Литературная гостиная
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Птушкина Лилия Николаевна

Сценарий для постановки на школьной сцене для учащихся 10-х и 11-х классов создан в форме литературной гостиной, в которой разыгрываются сцены из жизни русских поэтов начала 20-ого века, звучат их стихи и сделан небольшой обзор их биографий, а также отражены жизненные реалии дореволюционной России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная .

Проект «Шедевры  литературы и  театра 20  века».

Сценарий литературной гостиной

        «Этот  мир  очарований, этот мир  из  серебра».

Звучит музыка

Ведущий (Овчинникова Ксения).

“Серебряный век …” Эти слова взывают к памяти того поколения, которое пережило культурный взлёт, духовное возрождение в России в эпоху войн и революций. Поэтому так и называют первую четверть XX столетия, что по созвучию блестящих имён и творческому накалу она вместила – век. Творческое вдохновение, вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917 году, а ушло вглубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, пресечённое слово, недопетая песня …

В новом XXI столетии поэты Серебряного века вновь с нами. Они открывают свой сезон … Они приглашают в литературную гостиную «Этот мир очарований, этот мир из серебра».

Силаков Павел. 

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

(Несколько молодых людей, одетых в стиле 20-х годов XX века, ведут разговор.)

(Кашин Никита). – Вы вечером будете на "башне" у Иванова или в “Бродячей собаке”, а может, в Политехническом?

(Воронин Евгений). – Я бы предпочёл Мережковских. Любопытно, кого обласкает своей демонической улыбкой хозяйка салона Зинаида Николаевна?

(Кашин Никита). – Вы хотите знать, какого новичка срежет Гиппиус?

(Уходят.) (Зинаида Гиппиус, развалясь в кресле, читает свои стихи … )

(Головенкина Мария)

Не ведаю, восстать иль покориться,

Нет смелости ни умереть, ни жить.

Мне близок Бог – но не могу молиться,

Хочу любви - и не могу любить.

(“Бессилие”, 1893)

З. Гиппиус (Головенкина Мария). Кстати, я слышала, у нас сегодня гость – Валерий Брюсов. Конечно, он не петербуржец, а москвич, но главное не в этом. Он явно стремится в лидеры. Любопытно было бы послушать …

В. Брюсов (Горбунов Стас). (Поднимается, читает “Юному поэту”, 1896):

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором священным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побеждённым,

Зная, что в мире оставлю поэта.

(Кашин Никита). Недурно! Как вам, господа?..

(Воронин Евгений). - Когда говорят об искусстве, я смиренно опускаю голову … Что может быть выше красоты? Выше божественного идеала?

З. Гиппиус (Головенкина Мария). Друзья! У нас еще гости: Николай Степанович Гумилёв с женой Анной Андреевной Ахматовой. Анна Андреевна! Говорят, вы тоже пишите?

Н. Гумилёв (Романов Дмитрий). Ну, разумеется, жёны писателей всегда пишут, жёны художников возятся с красками, жёны музыкантов играют…

З. Гиппиус (Головенкина Мария). Ну, что вы, Николай Степанович, так реагируете? Ваша жена, кажется, не лишена способностей. Это ведь её:

И для кого эти бледные губы

Станут смертельной отравой?

Негр за спиною, надменный, грубый,

Смотрит лукаво.

Мило, не правда ли?

З. Гиппиус (Головенкина Мария). (А Ахматовой): Анна Андреевна, вы что-нибудь прочтёте сегодня нам?

А. Ахматова (Бердигулова Мария). Я прочту.

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалась, что много ступеней,

А я знала – их только три.

Между клёнов шёпот осенний

Попросил: “Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой”.

Я ответила: “Милый, милый!

И я тоже умру с тобой …”

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на тёмный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно – жёлтым огнём. (1911)

З. Гиппиус (Головенкина Мария).  Что скажете?

(Кашин Никита). Анна Андреевна, поздравляю Вас и приветствую. Это стихотворение -событие в русской поэзии. (Целует руку Ахматовой)

Ведущий (Овчинникова Ксения). А потом Анна Андреевна стала знаменитой. Георгий Адамович вспоминал:

- Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, её иногда называют красавицей, нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся своей выразительностью, неподдельной одухотворённостью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Когда она, стоя на эстраде, со своей “ложноклассической”, спадавшей с плеч шалью, казалось, облагораживала всё вокруг.

Ведущий (Овчинникова Ксения). 

- Красоту ценил Александр Вертинский, Александр Вертинский – человек-театр.

(Звучит песня Вертинского)

З. Гиппиус (Головенкина Мария). Благодарю. Мы рады приветствовать Вас, дорогие гости, желающие провести с нами время в обществе знаменитых деятелей искусства. Не забудьте свои впечатления оставить в нашей свиной книге. (Обложку книги можно повесить на стену.) Усаживайтесь поудобнее, господа. Первым просим читать Николая Степановича Гумилёва.

Н. Гумилёв (Романов Дмитрий). (Читает стихотворение “Жираф”).

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный ходит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только Луна,

Дробясь и качаясь во влаге широких озёр.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Я знаю, что много прекрасного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Н. Гумилёв (Романов Дмитрий). Господа! Давайте же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева), просим!

Вы не любите слово “поэтесса”, вы – поэт. Что это, вызов нам, мужчинам?

М. Цветаева (Морковникова Анастасия). Что вы?! Что вы?! Я люблю вас всех. Но сегодня я читаю только после Блока.

(Кашин Никита). А вы слышали, господа, его комедию «Балаганчик»?

(Раздаются свист, шум, крики, стук).

(Головенкина, Силаков, Романов) Браво! Блок – Мейерхольд, браво!

(Постановка отрывка из «Балаганчика»).

Таким образом, театры «Развлечение и польза» и «Скоморох» фактически явились переходным звеном между собственно балаганным зрелищем и просветительскими народными театрами.

В начале 20 в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. Балагану посвящены несколько стихотворений А.Блока. Позже из них рождается первая пьеса Блока – Балаганчик, которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе балагана. И.Стравинский пишет балет Петрушка, ставший в парижских «Русских сезонах» С.Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В.Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А.Бенуа, М.Добужинского, Л.Бакста, С.Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.

Ведущий (Овчинникова Ксения). 

- Что вам ближе: комедия масок Мейерхольда или реалистический театр Станиславского?

   Развитие  русского театра  в  начале  20  века

Без сомнения, определяющей весь театральный процесс бурного двадцатого века личностью стал Станиславский. В 1898 году он вместе с Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр, который стал местом реализации новейших театральных идей как на стыке столетий, так и в последующие годы. Таким образом, Станиславскому блестяще удалось уловить потребности своего времени. Этому способствовала и созданная Станиславским система актёрского искусства, которую будут изучать и использовать все театральные звёзды столетия.

Данная система основывается на отрицании принятых ранее актёрских штампов, которые рассчитаны на стандартное и сугубо внешний показ эмоций, и призывает артиста не проигрывать, а проживать роль во время репетиций. Таким образом актёр создаёт определённый рисунок роли, который затем переносит на сцену во время спектакля.

По Станиславскому, конечной целью работы драматического актёра над собой является создание психологически достоверного образа, понятного зрителю. С этим и связана самая короткая и самая знаменитая цитата Станиславского: «Не верю!».

Именно в эту эпоху происходит становление режиссёрского театра, и двадцатый век – прежде всего век гениальных театральных постановщиков. До этого в российском театре практически отсутствовала фигура режиссёра, успех спектакля зависел от мастерства актёров, их понимания драматургического материала.

Спор о  театре: (из  записных  книжек  Станиславского)

-Искусству учить нельзя, надо иметь талант!

-Если так, закройте все  драматические школы  и не морочьте  людей..

- Музыке, рисованию, танцам  учатся.,  но в  театре выходи  и  играй.  Есть  талант- будет  толк, нет-  ничего не  выйдет..

-Искусство  требует  цельности  и законченности.

Если  деревья  на  картине будут  написаны  Левитаном, люди  Врубелем, а  облака  маляром,

никто  не  скажет, что  это  художественное  произведение.  Да разве идеальная  постановка  

скверной  пьесы  может  создать  художественное  произведение?

-Сцена  и  пьеса, и искусство существуют  для того, чтобы  возбуждать в  зрителе  настроение. Всё  должно  стремиться  к  этому- и актёр, и  декорации, и  костюм, и освещение,  и  эффекты.

Ведь  театр-  это  оживлённая  картина!

Уже в первые годы существования новый театр громко заявил о себе, осуществив постановки пьес А.П. Чехова: «Чайка» (изображение которой впоследствии стало символом театра), «Вишнёвый сад», «Три сестры». Стоит заметить, что предыдущая постановка «Чайки» в Александринском театре провалилась, а премьера в МХТ принесла пьесе успех. Это самая “театральная” эпоха в истории русской литературы. Театр в ней играл, пожалуй, ведущую роль, распространяя свое влияние на другие виды искусств.

А  сейчас  мы  побываем на постановке  комедии А.С. Грибоедова  «Горе  от  ума» ,

в  роли  Фамусова-Станиславский. В  роли Чацкого  -Качалов.

После  первого  спектакля  Качалову сказали:  «Вам  не  хватает свободы  и яда, сарказма и  желчи». « А  Фамусову-  Станиславскому  надо быть  добродушнее».


Театр в эти годы - общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества.
Для русского театра это эпоха взлетов и падений, новаторских творческих поисков и экспериментов. В этом смысле театр не отставал от литературы и искусства.
В авангарде театрального искусства стоял МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко, с замечательной труппой молодых актеров, в которую входили О.Книппер-Чехова, М.Лимина, Вс.Мейерхольд, В.Качалов, И.М.Москвин, А.Вишневский и др.
Всплеск театрального искусства был связан с сотрудничеством театра с А.П.Чеховым после триумфальной премьеры “Чайки” в декабре 1898 г. В 1900г. Событием в театральной жизни стала постановка пьесы Р.Ибсена “Доктор Штокман”. Она приобрела на сцене острейшее социальное звучание. Штокман в исполнении Станиславского стал “героем безгеройного времени”.
Новой страницей в истории МХАТа и во всем театральном искусстве стала драматургия М.Горького, влюбившегося в труппу театра и писавшего Чехову, что не писать для такого театра преступно.
Первая пьеса “Мещане” была написана Горьким в 1902 г., ее допустили к постановке с обильными цензурными купюрами ( вычеркнуто было все, что говорилось о тяжелой доле рабочих, об их правах, о неизбежной ломке существующих порядков

Революции 1917 года, превратив Российскую империю в Советскую Россию, не могли не преобразовать театр. Новое государство строит новую идеологию. Как и прежде, театр должен подчиняться и соответствовать государственной политике. Прежний, дореволюционный театр презрительно именуется «буржуазным» и отвергается. Даже Станиславскому достаётся немалая доля подобной критики.

 

В двадцатые годы создаются многие театры, которые на протяжении столетия будут занимать центральное место в театральной жизни страны, и приобретут мировую известность. Главная цель в начальном периоде их существования - нести в массы новую, революционно-пролетарскую культуру.

Этому соответствовал и репертуар, и даже сами названия театров. Так, в 1920 году создаётся театр революционной сатиры, спустя два года переименованный в театр Революции. Большинству современных зрителей он знаком как театр Маяковского, но это название появится гораздо позднее.

 После октября 1917 г. Мейерхольд, воодушевленный, как ему казалось, открывшимися новыми возможностями, сблизился с Вл. Маяковским. К первой годовщине революции он поставил в Петрограде его «Мистерию-буфф», используя средства выразительности площадных зрелищ, фольклорную стихию, традиции балаганного шутовства и цирковой клоунады.

В 1920 г. в программе «Театрального октября» режиссёр сформулировал основные задачи театра: служение революции и полное обновление сценического искусства. После своего назначения заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, Мейерхольд объявил войну старым академическим театрам, считая, что такие коллективы, как Малый театр или МХТ не в состоянии найти общий язык с новой действительностью. Из-за столь радикальных предложений в 1921 А. Луначарский отстранил его от руководства ТЕО.

Инсценировка пьес «Баня», «Клоп»(о  футуризме)Стихи  Маяковского

«Незнакомка» А.Блока в режиссуре  Мейерхольда

(Постановка из комедии Фонвизина «Недоросль»).

Н. Гумилёв (Романов Дмитрий). Господа! Давайте всё же дадим слово дамам. Марина Ивановна (Цветаева), просим!

М. Цветаева (Морковникова Анастасия). (На фоне музыки)

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наше не гулянье под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами.

(“Мне нравится, что вы больны не мной”, 1915)

Силаков Павел. А вы слышали новый романс скандального Есенина?

(Романс «Отговорила роща золотая» исполняет Катя Иванова)

(На последнем аккорде появляются футуристы. Они заранее заняли место на последних рядах в зале. А сейчас с места по очереди поднимается по несколько человек и, подходя к стене, украшенной в Политехническом институте выкрикивают лозунги.)

Первый (Сабирьянов Юрий). (С диванной подушкой на шнурке, перекинутом через плечо.) Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.

Второй (Ермолаев Никита). (С лорнетом в руке.) Только мы – лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Первый (Сабирьянов Юрий). (Со стаканом чая в одной руке и с портфелем – в другой, одет в жёлтую кофту с большим бантом.) Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих и прочее с Парохода Современности.

Второй (Ермолаев Никита). (С листьями петрушки в петлях костюма. Его лицо украшено геометрическими фигурами разного цвета.) Если этим Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченкам и Буниным нужна лишь дача на реке … С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество.

Ведущий (Овчинникова Ксения). Вот так броско, ярко, скандально и весело в 10-е годы XX века заявили о себе футуристы. Новое литературное направление, пришедшее на смену символизму и акмеизму.

Знакомьтесь: Александр Крученых, Давид Бурлюк, Виктор (Велимир) Хлебников и Владимир Маяковский.

(Кашин Никита). Маяковский, у вас ведь есть хорошие стихи.

Вл. Маяковский (Сабирьянов Юрий).

Послушайте!

Ведь если звёзды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно.

Значит – кто-то хочет, чтобы они были!

… Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Ведущий (Овчинникова Ксения). Провозгласив себя футуристами, они называли себя “лицом своего времени”, они претендовали на роль открывателей новых путей в жизни и в искусстве, творцов будущего в настоящем.

Начало XX века. Это было особенное время – время экспериментов. И жили в нём особенные люди, движимые потребностью всё обращать в поэзию, стать целым миром, раствориться, разлиться в нём. Это была целая литературная планета, у которой был свой период младенчества, взросления, зрелости. Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский … Каждый из них оставил свой неповторимый след в литературной летописи, название которой “Поэзия Серебряного века”.

(Говорит на фоне слайда с названием литературной гостиной).

Ведущий (Овчинникова Ксения). Наше представление – это наше видение роли театра в жизни человека, это сделанный нами мини-спектакль, который посвящен шедеврам русской поэзии начала ХХ века. Зинаида Николаевна Гиппиус и Дмитрий Сергеевич Мережковский являются старшими символистами. 1889 год – год основания символизма. Мережковский женился на 19-ти летней Зинаиде Гиппиус и прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни на один день. Это был уникальный жизненный и творческий союз.

 На чем же настаивали символисты? Что лежало в основе их поэтики? Мережковский говорит о том, что он объявляет войну материалистическому мировоззрению и утверждает, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства.

В 1900 г. Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основывают в Петербурге Религиозно-Философское Общество

Гиппиус особенно была примечательна множественными мужскими псевдонимами, которыми она подписывалась под своими публикациями стихов: Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер и др.

В поэтическом сборнике «Последние стихи» (1918), в произведениях, написанных в эмиграции (с 1920), — резкое неприятие революции.

КРИК 

Изнемогаю от усталости,

   Душа изранена, в крови...

Ужели нет над нами жалости,

   Ужель над нами нет любви?

Мы исполняем волю строгую,

   Как тени, тихо, без следа,

Неумолимою дорогою

   Идем - неведомо куда.

И ноша жизни, ноша крестная.

   Чем далее, тем тяжелей...

И ждет кончина неизвестная

   У вечно запертых дверей.

Без ропота, без удивления

   Мы делаем, что хочет Бог.

Он создал нас без вдохновения

   И полюбить, создав, не мог.

Мы падаем, толпа бессильная,

   Бессильно веря в чудеса,

А сверху, как плита могильная,

   Слепые давят небеса.

1896

ОСЕНЬЮ 

    (сгон на революцию)

На баррикады! На баррикады!

Сгоняй из дальних, из ближних мест...

Замкни облавкой, сгруди, как стадо,

Кто удирает — тому арест.

Строжайший отдан приказ народу,

Такой, чтоб пикнуть никто не смел.

Все за лопаты! Все за свободу!

А кто упрется — тому расстрел.

И все: старуха, дитя, рабочий —

Чтоб пели Интер-национал.

Чтоб пели, роя, а кто не хочет

И роет молча – того в канал!

Нет революции краснее нашей:

На фронт — иль к стенке, одно из двух.

...Поддай им сзаду! Клади им взашей,

Вгоняй поленом мятежный дух!

На баррикады! На баррикады!

Вперед за «Правду», за вольный труд!

Колом, веревкой, в штыки, в приклады...

Не понимают? Небось, поймут!

25 октября 1919, Санкт-Петербург

Мережковский

Горький о  Мережковском: «Дмитрий Мережковский, известный боголюбец христианского толка, маленький человечек, литературная деятельность которого очень напоминает работу пишущей машинки: шрифт читается легко, но бездушен, и читать его скучно») — стало для советской литературной критики основополагающим и не менялось в течение десятилетий. Не только творчество Мережковского, но и его имя в советское время было не просто забыто, но забыто «агрессивно». Интерес к писателю и его творчеству в России стал возрождаться лишь в начале 1990-х годов.

Смотрите, что о нас пишут  газеты:  «Новая  поэзия-  симптом  вырождения  человечества, авторы не  желают  знать истинных  проблем  сегодняшней  жизни ,нам  присвоили  кличку «декаденты»,т.е.упадочники..»

 В 1910 г. обозначился раскол между старшими и младшими символистами. Молодые все резче заявляли о несогласии со старшими.

В  1909 г.нет сомнений в успехе  символистов

На  поэтическую  сцену выходит  А.Блок- он  из  плеяды  младосимволистов.

Анкета  Блока

«Стихи  о Прекрасной  Даме»  обращены  к  Любови  Менделеевой.

Ахматова

ПУШКИН 

Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?..

1943

ЛЮБОВЬ 

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя...

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке.

24 ноября 1911, Царское Село

В  детстве я училась  и  жила в Царском Селе, где когда-то  учился  Пушкин , полюбила  его и  написала  о  нём Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфирородного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама.

В 1912-м Николай Гумилев написал: «Символизм закончил свой круг развития и теперь падает». В 1911-м Гумилев и Сергей Городецкий создали цех поэтов – содружество стихотворцев, объединенных ощущением, что символизм уже прошел свой высший пик. Костяк цеха образовали молодые поэты, среди них Ахматова, Мандельштам, Георгий Иванов, Николай Клюев. Городецкий говорил: «У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не мыслимым подобием с мистической любовью».

Николай Гумилев

Гумилев родился в 1886-м году и в 1921-м был расстрелян советскими властями. Он был поэт, романтик и путешественник. Дважды он путешествовал в Африку, посетил Абиссинию.  

Образу  поэта-пророка  акмеисты  противопоставили  образ поэта-ремесленника, соединяющего  земное  с небесным, ведь корень  слова «акме» означает  -цветущая  сила.

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

1913

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо, остро!

Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!

Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!

Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!

Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс...

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

Январь 1915

Поэма-минъонет

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж...

Королева играла — в башне замка — Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:

Королева просила перерезать гранат,

И дала половину, и пажа истомила,

И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,

             До восхода рабыней проспала  госпожа…

            А. Вертинский  исполнил этот  сонет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...