Урок по литературе на тему: "Повесть "Приключения Тома Сойера". Работа с третьей главой"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Дубинина Наталья Александровна

Урок разработан для 5 класса для детей с ЗПР. Урок имеет три цели: обучающую, коррекционно-развивающую и воспитательную. Урок имеет оборудование, необходимое для его проведения. Делится на три части: вступительная, которая предусматривает организационные момент и проверку домашнего задания, основную, которая раскрывает тему урока и заключительную, которая делится на итоги урока и домашнее задание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Работа с III главой.

Цели: образовательная: продолжить работу с текстом, совершенствовать навыки давать характеристику главному герою, познакомить с содержанием III главы повести, совершенствовать навыки чтения по ролям и учить выражать собственное мнение;

коррекционно-развивающая: развивать навыки работы с текстом, внимание, память, устную речь учащихся;

воспитательная: на примере героев воспитывать в детях чувство дружбы и такие положительные качества характера, как: доброту, ответственность, мужество, выдержанность, умение не растеряться в экстремальной ситуации.

Оборудование: портрет Марка Твена, карточки (раздаточный материал со словами-названиями характера человека),атрибутика куроку, иллюстрации к произведению.

Ход  урока.

I Вступительная часть.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Каждый взрослый когда-то был ребенком. И великие писатели тоже были детьми. И также, наверное, проказничали, гоняли голубей и боялись темноты. Но, вырастая, многие люди забывают о своём детстве, становятся скучными и ворчливыми, как тётя Полли. И тогда детство навсегда уходит в прошлое, а жаль. Хорошо что некоторые мудрые взрослые любят сочинять и писать книги. Ну а мы, читая эти книги, можем хоть немножечко узнать, какою же была их страна далёкого детства.

-Ребята, как называется повесть, которую мы читаем на уроках русской литературы? (Повесть «Приключения Тома Сойера»).

-Итак, теперь давайте окунёмся в мир приключений, которые и произошли с Томом и его друзьями в предыдущих главах, вспомним отдельные эпизоды и поговорим о прочитанном.

-Скажите, с какими героями мы уже знакомы? (Сид, Джим,, Бен, Роджерс).

-Найдите и прочитайте, кто такой Сид? (С. 200)

-Расскажите, кто такой был Джим?

-Найдите и прочитайте, кто такой Бен Роджерс? (С. 208)

-Как по вашему мнению, почему Том боялся насмешек Бена? (Бен имел превосходство над остальными детьми, он был как главным у них, он имел у детей авторитет, все на него пытались равняться).

-А теперь рассмотрите иллюстрацию.

-А теперь давайте вспомним, что за незнакомый мальчик появляется на пути Тома в его маленьком городишке под названием Санкт-Петербург, куда редко кто-нибудь заезжал. Вашим домашним заданием было приготовить выразительное чтение по ролям диалога, который произошел между мальчиками. Я посмотрю, как вы справились с домашним заданием и сможете при чтении передать интонацию, выразить эмоции, чувства, которые возникли между мальчишками. (С. 203)

3. Выставление оценок за домашнее задание.

-А в каких отношениях Том был с другими детьми? (Он с ними дружил, так как они были такие же, как и он, одеты бедно, уровень жизни был одинаковый).

-Скажите за что и чем был наказан Том? (Тетя Полли заставила его в выходной день белить забор).

-Хотелось ли Тому выполнять эту работу? Почему?

-Что решил придумать Том? (Он решил любыми способами привлечь к своей работе всех своих друзей)

-Скажите, сразу ли дети согласились белить забор?

-Каким образом Тому удалось привлечь всех детей к работе, да еще не просто так, а дети готовы были ода самое ценное, что у них было за то, чтобы хоть немножечко побелить? (Он превратил работу в игру)

-Что такое работа? (Работа – это то, что человек обязан делать, а это не интересно)

-А что такое игра? (Игра – это то, что человек не обязан делать.

-А теперь мы  с вами поиграем в игру на внимательного читателя. Я посмотрю, как вы внимательно читали и запомнили, что получил Том за то, что разрешил детям побелить. Вот все богатства, которые получил Том от детей. Эти безделушки казались ему целым богатством и из нищего мальчика он превратился в богатея. В одну коробку нужно сложить вещи, которые он получил от друзей за разрешение дать им побелить, а в другую коробку нужно сложить вещи, которых там и в помине не было.

Разминка.

-И тем не менее Том остаётся любимцем миллионов девочек и мальчиков. Так какой же он Том Сойер?

-Учитывая все ситуации, в которые попадал Том, давайте составим характеристику Тому, начиная со слов: «По моему мнению Том был…»

Карточка

Добрым, злым, замкнутым, общительным, грубым, справедливым, стеснительным, мечтательным, любознательным, честным, лукавым, весёлым, грустным, умным, изворотливым, хитрым, бессердечным… (дети самостоятельно учатся подбирать слова, характеризующие героя)

-У каждого из вас сложилась своя точка зрения на характер Тома и вы имеете на неё полное право. Главное вы должны уметь объяснять свою точку зрения, если это понадобится.

II Основная часть (Работа над темой урока)

-А сейчас, ребята, мы познакомимся с вами с III главой повести и с новыми довольно-таки опасными приключениями, в которые попадают Том и Бекки (С. 213)

-Но прежде мы проведем небольшую словарную работу. Нам встретятся незнакомые слова: Ниагара, сталактиты, сталагмиты.

-Начну читать я, а вы внимательно следите и слушайте, потому что продолжать будете вы.

1. читает учитель.

2. Диалог между Томом и Бекки читают дети.

3. Читает учитель.

4. Диалог между Томом и Бекки читают дети.

-Итак, ребята, куда отправились Том и Бекки?

-Что с ними случилось?

-Обвиняла ли Бекки в случившемся Тома?

-Расскажите, как ведет себя Том? (Он очень смелый, успокаивает Беки, жалеет ее, поддерживает).

-А теперь посмотрите, из озорного бесшабашного мальчишки Том превращается в серьезного мальчика, отвечающего за жизнь другого человека.

III Заключительная часть

  1. Итоги урока.

- Какие черты характера по вашему мнению раскрываются здесь у Тома? (Смелость, ответственность, мужество).

-Как ведет себя Том в пещере? Как ребенок или как взрослый? (Том не впадает в панику, не плачет, не кричит, чтобы сохранить спокойствие Бекки).

- А теперь давайте представим, что вы оказались на месте Тома в подобной ситуации, а рядом с вами был бы ребенок младше вас. Как вы поступили на месте Тома? Попытайтесь выразить свое мнение.

2. Домашнее задание.

Прочитать всю главу и разыграть диалог между Томом и Бекки, передавая интонацию героев, выражая эмоции и чувства героев.

  1. Выставление оценок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....

Разработка урока литературы для 5 класса по повести М.Твена "Приключение Тома Сойера"

Цели урока:-Познакомить учащихся с краткой биографией  М. Твена, продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов. Определить отношение автора к своему герою. Закрепит...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»"...

Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы ...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Методическая разработка интегрированного урока  литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»...

Интегрированный урок литературы и английского "М. Твен"Приключения Тома Сойера"

Данный урок несет практические знания учащимся. Подготовили Мильшина Г. П. и Мишагина Е. А....

Проверочная работа по литературе 5 класс. М.Твен "Приключения Тома Сойера"

Проверочная работа по литературе 5 класс. М.Твен "Приключения Тома Сойера". Проверочная работа предполагает ответы на вопросы, способствующие выявлению у учащихся знаний основных вех биограф...