Готовимся к итоговому сочинению.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме

Хлебникова Елена Анатольевна

Примерная аргументация в сочинениях.

 

Размышляя о проблеме чести- бесчестия (разума- чувства), нельзя не вспомнить рассказ К. Г. Паустовского  « Телеграмма».

Главная героиня произведения – Настя - живёт в Петербурге, работает секретарём в Союзе художников, устраивает выставки. Вся её забота о матери - это денежные переводы в 200 рублей. Поглощённая работой, она строит карьеру, забывает о письме матери, которое спешно положено в сумочку.  « Раз пишет- значит, жива,»- рассуждает Настя  .О её равнодушии и бессердечии по отношению к матери говорит эпитет из портретной характеристики « холодные глаза» и недоуменный вопрос после полученной телеграммы: « Какая Катя умирает? Должно быть, не мне…». Настя своим отношением к матери нарушила самый главный закон жизни : « Возлюби ближнего как самого себя» и тем самым встала на путь бесчестия.

И то, что в последние минуты жизни с Катериной Петровной была не дочь, а Манюшка, Тихон - о многом говорит. Иногда чужие люди оказываются более милосердными, чем свои, родные. Настя, опоздавшая на похороны матери, едва ли поняла, что потеряла саму себя. Её желание построить карьеру, стать успешной убило в ней способность сопереживать, любить. Её невнимание, равнодушие к матери ничем не может быть оправдано, потому что Настя проявила бесчестие по отношению к самому дорогому на земле человеку.

 

 

Тема чести- бесчестия ( победы- поражения) ярко раскрывается в цикле « Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Сам писатель  в рассказе « Инженер Киселёв» писал: « Лагерь был великой пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдерживали».

Писатель не раз подчёркивал, что человек по- разному проявляет себя в разных обстоятельствах. Иногда, повинуясь инстинкту самосохранения, униженный человек шёл на всё, даже на подлость, лишь бы спасти себя. И только немногие, наделённые особой духовной силой, сумели проявить терпение и стойкость. Яркий пример- сам автор, который не сломался на Колыме, не предал заложенные в нём с детства нравственные принципы.

В одном из лучших своих рассказов  « Последний бой майора Пугачёва» писателем представлен героический опыт сопротивления. Пугачёв ясно понимает, что людей,  переживших окружение и плен, приравненных к предателям , в лагерь « привезли на смерть».  И он начинает действовать, поднимая товарищей на редкий и дерзкий по смелости побег, который готовился всю зиму.  Двадцать заключённых, среди которых были и лётчик, и танкист, и повар, и фельдшер, объединяло чувство братства, сила духа, желание жить достойно, стремление к победе  любой ценой. Побег заканчивается боем, в котором все беглецы погибают.

Пусть для Пугачёва и его товарищей недосягаемой оказалась физическая свобода, но они одержали нравственную победу: « Он ( Пугачёв) обещал им свободу - они получили свободу. Он вёл их на смерть - они не боялись смерти.»

 

 

Размышляя о том, что человеческая жизнь часто сопряжена  с ошибками, ( что в жизни часто дружба и вражда следуют рядом), можно вспомнить повесть Анатолия Алексина  « Безумная  Евдокия».

Героиня повести Оленька-  долгожданный в семье ребёнок. Она талантлива, рисует, устраивает выставки, хочет всегда  и во всём быть первой. Ей кажется, что классный руководитель , Евдокия Савельевна, принижает её талант. Привыкнув к своему особому положению в семье , где восхищались её талантом, Оля перестаёт чувствовать разницу между  добрыми и недобрыми поступками. Она всегда была занята только собой, ей некогда было вникать в чужие чувства. Когда она пропала, случился переполох. Но разве думала Оленька о том, что мать , у которой больное сердце, может не выдержать исчезновения дочери, что Евдокия Савельевна отвечает за её жизнь? Ей  и здесь хотелось быть первой ( она нашла дорогу к Митиному дяде) . Отец ,пытаясь оправдать дочь, упомянул о ссоре Люси и Оли, о плохом отношении к ней Бори. Тут Евдокия Савельевна не выдержала, и отцу пришлось взглянуть на поведение дочери с другой стороны.

Оказалось, что Оля первой встала на путь предательства, когда забыла о подруге, которая стояла на улице и держала тяжелую папку с рисунками.

Оля , решившая, что « любовь отбирает у людей гордость и самолюбие» сама разрушила дружбу. На классном собрании Люся отвергла помощь Оленьки не потому, что в ней взыграла гордость, просто Оля при всём классе намекнула на тяжёлые семейные обстоятельства  Люси ( мать тяжело больна, отец любит другую женщину), это было сродни подлости.

Повесть Алексина показывает, что к таланту всегда должна прилагаться человечность. Этот дар у Оленьки отсутствовал, потому  и не сложилось настоящей дружбы…

А слова Евдокии  Савельевны: « Тот  , кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество»- заставили отца девочки задуматься. Искать момент, где же они с женой ошиблись в первый раз.

 

 

Повесть В. Быкова « Сотников» поднимает проблему нравственного выбора. Эта книга о том, как в экстремальных военных ситуациях жизнь ставит человека перед выбором: оставаться верным чести перед Родиной, народом, собой или встать на путь бесчестия.

Главные персонажи повести- Сотников и Рыбак- отправляются добыть для партизан продовольствие. Сотников болен. Но не считает, что болезнь не причина остаться в отряде. С выполнением задания многое не заладилось сразу : хутор был сожжён, встреча с полицаями. В схватке с ними Сотникову пришлось отстреливаться. А Рыбак предпринял попытку убежать. Но страх, что придётся держать отчёт перед  товарищами, заставил его вернуться. Обнаруженные в доме  Демчихи, а затем арестованные Сотников и Рыбак на допросах ведут себя по –разному. Сотников решил молчать, его мучила только мысль о судьбе Демчихи и её детей. А  Рыбак решил, что и здесь, в застенках полицаев, он сможет спасти свою жизнь. Ради этой цели он оговаривает старосту, представив его агентом отряда. Рыбак уверен, что на допросе он никого не выдал, но умный следователь Портнов почувствовал, как хочется Рыбаку спасти жизнь любой ценой и предлагает ему вступить в отряд полицаев, на что тот безоговорочно соглашается. Усиливает мысль о низменном поступке Рыбака образ еврейской девочки Баси, которая даже под пытками не сказала, что от немцев и полицаев её прятал староста.

Понимая , что жить остаётся совсем недолго. Сотников предпринимает попытку спасти тех, кто рядом. А поняв, что всё напрасно, ставит перед собой последнюю цель: « Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить с солдатским достоинством.»

Последние минуты всё расставили по своим местам: один умирает непокорённым, другой становится палачом для бывшего товарища.

Произведение В. Быкова « Сотников» заставляет нас задуматься над вопросом: « Способны ли мы до конца отстаивать свою правду , свои принципы или готовы к сделке со своей честью, с самим собой?»

 

 

 

Размышляя о том, что в человеке всегда борются разум и чувство, хочется вспомнить повесть Вячеслав Кондратьева « Сашка», в которой показана повседневная жизнь простого воина.

Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки, который совершенно буднично совершает свои поступки.

 Эпизод « Пленение немца» показывает, какая внутренняя борьба происходит в душе героя. С одной стороны - перед ним враг, а значит, надо его уничтожить. С другой- Сашка увидел в облике пленённого немца не врага, а обманутого кем-то человека. Мысль о плохой обороне, о непохороненных товарищах вызывала в нём чувство стыда  .Но более всего Сашка мучился от чувства, что вдруг ощутил безграничную власть над этим человеком. Он так и не сумел застрелить пленного, тем самым нарушив приказ комбата. Позже Сашка подумал, что если останется жив, это воспоминание о пленённом немце будет самым памятным для него событием войны .В этом эпизоде Сашка сумел разум подчинить чувству человечности.

Все поступки, совершённые героем повести, доказывают, что можно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека .Слова Сашки: « Люди же мы , а не фашисты» подтверждают эту мысль.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_itogovomu_sochineniyu.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к итоговому сочинению.

Примерная аргументация в сочинениях.

Размышляя о проблеме чести- бесчестия (разума- чувства), нельзя не вспомнить рассказ К. Г. Паустовского  « Телеграмма».

Главная героиня произведения – Настя - живёт в Петербурге, работает секретарём в Союзе художников, устраивает выставки. Вся её забота о матери - это денежные переводы в 200 рублей. Поглощённая работой, она строит карьеру, забывает о письме матери, которое спешно положено в сумочку.  « Раз пишет- значит, жива,»- рассуждает Настя  .О её равнодушии и бессердечии по отношению к матери говорит эпитет из портретной характеристики « холодные глаза» и недоуменный вопрос после полученной телеграммы: « Какая Катя умирает? Должно быть, не мне…». Настя своим отношением к матери нарушила самый главный закон жизни : « Возлюби ближнего как самого себя» и тем самым встала на путь бесчестия.

И то, что в последние минуты жизни с Катериной Петровной была не дочь, а Манюшка, Тихон - о многом говорит. Иногда чужие люди оказываются более милосердными, чем свои, родные. Настя, опоздавшая на похороны матери, едва ли поняла, что потеряла саму себя. Её желание построить карьеру, стать успешной убило в ней способность сопереживать, любить. Её невнимание, равнодушие к матери ничем не может быть оправдано, потому что Настя проявила бесчестие по отношению к самому дорогому на земле человеку.

Тема чести- бесчестия ( победы- поражения) ярко раскрывается в цикле « Колымские рассказы» Варлама Шаламова. Сам писатель  в рассказе « Инженер Киселёв» писал: « Лагерь был великой пробой нравственных сил человека, обыкновенной человеческой морали, и девяносто девять процентов людей этой пробы не выдерживали».

Писатель не раз подчёркивал, что человек по- разному проявляет себя в разных обстоятельствах. Иногда, повинуясь инстинкту самосохранения, униженный человек шёл на всё, даже на подлость, лишь бы спасти себя. И только немногие, наделённые особой духовной силой, сумели проявить терпение и стойкость. Яркий пример- сам автор, который не сломался на Колыме, не предал заложенные в нём с детства нравственные принципы.

В одном из лучших своих рассказов  « Последний бой майора Пугачёва» писателем представлен героический опыт сопротивления. Пугачёв ясно понимает, что людей,  переживших окружение и плен, приравненных к предателям , в лагерь « привезли на смерть».  И он начинает действовать, поднимая товарищей на редкий и дерзкий по смелости побег, который готовился всю зиму.  Двадцать заключённых, среди которых были и лётчик, и танкист, и повар, и фельдшер, объединяло чувство братства, сила духа, желание жить достойно, стремление к победе  любой ценой. Побег заканчивается боем, в котором все беглецы погибают.

Пусть для Пугачёва и его товарищей недосягаемой оказалась физическая свобода, но они одержали нравственную победу: « Он ( Пугачёв) обещал им свободу - они получили свободу. Он вёл их на смерть - они не боялись смерти.»

Размышляя о том, что человеческая жизнь часто сопряжена  с ошибками, ( что в жизни часто дружба и вражда следуют рядом), можно вспомнить повесть Анатолия Алексина  « Безумная  Евдокия».

Героиня повести Оленька-  долгожданный в семье ребёнок. Она талантлива, рисует, устраивает выставки, хочет всегда  и во всём быть первой. Ей кажется, что классный руководитель , Евдокия Савельевна, принижает её талант. Привыкнув к своему особому положению в семье , где восхищались её талантом, Оля перестаёт чувствовать разницу между  добрыми и недобрыми поступками. Она всегда была занята только собой, ей некогда было вникать в чужие чувства. Когда она пропала, случился переполох. Но разве думала Оленька о том, что мать , у которой больное сердце, может не выдержать исчезновения дочери, что Евдокия Савельевна отвечает за её жизнь? Ей  и здесь хотелось быть первой ( она нашла дорогу к Митиному дяде) . Отец ,пытаясь оправдать дочь, упомянул о ссоре Люси и Оли, о плохом отношении к ней Бори. Тут Евдокия Савельевна не выдержала, и отцу пришлось взглянуть на поведение дочери с другой стороны.

Оказалось, что Оля первой встала на путь предательства, когда забыла о подруге, которая стояла на улице и держала тяжелую папку с рисунками.

Оля , решившая, что « любовь отбирает у людей гордость и самолюбие» сама разрушила дружбу. На классном собрании Люся отвергла помощь Оленьки не потому, что в ней взыграла гордость, просто Оля при всём классе намекнула на тяжёлые семейные обстоятельства  Люси ( мать тяжело больна, отец любит другую женщину), это было сродни подлости.

Повесть Алексина показывает, что к таланту всегда должна прилагаться человечность. Этот дар у Оленьки отсутствовал, потому  и не сложилось настоящей дружбы…

А слова Евдокии  Савельевны: « Тот  , кто любой ценой хочет быть первым, обречён на одиночество»- заставили отца девочки задуматься. Искать момент, где же они с женой ошиблись в первый раз.

Повесть В. Быкова « Сотников» поднимает проблему нравственного выбора. Эта книга о том, как в экстремальных военных ситуациях жизнь ставит человека перед выбором: оставаться верным чести перед Родиной, народом, собой или встать на путь бесчестия.

Главные персонажи повести- Сотников и Рыбак- отправляются добыть для партизан продовольствие. Сотников болен. Но не считает, что болезнь не причина остаться в отряде. С выполнением задания многое не заладилось сразу : хутор был сожжён, встреча с полицаями. В схватке с ними Сотникову пришлось отстреливаться. А Рыбак предпринял попытку убежать. Но страх, что придётся держать отчёт перед  товарищами, заставил его вернуться. Обнаруженные в доме  Демчихи, а затем арестованные Сотников и Рыбак на допросах ведут себя по –разному. Сотников решил молчать, его мучила только мысль о судьбе Демчихи и её детей. А  Рыбак решил, что и здесь, в застенках полицаев, он сможет спасти свою жизнь. Ради этой цели он оговаривает старосту, представив его агентом отряда. Рыбак уверен, что на допросе он никого не выдал, но умный следователь Портнов почувствовал, как хочется Рыбаку спасти жизнь любой ценой и предлагает ему вступить в отряд полицаев, на что тот безоговорочно соглашается. Усиливает мысль о низменном поступке Рыбака образ еврейской девочки Баси, которая даже под пытками не сказала, что от немцев и полицаев её прятал староста.

Понимая , что жить остаётся совсем недолго. Сотников предпринимает попытку спасти тех, кто рядом. А поняв, что всё напрасно, ставит перед собой последнюю цель: « Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить с солдатским достоинством.»

Последние минуты всё расставили по своим местам: один умирает непокорённым, другой становится палачом для бывшего товарища.

Произведение В. Быкова « Сотников» заставляет нас задуматься над вопросом: « Способны ли мы до конца отстаивать свою правду , свои принципы или готовы к сделке со своей честью, с самим собой?»

Размышляя о том, что в человеке всегда борются разум и чувство, хочется вспомнить повесть Вячеслав Кондратьева « Сашка», в которой показана повседневная жизнь простого воина.

Раскрывая характер героя, автор обращает внимание читателя на несколько эпизодов из жизни Сашки, который совершенно буднично совершает свои поступки.

 Эпизод « Пленение немца» показывает, какая внутренняя борьба происходит в душе героя. С одной стороны - перед ним враг, а значит, надо его уничтожить. С другой- Сашка увидел в облике пленённого немца не врага, а обманутого кем-то человека. Мысль о плохой обороне, о непохороненных товарищах вызывала в нём чувство стыда  .Но более всего Сашка мучился от чувства, что вдруг ощутил безграничную власть над этим человеком. Он так и не сумел застрелить пленного, тем самым нарушив приказ комбата. Позже Сашка подумал, что если останется жив, это воспоминание о пленённом немце будет самым памятным для него событием войны .В этом эпизоде Сашка сумел разум подчинить чувству человечности.

Все поступки, совершённые героем повести, доказывают, что можно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека .Слова Сашки: « Люди же мы , а не фашисты» подтверждают эту мысль.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе  итогового сочинения,  целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе

Предлагаю Вашему вниманию рабочую презентацию для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения. Составлена презентация в соответствии с предъявляемыми к сочинению требованиями....

Готовимся к итоговому сочинению - 2017

Презентация для подготовкиучащихся 11 класса к написанию итогового сочинения...

Готовясь к итоговому сочинению.

Данная работа посвящена итоговому сочинению по литературе в 11-х классах....

Методическая разработка "Готовимся к итоговому сочинению"

Хочу поделиться своим опытом подготовик к итоговому сочинению. Надеюсь, этот опыт поможет вам....

Готовимся к итоговому сочинению и ЕГЭ по литературе

Методические рекомендации к заданиям 8, 9, 15, 16 и 17 ЕГЭ по литературе  и итоговому сочинению....

Дистанционный курс "Готовимся в Итоговому сочинению"

Дистанционный курс  "Готовимся в Итоговому сочинению"...