урок по творчесту Цветаевой
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

урок по литературе 9класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetveva._biografiya._tema_rodiny._9kl.rar251.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме "Если душа родилась крылатой..." (жизнь и творчество М.Цветаевой)

 

Цели:

Познакомить учащихся с особенностями жизни и творчества М.И. Цветаевой.

Раскрыть основные темы и мотивы лирики М. Цветаевой.

Развивать технику выразительного чтения, память, мышление.

Прививать интерес к чтению произведений М.И. Цветаевой.

Оборудование:

 Сборник произведений М.И. Цветаевой.

Песни из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром».

Иллюстрации.

Презентация урока.

Ход урока

Организация и нацеливание на урок.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа – есть все – всюду – вечно. (М. Цветаева).

Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Ей суждено было стать летописцем своей эпохи. Она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Внешнее и внутреннее в ее поэзии неразрывно связаны.

Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и творчестве М.И. Цветаевой и ответим в конце урока на вопросы:

– Что можно сказать о лирической героине М. Цветаевой?

– Близки ли образы поэта и лирической героини? (Слайд 2)

«Если душа родилась крылатой…» (Слайд 1)

Моим стихам,

 Как драгоценным винам,

 Настанет свой черед.

Урок мы проведем в форме устного журнала.

(Слайды 3 и 4)

Кто создан из камня, кто создан из глины –

 А я серебрюсь и сверкаю.

 Мне дело – измена, мне имя – Марина

 Я – бренная пена морская.

 Кто создан из глины, кто создан из плоти –

 Тем гроб и надгробные плиты…

 В купели морской крещена – и в полете

 Своем – непрестанно разбита!

 Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

 Пробьется мое своеволье.

 Меня – видишь кудри беспутные эти? –

 Земною не сделаешь солью.

 Дробясь о гранитные ваши колена,

 Я с каждой волной – воскресаю!

 Да здравствует пена – веселая пена –

 Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. (Слайд 5)

– Что значит имя Марина? (Морская)

Море – изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное…

Море – мятущаяся душа земли.

Море не знает покоя; с каждым его выходом волны, серебрясь и сверкая, разбиваются о гранитные скалы и превращаются в бренную пену.

Море бессмертно; всякий его вздох возрождает из пены, воскрешает новую волну.

Море – «морская», море – ее мера: человека, жизни любви…

– С чем сравнивает себя лирическая героиня? (С морской волной).

– Какая она – морская волна? (Изменчивая, непостоянная, своевольная, гордая, серебрится и сверкает).

– Кому противопоставляет себя лирическая героиня? (Обычным людям).

– В чем? (Она, в отличие от них, в постоянном полете; разбитая, она воскресает).

В каком стихотворении Цветаева обыгрывает этимологию своего имени? («Душа и имя»)

Душа имеет имя, и это имя Марина.

 Душа и имя.

 Пока огнями смеется бал,

 Душа не уснет в покое.

 Но имя Бог мне иное дал;

 Морское оно, морское!

 В круженье вальса, под нежный вздох

 Забыть не могу тоски я.

 Мечте иные мне подал Бог:

 Морские они, морские!

 Поет огнями манящий зал,

 Поет и зовет, сверкая,

 Но душу Бог мне иную дал;

 Морская она, морская!

Анастасия Цветаева (Слайды 6, 8, 9)

«Из воспоминаний».

«Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт»?

 Красною кистью

 Рябина зажглась.

 Падали листья,

 Я родилась.

 Спорили сотни

 Колоколов,

 День был субботний:

 Иоанн Богослов.

 Мне и доныне

 Хочется грызть

 Жаркой рябины

 Горькую кисть.

– Что автобиографического в этом стихотворении? (Цветаева родилась осенью, в период листопада. В это время поспевает рябина, колокола звонят в Москве, наступает праздничный день Иоанна Богослова).

– Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (Символом горькой, надломленной судьбы).

Отец Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был известным профессором, филологом; мать, Мария Александровна Цветаева (рожденная Мейн), – талантливой пианисткой, открывшей перед детьми чудесный мир природы, давшей им в руки лучшие в мире книги. (Слайд 7)

Стихи Цветаева пишет с шести лет, причем по-русски, по-немецки и по-французски. Они часто связаны с каким-то конкретным фактом, с чем-то пережитым.

Фрагмент из стихотворения: «Домики старой Москвы» – это цикл стихов, один из любимых в её творчестве. (Слайд 10)

Слава прабабушек томных,

 Домики старой Москвы,

 Из переулочков скромных

 Все исчезаете вы.

– Какое настроение у лирической героини? Чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает часть культуры древнего города – домики старой Москвы. С ними связано много воспоминаний).

Москва! Какой огромный

 Странноприимный дом!

 Всяк на Руси – бездомный.

 Мы все к тебе придем.

– Что для лирической героини Москва? (Огромный приют, открытый каждому – это Родина). (Слайд 11)

В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) – восхищение столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности – в большинстве стихотворений цикла.

Поэтическими кумирами молодой поэтессы стали Александр Пушкин, Александр Блок и Анна Ахматова. (Слайд 12)

Именно Пушкин на примере своих произведений преподнес Марине урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества.

Блок в жизни М. Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась.

Стихотворение «Стихи к Блоку»

Зверю – берлога,

 Страннику – дорога,

 Мертвому – дроги,

 Каждому – свое.

 Женщине – лукавить,

 Царю – править,

 Мне – славить

 Имя твое.

– Как вы поняли эти стихи?

(У всего существующего на земле определенное назначение. У Цветаевой – славить Блока).

По Цветаевой поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный труд. Сущность творчества – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.

– И Ахматова так же относилась к поэтическому труду. (Слайд 13)

Мы коронованы тем, что одну с тобой

 Мы землю топчем, что небо над нами –

 то же!

 И тот, кто ранен смертельной твоей

 судьбой,

 Уже бессмертным на смертное сходит

 ложе.

 И я дарю тебе свой колокольный град,

 – Ахматова! – и сердце свое в придачу.

– В чем сходство двух поэтов? (Они современницы. Для них поэзия – это ежедневный неустанный труд.)

– Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, высоко ценит, преклоняется перед ее талантом, дарит ей свой любимый город и сердце.)

Диапазон поэзии Цветаевой поразительно широк – от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни – открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:

Гришка Вор тебя не ополячил,

 Петр-Царь тебя не онемечил.

 Что же делаешь, голубка? – Плачу.

 Где же спесь твоя, Москва? – Далече.

– Какие традиционные для фольклора образы вы заметили в этом фрагменте? (Черный ворон (и созвучие Гришка-Вор), голубка; характерная для народной песни форма диалога-плача, народная лексика; «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны».)

– Подберите и прочитайте стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало. («Над церковкой - голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый самозванец…», 1917; «Царь и Бог! Простите малым…», 1918 и другие.)

Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни.

– Знаете ли вы, какие песни из кинофильма « Ирония судьбы, или С легким паром» написаны на стихи Цветаевой?

«Хочу у зеркала, где муть…»,

«Мне нравится, что вы больны не мной…»

Прослушаем одну из них. «Мне нравится, что вы больны не мной…»

– Какой пафос (настроение) в этой песне?

(Настроение немного грустное, но оптимистичное.)

Знакомство с Сергеем Яковлевичем Эфроном. (Слайд 14)

Они встретились – 17-летний и 18-летняя, Сергей Эфрон и Марина Цветаева – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик – с поразительными огромными глазами. Заглянув в них и прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик этот он нашел и вложил ей в ладонь - розовый, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь.

Лето 1911 года Марина Цветаева назвала «лучшим из взрослых лет». Юные Марина и Сергей Эфрон сбежали из Коктебля. 8 июля они отправились в «уфимские степи».

Сергею необходимо было лечение кумысом. Кто-то из знакомых посоветовал им поехать «на кумыс», расхвалив район Усень-Ивановского медеплавильного завода, находящегося близ родового имения Аксаковых.

– Что сейчас находится в селе?

– Слово к экскурсоводу. (Слайд 15)

2 октября 1992 года, накануне 100-летнего юбилея великой русской поэтессы М. И. Цветаевой, в селе Усень-Ивановское Белебеевского района Республики Башкортостан был торжественно открыт первый в России памятник. Уфимский скульптор Ю.Ф. Солдатов запечатлел юную Марину с веточкой рябины.

23 сентября 1993 года в здании Усень-Ивановского лесничества Белебеевского района (в нескольких метрах от памятника) начал работать литературно-художественный музей М. Цветаевой с историко-краеведческим и этнографическим отделами.

Музейный комплекс составляют: Пушкинский посад – живописный сосновый бор, посаженный в 1899 году к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина, Цветаевская аллея, Пушкинская аллея, заложенная к 200-летию А. С. Пушкина, барский пруд на территории бывшего медеплавильного завода И. Осокина, старообрядческая церковь.

Литературно-художественный музей со дня его основания возглавляет Татьяна Ивановна Тарасенко,- это человек, преданный творчеству Цветаевой.

Здание литературно-художественного музея М. Цветаевой построено в 1968 году, стоит на возвышении. Для оформления экспозиций были использованы материалы, подаренные директором Центрального Дома-музея М.И. Цветаевой в Москве Э.С. Красовской. Сотрудники этого музея несколько лет подряд присылали бесценные материалы: редкие книги, фотографии, копии документов.

Вернемся к Марине Цветаевой и Сергею Эфрону.

Они добрались до станции Аксаково, меняя поезда, затем «лошадиной тягой» в Белебей, а оттуда в Усень-Иваново.

В селе были две кумысолечебницы. Содержали их братья Боязит и Шингарей Китаевы. Пастбища для кобылиц они арендовали в Казенной даче близ села.

Марина и Сергей сняли комнату в доме на улице Квашнина, названной по фамилии многочисленного семейства Квашниных (ныне улица М. Цветаевой).

В июле вся эта молодежь (родственник лесничего Александр, студент Петербургского университета, дети священника Павла – Леонид и Лариса, которые тоже учились в Петербурге и Марина Цветаева, и Сергей Эфрон) стали появляться вместе то в сосновом бору, то в березовой роще на вырубках. Они беседовали, читали стихи, любовались природой.

В августе М. Цветаева и С. Эфрон покинули Усень-Ивановский завод.

– Кто из вас посетил этот музей?

– Расскажите о своих впечатлениях.

Рассказы учащихся.

Нас посетило незабываемое ощущение восторга, радости и удивления от встречи с поэтессой. Такое же состояние души с поэтом передано в стихотворении Мансура Сафина:

…Пройду по Пушкинской аллее,

 Сверну на Девичий родник,

 Чтоб облик ваш,

 В листве белея,

 Передо мною вдруг возник.

 Тропа усеяна душицей,

 Росинка на листке дрожит.

 Марина в платьице из ситца

 С Сергеем на родник бежит.

27 января 1912года состоялось венчание М. Цветаевой и С. Эфрона.

Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом.

Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой.

Упоение безграничной радостью, беспредельным счастьем, сказочностью жизни, восприятие целого мира как собственного дома, ощущение свободы от всего внешнего, признание внутренней плененности друг другом – все это зазвучало в Марининых стихах:

Ждут нас пыльные дороги,

 Шалаши на час

 И звериные берлоги

 И старинные чертоги…

 Милый, милый, мы, как боги:

 Целый мир для нас!

 Всюду дома мы на свете,

 Всё зовя своим;

 В шалаше, где чинят сети,

 На сияющем паркете…

 Милый, милый, мы, как дети:

 Целый мир двоим!

 Солнце жжет – на север с юга,

 Или на луну!

 Им очаг и бремя плуга,

 Нам простор и зелень луга…

 Милый, милый, друг у друга

 Мы навек в плену!

18 сентября (по новому стилю) 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна в половине шестого утра под звон колоколов.

Девочка! – Царица бала! Чтобы тихая в печали,

 Или схимница – Бог весть! Чтобы нежная росла, –

 – Сколько времени? – Светало. Девочку мою встречали

 Кто-то мне ответил – Шесть. Ранние колокола.

Трагические события в жизни Цветаевой.

«Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею», – говорила Цветаева.

1914 год. Грянула Первая мировая война, усилилась политическая смута. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Сергей, студент 1 курса Московского университета отправляется на фронт санитарным поездом в качестве брата милосердия.

(Слайд 16)

Свершились революции, началась гражданская война, которая принесла столько горя русским людям. Сын пошел на отца, брат на брата – и мир раскололся пополам.

Разбилась пополам – на «до» и «после» – жизнь Марины и Сергея.

Все рядком лежат –

 Не развесть межой.

 Поглядеть: солдат!

 Где свой, где чужой?

 Белым был – красным стал:

 Кровь обагрила.

 Красным был – белым стал:

 Смерть победила.

– О чем это стихотворение? (О братоубийственной войне).

– Какую мысль высказывает лирическая героиня? (Скорбит, жалеет погибших, осуждает войну, считает, что перед смертью все равны).

13 апреля 1917 года у М. Цветаевой родилась вторая дочь Ирина.

Эфрон, муж Марины, вместе с остатками Белой Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий.

Цветаева не думает об опасности быть в «красной» России женой и матерью детей белогвардейца. Ведь она «с первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог. Марина оправдывает мужа. Она одинока, ей очень трудно: две дочери на руках, (Але – 6 лет, Ирине – 2 года 7 месяцев) бытовая неустроенность, голод, от которого младшую дочь Ирину спасти не удалось.

 Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

 Не сплю.

 Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

 Ни к кораблю.

 На, кажется, надрезанном канате

 Я – маленький плясун

 Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик

 Двух темных лун.

– Как воспринимает жизненные невзгоды лирическая героиня? (Мудро, достойно, мужественно).

– С кем сравнивает себя? С маленьким плясуном на надрезанном канате, с тенью).

– Героиня жалуется на жизнь, просит помощи? (Нет, она сильная женщина, которая просто рассказывает нам о том, что происходит).

Свою дневниковую прозу 1917-1920 годов Цветаева определила как «некую душевную хронику». Душевной хроникой стал «Лебединый стан», поэтому неудивительно, что стихотворение о Белой гвардии на «ура» воспринималось красногвардейцами.

Есть в стане моем – офицерская прямость,

 Есть в ребрах моих – офицерская честь.

 На всякую муку иду не упрямясь:

 Терпенье солдатское есть!

Весной 1921 года Эренбург поехал одним из первых советских граждан за границу, Цветаева попросила его попытаться разыскать мужа. Эренбургу удалось узнать, что Эфрон жив и находится в Праге. Эренбург написал об этом Марине – она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте». Вновь в цветаевской поэзии так же романтично и страстно, как и в прежних посланиях Эфрону, зазвучал мотив преданности и любви.

В 1922 году Цветаева уехала за границу. После долгой «невстречи» супругам, измененным временем, расставанием, судьбой, пришлось заново знакомиться, привыкать друг к другу. Поэтому стихотворения к Эфрону, сочиненные в эмиграции, тоже «окаменели»; в них – сдержанность, которая появилась и в самой Цветаевой:

Не похорошела за годы разлуки!

 Не будешь сердиться за грубые руки,

 Хватающиеся за хлеб и за соль?

 – Товарищества трудовая мозоль!

 О, не прихорашивается для встречи

 Любовь. – Не прогневайся на просторечье

 Речей, – не советовала б пренебречь;

 То летописи огнестрельная речь

Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям-поэтам, бабушке, мужу, детям, дочери Але и сыну Георгию. Стихотворение «Аля» (отрывок).

Не знаю, где ты и где я.

 Те же песни и те же заботы.

 Такие с тобою друзья!

 Такие с тобою сироты!

 И так хорошо нам вдвоем –

 Бездомным, бессонным и сирым.

 Две птицы: чуть встали – поем,

 Две странницы: кормимся миром.

– О ком идет речь в этом стихотворении? (О матери и о дочери.)

– Какие отношения между героинями? (Они большие друзья, у них общие интересы и заботы, им хорошо вдвоем, они понимают друг друга и поддерживают.)

– Как складывается судьба героинь? (Сложно: нет дома, они сироты, странницы.)

Эмигрантским журналам не нравились стихи Цветаевой, честные, гуманные, неподкупные. «Мой читатель остался в России, куда мои стихи… не доходят», – сожалела она. – Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, то есть по воздуху и по размаху там, туда, оттуда… Мой читатель, несомненно, в России… пишу не для здесь (здесь не поймут из-за голоса), а для там – языком равных».

Сын Цветаевой и Эфрона Георгий, в домашнем кругу Мур, родился в эмиграции первого февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь. «Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть…» (из дневника М. Цветаевой) (Слайд 17)

Сергей Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. Отсутствие родного воздуха – одна из причин, по которой Сергей Яковлевич в 1931 году станет хлопотать о советском паспорте.

Можно представить, что пережила Цветаева, обреченная на разлуку с Россией, когда узнала, что Эфрон хочет вернуться на Родину .

В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведенные на чужбине. «Зола эмиграции…я вся под нею, так и жизнь прошла».

Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года.

«Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную, суровую игру слов)».

Захлебываясь от тоски,

 Иду одна, без всякой мысли,

 И опустились и повисли

 Две тоненьких моих руки.

Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг ее «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года М. Цветаева покончила с собой.

Итог урока. Оценивание.

– Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Слайд 18) (Женщина гордая, решительная, сильная, мудрая, мужественная, любящая, верная, своевольная. У нее горячее сердце, жаждущее, любви и дружбы.)

– Близки ли образы поэта и лирической героини? (Да, очень близки. В образе лирической героини раскрывается личность автора. «Стихи мои – дневник», - писала М.Цветаева. Дневнику доверяет она сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды, в нем (и в стихах) – вся жизнь Цветаевой.)

Героине цветаевской лирики присуще мужество, но это мужество одиночества: «Одна – противу всех». В статье «Поэты с историей и поэты без истории» (1933) Цветаева пишет: «Поэтам без истории… не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать – они уже все знают отродясь. Они ни о чем не спрашивают – они только являют очевидность, опыт для них ничто… Ибо они пришли в мир не узнавать, а сказать».

Цветаева сказала новое слово своей поэзией, придала слову глубину и многогранность, открыла его неисчерпаемость. (Слайды 19 и 20)

В 1913 году Марина Цветаева уверенно заявила:

Моим стихам,

 Как драгоценным винам,

 Настанет свой черед.

Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черед», потому что настоящее в искусстве не умирает.

Домашнее задание: разобрать стихотворение «Молодость» (по плану)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

Тестовая работа по творчесту И.Я.Яковлева

В тесте отражена вся жизнь и творчество чувашского просветителя...

Районная выставка детского технического творчеста.

В феврале 2013 года в Краснооктябрьском районе г.Волгограда проводилась Выставка технического творчества по направлению "Народные промыслы".В состав участников входили ученицы Муниципального Обще...

Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.

Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, что...

М.И.Цветаева в школе. Читаем на уроке одно из поздних стихотворений Цветаевой.

Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной «гениальной загадке» М.И.Цветаевой – стихотворению её позднего периода «Бузина», самого, пожалуй, цветаевского и, вместе с тем, сквозящего какой-то удив...

Открытый урок по творчесту А.Алиша

Урок с презентацией о творчестве А.Алиша в 8классе по учебнику Хайдаровой....

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...