Конспект урока по литературе 8 класс
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Морозкина Светлана Ивановна

"В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")

Цель:

  • формировать речевую компетенцию, исследовательские навыки, развивать  творческие способности     учащихся;
  • рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа "О любви";
  • проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;
  • воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. (М. Горький)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_8_klasse.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе 8 класс:

"В сомнениях, человек, воздержись?!" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")

Цель: 

  • формировать речевую компетенцию, исследовательские навыки, развивать  творческие способности     учащихся;
  • рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа "О любви";
  • проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни;
  • воспитывать у учащихся культуру взаимоотношений, понимание значимости любви в жизни человека.

Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. (М. Горький)

Ход урока

I Слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

        Здравствуйте, ребята, добрый день, уважаемые гости! Сегодня  в центре нашего внимания рассказ из трилогии А.П. Чехова «О любви». Тема урока: «В сомнениях, человек, воздержись?!» Наша цель – рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказа, проследить мысль о том, какую роль могут сыграть сомнения в человеческой жизни, постараться понять значимость любви в жизни человека.

        А.П. Чехов – удивительный человек, мастер слова, знаток человеческой души.  М. Горький писал о нём: "Никто не понимает так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни".  В этом мы убедились, когда познакомились с "маленькой трилогией" о футлярных людях. М. Горький очень точно назвал чеховских героев людьми, "проглядевшими свою жизнь". Кого из таких героев вы можете назвать? (Ответы учащихся).

Работа с тестом. Ребята, я предлагаю вам выполнить тест по содержанию трилогии А.П. Чехова.

II Проверка домашнего задания. Начнём наш урок с проверки домашнего задания. 

Сомневающийся человек: сильный или слабый?  Докажите,  используя пословицы и афоризмы .

      Сомнение- начало мудрости.

Сомнение хуже смерти.

«Усомниться- значит утратить силу» (О. Бальзак)

«Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание» (А. Данте)

«Сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии» (ф. Вольтер)

«Наши сомнения- предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из- за страха попытаться это сделать» (У. Шекспир)

  1. Сформулируйте вывод по итогам нашего первого микроисследования (примерный ответ: с одной стороны, сомнение отравляет жизнь человека, делает его слабым, беззащитным; с  другой- дает человеку, человечеству импульс к развитию; но, возможно, есть ситуации, такие моменты в жизни, когда не место сомнению, а у человека  должно быть собственное  мнение, ответственный выбор; возможно,  мнение и сомнение  могут мирно сосуществовать: идет становление, развитие личности, когда сомнение порождает собственное мнение человека)
  2. Выдвижение рабочей версии исследования: поскольку сегодня мы с вами работаем с рассказом А.П. Чехова «О любви» , то какое отношение к нему имеет наше рассуждение о сомнении? (примерный ответ: рассказ возвращает нас к вопросу о  том, что приносят человеку сомнения, какую роль они могут сыграть в человеческой жизни)
  3. Чем же были сомнения для героев рассказа А. П. Чехова «О  любви»? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

III Работа по теме урока.

1.   Истории создания рассказа.

 Рассказ ученика .Этот рассказ был напечатан в 1898 году в 8-м номере журнала «Русская мысль». И он имеет биографическую основу. Лидия Алексеевна Авилова, молодая писательница из Петербурга, с которой были у Чехова, с ее слов, какие-то нежно-запутанные сердечные дела. Она замужем. У нее дети. Виделись они редко. С 1898 года появляется в писании Чехова линия тоски по любви. Тут что-то совпадает с Авиловой. Рассказ ей просто пронзил сердце – когда читала его впервые, то «тяжелые капли слез стали падать на бумагу, а я спешно вытирала глаза, чтобы можно было продолжать чтение», - вспоминала Лидия Алексеевна.

А. П. Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь. Полюбив, чеховский герой перестает быть человеком без лица, одним из толпы. Это человек очнувшийся, вступивший в духовную реальность: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть» - писал Чехов.
Но герой может устрашиться этого чувства, испугаться внезапного превращения знакомого и уютного мира в мир сложный и непознаваемый. И тогда он отречется от любви и от самого себя.
Само течение жизни в чеховском мире противостоит любви: это жизнь не предполагает чувства, противится ему. Драматически заканчивается этот конфликт и в рассказе «О любви»
 2.Работа с текстом рассказа.

- Кто является рассказчиком и героем в рассказе?

- Что мы узнали об Алёхине, о его стремлении «жить по правде»? Как автор относится к герою?
(Помещиком Алёхин становится вынужденно. Окончив курс в университете, он приводит имение в порядок, чтобы расплатиться с долгами отца, то есть для Алехина это вопрос чести имени, задача глубоко нравственная. Ему чужда и неприятна его новая жизнь: «Я решил, что не уеду отсюда и буду работать, признаюсь, не без некоторого отвращения»,- говорит он. Образ жизни не позволяет Алехину часто бывать в городе, иметь много друзей. Единственные близкие знакомые его – семья Лугановичей. Через некоторое время он понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну и любовь эта взаимна)
-  Из рассказа "О любви" мы узнаём, что Алёхин решил выплатить отцовские долги, т.к. большая часть денег была потрачена на его образование, и с тех пор усадьба стала его миром. Какую угрозу в этом видит Чехов для своего героя, человека благородного и благодарного, умного, образованного, искреннего и чувствительного?

 Вывод: А. П. Чехов считает, что очевидно, человек, с какой бы то ни было целью не должен запирать себя в рамках какого-либо ограниченного пространства, в том числе в рамках поместья, усадьбы. Оказавшись в подобных условиях, человек мельчает, опускается, теряет духовные интересы, оказывается в плену собственного быта: щей, пирожков, бараньих котлет и чая с вареньем. Так живут целые поколения (вспомним портреты на стенах гостиной дома Алёхина; эти люди тоже когда-то здесь "пили чай"). Чехову не даёт покоя мысль о том, что человеку нужны "не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа", и он боится, что Алёхин, который в общем и целом симпатичен ему, пойдёт по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже 40 лет.

- Что же изменилось, когда герой полюбил? Какие вопросы тревожили его? (Алехин через некоторое время  понимает, что влюблен в жену Лугановича Анну Алексеевну, и любовь эта взаимна, полюбив чисто, бескорыстно, глубоко жену неинтересного, ограниченного человека Лугановича и будучи любим ею, не только не открывается Анне Алексеевне, но, как и она, скрывает от самого себя «запретное чувство». Алехин ведет себя как нерешительный, робкий, слабый, всегда и во всем поступающий согласно общепринятой морали. Он, оправдывая свою нерешительность взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу женщины, в конечном итоге понимает, как мелко и обманчиво было все то, что мешало ему и Анне Алексеевне любить друг друга.

Убедившись, что Анна Алексеевна его любит, он спрашивает себя: «Куда бы я мог увести ее? Ведь из одной обычной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто, если бы мы разлюбили друг друга?» По мнению Алехина, эти размышления помешали решить вопрос положительно, в действительности же оказалось, что решаемый вопрос очень труден. Сомнения Алехина – не пустые, не трусливые, они открывают нам честные и добрые мысли. Но нет в его жизни главного – ясной и высокой жизненной цели. И это губит его)

1. А.П. Чехов- мастер речевого портрета. Проанализируйте  речь Алехина, когда он описывает свое чувство к Анне Алексеевне и рассказывает о своей жизни  (примерный ответ:

описание чувства к Анне Алексеевне

рассказ о своей жизни

книжная лексика: поэтизировать, индивидуализировать

разговорно-бытовая лексика: холостяки, батраки, без гроша, убыток, почем говядина

оценочные определения: прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная

просторечные слова: спанье в санях, мужики, бабы

церковно-славянская лексика: писать пристрастие, «тайна сия велика есть»

просторечно-вульгарные слова: мурло

Вывод: речь Алехина содержательна, правильна, выразительна, точна, поэтична; перед  нами умный образованный, культурный человек; в этот момент герой меняется на наших глазах, меняется и строй его речи- она становится поэтичной

просторечная грамматическая форма: тосковать по черном сюртуке

просторечные фразеологические обороты: говорил бог знает что, выпил в один присест, как белка в колесе; не было у бабы хлопот, так купила порося

Вывод: обыденная жизнь затягивает умного, культурного человека, приземляет его; этого автор достигает с помощью просторечных слов и выражений, которые вкладывает в уста своего героя


-Как ведет себя Анна Алексеевна? О чем она рассуждает?

(Анна Алексеевна тоже не смеет открыться любимому человеку и скрывает от него и себя свое чувство. Она жертвует любовью ради семьи, ради спокойствия возлюбленного. «Ей казалось, что она уже недостаточно молода» для Алёхина и для того «чтобы начать новую жизнь»)

- Какова судьба их взаимного чувства?
(В невозможности открыть чувства проходят годы. И лишь прощаясь навсегда, они признаются друг другу в любви и понимают, «как ненужно, мелко и обманчиво было все то, что им мешало любить».)

Чехов показывает нерешительность Алехина и Анны Алексеевны Луганович, их безволие, спутанность представлений даже о своем личном счастье и призвании. В чем проявляется неумение современных молодых людей жить и ненормальность самой жизни? Докажите это.

(Алехин, умный, добрый, чистосердечный человек, общительный, образованный, знающий языки, имеющий наклонность к «кабинетной работе», к науке, к искусству, к комфорту, - спит в сенях, ест в людской кухне, ходит в грязной одежде, не моется по месяцам, хлопочет по хозяйству, к которому относится с отвращением, живет в полном одиночестве, скучает, сохраняя и преумножая доходы имения, которое ему не нужно. Люди живут не так, как хотят, как могли бы, и не так, как должно.)


- Какое значение для развития действия и для понимания подтекста произведения имеет рассказ о красивой Пелагее и поваре Никаноре?

(И центральный эпизод, и побочный (о Пелагее) рассказа «О любви» пронизаны мыслью о дисгармоничности жизни (дисгармония - отсутствие согласия, соответствия, разлад). Дисгармонична не только жизнь Алехина, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу и урода повара, «совсем не подходящего к ней по ее душевным и внешним качествам».)

- Какое значение имеют картины природы в рассказе?
(Картинами природы Чехов вызывает впечатление величия, широты, простора, гармонии, разнообразия, в противоположность той жизни, которую ведут герои. Залитое лунным светом, тянущееся на пять верст село; бесконечное поле, луга, холмы и река в далекой перспективе (в серый пасмурный день); широкий, злой и холодный плес (в дождливую погоду), -все это приобретает здесь, как и в других чеховских пейзажах особую окраску, так как проведено через сознание героя, на душевное состояние, настроение которого природа оказывает свое воздействие, заставляет его то почувствовать свою слабость, то, раскрывая лучшие стороны его души, вызывает у него наслаждение красотой, чувство восторга и гордости родиной: «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью -этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».)

- Прочитайте сцену прощания Алехина и Анны Алексеевны. Как вы понимаете концовку рассказа? Что хотел сказать читателям автор?

(Ситуация, в которой оказались герои, безвыходная. Что же должен делать человек, чтобы сохранить живую душу? Не желая причинить боль другим, он предает себя; он должен либо отказаться от высокой морали, либо отказаться от своего чувства, которое судьба дарит ему как шанс.

- В этом учебном году вам уже приходилось читать о любви. Какие это были произведения?
(«Ася» И.С.Тургенева, «После бала» Л.Н.Толстого) Что их объединяет? (Любовь как поэтически- возвышенное, самое чистое и прекрасное чувство, которое окрыляет человека. Но для героев всех этих произведений, в том числе и для героев рассказа «О любви» любовь оказалась мимолетным, упущенным счастьем.)

- Наши герои полюбили друг друга. В чем они похожи? Что натолкнуло их к этой любви?
(Одиночество, неудовлетворенность жизнью)

- Почему, по-вашему, герои не говорили друг другу о своей любви? Почему не боролись за свое счастье
? ( С одной стороны, страх перед новыми отношениями, перед решительным разрывом со старой средой – это новая форма футляра в человеческой жизни. С другой стороны – герои осознали свою ответственность перед семьей, детьми, домом, которые мыслились в обществе как высшие ценности)

- Как автор относится к своим героям?
(Он романтизирует отношения героев, рисует с теплым чувством, приглашает нас к сопереживанию Алехину, Анне Алексеевне)

Настало время сделать выводы . Кто из героев рассказа "О любви" человек сомневающийся?

3. Сомнения, выбор в жизни героев рассказа «О любви» (примерный ответ:  

герой

сомнение

выбор, обоснование

Пелагея

влюблена в Никанора, но он «пьяница и буйного нрава»

«… не хотела за него замуж, но соглашалась жить так…» Никанор же «был очень набожен, и религиозные убеждения не позволяли ему жить так;  он требовал…иначе не хотел, и бранил ее…и даже бил…»

Алехин

«…не уеду из имения … решил так не без некоторого отвращения…», «…скучал и брезгливо морщился…»

«…буду работать, пока не уплачу долга…»

 «В первое время мне казалось, что эту рабочую жизнь я легко могу помирить со своими культурными привычками…»

Алехин

«Как зарождается любовь?»

«…когда любим:…честно это или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь»

«Куда бы я мог вести ее?»

«И как бы долго продолжалось наше счастье?»

«Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы мы разлюбили друг друга?»

«тайна сия велика есть»

«Все видели во мне благородное существо»

«…как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить…»

«Я понял, что когда любишь, …нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье…» НО: «Поезд уже ушел»

 «Я сел в соседнем купе,- оно было пусто…»

Анна Алексеевна

«И она, по- видимому,  рассуждала подобным же образом… пришлось бы лгать или говорить правду,   то и другое было бы одинаково страшно и неудобно»

«…принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни…»

«Мы молчали…»

«В последние годы …стала чаще уезжать… дурное настроение…

сознание испорченной жизни…»

 

  • Чем  же были сомнения для героев рассказа «О любви»? (примерный ответ:  на этот вопрос нельзя ответить однозначно.

Вероятно, не стоило Павлу Константиновичу сомневаться, испытывая невыносимую скуку и брезгливость от того, что занимается нелюбимым делом, вертеться как белка в колесе. Стоило всего лишь продать имение, вернуть долги и «…заниматься чем- нибудь, что делало бы его жизнь более приятной».

Не надо было сомневаться и Пелагее: надо ли соглашаться «..жить так...» с набожным человеком, который «и бранил ее, …и даже бил»

Сомнения, конечно же, для героев были мучением, страданием, они приводили к внутреннему разладу: у Анны Алексеевны «бывало дурное настроение,… являлось сознание …испорченной жизни»…

 Но в то же время сомнение, порождающее мнение,- необходимое условие для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека для усовершенствования самого себя.  Через эти мучения человек мыслящий (Алехин) и приходит к постижению  собственных целей жизни  и смысла бытия. Да,   герои  рассказа  А.П. Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, но  благодаря  сомнениям, к счастью, смыслом жизни для них не становятся вкусные пирожки, раки, бараньи котлеты…

IV.Рефлексия по уроку.

 Вот и подходит урок к завершению. Подведём итог нашему разговору.  

  • «Сегодня на уроке я (мне)…»;

     V.оценивание всех учащихся  за работу и ответы.

 Спасибо вам всем, ребята, за работу. Все вы сегодня высказывали свои мысли, активно участвовали в беседе на уроке, поэтому заслуживаете отличной оценки.

 VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Кто такие «футлярные люди»?»

Звучит симфония № 6 «Музыка ангелов» В.А. Моцарта


Заключительное слово учителя. Ребята, а какой праздник отмечают 14 февраля? Да это день влюбленных. Каждый из нас должен готовить себя к большой и настоящей любви. Только такая любовь способна доставить радость и счастье. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Дорогие ребята! Самая красивая, чистая любовь у вас еще впереди. Я вам от всей души желаю, чтобы ваша любовь была взаимной. В память о сегодняшнем уроке я вам дарю эти сердечки – валентинки, которые станут символом прекрасной любви, и хочу, чтобы в вашей любви не было сомнений, как у героя рассказа Чехова.

Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь – это не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Все будет: и слякоть, и пороша,

Но вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа

А песню нелегко сложить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....