексика и др.

3. Редакторское дело.

3.1. Что значит редактировать текст? История редакторского дела.

3.2. Газета как источник информации. Задачи газеты, отличие от других печатных изданий. « О чем должны писать газеты?» (размышление).

3.3. Типы газет. Рассмотрение газет различной тематики, ориентированных на различные слои населения. Молодежные и школьные газеты.

3.4. Составные части газеты. Название, нумерация, логотип, иллюстрации, периодичность и. т. д.

3.5. Основные жанры журналистики, специфика. Выделение 3 групп:   аналитика, информация, публицистика. Поиск и определение жанров различных газетных публикаций, определение основных особенностей.

4.  Самостоятельная творческая деятельность обучающихся. Различные работы создаются после изучения каждой теоретической темы. После написания работ происходит совместное обсуждение, анализ.  

5. Заключительное занятие. Подводятся итоги изучения первого года курса, вычленяются лучшие работы, происходит осознание собственных результатов.

Ожидаемые результаты освоения программы

( 1 год обучения )

После первого года изучения программы дети должны знать:

  1. основы издательского дела
  2.  языковая структура как база журналистики
  3.  особенности норм языка
  4. особенности разделов лингвистики
  5. структура, содержание, типы газет
  6. основные жанры журналистики  

Обучающиеся должны приобрести определенные практические    навыки и умения:

1)активно использовать различные языковые средства (грамотно строить предложение, логически продумывать последовательность предложений в тексте, уметь озаглавливать текст)

2) пробовать написание частей текстов различных жанров

3) уметь формулировать тему и идею создаваемого текста

4) определять типы газет, составные части.

Второй год обучения

Второй год обучения основывается на знаниях и умениях, полученных в течение первого года. При этом теоретические вопросы рассматриваются более глубоко, практическая деятельность усложняется, приобретая большую самостоятельность. Второй год обучения меньше носит ознакомительный характер, обучение приближено к реальной деятельности журналиста, редактора, корректора.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество теоретических часов

Количество практических часов

Итого

1.

Вводное занятие.

Цели и задачи изучения второго года

2

2

2.

Основы стилистики

8

8

16

3.

Жанры журналистики

6

10

16

4.

Системы издания и редактирования

4

4

5.

Самостоятельная творческая деятельность

30

30

6.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Итого:

2

2

72

Содержание программы

1. Вводное занятие. Цели и задачи второго курса обучения.

2. Основы стилистики.

2.1. Описание. Языковые особенности, структура, цель использования. Приемы работы над текстом-описанием.

2.2. Повествование. Языковые особенности, структура, использование в текстах художественных произведений. Приемы работы над текстом-повествованием.

2.3. Рассуждение. Языковые особенности, структура, строение. Логическая завершенность текста-рассуждения. Приемы создания рассуждения.

2.4. Взаимодействие различных типов текста в произведениях, в печатных изданиях. Логика использование данных типов текста в зависимости от жанра.

3. Основные жанры журналистики.

3.1. Репортаж. Поэтапное освоение жанра. Вычленение особенностей, анализ примеров.  Написание собственного репортажа.

3.2. Опрос. Рассмотрение особенностей жанра, организация проведения опроса. Анализ и обобщение результатов опроса. Анкета. Введение элементов аналитики.

3.3.Отзыв. Особенности жанра. Описание события. Рассказ об увиденном. Формулировка собственного мнения.

3.4. Зарисовка. Изучение особенностей жанра. Проблема выбора темы и поиска материала.

3.5. Рецензия. Теория и история жанра. Структура написание рецензии, содержание.

4. Система издания и редактирования.

4.1. Знакомство с новым этапом создания газеты. Основы работы редактора. Проблемы выбора материала для издания номера.

4.2. Основы работы корректора. Что значит корректировать текст, статью? Дети пытаются «примерить на себя» различные роли, познакомиться с деятельностью людей различных специальностей.

5. Написание и редактирование собственных творческих работ. Такие творческие работы пишутся постоянно, при изучении новой темы, а также перед выпуском номера «Гимназического вестника».

6. Итоговое занятие. Подведение итогов изучения курса.

Ожидаемые результаты освоение программы

( 2 год обучения)

1)к концу изучения курса обучающиеся должны овладеть умением написания небольших связных текстов:

этюдов, зарисовок, анонсов, репортажей, рецензий и т. д.

2) дети должны видеть и понимать назначение и особенности того или иного газетного жанра.

3) научиться использовать какой-либо из них для адекватного выражения собственных мыслей.

4) изучение курса должно воспитать уважение к родному языку, умению с уважением использовать его богатства.

5) освоение программы способствует развитию литературных способностей, а также формированию самодостаточной личности

6) изучение программы расширяет кругозор ребенка, помогает познавать окружающий мир и формировать собственное представление о нем.

 Результативность усвоения материала, формирования умений, навыков позволяет фиксировать школьное печатное издание –«Гимназический вестник».

Дидактический и наглядный материал для реализации программы

  1. Учебные пособия
  2. Тексты художественной литературы
  3. Энциклопедии
  4. Различные газетные издания
  5. Ресурсы Интернета

Список литературы

Для детей:

       1.   В. Г. Маранцман Литература. Классик-Стиль, 2003

       2. В.В. Иванова, З. А. Потиха Занимательно о русском языке.             «Просвещение», 1990

Для педагогов:

1.   В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. Е. Чешко Пособие по русскому языку для старших классов. «Оникс.Альянс-В.Новая волна», 2000

2.Н. А. Мещерский История русского литературного языка. Изд-во ЛГУ, 1989

  1. Н. А. Николина Филологический анализ текста: учебное пособие. М., 2003
  2. Л.Г. Антонова, Л.В. Ухова Жанровые опыты (Урок стилистики в 11 классе)//Русский язык в школе.2000. № 3.
  3. Программы элективных курсов. Литература. «Дрофа», Москва, 2005
  4. www. crdod.ru
  5. www. eduhmao.ru
  6. www. highschooliournalist.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Газеты кружка "Редакторское дело" - 2007 г.

Два года вела в школе кружок "Редакторское дело", участники кружка выпускали "Нашу газету". В 2008 году три газеты участвовали в городском конкурсе компьютерной вёрстки. "Наша газета" № 3 (май, ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...