Урок в 8 классе «Виды информации в художественном тексте»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Говорухина Галина Владимировна

     Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой — ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.

     Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приёмов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для обработки текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие “текст” используется в самом широком его значении.

     Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определённые виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретённые умения и навыки.

Вот почему одной из целей данного урока является освоение учениками приёмов и способов работы с различной текстовой информацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_tablitse.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Номинация

Конкурс «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации»

ФИО участника

Говорухина Галина Владимировна

Должность

Преподаватель отдельного цикла (русский язык и литература)

Место работы

ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Предмет, класс

Литература, 8 класс

Место урока в теме

Это заключительный урок темы «Виды информации в художественном тексте». Данная тема входит в серию уроков «Учимся читать и понимать художественный текст» в 5-9 классах. В теме блок из трёх уроков:

  1. урок изучения нового материала «Виды информации в художественном тексте»;
  2. урок формирования умений «Расшифровка смысла предложения и текста»;
  3. урок закрепления знаний и умений «Разные виды информации в художественном тексте».

Серия уроков разработана основе материалов Г.Г.Граник и её коллектива. Список источников прилагается.

Тема урока

Три вида информации в художественном тексте (фактуальная, подтекстовая, концептуальная)

Тип урока

Технология

Урок  совершенствования умений и навыков, компетенций

Технология  критического мышления через чтение и письмо

Форма урока

Урок – исследованиес применением системы мультимедиа

Методы обучения

Метод творческого чтения, словесный, репродуктивный, частично поисковый

од

Цели урока

1.Образовательная:

  - умение  различать виды информации, обнаруживать виды информации  в художественном тексте, выразительно читать.

2.Развивающая:

-развитие навыков работы с информацией;

 - развитие  умения обобщать, сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, делать выводы;

 - развитие  воображения;

 - обогащение и усложнение словарного запаса, овладевание выразительными свойствами языка.

3.Воспитательная:

--пробудить  у подростков интереса к чтению и изучению художественных произведений;

--развивать художественное восприятие, эстетические переживания как  первых и необходимых ступеней в научном понимании литературы.        

Задачи урока

Задачи:

1.Научить понимать ( психологический аспект) художественный (литературу как вид искусства)  текст ( как язык)

2.Научить анализировать текст, понимать (насколько возможно) авторскую позицию.

3.Научить формулировать собственную нравственную позицию по отношению к произведению.

Универсальные учебные действия

1.Личностные УУД.

Умеем соотносить поступки с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения.

2.Регулятивные УУД.

Формируем умения оценивать, контролировать, планировать деятельность.

3.Коммуникативные УУД.

Учимся планировать учебное сотрудничество, строить речевые высказывания.

Предполагаемый образовательный продукт урока

  • Умею создавать схемы, ассоциативные рисунки.
  • Умею выразительно читать.
  • Умею вступать в диалог с автором художественного текста, определять позицию автора.
  • Умею находить в художественном тексте три вида информации.
  • Умею соотносить поступки с принятыми этическими принципами.
  • Умею использовать приёмы изучающего чтения.

Необходимое оборудование и материалы

1.Раздаточный дидактический материал.

  • Приложение 1. Стихотворение В.А.Жуковского «Мщение».
  • Приложение 2. Ментальная карта(карта разума)
  • Приложение 3. Словарь урока

Приложение 4. Памятка «Рецепт карты разума от Тони Бьюзена»

Этапы занятия

1.Мотивационный компонент.

2.Целеполагание. Планирование деятельности.

3. Стадия вызова.

4.Стадия осмысления:

-объяснение нового материала (исследование видов информации в художественном тексте)

 -создание карты разума (по ходу урока)

5.Стадия закрепления.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Конечный продукт

Знание. Знает три вида информации в художественном тексте.

Понимание .Понимает суть фактуальной, концептуальной, подтекстовой информации, может объяснить своими словами.

Применение. Умеет обнаруживать три вида    информации  в художественном тексте.

Анализ. Различает три вида информации в художественном тексте.

Синтез. Умеет интерпретировать художественный текст.

Оценка. Умеет оценивать текст с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Оборудование

Мультимедийная презентация

Создание «Карты разума»


Сценарий занятия

Деятельность учащихся,

возможные варианты ответов

Планирование деятельности на уроке

     Как мы построим урок? Мы будем работать вместе, и в то же время каждый из вас работает  индивидуально, вы создаёте  «карту разума».

Слово учителя

Мотивация познавательной активности учащихся

XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация, составляют основу развития и благополучия человеческой личности.

Для вас, современных молодых людей, нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней.

Демокрит заметил, что «знания начинаются с удивления», поэтому для нашей работы я выбрала очень необычный текст, программное  стихотворение В.А.Жуковского «Мщение».

Целеполагание

А зачем нам нужно было знакомиться с тремя видами информации? (лучше и глубже понять художественный текст, позицию автора)

Ответы учащихся

Форма работы

Инструктаж преподавателя по созданию

« Карты разума»

Стадия вызова

Постановка проблемы, вопроса.

  1. Чтение стихотворения учителем (распечатка у каждого ученика).

В.А.Жуковского «Мщение»

Изменой слуга паладина убил:

Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой -

И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,

Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока -

Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,

Но панцирь тяжелый его утопил.

Какие слова вам непонятны?

Глоссарий к стихотворению

Паладин - в средневековой Европе рыцарь, преданный своему государю.

Сан  - 1. звание, связанное с почетным положением. 2. звание служителя христианского религиозного культа.

Рыцарь  - 1. в средневековой Европе феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. 2. самоотверженный, благородный человек.

Шпора - прикрепляемая к заднику сапога металлическая дужка с колесиком на конце, служащая всаднику для понуждения коня к движению.

Латы - металлические доспехи, броня.

Панцирь - в старину металлическая, из колец и пластин, одежда для защиты тела от ударов холодным оружием.

--О чём вы прочли в этом стихотворении?Включите воображение!

Я предлагаю вам две гипотезы: выберите ту, которую вы считаете правильной.

1) слуга убил своего господина и сам погиб.

2) зло нельзя совершать безнаказанно.

--Какой бы ответ вы ни выбрали, вы правы. Оба ответа верны, потому что  и то и другое есть в тексте. Эти два  разных, но верных ответа показали нам, что в художественном тексте есть разные виды информации.

--Так какова же цель нашего урока?

Выразительное чтение стихотворения учителем и  учащимися

Создание и представление субъективных образовательных продуктов

Стадия осмысления

I этап

Практическая работа

по исследованию фактуальной информации на примере  текста стихотворения

В. А. Жуковского «Мщение».

--Какие события происходят? Перескажите сюжет.

--Слова какой части речи передают информацию? Глаголы ( убил, надел, спешит, утопил …)

--Почему так много глаголов? (описывают последовательность  действий)

-От какого слова образовано слово фактуальная?

--Сделайте вывод, что такое фактуальная информация и как она выражается в тексте?

Запишите свои выводы в «Карту разума»

-- Какие признаки характерны для фактуальной информации?

--Если мы будем искать фактуальную информацию, какие вопросы зададим?

Кто или что сделал герой?

Учащиеся анализируют собственные знания по заданной теме; систематизирует информацию до ее изучения.

Основной факт в стихотворении Жуковского - это рассказ о том, как слуга убил из зависти своего господина и потом погиб сам.

 События, действия, описания, факты -  это информация так и называется – фактуальная. Она передаётся пересказом.выражается прежде всего словами.

Стадия осмысления

II этап

Практическая работа по исследованию подтекстовой   информации

--А теперь представьте себе, что вы кинорежиссёры и решили по этому стихотворению поставить небольшой фильм. Мысленно «развернём» стихотворение , увидим, что стоит за его строчками.

--Вам легче будет это сделать, если вы сможете сами себе ответить на некоторые вопросы.

 1) Как вы думаете, где было совершено злодейство? Ясно, что это место как-то связано с рекой

 2) Почему слуга убивает своего господина? (из-за зависти) Что такое зависть?

 3) Почему конь встал на дыбы? Какие строки подтверждают эту догадку?

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит…

4) Почему конь отомстил убийце?  Что такое месть?

Вот видите, как много можно узнать, если уметь извлекать информацию, которая скрывается за словами, словосочетаниями и предложениями. Например, мы с вами сумели вычитать, что конь был свидетелем гибели своего хозяина.  Кроме того , мы знаем, что лошадь, как и собака, очень преданное животное. Всё это в нашей голове соединилось вместе, и мы получили новую информацию, которая объясняет, почему конь отомстил убийце.

--Как мы её прочитываем? Мы её прочитываем за текстом.

Итак, что это за вид информации?

--Выражается ли подтекстовая информация словами? (не выражается)

--Как мы добываем эту информацию? (за строчками, за текстом)

--Какой вопрос мы зададим, чтобы выявить подтекстовую информацию? (Почему?)

Эта информация, полученная не только из текста, но и как бы между строк, так и называется  -подтекстовая, или коротко – подтекст. Она проясняет и дополняет фактуальную.

Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы "из ничего". Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, словосочетания, предложения, отдельные   отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, выразительных средств.

При «вычитывании» подтекстовой информации могут возникать разные варианты. Каждый имеет право на своё прочтение, но нужно уметь доказывать свою правоту.

Учащиеся анализируют собственные знания по заданной теме; систематизирует информацию до ее изучения,

вступают в

непосредственный
контакт с информацией.

Ученики: Злодейство произошло на мосту или на крутом обрыве возле моста.

Ученики:Слуга убивает своего господина из-за зависти.

Ученики: Конь встал на дыбы, потому что видел, как слуга убил его хозяина – паладина, бросил его труп в реку и надел его латы. Привязанный к своему погибшему хозяину, конь не хотел служить убийце.

Ученики:Конь – это лишь провидение, орудие мести,  месть высших сил.

Стадия осмысления

III этап

Практическая работа по исследованию

концептуальной    информации

Есть ещё один вид информации. Знаете ли вы, что такое концепт?Лексическая работа.  Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).Это мысли, взгляды, отношение писателя к жизни. Такая информация называется концептуальной.

Название произошло от латинского слова концепция, что означает понимание, система взглядов.Когда вы выделяете главную мысль, вы тоже находите концептуальную информацию.У разных читателей разная информация.

--Почему умирает один, а потом другой?

--Как относится автор к насилию?

--Почему автор часто употребляет слова убийца, убил, убийство?

--В начале урока вы прочитали стихотворение , вам нужно было сказать, о чём оно. Там было два варианта ответа.

--Какой ответ является концептуальной информацией, содержащейся в стихотворении Жуковского?  

В этом небольшом стихотворении с помощью коротенькой цепочки  событий заключенаобщечеловеческая мысль, которая существует тысячи лет и выражена в  словах Христа: «Поднявши меч, от меча погибнет». (Евангелие от Матфея, гл 26, стих 52)

Осмысление новой

информации.

Учащиесядемонстрируют первичные знания посредством заполнения «карты разума»

Если человек совершает зло, то оно оборачивается против него самого.(Концепт, взгляд писателя)

Запись в «карту разума»

Фаза закрепления материала

Выводы: Все виды информации в произведении тесно связаны. Подтекстовая информация как бы "слуга двух господ". Она "обслуживает" и фактуальную, и концептуальную информацию.

Какие виды информации бывают в тексте?
а). Какова фактуальная информация?

б). Какова подтекстовая информация?

в). Какова концептуальная информация?

1. Какую информацию автору важно донести до читателя? И для этого что он придумывает?

2. Какая информация является как бы  «слугой двух господ»?

Учащиеся стараются выражать
мысли своими словами,

свободно обмениваются своими идеями

Ученики: Автор придумывает события, факты, людей.Описывает обстановку, в которой живут его герои.

Ученики:Она для тех, кто не только читает , но и размышляет над текстом. И не всегда бывает выражено словами.

Ученики:Концептуальную

Ученики: Автор придумывает сюжет, героев

Рефлексия деятельности на уроке

Закончите некоторые из предложений:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я…

2) Больше всего мне понравилось…

3) Самым интересным сегодня на уроке было…

4) Самым сложным для меня сегодня было…

5) Сегодня на уроке я почувствовал…

6) Сегодня я понял…

7) Сегодня я научился…

Заключительное слово преподавателя

Итоги , оценки

Если вас спросят, о чём вы прочитали в в художественном произведении, вы, конечно, расскажете не только о фактах и событиях.

Домашнее задание

Лабораторная  работа  по исследованию текста Попробуйте рассказать о его фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации.

Г.Р.Державин

Поймали птичку голосисту

И ну сжимать её рукой.

Пищит бедняжка вместо свисту,

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

Использованные источники

1.Граник Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как  учить  работать с книгой. – М., 1995.

2.Граник Г.Г. Как научить понимать художественный текст. – Русский язык, 1999, №15.

3.Граник Г.Г. и другие. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник – практикум. – М., 2001.

4.Граник Г.Г. и другие. Речь, язык и секреты пунктуации. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему: «Анализ художественного текста как фактор развития речевой грамотности на примере произведений Иосифа Бродского»

Hабота с лирическими текстами русского и американского поэта, эссеиста, драматурга и  переводчика – Иосифа Бродского. Имя поэта Иосифа Бродского не было широко известно в России, пока он не...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...

Урок русского языка в 7 классе "Роль наречий в художественном тексте"

Урок-обобщение в 7 классе по теме "Роль наречий в художенственном тексте" с применением технологии критического мышления и элементами исследовательской технологии....

Конспект урока русского языка "Роль прилагательных в художественном тексте. 6 класс" и презентация к нему

Урок позволяет раскрыть возможности использования имён прилагательных при построении  художественного  текста, закрепить представление об эпитете, учит различать тексты разных стилей и типов...

Презентация урока 7 класс "1. Информация. Виды информации"

Презентация урока 7 класс "1. Информация. Виды информации"...

Информация в художественном тексте

Презентация "Информация в художественном тексте" посвящена подходам к обучению чтению с точки зрения стилистики декодеривания - "от читателя". Какую информацию читатель находит в х...