Рабочая программа по предмету «Литература» 7-9 класс (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (7, 8, 9 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа  по предмету  «Литература»  7-9 класс (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7-9_kl.doc309.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска

«Согласовано»

Научно-методический совет

Протокол №1 «_30_»_августа_2016  г.

«Утверждаю»

Директор школы

_____________ И.И.Шакина

Приказ № 163-П от «_01_» сентября__201_6__ г.

                                         

Рабочая программа

 по предмету  «Литература»

7-9класс

(базовый уровень)

 

                        Разработана  учителями литературы

Баландиной М.Б., Нестеровой Е.С.,

                                                                                                           Павлуцкой Е.В., Хомченко Н.П.,

                                                                                 Шишкиной Т.С..

 

Магнитогорск,2016г

Содержание

1.Пояснительная записка

1.1.нормативно-правовые документы

1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук,

1.3.основные особенности рабочей программы

1.4. цели и задачи учебного курса

1.5. базовые требования учебного курса

1.6. методические рекомендации и технологические подходы

1.7.  специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей  в содержании учебного курса

 2.Учебно-методическое обеспечение предмета

3. Учебно-тематический план. Место предмета в базисном учебном плане

4. Календарно-тематический план по русскому языку

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов

6. Приложение:

6.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей

6.2. нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

6.3. произведения для заучивания наизусть

6.4. летнее чтение 7-9 класс

6.3. список литературы для учителя

6.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

6.5.  лист коррекции

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по предмету «Литература» составлена в соответствии государственным стандартом основного общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089), примерной программой (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263), ориентируясь  на авторскую программу под редакцией В.Я. Коровиной (Коровина, В.Я., Журавлев, В.П. и др. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2009), рекомендованную МО РФ, и на Модель рабочей программы по литературе для 5-9 классов [Текст] / авторы-сост. Н.М. Пащук, О.В. Сементовская, Н.П. Суптелло, Е.А. Трускова, Л.В. Федотова, ред. Н.М. Пащук, Е.С. Ярина, - Челябинск: ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2010.

1.1. Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012г. 3273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010.  

3.Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации от 05.03.2004 г.  № 1089  «Об  утверждении  Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) .

6.Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. №1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения  государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206)  

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»

9.Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Методические материалы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

10.Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего (полного) общего образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова, В. М. Кузнецов, Н. Е. Скрипова, А. В. Кисляков, Т. В. Соловьева, Ф. А. Зуева, Л. Н. Чипышева, Е. А. Солодкова, И. В. Латыпова, Т. П. Зуева;  Минестерство образования и науки Челябинской области – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 164 с..

11. Методическое письмо  «О преподавании учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в 2016/2017 учебном году   в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 17.06.2016г.  № 03-02/5361.

12.Положение о порядке разработки и  утверждении рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МОУ «СШИ №2» Приказ№203 – П от23.09.2014г..

13. Учебный план МОУ «СШИ№2»на 2016-2017 учебный год.

14. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

Настоящая Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определена хронологическим принципом. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с    творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;        определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
  •  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с  ними;
  • подготовка рефератов, докладов.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Курс литературы в школе основывается на следующих принципах:

- связь искусства с жизнью;

- единство формы и содержания;

- историзм;

- традиции и новаторство;

- осмысление историко-культурных сведений;

- усвоение основных понятий теории и истории литературы;

- формирование умений оценивать и анализировать произведение.

1.3. Основные особенности рабочей программы

Особенностью рабочей программы по русскому языку является то,  что в программу включён национально-региональный компонент, составлена с учетом календарного учебного графика МОУ «СШИ №2», рассчитанного на 34 учебные недели. Резерв времени, данный  в примерной программе,  отводится на уроки  внеклассного чтения.

1.4. Цели и задачи учебного курса

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определила его задачи, связанные как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни человека;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умение грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки ЛХП.

Основу литературного образования составляет чтение и изучение художественного произведения, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Средствами для поддержания основы литературного образования становятся:

- расширение круга чтения;

- повышение качества чтения;

- повышение уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо:

- развивать эмоциональное восприятие обучающихся;

- научить их грамотному анализу произведения;

- развивать потребность в чтении, книге;

- подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественных произведений.

Содержание школьного литературного образования концентрично: включает в себя два больших концентра: 5-9 классы, 10-11 классы. Внутри первого концентра можно выделить три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы, 9 класс. Первая группа активно воспринимает текст, но недостаточно владеет собственной техникой чтения. Именно поэтому на уроках в 5-6 классах важно большое внимание уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, со второй – активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

1.5. Базовые требования учебного курса:

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся по окончании основной школы должны знать и уметь:

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути изученных писателей;
  • базовые теоретико-литературные понятия;

уметь

  •  воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Базовые литературоведческие понятия и термины:

-произведение, текст;

-литературный язык, стиль;

-роды (эпос, лирика, драма) и жанры литературы;

-содержание и форма;

-композиция;

-тема, проблема, идея;

-сюжет, мотив, конфликт;

-лирическое отступление;

-автор, повествователь, герой, лирический герой;

-образ, система образов;

-художественная речь, диалог, монолог;

-тропы: метафора, метонимия; сравнение, эпитет, олицетворение, символ, гипербола, антитеза; сатира, юмор, ирония; аллегория;

-стих и проза;

-строфа, ритм, метр, рифма, основные стихотворные размеры  (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий);

-художественная деталь (портрет, пейзаж, интерьер).

7 класс

  1. выразительно читать художественные произведения;
  2. подробно, сжато, выборочно пересказывать художественные и публицистические тексты;
  3. давать характеристику образа героя;
  4. делать анализ эпизода, главы;
  5. давать исторический комментарий к произведению;
  6. анализировать и сопоставлять;
  7. рассказывать творческую историю произведения;
  8. давать нравственную оценку личности героя;
  9. работать над художественными особенностями повести;
  10. раскрыть проблему человека и судьбы в произведении;
  11. анализировать поэтический текст;
  12. выявлять основные черты драмы как рода литературы;
  13. делать комплексный анализ поэтического и прозаического текста;
  14. выявлять нравственные проблемы рассказа;
  15. составлять тезисный план;
  16. чувствовать глубину авторского замысла;
  17. выявлять структурные особенности произведения;
  18. составлять цитатный план статьи;
  19. объяснять роль лирических отступлений;
  20. выявлять нравственную позицию писателя и способы её выражения;
  21. подбирать материал к сочинению, строить план, соблюдать композицию сочинения;
  22. создавать рецензии на прочитанные произведения;
  23. владеть монологической и диалогической речью;
  24. пользоваться всеми видами словарей;
  25. поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

                                                               

8 класс 

  1. правильно, бегло, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты;
  2. выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения;
  3. находить элементы сюжета  и объяснять их роль в изученном произведении;
  4. выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;
  5. характеризовать героев произведений, выявляя в них общее и  индивидуальное;
  6. сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;
  7. различать эпические, лирические  и драматические произведения;
  8. создавать устное и письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения   с учетом авторского отношения к ним;
  9. давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям);
  10. объяснять идейно-нравственный смысл изучаемого  произведения;
  11.  анализировать и выявлять значение важнейших эпизодов (сцен);
  12. объяснять связь произведения с эпохой создания и нашим временем;
  13. обнаруживать сходство тематики в произведениях разных писателей;
  14. практически определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
  15. владеть монологической и диалогической речью;
  16. пользоваться всеми видами словарей;
  17.  находить  информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

9 класс

  1. выделять характерные причинно-следственные связи;
  2. сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
  3. самостоятельно выполнять различные творческие работы;
  4. устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  5. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  6. владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбрать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  7. составлять плана, тезисов, конспекта;
  8. подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;
  9. использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  10. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

1.6. Методические рекомендации и технологические подходы

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната № 2 используются следующие образовательные технологии, учитывающие возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности: коллективная система обучения (КСО), информационно-коммуникационная технология, здоровьесберегающая технология, технология уровневой дифференциации обучения, технологии сотрудничества (драматизация, ролевые игры, совместное составление рассказов и др.), контролирующие (тестирование, дневники, конкурсы и олимпиады и др.), информационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.), здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физзарядки).

Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены  следующие принципы:

  • вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
  • синтез интеллекта, аффекта и действия — использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  • приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке  используются такие  виды деятельности  учащихся как:

  •  индивидуальная;
  •  групповая;
  •  коллективная;
  •  самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).

Использование образовательных технологий объективно ведет к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность

С учетом индивидуальных особенностей учащихся и специфики школы-интерната № 2 обучение организовано в ортопедическом режиме: класс оснащен двумя досками, учащиеся занимаются в положении лежа на медицинской кушетке, оборудованной ортопедической подставкой, особое внимание уделяется проведению физкультминуток, которые способствуют снятию локального утомления школьников.

Современный урок литературы – это урок с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, урок, реализующий принципы научности, историзма в подходе к литературным явлениям и, конечно, ориентированный на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения, эстетического сознания, вкусов и потребностей.

В этом плане особую важность приобретает продуманность типологии и формы урока, т.к. от типа и формы зависит структура и методика урока. Но ни в дидактике, ни в частных методиках нет в настоящее время единой общепринятой классификации типов урока, и существует ряд принципиально различных подходов при обосновании типов уроков литературы:

1.уроки изучения литературного произведения: вступительные уроки, уроки чтения и анализа произведения, заключительные, обобщающие уроки;

2.уроки изучения истории и теории литературы: изучение обзорных тем, жизненного и творческого пути писателя, крупных теоретико-литературных понятий, изучение литературно-критических статей;

3. уроки развития речи: обучение видам устной речи, различным видам письменной речи, обучение сочинениям;

4.  уроки внеклассного чтения.

Основная форма организации учебных занятий: классно-урочная система, в том числе лекции, семинарские занятия, уроки-концерты, создание и защита презентаций по лирике 20 века, диспуты и др.

Формы промежуточной аттестации: тематические зачеты, тестирование, контрольные работы, устный ответ,  письменный ответ, индивидуальные работы учащихся, доклады, рефераты и т.д.

Итоговая аттестация: ГИА в новой форме (по выбору учащихся).

1.7.    Специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей  в содержании учебного курса

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

      Содержание стандарта по литературе может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Новизна и отличие Рабочей программы от Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной (М: Просвещение, 2009) заключается в том, что в программу включён национально-региональный компонент на основе хрестоматии для учащихся для 5 – 9 классов «Литература России. Южный Урал» (Челябинск: Взгляд, 2004). 

Реализация регионального компонента осуществляется на основе рекомендаций Министерства образования и науки Челябинской области Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион, сформировать  представления о литературе как о социокультурном феномене, развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

Региональный компонент программы соотносится с федеральным и составляет 10% содержания литературного образования.

7класс - 16 часов;

 8 класс - 7 часов;

9класс – 10часов.

В 7 - 8 классах за основу реализации регионального компонента взят курс, подготовленный Международным комитетом Красного Креста «Вокруг тебя - Мир...» (авторы: В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголева и др.); в 9 классе - курс «Литература России. Южный Урал».

УК «Вокруг тебя - Мир...», рассматривая общечеловеческие проблемы (добра и зла, нравственного выбора, сохранения мира и культурных ценностей) на образцах мировой классики, позволяет расширить представления учащихся о нравах человека, о справедливом (несправедливом) устройстве мира, о жестокостях войны, о принципах гуманизма.

Возрастание роли регионального компонента в структуре гуманитарных знаний становится характерной приметой сегодняшнего времени. Обучать, обращаясь к региональному материалу, формируя бережное отношение учащихся к национально-культурным ценностям, в полной мере этому отвечает работа с учебной хрестоматией «Литература России. Южный Урал».

Курс «Литература России. Южный Урал» органично связан с базовым курсом литературы, он дополняет и расширяет его за счет включения таких вопросов и понятий, как региональные формы культуры, региональная литература,  «культурное гнездо» литературное краеведение на Урале, крупнейшие краеведы: В.Бирюков, А.Шмаков, А.Лазарев, Л. Гальцева и др., тематические и проблемные параллели между национальной литературой и литературой Южного Урала.

       В 7 классе увеличилось количество часов на изучение литературы  (согласно учебному плану МОУ  «СШИ№2» на 2014 -2015 учебный год)  с 68часов до 102ч., поэтому часы НРЭО вводятся в программу без сжатия каких – либо тем.

В 8 классе часы  НРЭО  возможны за счет сжатия материала следующих тем:

1.И.А.Крылов (совмещены 2 темы): 1) Слово о баснописце. Басни «Обоз», «Лягушки, просящие царя». Мораль басен. Сатирическое изображение. 2) Многогранность личности баснописца.

2.А.С.Пушкин (совмещены 2 темы): 1) Историческая тема в творчестве Пушкина. 2) История Пугачёва. История пугачёвского восстания.

3.А.С.Пушкин (совмещены  2 темы): 1) «Капитанская дочка». История создания произведения. 2) Гринёв: жизненный  путь героя. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

4.А.С.Пушкин «Пиковая дама» - самостоятельное изучение, с последующим контролем.

5.Н.В.Гоголь «Шинель» (совмещены 2 темы): 1) Образ «маленького человека» в литературе.      Духовная сила героя. 2) Мечта и реальность в повести «Шинель».

6.М.Осоргин «Пенсне» - самостоятельное изучение, с последующим контролем.

            7. У.Шекспир(совмещены 2 темы):1) Слово о писателе.  «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви.  «Вечные проблемы». 2)Сонеты У.Шекспира. Воспевание любви и дружбы.

 В 9  классе часы  НРЭО возможны за счет сжатия материала следующих тем:

1. М.Ю.Лермонтов (совмещены 2 темы) 1) М.Ю. Печорин  в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина 2) Печорин  в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

2. С.Есенин (совмещены 2 темы): 1) Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина. «Вот уж вечер..»,  «Разбуди меня завтра рано», Край ты мой заброшенный»; 20 Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина. Народно-песенная основа лирики Есенина.

3.Зарубежная литература (совмещены 2 темы): 1) У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое звучание героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». 2) Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

4. Зарубежная литература (совмещены 2 темы): 1)И.Гете. Слово о поэте. «Фауст». Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни. 2) Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

5. Итоговый урок по литературе в 9 классе (совмещены 2 часа, самостоятельное выполнение домашнего контрольного задания)

2. Учебно-методическое обеспечение предмета

Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:

7

Литература. 7 класс.

1. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. / авт.-сост. В.Я. Коровина |и др.]. - 8-е изд. -М.: Просвещение, 2009.

2. «Вокруг тебя - Мир...»: книга для ученика. 7 класс./

 К. Сухарев-Дериваз,

В.Ю. Выборнова,

Ю.Ф. Гугалев, Н.Н. Кубышина,

Т.Н. Пискунова. -М.: ООО «Гендальф», 2002.

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. -М.: Просвещение, 2007.

2. Уроки литературы в 7 классе: книга для учителя / О. А. Еремина. - М.:Просвещение, 2008.

3. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Золотарева И.В., Аникина С.М.-М.: «Вако», 2009
4. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СП-КОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. -М.: Просвещение, 2008.

5. «Вокруг тебя - Мир...». 5-8 кл.: В помощь учителю. Сборник /И.Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. - М.:МККК,2003.

 6. Н.А. Капитонова, Т.Н. Крохалева, Т.В. Соловьева. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 кл.  – Челябинск: Взгляд, 2006

7.  Н.В.Беляева. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2010

8

Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /авт.-сост.

В.Я. Коровина [и др.]. - 8-е

изд. - М.: 11росвсщевие, 2011.

2. «Вокруг тебя - Мир...»:

книга для ученика. 8 класс /

К. Сухарев-Дериваз,

В.Ю. Выборнова,

Ю.Ф. Гуголев,

Н.Н. Кубышина,

Т.Н. Пискунова. - М.; ООО

«Гендальф», 2002.

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. -М.: Просвещение, 2007.

2.  Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Золотарева И.В., Аникина С.М.-М.: «Вако», 2009

3.Литература: 8 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СП-КОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. -М.: Просвещение, 2008.

4.«Вокруг тебя - Мир...»: Методические рекомендации к книге для ученика. 8 класс / К Сухарев- Дериваз, В.Ю. Выборнова,

Ю.Ф. Гуголев, Н.Н. Кубышина, Т.Н. Пискунова. -М.: ООО «Гендальф». 2002.

5. Н.В.Беляева. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2010

9

1. В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин,

И.С. Збарский. Литература. 9

класс. Ч. I, II. - М.: Просвещение, 2010.

1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2007.

2. Коровина В. Я. , Збарский И. С. , Коровин В. И.  Литература 9 класс Методические советы – М.: Просвещение, 2008.

3.Беляева Н.В., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе. Методическое пособие к учебнику «Литература.9 класс» под ред. В.Я.Коровиной. . -М.: Просвещение, 2008

4.Зинин С.А., Зинина Е.А. Итоговая аттестация выпускников: Материалы для подготовки и проведения экзамена: Литература. 9 класс. -М.: Просвещение, 2008

5. Фогельсон И.А. Русская литература. 9 класс. М.: Просвещение, 2008.

6. Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Соловьева Т.В.  Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 кл. – Челябинск: Взгляд, 2006

7. Андреева Т.Н. Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы..- М: Дрофа, 2010.

8. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2010

Дополнительная литература для учащихся 5-9 классов.

  1. «Вокруг тебя -  Мир». 5-8 кл. – М.: ООО «Гендальф», 2001.
  2. Анализ поэтического текста  /  В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2009.
  3. Литература России. Южный Урал. 5-9 кл. / Т.Н. Крохалева, Т.В. Соловьева, Л.И. Стрелец. – Челябинск: Взгляд, 2005.
  4. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. В 2 частях / П.А.Николаева. - М.: Просвещение, 2002.
  5. А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И.Коровина. –  М.: Просвещение, 1999.
  6. Русский фольклор: Словарь–справочник / Зуева Т.В. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Школьный поэтический словарь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000
  8. Школьный словарь литературоведческих терминов / Чернец Л.В. и др.  – М.: Просвещение,  2002.

Программно-методический комплекс по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной соответствует требованиям государственного стандарта общего образования. УК (авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский) рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в Федеральный перечень учебников. УМК, в целом, позволяет реализовать цели литературного образования, сформировать ведущие компетенции литературного образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УК строится на концентрической (5-8 классы) основе и на историко-литературной в 9 классе: от древнерусской литературы до литературы второй половины XX века.

В программе определены ведущие направления литературного образования в основной школе.

 7 класс - осмысление художественного мира писателя в контексте общекультурных ценностей. Это направление способствует развитию представлений о критериях художественности и формированию литературного вкуса.

8 класс - взаимосвязь литературы и истории: формирование знаний о шедеврах мировой литературы в контексте истории.

9 класс - роль литературы в духовной жизни человека: взаимосвязь литературы и культурной среды эпохи, ее художественных тенденций.

Главной целью школьного образования является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение литературе в данном УМК предусматривает возможность выбора современных подходов изучения литературы: деятельностный, коммуникативный и личностно-ориентированный, которые на первый план выдвигают уроки сотворчества. Ученик с помощью учителя идет к целостному осмыслению историко-литературного явления. В то же время программа способствует реализации поисково-исследовательского метода анализа художественного произведения, стимулирующего познавательную и творческую активность учащихся.

Методические возможности УК позволяют строить урок с учетом выбранных целей и индивидуальных особенностей учащихся, их учебной мотивации. Так, например, рубрики «Вопросы и задания», «Литературные места России» обеспечивают возможность систематизации и обобщения знаний по изучаемым разделам, а рубрики «В творческой лаборатории писателя», «Развивайте дар слова», «Обогащайте свою речь» - активизации речемыслительной и творческой деятельности. Задания повышенной трудности ориентированы на школьников, мотивированных на участие в олимпиадах. Знакомясь с вопросами, ученик вступает в диалог с авторами учебника и может выбирать задания по интересам: готовить устное сообщение, учить наизусть, исследовать фрагмент текста или писать сочинение.

Учебные хрестоматии включают два блока: художественные тексты, несущие эстетическую информацию, и учебные, выполняющие дидактическую функцию. Дидактический материал излагается сжато и содержательно, биографии писателей, поэтов сопровождаются портретами, фото) рафиями, иллюстрациями произведений. Учебники завершаются кратким словарем литературоведческих терминов и словарем имен, необходимыми в процессе самостоятельной работы над вопросами и заданиями. УК дополнен пособиями «Думаем, читаем, спорим» для учащихся 5-7 классов.

Важный акцент в программе под редакцией В.Я. Коровиной сделан на уроки внеклассного чтения, которые направлены на формирование у школьников читательской культуры и эрудиции. Учитывая современную ситуацию ослабленного интереса учащихся к книгам, авторы рабочей программы сочли необходимым дополнить ее книгами, которые выбрали сами школьники. Внеурочное чтение призвано максимально заинтересовать ученика, вызвать желание продолжить чтение произведений изучаемого писателя самостоятельно. Обсуждение понравившихся книг - необходимый этап литературного образования. Уроки внеклассного чтения привлекательны тем, что имеют свои особенности: свободное высказывание по самостоятельно прочитанному произведению. Формы и виды деятельности определяет учитель, но обязательно с учетом интересов школьников. В процессе подготовки к урокам внеклассного чтения учитель выбирает актуальную тему и произведение, организовывает чтение к нужному сроку, выстраивает ряд вопросов для обсуждения. Во всех классах уроки внеклассного чтения проводятся как в рамках программы, так и во внеурочное время, например, на читательских конференциях2.

Авторы УК среди основных задач литературного образования выделяют обучение умению выразительно читать, в том числе наизусть, ведь только через эмоционально-эстетическое переживание текста можно понять творческий почерк поэта, уловить его тон, темперамент, образную систему мышления. С этой целью в учебники-хрестоматии включены рубрики художественного чтения, содержащие рекомендации известных актеров. Например, размышления об искусстве выразительного чтения народного артиста СССР Василия Ланового в статье «На пути к поэзии» (часть II УК 9 класса) настроят школьников на внимательное и глубокое прочтение поэтических строк. По его мнению, «качество поэзии определяется тем, насколько богаче человек становится от обшения с ней». Приемам актерского чтения наизусть познакомит статья «Перед чтением стихов вслух» доцента кафедры сценической речи Театрального института им. Б. Щукина А.М. Бруссера.

УМК под редакцией В.Я. Коровиной не нарушает преемственности, имеет завершенную линию и соответствует целям и задачам обновленного содержания литературного образования в условиях перехода на новый образовательный стандарт.

3.  Учебно-тематический план. Место предмета в базисном учебном плане

В основной и средней (полной) школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 7 по 9 класс) и в старших классах любого профиля. БУП позволяет изучать курс литературы в основной школе на углублённом уровне и выбирать базовый или профильный уровень изучения предмета в 10-11 классах.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»:

Учебно-тематический план. 7 класс

№ п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

КС (2)

ДС (7)

РР (12)

НРЭО

ВН ЧТ  

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

 7

1

 

2

3

Древнерусская литература

 5

КС-1

1

4

Русская литература 18 века

3

5

Русская литература XIX века

 46

КС -1, ДС -5

8

270 мин

5

6

Русская литература XX века

33

ДС -2

2

405 мин

6

7

Из литературы народов России

1

8

Зарубежная литература

5

1

9

Итоги года

1

Итого

 102

КС -2, ДС -7

12

720 мин

11

Учебно-тематический план. 8 класс

№ п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

КС (2)

ДС (3)

РР ( 9)

НРЭО

ВН ЧТ (10)

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

 2

 

 

 

3

Древнерусская литература

 2

 

 

1

4

Русская литература 18 века

 3

ДС

1

 

5

Русская литература XIX века

30

КС -1, ДС -2

4

135мин

 3

6

Русская литература XX века

  22

 КС -1

  5

135мин

 2

7

 Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.  

2

2

8

 Зарубежная литература

 5

45мин

 2

9

Итоги года

 1

Итого

68

КС -2, ДС -3

10

315 мин

 10

Учебно-тематический план  9 класс

№ п/п

Содержание программы

(темы, разделы)

Количество часов

КС

 (15/7)

РР

 (5)

НРЭО

ВН ЧТ (7)

1

Введение

1

C - 1

20 мин

2

Из древнерусской литературы

2

КС - 1

3

Из литературы ХVIII века

10

КС-1

1

1

4

Из русской литературы ХIХ века

56

КС – 5

C - 3

4

135 мин

4

5

Из русской литературы ХХ века

28

C - 4

270 мин

1

6

Зарубежная литература

4

1

7

Итоги года

1

25 мин

Итого

102

КС – 7

C - 8

5

450 мин

7

5. Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы:

1. Андреева Т.Н. Обучающие практические работы по литературе 9-11 классы - М: Дрофа, 2010.

2. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2010

3. Демиденко Е. Л. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы. М.: Дрофа, 2003.

4. www.ege.edu.ru

5. www.fipi.org.ru

Задания тестовых, проверочных и контрольных работ ориентированы на усвоение школьниками тех разделов программы, которые составляют основу государственного образовательного стандарта по литературе.

Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к учебным умениям и навыкам. Назначение КИМов - осуществлять контроль за уровнем владения читательской, литературоведческой и коммуникативно-речевой компетенциями. В связи с этим контрольно-измерительные материалы распределены по блокам.

Блок №1. Читательская компетенция.

Диагностика умений комментировать и анализировать текст с учетом его идейно-художественных особенностей: темы, микротемы, проблематики, сквозных образов, мотивов, сравнительной характеристики героев, соотнесенности с другими видами искусств.

Виды работ: анализ стихотворения, рассказа, фрагмента прозаического текста, исследовательская работа, стилизация.

Блок №2. Литературоведческая компетенция.

Диагностика уровня знаний теоретико-литературных понятий и умений применения их в практике анализа текста.

Виды работ: стилистический анализ текста, литературоведческий диктант.

Блок №3. Коммуникативно-речевая компетенция.

Диагностика умений пересказывать текст (сжатый, подробный, выборочный и аналитический), в том числе от лица героя, предмета; создавать текст различных жанров на заданную тему: устное и письменное высказывание, творческая работа «Проба пера», сочинение-комментарий произведений живописи, музыки.

6.Приложение:

6.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей

6.1.1. Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значительных тем программы;
  • в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели – не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.

Порядок проверки письменных работ учителями.

6.1.2. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

II. по литературе:

в VI – IX классах – не реже 2 раз в месяц, а в X – XI классах – не реже одного раза в месяц.

6.1.3. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

6.1.4. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты в I – IX классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
  • изложения и сочинения в V – VIII классах – через неделю;
  • сочинения в IX – XI классах проверяются не более 10 дней.

6.1.5. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

- при проверке изложений и сочинений в V – XI классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчёркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетрадей учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – знаком Л, речевые – знаком Р, грамматические – знаком Г, орфографические ошибки – знаком I, пунктуационные – знаком V; 

(* Примечание. Нельзя снижать оценку за отсутствие вступления, эпиграфа и плана, если это не повлияло на качество сочинения по литературе.

Любое сочинение по литературе оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность. В V – XI классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая оценка – к русскому языку.)

  • при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся V – XI классов по русскому языку учитель только подчёркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;
  • подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
  • проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
  • после подсчёта ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

6.1.6. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку в V классе – I полугодии VI класса оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя. В VI (начиная со второго полугодия) – XI классах оцениваются все проверяемые работы, но в журнал выставляются оценки по усмотрению учителя.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.

6.1.7. После проверки письменных работ учащимся даётся задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

6.1.8. Оценка обучающих работ.

Обучающие работы (различные упражнения, в том числе диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

  1. степень самостоятельности;
  2. этап обучения;
  3. объём работы;
  4. чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма. 

6.1.9. Выведение итоговых оценок

Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения отметки. Однако, для того чтобы стимулировать серьёзное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты текущей успеваемости.

При выведении итоговой отметки преимущественное значение придаётся оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, языковую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

6.2. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

6.2.1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  • Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  • Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  • Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых  в классе и прочитанных самостоятельно.
  • Умение анализировать художественное произведение в соответствии историческим контекстом.
  • Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
  • умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
  • умение  пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
  • умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);
  • свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

  • показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
  • умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
  • умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями  и навыками при анализе прочитанных произведений;
  • умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
  • хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается  одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

  • в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
  • об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
  • о знании основных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
  • об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

  • незнание существенных вопросов содержания произведения;
  • неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
  • незнание элементарных теоретико-литературных понятий;
  • слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

  • полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;
  • неумение построить монологическое высказывание;
  • низкий уровень техники чтения.

  1. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:

Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 – 7

Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти  дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается:

1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

6.2.3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 80 – 60 %;

«3» - 60 – 40 %;

«2»- менее 40 %. 

6.3. Произведения для заучивания наизусть

 

7 класс

1. А. С Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

2.М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Ангел».

3. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» (речь о товариществе).

4. И. С. Тургенев «Русский язык»

5. В. А. Жуковский «Приход весны»

6. А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край...»

7. В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» (на выбор).

8. С. А. Есенин «Топи да болота».

9. Н.А. Заболоцкий. «Я воспитан суровой природой...».

10. Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина».

11. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие.. .»

8 класс

1. И.А. Крылов «Квартет», «Обоз».

  1. А. С. Пушкин. «Туча», «Бесы», фрагмент из повести «Капитанская дочка» (гл. «Вожатый»)
  2. М. Ю. Лермонтов. «Узник», «Пленный рыцарь», «Синие горы Кавказа»
  3. А.А. Фет «Первый ландыш»;
  4. Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»;
  5. И. Бунин «Люблю цветные стекла окон...», «У птицы есть гнездо...»
  6. А. Т. Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор), «Я убит подо Ржевом...»;
  7. Н. Заболоцкий «Уступи мне, скворец, уголок»;
  8. Н. Рубцов «Привет, Россия...»
  9. АА. Блок «Россия».
  10. Б.        Окуджава «Здесь птицы не поют»; Л. Ошанин «Дороги»; А. Фатьянов «Соловьи».

9 класс

1. А. С. Пушкин: «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Пророк», «Элегия», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», фрагменты из романа «Евгений Онегин».

  1. М. Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой...», «И скучно, и грустно...», «Молитва», «Родина».
  2. А. А. Блок: «О, я хочу безумно жить...», «О, весна без конца и без краю...».
  3. В. В. Маяковский: «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно».
  4. М. И. Цветаева: «Идешь на меня похожий», «Август - астры»
  5. А. А. Ахматова: «Не с теми я, кто бросил землю», «Родная земля».
  6. Б. Пастернак: «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Февраль. Достать чернил и плакать...»
  7. В. Шекспир: Сонеты (2 на выбор).

6.4. Летнее чтение 7-9 класс

 

7 класс

Программная литература

Русская литература

  1. А. С. Пушкин «Борис Годунов», «Станционный смотритель»
  2. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
  3. И. С. Тургенев «Бирюк»
  4. М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокорми», «Дикий помещик»
  5. И. А. Бунин «Лапти», «Цифры»
  6.  А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня»
  7. М. Горький «Детство»
  8. Л. Андреев «Кусака»
  9. А. Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»
  10. Ф.Абрамов «О чем плачут лошади»
  11. E. Носов «Кукла», «Живое пламя»
  12. Ю.Казаков «Тихое утро»
  13. М.Зощенко «Беда»

Зарубежная литература

  1. О. Генри «Дары волхвов»
  2. Р. Брэдбери «Каникулы»

Внеклассное чтение

  1. А. С. Пушкин «Арап Петра Великого»
  2. В. Беляев «Старая крепость»
  3. И. Ефремов «Туманность Андромеды»
  4. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
  5. А. Рыбаков «Бронзовая птица»
  6. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  7. Б. Васильев «А зори здесь тихие»
  8. А. Толстой «Русский характер»
  9. Г. Уэльс «Война миров», «Человек-невидимка»
  10. М. Рид «Всадник без головы»
  11. Д. Олдридж «Последний дюйм»
  12. Ч. Диккенс «Оливер Твист»

8 класс

Программная литература

Русская литература

  1. Д. И. Фонвизин «Недоросль»
  2. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
  3. М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
  4. Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  5. М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
  6. Н. С. Лесков «Старый гений»
  7. Л. Н. Толстой «После бала»
  8. И. А. Бунин «Кавказ»
  9. А. И. Куприн «Куст сирени»
  10. М. Зощенко «История болезни»
  11. А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
  12. А. Платонов «Возвращение»
  13. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Зарубежная литература

  1. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»
  2. Ж. Б Мольер «Мещанин во дворянстве»
  3. Д. Свифт «Путешествия Гулливера»
  4. В. Скотт «Айвенго»

Внеклассное чтение

  1. Н.В.Гоголь «Невский портрет», «Портрет»
  2. И.С.Шмелев «Неупиваемая чаша»
  3. Н. С. Лесков «Тупейный художник»

4.   В. Каверин «Два капитана»

  1. А. Приставит «Ночевала тучка золотая»
  2. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», «А зори здесь тихие»
  3. Е. Шварц «Дракон»
  4. И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
  5. Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»
  6. Д. Лондон «Мартин Иден»
  7. В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  8. Э. Хемингуэй «Старик и море»

13.Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

9 класс

Программная литература

Русская литература

  1. «Слово о полку Игореве»
  2.  А. С. Грибоедов «Горе от ума»
  3. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  4.  М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  5. Н. В. Гоголь «Мертвые души»
  6.  А. Н. Островский «Бедность не порок»
  7.  И. С. Тургенев «Рудин»
  8.  Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
  9.  Л. Н. Толстой «Юность»
  10. А. П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник»
  11. И.А. Бунин «Темные аллеи» (рассказ)
  12. М.А. Шолохов «Судьба человека»
  13. А. И. Солженицын «Матренин двор»

Зарубежная литература

  1. Данте Алигьери «Божественная комедия»
  2.  У. Шекспир «Король Лир»
  3. Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
  4.  И. В. Гете «Фауст» («Пролог на небесах», «Кабинет Фауста», «Сад», «Тюрьма»)

Внеклассное чтение

  1. М. Булгаков «Похождения Чичикова»
  2.  Ю. Тынянов «Кюхля»
  3.  Фазиль Искандер «Сандро из Чегема», «Кролики и удавы»
  4. М. Зощенко. Рассказы («Обезьяний язык»)
  5. А. Вампилов «Старший сын»
  6.   В. Богомолов «Иван»
  7. М. Шолохов «Они сражались за Родину»
  8. А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая...»
  9. Бр. Стругацкие «Пикник на обочине»
  10. О. де Бальзак «Отец Горио», «Евгения Гранде».

6.5. Литература

Дидактические материалы для учителя.

1. Н.П. Терентьева. Литература в школе (1985-2003г.). – Челябинск: Взгляд, 2005г.

2. Тематический библиографический указатель для учителя-словесника (с.40-47 – методические руководства к учебникам, методические пособия (по классам), поурочное тематическое планирование для 5-11 классов).

3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Литература./ Э.А Красновский и др. – М.: Интеллект-центр, 2004-2005г.

 4. Серия «В помощь школе». Изучение программных произведений на уроках литературы – М.: Русское слово, 2006г.

5. Анализ поэтического текста  /  В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2004.

6.Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002.

6.6 Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

1. ЦОРы медиатеки школы-интерната № 2.

  • Литература. 5-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.
  • Пушкин А.С. В зеркале двух столетий.
  • Библиотека русской классики. Вып.1 (Иванов В., Бунин И., Блок А., Бабель И.)
  • Библиотека русской классики. Вып.2 (Островский А., Тургенев И., Тютчев Ф., Фет А.)
  • Библиотека русской классики. Вып.3 (Андреев Л., Белый А., Кузьмин М., Сологуб Ф.)

2. Муниципальные ЦОРы банка данных ЦПККИМР по литературе.

3. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

4. .Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

5. BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

http://www.bibliogid.ru

6. Kidsbook: библиотека детской литературы

http://kidsbook.narod.ru

7. Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

8.В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской

http://skolakras.narod.ru

9. Древнерусская литература

http://pisatel.org/old/

10. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

11.Методика преподавания литературы

http://metlit.nm.ru

12. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

http://www.foxdesign.ru/legend/

13. Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

14.Слова: поэзия Серебряного века

http://slova.org.ru

15.Стихия: классическая русская / советская поэзия

http://litera.ru/stixiya/

16.Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»

http://www.feb-web.ru

12. Лист коррекции

Уроки, которые требуют коррекцию

Уроки, содержащие коррекцию

Дата

Номер урока

Тема урока

Причины коррекции

дата

Форма коррекции

По плану -

Подлежат коррекции -

Дополнительные уроки -

Итого подлежат коррекции -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике 10-11 класс (базовый уровень)

Представлены рабочие программы для 10-11 класса (базовый уровень) для УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский "Физика-10,11",Просвещение 2009 г.Программы составлены в соответствии с требованиями Ф...

Рабочая программа по математике 5-9 классы (базовый уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА муниципального  казенного  общеобразовательного  учреждения средней общеобразовательной  школы  п. Мирный Жумашевой Айганым Айдабаевны (Iкатегория) ...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  для 5-9 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа, реализующая ФГОС ООО, по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе для 5 – 9 классов (базовый уровень) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа курса "Физика" 10-11 классы базовый уровень.(В.А. Касьянов 2 часа в неделю - 11 класс и 3 часа в неделю - 10 класс)

Рабочая программа по физике для 10–11 класса составлена на базе Примерной программы средней (полной) общеобразовательной школы и авторской программы (автор В.А. Касьянов), рекомендованной Департ...

Рабочая программа курса "Химия" 10-11 классы базовый уровень.(О.С. Габриелян, 2 часа в неделю - 11 класс и 1 час в неделю - 10 класс)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших хим...