Дистанционный курс "Готовимся в Итоговому сочинению"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9, 11 класс)

Гарькавская Ольга Геннадьевна

Дистанционный курс  "Готовимся в Итоговому сочинению"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хорошее

Семья… Наверное, у большинства людей это слово вызывает особые теплые чувства. Именно от того, в какой атмосфере живет человек, какие отношения у него складываются с родными и близкими, какие ценности почитались в его семье, зависит будущее личности. …? Какую роль играет семья в жизни человека? На эти вопросы мы находим ответы в романе - эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Перед глазами читателей возникают различные примеры семейных отношений. Автор неслучайно показывает своих героев не только на балах, приемах, на поле брани, но и в отношениях с близкими. Благодаря этому мы понимаем, как формировались характеры персонажей, в чем истоки их взглядов на жизнь и убеждений.

Практически с первых страниц романа перед нами возникает семья Курагиных.  Мы видим пример непонимания, отчужденности между родственниками. Василий Курагин, глава семьи, пренебрежительно отзывается о своих сыновьях, называя их «дураками». Он не скрывает, что для него важно, чтобы дети были устроены материально, а духовная сторона их развития его не интересует. Именно поэтому он организовал брак Пьера и Элен, людей абсолютно далеких друг от друга. Руководствуясь исключительно алчностью и жаждой наживы, князь Василий стремиться женить Анатоля на княжне Марье. На примере судьбы членов этой семьи  автор показал нам, что материальный расчет не может быть гарантией семейного счастья.

Другой тип отношений мы видим на примере семьи Болконских. Князь Николай Болконский – человек деспотичный, скупой на эмоции. Но он, без сомнения, любит сына и дочь, заботится о том, чтобы они духовно развивались, выросли настоящими людьми. Николай Болконский  ежедневно занимается с княжной Марьей математикой, переживает о том, чтобы князь Андрей стал смелым и мужественным  офицером, настоящим защитником родины. И дети готовы пожертвовать собой ради любви к отцу.  Княжна Марья терпеливо относится к его замечаниям, своего первенца князь Андрей называет  Николенькой в честь старого князя. Однако автор подчеркивает, что в этих отношениях слишком много рационального, не хватает простых человеческих чувств. Только  перед смертью Николай Болконский ласков с дочерью, и в  этот момент они оба были счастливы.

Идеал семейных отношений мы видим в доме Ростовых, где царят доброта, любовь, взаимопонимание. Здесь никто не скрывает своих чувств. Наташа всегда может прийти к отцу, матери или брату и рассказать о своих переживаниях. Николай признается в карточном долге, не боясь упреков и осуждений. В семье Ростовых родители и дети принимают друг друга такими, какие они есть. Это позволяет избежать разногласий и конфликтов. Благодаря духовному единству всей семьи в трудный момент сдачи Москвы Ростовы  решают оставить все свое имущество и отдать подводы  раненым. Даже посторонний человек Василий Денисов восхищается этой семьей и мечтает стать ее частью.

В эпилоге романа писатель изображает доброту и взаимопонимание в семьях Пьера и Наташи, Марьи и Николая, донося до читателя мысль о том, что именно на таких дружных отношениях держится будущее России.

Таким образом, Толстой подводит нас к мысли о том, сто семья- главное в жизни каждого человека. Несмотря на разногласие и непонимание, люди должны сохранять тепло, дружескую атмосферу. Родной дом – это то место, куда ты можешь прийти со своими радостями и печалями, где тебя любя и ждут. Только взаимная любовь, уважение и гармония в отношениях являются истинными ценностями и залогом крепкой любящей семьи, создать которую, наверное, мечтает каждый из нас.

Плохое

Время быстротечно. Меняются люди, их взгляды на жизнь, цивилизация развивается. Однако остаются вечные проблемы, над решением которых человечество задумывалось с давних пор. Тем не менее однозначных ответов пока не найдено. В чем опасность непонимания между родителями и детьми (членами семьи)? Можно ли разрешить конфликт между родителями и детьми? Об этом  мы читаем в произведениях русской литературы 19 века.

Нежелание услышать родного человека, найти компромисс, найти выход их конфликтной ситуации  приводит к непоправимой трагедии, к разрушению семьи. Обратимся к пьесе А.Н.Островского «Гроза». Старшее поколение, названное русским критиком Н. Добролюбовым «темным царством», Кабанова и Дикой наслаждаются своей деспотической властью. Они не желают слышать доводы детей. Автор показывает, насколько сложны отношения в семье Кабановых. Тирания со стороны матери калечит юные судьбы:  Варвара с детства привыкла лгать, Тихон боится высказать собственное мнение, невестка Катерина  чувствует себя вольной птицей, посаженной в клетку. В финале пьесы А.Н.Островский подводит нас к мысли о том, что нежелание близких людей услышать друг друга приводит к трагедии. Именно поэтому пьеса «Гроза» завершается побегом Варвары, смертью Катерины и упреками Тихона, обращенными к матери. Так драматург показал нам, что разрушение семьи -  следствие нежелания родных людей искать пути выхода из кризисов.

Конфликты – это не всегда открытое противостояние между членами семьи, многие страдают из-за отчуждения самых родных людей. Яркое подтверждение этому мы находим в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров стесняется отсталости своих родителей. Автор показывает нам, как он высмеивает их привычки, говорит с ними холодно и пренебрежительно. Мы видим, что членам одной семьи практически не о чем говорить. Несмотря на то, что Евгений признает свою любовь к отцу и матери, он приравнивает любые проявления сыновних чувств к  слабости. Писатель испытывает героя смертью для того, чтобы он признал свои ошибки. Только умирая, Евгений  говорит с родителями ласково, беспокоится  об их будущем. На примере семьи Базаровых автор подводит нас к мысли о том, что самым близким людям необходимо говорить о любви всегда.  

По- настоящему крепкая и гармоничная семья способна преодолеть все разногласия. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»  мы встречаем и семью Кирсановых. На первый взгляд, между Аркадием и Николаем Петровичем мало общего. Однако постепенно мы видим, что мудрый отец на протяжении всей жизни стремится не утратить связь с сыном: ездит к нему в Петербург, приветствует приезд его друзей, читает интересующие Аркадия книги. В начале произведения нам кажется, что конфликты в этой семье неизбежны, но И.С.Тургенев показывает нам, что взаимное уважение, по-настоящему теплые чувства  друг  к другу помогают преодолеть любые разногласия. Именно поэтому  роман заканчивается счастьем в семье Кирсановых и созданием новых браков: Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати. И.С.Тургенев подчеркивает, что любовь и взаимопонимание помогают разрешить любые противоречия.

Таким образом, благодаря произведениям русской литературы 19 века мы приходим к мысли о том, что проблема конфликтов между поколениями остается вечной. Несмотря на разногласия, мы должны стараться сделать так, чтобы недопонимание не привело к разрушению семьи. Только теплота, взаимное уважение и любовь помогают преодолеть все трудности  и являются залогом гармоничных семейных отношений.      




Предварительный просмотр:

Разум и чувства… Наверное, многие из нас обращались к непростому выбору, принимая то или иное решение: поступить согласно здравому смыслу или прислушаться к зову сердца. Неслучайно многие писатели и поэты, в своем творчестве неоднократно обращались к теме противостояния рационально или иррационального. Что же важнее разум или чувство? Ответы на этот вопрос мы находим в произведениях М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.И.Куприна.

Человек, умеющий искренне чувствовать, уникален. Те, кто лишает себя этой возможности, не могут жить полноценно. Вспомним судьбу героя повести А.И.Куприна «Олеся». Олеся, внучка колдуньи, была не испорчена обществом, поэтому умела по-настоящему искренне любить.  Она готова была пожертвовать всем раде любимого, даже зайти в церковь, понимая, что этим вызовет всеобщие негодование. Иван Тимофеевич, напротив, привык принимать все решения, опираясь на здравый смыл. Куприн показал нам, что молодому дворянину нравится Олеся и он хотел бы жениться на ней. Однако голос разума не позволяет ему привести необразованную дикарку в светское общество. Иван Тимофеевич не может полюбить Олесю так, как она любит его. Именно поэтому их отношения приводят к разрыву и страданиям обоих. Так, на примере судеб своих героев А.И.Куприн показал нам, насколько важно человеку при принятии решения, руководствоваться не только разумом, но и чувствами.

         Однако если человек всецело охвачен одними страстями, он может совершить серьезные ошибки. Обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Наташа Ростова умеет глубоко и искрении чувствовать. Вначале романа она не скрывает своих эмоций: радости и огорчения всецело охватывают  ее. Чувство Наташи так сильны, что она порой неспособна различать глубокую искреннею любовь и минутную страсть. Именно это не позволило юной Ростовой сдержать свое слово, данное Андрею Болконскому. Увлечение Анатолием Курагиным чуть не разрушило ее жизнь: она готова была убежать из дома с этим мало знакомым человеком, который совсем ее не любил, а лишь руководствовался чувством мести. Именно сопереживая Наташе, мы понимаем, каким трагическим последствиям могут привести подобные ошибки, мы осознаем, что даже самые сильные чувства нужно контролировать.

          Даже самые сильные и искренне чувства должны опираться на здравый смысл. Если человек умеет сдержать страсть, прислушивается к  разуму, он избегает роковых ошибок. Пример этому находим на страницах романаМ.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Вера по-настоящему искренне сильно любит Печорина, ради недолгих встреч с ним она обманывала мужа, приезжала в другой город, и Печорин отвечал ей взаимностью. Она единственная женщина, которая смогла растопить его холодное сердце. Однако Вера не идет до конца на поводу у своей страсти, она понимает, что Печорин делает несчастным всех, к кому проявляет интерес, что любовь к такому человеку принесет больше горя, чем счастья. Вера находит в себе силы уйти от Печорина. Лермонтов показывает читателям, что Вера оказалась единственной женщиной, кому Печорин не сломал окончательно жизнь.

            Таким образом, трудно найти однозначный ответ, на вопрос, что важнее разум или чувства. Вероятно, эти две составляющие необходимы каждому из нас для принятия правильного решения. Вспомним слова известного критика В.Г.Белинского: «Разум и чувство» - две силы, равно нуждающиеся в друг друге, мертвы и ничтожны они одна без другой». Действительно, принимая правильное решение, человек должен быть с холодной головой и горячим сердцем.Возможно, в этом и есть секрет счастья.

 

 



Предварительный просмотр:

           «Всё начинается с любви»,- писал знаменитый поэт Роберт Рождественский. Действительно, именно любовь явл яется причиной всего существующего на Земле. От великой любви мужчины и женщины рождается новая жизнь. Любовь к родине заставляет людей стать на защиту Отечества, совершать подвиги, даже погибать. Любить своего ближнего и себя самого учит нас Библия. Без сомнения, русская литература неоднократно освещала значение этого великого чувства в жизни каждого из нас.  ...? Ответы на этот вопрос мы находим в произведениях Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, М.А.Булгакова. 

        Любовь к Родине - величайшая сила, благодаря которой люди готовы совершать подвиг. Обратимся к роману-эпопее  Л.Н.Толстого «Война и мир». Писатель показал нам, как во время Отечественной войны 1812 года вся Россия сплотилась перед лицом опасности. Описывая на страницах своего произведения Бородинское сражение, автор подчёркивает, что весь народ, не смотря на материальное положение и социальный статус, противостоял врагу. Именно стремление защитить свою Родину привело на Бородинское поле и князя Андрея Болконского, и графа Николая Ростова, и даже ничего не смыслившего в военном деле Пьера Безухова. Л.Н.Толстой показывает нам, что крестьяне-ополченцы надели лучшие белые рубахи, готовясь достойно принять смерть. Люди в едином порыве стали на защиту своего отечества. Так, писатель показал нам, что для русского человека любовь к Родине сильнее страха смерти и личных интересов.

        Важное место в произведениях русской литературы занимает любовь мужчины и женщины. На мой взгляд, примером истинной и бескорыстной любви являются чувства бедного телеграфиста Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Куприн показал нам, что настоящая любовь трагична. Испытать это чувство дано не каждому, так как умение любить - это талант, подобный музыкальному. Желтков готов на все ради своей возлюбленной, и при этом он ничего не требует взамен. Герой дарит Вере Николаевне гранатовый браслет - семейную реликвию, самое ценное, что у него есть. Именно понимание того, что княгиня Шеина не может быть с ним счастлива, заставляет бедного телеграфиста уйти из жизни. Читая его прощальное письмо, понимаешь, насколько сильно и преданно любил Желтков, как боготворил он Веру Николаевну. Не случайно героиня после его смерти поняла, что по-настоящему сильное и большое чувство прошло мимо неё. На  примере истории своих героев А.И.Куприн показал нам, насколько страстной и вместе с тем бескорыстной может быть любовь мужчины к женщине.

        (Иная точка зрения на взаимоотношения мужчины и женщины у Л.Н.Толстого. Обратимся к знаменитым произведениям «Война и мир» и «Анна Каренина». По мнению писателя, женщина, которая ради любви к другому мужчины бросает семью, достойна только осуждения и не может быть счастливой. Именно такая судьба у Анны Карениной – героини одноименного романа. Любовь к  Вронскому, страстное чувство, переживаемое Анной, заставила ее принять роковое решение: оставить мужа и сына. Писатель показывает, какие душевные муки переживала героиня. Судьба женщины, изменившей своему предназначению быть женой и матерью, всегда трагична. Именно поэтому Л.Н.Толстой заставляет героиню совершить самоубийство.

        Совсем иначе складывается жизнь у Наташи Ростовой – героини романа-эпопеи «Война и мир». Писатель не идеализирует Наташу, в жизни которой были и чистая, светлая любовь к Андрею Болконскому, и страстное увлечение Анатолем Курагиным. Героиня ищет любви,  совершает ошибки, но в финале произведения Л.Н.Толстой приводит её к пониманию того, что истинное предназначение женщины  - быть женой и матерью, то есть во всем поддерживать своего мужа, заботиться о детях, сохранять теплую, дружескую атмосферу в своей семье. На примере судеб своих героинь Л.Н.Толстой показал нам, что настоящая любовь основывается не на безумной страсти, а на нравственных законах, на сохранении семейных ценностей).

        Каждый человек достоин любви и уважения. Вспомним знаменитый роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». На примере образа Иешуа Га-Ноцри, автор показывает нам, что любовь к ближнему может быть смыслом жизни. Всех людей Иешуа считает добрыми, оправдывая их дурные поступки человеческой слабостью. Ни побои Крысобоя, ни страх перед мученической смертью не могли заставить героя изменить свое мнение. Он прощает предавшего его Иуду из Кариота, сочувствует Понтию Пилату, у которого сильно болит голова и которому суждено сделать неправильный выбор и всю жизнь испытывать муки совести. Иешуа видит своё предназначение в том, чтобы нести людям истину и любовь. Даже когда он был распят на кресте и испытывал страшные мучения, он попросил чтобы дали попить не только ему, но и страдающим рядом разбойникам. История Иешуа Га-Ноцри позволила Булгакову показать, насколько важно, чтобы в нашем мире были люди, умеющие любить своих ближних.

        Несомненно, любовь - очень широкое понятие. И русская литература позволяет нам увидеть это чувство с разных точек зрения: любовь к людям, любовь к родине, любовь между мужчиной и женщиной. Читая страницы произведений русских писателей, мы понимаем, что любовь - это величайшая созидательная сила, без которой мы не можем обойтись, потому что всё начитается с любви...

           «Всё начинается с любви»,- писал знаменитый поэт Роберт Рождественский. Действительно, именно любовь является причиной всего существующего на Земле. От великой любви мужчины и женщины рождается новая жизнь. Любовь к родине заставляет людей стать на защиту Отечества, совершать подвиги, даже погибать. Любить своего ближнего и себя самого учит нас Библия. Без сомнения, русская литература неоднократно освещала значение этого великого чувства в жизни каждого из нас.  ...? Ответы на этот вопрос мы находим в произведениях Л.Н.Толстого, А.И.Куприна, М.А.Булгакова.

        Любовь к Родине - величайшая сила, благодаря которой люди готовы совершать подвиг. Обратимся к роману-эпопее  Л.Н.Толстого «Война и мир». Писатель показал нам, как во время Отечественной войны 1812 года вся Россия сплотилась перед лицом опасности. Описывая на страницах своего произведения Бородинское сражение, автор подчёркивает, что весь народ, не смотря на материальное положение и социальный статус, противостоял врагу. Именно стремление защитить свою Родину привело на Бородинское поле и князя Андрея Болконского, и графа Николая Ростова, и даже ничего не смыслившего в военном деле Пьера Безухова. Л.Н.Толстой показывает нам, что крестьяне-ополченцы надели лучшие белые рубахи, готовясь достойно принять смерть. Люди в едином порыве стали на защиту своего отечества. Так, писатель показал нам, что для русского человека любовь к Родине сильнее страха смерти и личных интересов.

        Важное место в произведениях русской литературы занимает любовь мужчины и женщины. На мой взгляд, примером истинной и бескорыстной любви являются чувства бедного телеграфиста Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Куприн показал нам, что настоящая любовь трагична. Испытать это чувство дано не каждому, так как умение любить - это талант, подобный музыкальному. Желтков готов на все ради своей возлюбленной, и при этом он ничего не требует взамен. Герой дарит Вере Николаевне гранатовый браслет - семейную реликвию, самое ценное, что у него есть. Именно понимание того, что княгиня Шейна не может быть с ним счастлива, заставляет бедного телеграфиста уйти из жизни. Читая его прощальное письмо, понимаешь, насколько сильно и преданно любил Желтков, как боготворил он Веру Николаевну. Не случайно героиня после его смерти поняла, что по-настоящему сильное и большое чувство прошло мимо неё. На  примере истории своих героев А.И.Куприн показал нам, насколько страстной и вместе с тем бескорыстной может быть любовь мужчины к женщине.

        (Иная точка зрения на взаимоотношения мужчины и женщины у Л.Н.Толстого. Обратимся к знаменитым произведениям «Война и мир» и «Анна Каренина». По мнению писателя, женщина, которая ради любви к другому мужчины бросает семью, достойна только осуждения и не может быть счастливой. Именно такая судьба у Анны Карениной – героини одноименного романа. Любовь к  Вронскому, страстное чувство, переживаемое Анной, заставила ее принять роковое решение: оставить мужа и сына. Писатель показывает, какие душевные муки переживала героиня. Судьба женщины, изменившей своему предназначению быть женой и матерью, всегда трагична. Именно поэтому Л.Н.Толстой заставляет героиню совершить самоубийство.

        Совсем иначе складывается жизнь у Наташи Ростовой – героини романа-эпопеи «Война и мир». Писатель не идеализирует Наташу, в жизни которой были и чистая, светлая любовь к Андрею Болконскому, и страстное увлечение Анатолем Курагиным. Героиня ищет любви,  совершает ошибки, но в финале произведения Л.Н.Толстой приводит её к пониманию того, что истинное предназначение женщины  - быть женой и матерью, то есть во всем поддерживать своего мужа, заботиться о детях, сохранять теплую, дружескую атмосферу в своей семье. На примере судеб своих героинь Л.Н.Толстой показал нам, что настоящая любовь основывается не на безумной страсти, а на нравственных законах, на сохранении семейных ценностей).

        Каждый человек достоин любви и уважения. Вспомним знаменитый роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». На примере образа Иешуа Га-Ноцри, автор показывает нам, что любовь к ближнему может быть смыслом жизни. Всех людей Иешуа считает добрыми, оправдывая их дурные поступки человеческой слабостью. Ни побои Крысобоя, ни страх перед мученической смертью не могли заставить героя изменить свое мнение. Он прощает предавшего его Иуду из Кариота, сочувствует Понтию Пилату, у которого сильно болит голова и которому суждено сделать неправильный выбор и всю жизнь испытывать муки совести. Иешуа видит своё предназначение в том, чтобы нести людям истину и любовь. Даже когда он был распят на кресте и испытывал страшные мучения, он попросил чтобы дали попить не только ему, но и страдающим рядом разбойникам. История Иешуа Га-Ноцри позволила Булгакову показать, насколько важно, чтобы в нашем мире были люди, умеющие любить своих ближних.

        Несомненно, любовь - очень широкое понятие. И русская литература позволяет нам увидеть это чувство с разных точек зрения: любовь к людям, любовь к родине, любовь между мужчиной и женщиной. Читая страницы произведений русских писателей, мы понимаем, что любовь - это величайшая созидательная сила, без которой мы не можем обойтись, потому что всё начитается с любви...

 



Предварительный просмотр:

Жизнь не редко ставит человека перед выбором: поступить по чести, принимая все удары судьбы или пойти против своей совести. Несомненно, путь чести труден, но отступление от него более мучительно и постыдно. Неслучайно, русские писатели в своем творчестве не редко обращались к проблеме чести и бесчестья. Ответ на этот вопрос мы находим в произведениях Пушкина, Чехова и других. (Известный Ф.И.О., говорил…)

Трудно не согласиться с этим высказыванием.

Человек, верный своему слову, дорожащий своей честью, по-настоящему благороден. Вспомним судьбу Петра Гринёва-персонажа повести А.И.Пушкина  «Капитанская дочка» . Отец героя провожая его на службу дает наставление, «Береги платье снова, а честь с молода». На непростом пути к месту службы, проверяется характер Гринёва. Но все испытания он выдерживает достойно. Не отказывается оплатить проигрыш в бильярде, и искренне благодарит простого мужика, показавшего путь заблудившемся странникам.  

А.И.Пушкин показывает нам, что его герой верен завету отца, и никогда не изменяет своим принципам. Он защищает честь Маши Мироновой на дуэли, отказывается ему присягать бунтарем. При этом искренность офицера, верность долгу, великодушие офицера, вызывают уважение даже у Пугачева, который милует его и помогает ему спасти невесту. Сопереживая Петру Гринёву, мы понимаем, что человек живущий по законам совести, действительно достоин уважения. Однако честь бывает не только истинной, но и ложной. В таком случае, человек становится высокомерным и совершает подлые поступки, нарушает нравственные законы. Таким престает перед нами герой А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Швабрин, за напускным благородством скрывается его лживая, злобная натура. Ему не чего не стоит оскорбить девушку, которая отвергла его любовь, а перейти на службу к Пугачеву.  Именно отсутствием чести, объясняется грубое грубое, жестокое отношение к Маши, которую долго он держал в плену. А.С. Пушкина представил нам героя лишённого нравственных принципов чести, и показано насколько такие люди нравственны и опасны.  

Иногда, человек потерявший честь и достоинство становится жалким. Обратимся к рассказу А.П.Чехова «Смерть чиновника». Конфузная ситуация, представленная писателем, вызвала целую драму в душе мелкого чиновника Червякова. Который старательно извинялся перед  ним, за то, что чихнул в театре. А.П.Чехов подчеркивал, что его герой страдает не от унижения, а от страха что его могут заподозрить вне желания унижаться. Именно отсутствием чести и достоинства, не позволяет Червякову, прекратить ходить к генералу. В финале рассказе, герой смешон и жалок, а страшен тем, что потерял свое человеческое лицо. Так А.П. Чехов показал нам, насколько отвратительны те, кто лишены чети, достоинства, самоуважение.

Таким образом, читая произведение литературы мы понимаем, что только путь чести, верности своему слову и нравственным принципам.  Но только тем, кто идет этой непростой дорогой знает, что впереди его ждет главная награда- самоуважение, любовь близких, чиста я совесть. Вспомним слова Чехова:» Честь нельзя отнять, ее можно потерять». На мой взгляд, именно этим правилом должен руководствоваться по-настоящему благородный человек.



Предварительный просмотр:

Отцы и дети - одна из вечных проблем. Во все времена существуют разногласия между старшим и младшим поколениями, «отцами» и «детьми». Порой эти разногласия перерастают в неразрешимые конфликты. В других случаях, представителям разного поколения удается прийти к компромиссу и найти путь решения вопросов. ……… ? Ответ на этот вопрос  мы находим в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети».
         Если конфликт между представителями разных поколений обусловлен не только разницей в возрасте, но еще и разницей в мировоззрении, взглядах на жизнь, то он неизбежно приведет к серьезному конфликту. Вспомним судьбу Евгения Базарова- главного героя в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» и его споры с Павлом Петровичем. Оба героя не понимали и не принимали чужое мнение. Они не смогли найти решение вопроса, потому что Павел Петрович не собирался идти на компромисс, считая взгляды Базарова возмутительными, беспринципными и безнравственными, Евгений, в свою очередь, также осуждал либеральную мягкость Павла Петровича, его увлечение искусством. Герои постоянно провоцировали друг друга. И.С.Тургенев показывает, что такие разногласия неизбежно приводят к трагедии.

Конфликт Базарова с Павлом Петровичем не является единственным противоречием между представителями разных поколений в данном произведении. Мы видим, что и с родителями Базаров не может найти общего языка. Он подчеркнуто холоден в общении с ними, не желает проявлять сыновних чувств, как будто скрывая свою любовь к ним. Только перед смертью Евгений осознает что был не прав, ведя себя подобным образом и признает это. На примере взаимоотношений Базарова с его родителями И.С.Тургенев показывает нам, к каким трагическим последствиям может привести нежелание проявлять доброту к близким людям, понять и принять позицию представителей другого поколения.

По-настоящему крепкие и гармоничные отношения показал И.С.Тургенев на примере тесной связи отца и сына: Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Аркадий понимает своего отца, он благодарен ему за то, что тот тепло и приветливо встречает Базарова и хочет сблизиться с ним  как с другом своего сына, разделяет с ним его тревоги и боль по поводу безуспешных преобразований в хозяйстве, подробно расспрашивает о делах в имении и в усадьбе. Он тянется к своему отцу, старается быть с ним честным и искренним, не способен с ним разговаривать резко и грубо, хотя постоянно чувствует какую-то неловкость из-за таких теплых отношений перед своим другом Базаровым. Несмотря на молодость, на стремление к свободе и независимости, Аркадий Кирсанов умеет вести себя с отцом как достойный сын. Да и Николай Петрович искренне дорожит отношениями с сыном: ездит к нему зимовать в Петербург, читает книги по его совету, старается больше проводить времени в кругу его друзей. И.С.Тургенев показал нам, что оба персонажа по-настоящему любят друг друга, и поэтому сохраняют теплые гармоничные отношения
Таким образом, опыт произведений русской литературы показывает нам, что проблема разногласия разных поколений является вечной. Однако, именно от нас зависит, сможем ли мы преодолеть недопонимания, не позволим ли конфликтам нарушить гармонию отношений. Ведь именно взаимное уважение, любовь, стремление прийти к компромиссу является залогом счастливой жизни. Вспомним слова Иммануила Канта: «Одно поколение воспитывает другое». Я думаю, что над этим высказыванием стоит задуматься каждому из нас.

Одним из вечных вопросов, остающихся актуальным в течение многих столетий, является противостояние  доброты и жестокости. В этом вечном споре нет победителя и проигравшего. Может быть, потому что эти нрравственные категории неразрывно связаны. …? Обратимся за ответом на этот вопрос к роману  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».  

Порой доброта и жестокость соединяются в одном человеке. Так, Понтий Пилат представлен суровым, жестоким прокуратором, которому, как оказалось, не чуждо милосердие. М.А.Булгаков заостряет наше внимание на том, что герой  был близок к тому, чтобы оправдать Иешуа, которого приговорили к казни за его неправильно понятые народом проповеди, потому что понимал, что бродячий философ не виновен.  Но страх оказался сильнее доброты. Побоявшись потерять власть, Пилат  выносит окончательный приговор: «Преступник!». Трусость – страшный порок, как говорит Иешуа. Пилат выносит жестокий приговор ннесчастному страннику. Однако М.А.Булгаков показывает нам, что жестокость порождает жестокость. За свою трусость был сурово наказан прокуратор иудейский муками совести, двенадцатью тысячами бессонных ночей.

Олицетворением истинной ддоброты в романе является Иешуа. Для Булгакова добро соединяется с понятием свободы. Иешуа никого небоялся и потому был добр и свободен, верен своей истине. Этот проницательный, мудрый человек был воплощением новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не заставили его изменить идеям добра и милосердия. Иешуа верил в преобладание добра в любом человеке и в то, что  царство истины обязательно наступит. М.А. Булгаков был убежден, что только через приобщение к истине и свободе человек обретает веру, без которой невозможно жить, а с помощью этой веры он отыскивает этот путь.

Иногда понятие жестокость может быть относительной. В романе М.А. Булгакова присутствует герой, который может показаться нам настоящим злом, но если углубиться в смысл романа, то мы понимаем, что это зло во благо. Я считаю, что Воланд  карал людей за их зло ради справедливости. Зло для Воланда – не цель, а средство справиться с людскими пороками и грехами.  Он наказывает погрязшего в разврате Степана Лиходеева, высокомерного Бенгальского. Взяточника Босого и многих друих. На первый взгляд его наказания могут показаться очень жестокими, но читатель понимает, что таким образом Воланд исправляет своих героев.  

Таким образом, М.А. Булгаков показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или нет.Я считаю, что роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - это обращение автора к людям, его послание нам. В нем говорится о том, что каждый человек обязан задумываться об ответственности за все совершенные им деяния, какими бы они не были: плохими или хорошими, ведь именно наши поступки тянут нас вниз, или же наоборот, делают наши души светлее.

Жизнь нередко заставляет нас сделать непростой выбор: наказать обидчика или простить его, руководствоваться чувством мести или проявить великодушие. Безусловно, месть - чувство разрешающее, и для каждого из нас важнее быть добрым и милосердным, и не отвечать злом на зло. Немало подобных историй описано на страницах произведений русской литературы… ? Ответ на этот вопрос поищем в произведении М.А.Булгакова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского.

     Порой в жизни редко встречаются абсолютно добрые или абсолютно злые люди, именно поэтому большинство способны как на жестокую месть, так и на великодушие. Вспомним героиню романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» - Маргариту. Автор показывает нам, с какой яростью она, став ведьмой, крушила квартиру критика Латунского. Именно чувство мести заставило героиню учинить погром, сломать мебель, испортить постель. М.А.Булгаков показывает нам, что злоба настолько охватила молодую женщину, что она не могла остановиться и продолжала разрушать все вокруг. Писатель иронично замечает, что Латунскому чрезвычайно повезло из-за того, что заседание в МАССОЛИТЕ  задержали  и  Маргарита  не  застала его дома.
      Однако, героиня М.А. Булгакова способна и на проявление истинного великодушия, поскольку была готова интересы другого человека поставить выше своих. Не может не трогать души читателей история с Фридой, которая мучалась и страдала из-за того, что ей постоянно падавали  платок, тем самым напоминая о том, что она задушила собственного ребенка. Маргарита не просто сочувствовала несчастной женщине, но и была готова принести ради нее жертву. Когда Воланд спрашивал у Маргариты о её желании, она просила простить Фриду, а не вернуть мастера. Великодушие Маргариты поразило даже Воланда и он выполнил оба ее желания. Пример Маргариты показывает нам, что каждый человек способен как на месть, так и на великодушие, и именно от нас зависит, какой выбор сделать.
    Русская литература показывает нам примеры тех, кто почти всегда руководствовался чувством мести, кто не способен на великодушие. Как ни вспомнить Алексея Швабрина, героя романа А.С.Пушкина  «капитанская дочка». Именно желание отомстить Маше за то, что она ему отказала, стало причиной клеветы героя. Швабрин не знает чувства благородства и чести. Он эгоистичен и жесток. Эти качества проявляет герой, когда после захвата Белогорской крепости, насильно удерживает молодую девушку в плену. Швабрин ненавидит и Машу, и Гринёва, и таким образом мстит им. При этом А.С.Пушкин показал нам, что месть – чувство разрешающее, а не созидательное, Швабрин так и не добился своего и остался в одиночестве.
     Великодушие же, напротив, очищает человека, наполняет его жизнь смыслом. Именно такой была Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М, Достоевского «Преступление и наказание». Писатель заостряет наше внимание на том, какие непростые испытания приготовила судьба юной девушке: отец пьяница оставил семью без средств к существованию, мачеха вынудила ее идти на панель и торговать собой. Но Соня не озлобилась, не возненавидела  своих близких. В ее душе осталось место доброте и состраданию. Героиня искренне жалела своего отца, сочувствовала тяжело больной мачехе, трогательно заботилась о младших детях. Девушка имела такое большое и чистое сердце, что в нем хватало места и для Раскольникова, ведь  когда она узнала о преступлении, совершенном им, Соня еще больше молилась о его душе и помогала ему вернуться на путь истинный. Великодушие героини действительно безгранично, ведь она отправилась на каторгу вслед за Раскольниковым. Так жизнь Сони Мармеладовой - это пример истинной доброты, смирения и прощения.

Таким образом, в произведениях русской литературы мы видим немало примеров как мести, так и великодушия. Сопереживая героям, анализируя их поступки, мы приходим к выводу, что умение прощать и делать добро помогает человеку обрести смысл жизни. Те, кто руководствуется чувством мести, одиноки и несчастны. Хочется верить, что в наших душах не останется места злобе и мести, а доброта и великодушие помогут нам иначе взглянуть на мир.

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и жизни. В литературе немало героев по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям. …….? Ответ на этот вопрос поищем в произведениях русской литературы.

Обратимся к произведению А.П. Чехова «Крыжовник», главный герой на своем примере доказал, что нельзя мечтать лишь о материальных ценностях, иначе личность человека деградирует. Николай Иванович всю жизнь стремился лишь к обретению усадьбы, которой из-за долгов лишился его отец. Сын очень болезненно отреагировал на этот инцидент из семейной хроники, и, видимо, это событие повлияло на его мировоззрение. Он готов был пожертвовать всем, лишь бы приобрести поместье с участком, пригодным для выращивания крыжовника. Николай Иванович довел до смерти свою жену. Подобное поведение оттолкнуло всех его знакомых и друзей. Он остался один, но с крыжовником, ведь купил дом и землю. После покупки его родной брат отметил, что новоиспеченный барин опустился и деградировал. Так,  мелкая и эгоистичная мечта привела героя к обывательскому существованию, которое никак нельзя назвать полноценной жизнью. Его сытое удовлетворение ничего общего не имеет со счастьем.
        В повести А.И.Куприна «Олеся» героиня обладала мечтательной натурой, поэтому вообразила, что сможет обмануть судьбу. Она обладала магическими способностями, и с помощью карт сделала предсказание, которое предвещало ей боль от связи с возлюбленным. Но юная ведьма была слишком очарована Иваном Тимофеевичем, а потому позволила мечте об их любви стать явью. Роман этих героев действительно продолжался легко и стремительно, молодые люди были без ума друг от друга. Но реальность оказалась жестоким опровержением этого сладостного самообмана: Олесю сильно избили фанатичные прихожанки. Да и мечта о покорении судьбы тоже не сбылась.
 Очевидно, что реальность разрушает наши фантазии тогда, когда мы находимся под одурманивающими чарами любви и позволяем себе мечтать о том, что просто не может сбыться.

В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» мечта героя так и не сбывается, потому что он все время переносил срок ее реализации и, в конце концов, умер. Он всю жизнь работал, наживал капитал, строил свой бизнес, а потому мало времени уделял семье и досугу.  А ведь мечтал он о другом — о счастливой жизни с близкими людьми, о путешествиях и новых ощущениях. Но мужчина слишком поздно понял, что ему действительно дорого. Все его грезы разбились о неспособность разобраться с приоритетами. Важное он отложил на потом, и в результате ничего не сбылось. Мы понимаем, что никогда нельзя откладывать воплощение своей мечты.

Таким образом, опыт произведений художественной литературы показывает нам, что стремление мечтать свойственно человеку, но какая бы высокая ни была мечта, нельзя позволять, чтобы ее поглотила реальность, иначе человек будет глубоко несчастлив.




Предварительный просмотр:

Направление «Месть и великодушие».

Месть и великодушие – это два принципиально противоположных чувства. Они ставят человека перед нравственным выбором, от которого зависит будущее: ответить обидчику так же плохо, как и он отнесся к тебе, или простить его, проявить великодушие.  Лишь по-настоящему добрые люди способны поставить интересы других выше, чем свои. Иные скорее предпочтут отмстить, ответить злом на зло. Такой вопрос, как *ТЕМА*, не мог не быть поднят в произведениях русской литературы. Например, в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, «Судьбе человека» М. А. Шолохова и «Войне и мире» Л. Н. Толстого можно встретить примеры проявления как мести, так и великодушия и узнать, к каким последствиям это приводит.

Человек, руководствующийся  чувством мести, жалок и опасен. Обратимся к роману «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Один из главных героев Алексей Швабрин встал на путь мщения, потому что хотел жениться на Маше Мироновой и даже сватался к ней, но получил отказ. Месть настолько овладела Швабриным, что он, забыв о чести и достоинстве, оболгал девушку и выставил ее в неприличном свете в глазах приехавшего в Белогорскую крепость Петра Гринева. Даже после захвата крепости Пугачевым и гибели родителей Маши Швабрин не прекратил мстить героям. Он насильственно удерживал девушку в плену, принуждая ее к браку, написал родителям Гринева лживое письмо, в котором представил Машу корыстной охотницей за чужим состоянием. Мы видим, что все действия Швабрина, основанные исключительно на мести, не смогли помешать счастью Маши и Петра, а сам Швабрин остался жалким и одиноким.

Один и тот же человек в разных жизненных ситуациях может быть как великодушным, так и мстительным. Обратимся к рассказу «Судьба человека» М. А. Шолохова. Главный герой данного произведения Андрей Соколов как раз является человеком, способным и отомстить, и великодушно отнестись к другим. Как не вспомнить эпизод, когда он решил отомстить предателю Крыжневу за то, что он хотел предать молодого лейтенанта. Шолохов обращает наше внимание на то, что чувство мести овладело Андреем настолько, что единственным желанием после убийства врага было помыть руки.

Однако Соколов способен проявлять и истинное великодушие: после разговора с комендантом лагеря для военнопленных Мюллером, когда жизнь героя была на волоске, он принес в свой барак продукты и отдал их голодающим товарищам, а сам к еде даже не притронулся.

Нельзя забыть и о по-настоящему великодушном поступке Андрея, когда он назвался отцом мальчика Вани. Многие видели сироту, собирающего объедки возле столовой, но только Соколов проявил милосердие к нему. В финале рассказа Шолохов показывает, что счастье вернулось к герою: его очерствевшая душа, перенесшая много потерь, оттаивает, потому что, стараясь о счастье другого человека, мы обретаем собственное. Таким образом, на примере Андрея Соколова мы видим, что существуют такие жизненные обстоятельства, которые вынуждают чувство мести у человека проявиться, однако мы становимся счастливыми именно тогда, когда следуем  путем великодушия.

Великодушные люди ставят чужие интересы выше своих, умеют прощать и проявлять милосердие. Вспомним роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Члены семьи Ростовых по-настоящему добры: они взяли на воспитание Соню, оказывают безвозмездную помощь Друбецкой и ее сыну Борису, прощают проигрыш в карты крупной суммы денег Николаю. Как ни вспомнить эпизод, когда  Наташа отдала подводы раненым, несмотря на то, что фактически разорила тем самым свою семью. Члены этой семьи готовы пожертвовать многим на благо других. И подобное благородство всегда возвращается, поэтому в финале романа мы видим счастье и гармонию в этой семье. Так, Ростовы являются примером того, что великодушные поступки приносят счастье и тем, кто их совершил и окружающим.

Таким образом, в русской литературе много примеров как мести, так и великодушия, ведь литература – это зеркало жизни, а в жизни мы поступаем по-разному. Однако хочется верить, что в нашей жизни все-таки великодушия будет больше, чем мести. Вспомним слова А. П. Чехова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро». Мне кажется, если мы будем руководствоваться этим правилом, то в жизни останется меньше места для мести.



Предварительный просмотр:

Если провести социальный опрос, предлагая людям назвать нравственные понятия, которым они особенно дорожат многие вероятно произнесут слово «дружба». Действительно, друзья для многих из нас, самые близкие люди, с которыми мы имеем общие интересы, которые разделяют с нами радость и горе.( Но нередко дружба может перейти во взаимную неприязнь, даже во вражду.)

Неслучайно, во многих произведениях русских писателей, мы находим примеры истинной дружбы и (мнимой). Ответ на этот вопрос мы находим в произведениях И.А. Гончарова, А.С.Пушкина, И.С. Тургенева,  М.Ю. Лермонтова.

Истинный друг не когда не оставит своего товарища в беде. Такими были взаимоотношения Андрея Штольца и Ильи Обломова, персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов». Автор показывает читателем насколько непохожи герои: уже в р раннем детстве один был активным, любознательным, деятельным, в то время как другой предпочитал праздный образ жизни, спокойную размеренную жизнь. Однако, эти герои были настоящими друзьями. Уже став взрослыми Штольц во всем поддерживал Обломова, старался заставить встать с постели, снять халат, выходить в свет, действовать, а не созерцать. Штольц был одним из немногих, кто до последнего верил, что Обломова удастся спасти. Даже после смерти лучшего друга, н взял на воспитание его сына.

Так, Гончаров показал нам: что настоящая дружба не знает никаких преград.

Однако те, кто на первый взгляд иногда кажутся друзьями, в последствие становятся соперниками, и даже непримиримыми врагами. История таких взаимоотношений рассказана А.С. Пушкиным в повести, «Капитанская дочка». Два молодых офицера встретились в Богородской крепости, но уже с первых страниц произведения становятся понятно, что они противопоставлены друг другу. Швабрин, самоуверенный, высокомерный, при этом ему чужды понятия» честь и достоинство» он готов придать девушку, друга, родину.

Гринёв же, напротив, всегда поступает, по совести. Он отказался целовать руку Пугачеву, вступился за честь Маши Мироновой. На протяжение развития сюжета повести, читатель понимает, что Швабрина и Гринёва связывает несколько дружба, сколько непримиримая вражда.

Только тех можно назвать настоящими друзьями, кого объединяют общие взгляды на жизнь, а не слепое следование одного, мировоззрению другого.  

Обратимся у произведению И.С.Тургенева  «Отцы и дети». В начале романа Аркадий увлечен идеями и сильной личностью Базарова. Однако, можно ли назвать их взаимоотношения настоящей дружбой? Может ли быть дружба без глубокого понимания? Может ли она основываться на подражание другому? Тургенев показывает нам, что Базаров относиться к Аркадию с высока, и это неслучайно, ведь он понимает, что рано или поздно их пути разойдутся. Действительно, после трагической гибели Базарова, Аркадий отказывается от идей нигилизма, и находит свое счастье в помощи отцу, в любви, деятельности.

Интересный пример отношений показан в романе М.Ю.Лермонтовым  «Герой нашего времени». В центре внимания автора, сильная, неординарная личность, Григорий Печорин. Он чрезвычайно умен, и отчаянно смел. У героя не может быть настоящих друзей, поскольку любого он подавляет своей силой. Это хорошо видно на примере взаимоотношений Печорина и Грушницкого. Лермонтов сообщает нам о том, что герой давно знакомы, и случайно встретившись в Пятигорске, могли бы стать добрыми приятелями. Однако Печорин призирает слабого, малодушного Грушницкого. Стремится всем указать на его недостатки. Грушницкий же, в свою очередь, ненавидит Печорина. Неудивительно, что такое взаимоотношение могли разрушиться дуэлью, в которой один погибает, а другой становится убийцей.

Так,   Н.Ю.Лермонтов  показал нам, что истинная дружба- это отношения равных основанных на взаимном отношении, а не на зависти и презрении.

Таким образом, на страницах произведения русской литературы мы находим, множество примеров человеческих взаимоотношений: одни герои являются примером взаимного уважения, доверия, понимания и поддержки, другие же, напротив, с неприязнью и враждебностью, относятся к друг другу.

Литература- это зеркало человеческих взаимоотношений. Читая произведение классиков, нам следует понимать, что истинная дружба-величайшая ценность, которой стоит дорожить, а вражда- разрушительна, поскольку приносит страдание как тому, против кого она направлена, так и самому человеку.  

   



Предварительный просмотр:

Много произведений создано русскими классиками. Однако есть те, которые занимают особое место по широте проблематики, по живости персонажей. Именно к таким произведениям относится роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир», которому отмечается 150-летний юбилей. Несмотря на то, что произведение имеет столь значительный возраст, проблемы, темы, мысли автора не потеряли своей актуальности. ……? За ответом на этот вопрос обратимся к произведению Л.Н.Толстого.

Война

Истинный патриотизм. В романе мы видим изображение нескольких серьезных битв, таких как Шенграбенское, Аустерлицкое сражения, Бородинская битва, и всякий раз эти сражения показывают нам по-настоящему мужественных, смелых героев. Как не вспомнить подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении. Несмотря на то, что его батарея была забыта и ей в одиночку пришлось сдерживать целый фланг атаки со стороны противника, капитан Тушин не думал о смерти, подбадривал своих солдат. Он искренне стремился выполнить свой боевой долг и не считал, что в это время совершает подвиг. Более того, он был более чем скромным человеком, потому что, когда по итогам Шенграбенского сражения его вызвали к Багратиону, выше стоящему начальнику, который не знал о ситуации, которая была на батарее, и начал обвинять Тушина в том, что им не удалось сохранить орудие, Тушин, который был смелым и мужественным в бою, не мог себя защитить, он чувствовал себя неловко, и только князь Андрей вступился за него и объяснил, что этот человек настоящий герой. Это образ истинного патриота.

Истинный патриотизм проявляется и при изображении Бородинской битвы. Толстой показывает нам, что люди всех сословий встали на защиту своей Родины. Вспомним о том, как боролись плечом к плечу дворяне и крестьяне, например, такие именитые опытные солдаты как Андрей Болконский и Николай Ростов сражались рядом с простыми крестьянами-ополченцами. Вспомним, как готовились крестьяне-ополченцы к Бородинской битве: русские мужики надевали свои лучшие рубахи, понимая, что с того большого боя, который им предстоит, скорее всего, они уже не вернутся, но они добровольно шли на это.

Истинный патриотизм проявлялся не только у действующей армии, но и у простых людей. Как не вспомнить Пьера, который был тоже патриотом. Пусть он был человеком далекий от армии, совершенно не понимающий в военном деле, однако он пришел на Бородинское поле, желая хоть чем-то помочь. Толстой показывает, как несуразно он выглядит, отличается от всех, но он хотел быть полезным своему народу, поэтому был там.

Патриотизм проявила и семья Ростовых, которая в своем доме в Москве разместила раненых и Наташа и Соня ухаживали за этими солдатами. А когда они покинули Москву, понимая, что она будет отдана Наполеону, забрали раненых с собой, оставив свое имущество врагу.

Ложный патриотизм. Наравне с истинным патриотизмом в роиане-эпопее мы видим и ложный патриотизм. Такие люди много говорят о любви к родине, но не желают ничем жертвовать ради ее блага. Например, в салоне Анны Павловны Шерер все время ведут разговоры о Наполеоне, об угрозе России,  эти люди привыкли обсуждать патриотизм, и далеко не каждый из них  готов что-то принести в жертву этой войне.

Роль личности в истории(Наполеон и Кутузов). Толстой явно не симпатизирует Наполеону. Он показывает, как отличается реальный образ Наполеона-командира от того, которого идеализирует у себя в сознании Пьер или Андрей Болконский. Даже внешний портрет Наполеона очень нелицеприятен. Но самое главное, Наполеон думает, что историю делают великие полководцы, что достаточно военного гения, чтобы выигрывать воины. Поэтому, когда изображают Бородинскую сражение, мы видим, что Наполеон особо не принимает в нем участие, он не со своей армией, он не волнуется за нее. Ему кажется, что он все так распланировал, что исход битвы предрешен. Он слишком самоуверен, ведь когда он берет Москву, он считает, что Россия ему покорилась. Истинным полководцем, которым восхищается Толстой, является Кутузов. Он обладает совершенно обыкновенной, заурядной внешностью, при это он обладает большим сердцем и очень живым умом. Вспомним, как накануне Шенграбенского сражения, когда устроили смотр войск в Браунау, солдат заставили всю ночь чистить оружие, готовиться. Кутузов переживает за то, что людям не выдали зимнее обмундирование, что они мерзнут. Он идет мимо строя солдат и узнает своих знакомых, товарищей. Он относится к солдатам по-отечески, заботится о них, Кутузов очень хорошо понимает, что войну выигрывает не военачальник, а народ – простые солдаты, которые стоят на передовой. Именно поэтому Кутузов на совете в Филях не боится взять на себя ответственность и принять решение оставить Москву. Он убежден, что это единственное правильное решение, потому что при таком раскладе мы можем сохранить армию. Именно мудрость Кутузова помогает увидеть нам совсем другой, правильный, с точки зрения Толстого, подход к исходу битв. Только те истинные полководцы, кто не присваивает победу себе, а кто заботится о своем народе и стремится сохранить свою армию.

Поиск смысла жизни. Все герои проходят через трудный путь поиска смысла жизни. Толстой никого из них не рисует с первых страниц идеально правильным человеком, он заставляет их ошибаться, заблуждаться, иногда проявлять слабость прежде чем они обретают истину. Например, Андрей Болконский в начале произведения мечтает о славе, и это желание затмевает все. И он искренне себе в этом признается. Именно это неуемное желание славы заставляет его бежать на Аустерлицком сражении с флагом впереди и думать, как в это время он красиво смотрится. Тяжелое ранение, которое получает князь, и небо, которое он видит, заставляют его переосмыслить свою жизнь. Он понимает, как был неправ и разочаровывается в том идеале, который у него был. Это далеко не все испытания, через которые заставляет Толстой пройти своего героя. Вернувшись домой и узнав, что его жена умерла, Андрей впадает в тяжелейшую депрессию. Он понимает, как сильно он ошибался и как виноват перед семьей, но тем не менее, кроме страданий мы ничего не видим. Он не заботится о сыне, им занимается Марья, он не стремится что-то изменить в своей жизни, а, наоборот, решает, что жизнь закончилась. Только чувства к Наташе возвращают его к жизни, но и это не последнее испытание. Андрей не смог простить измену, которую совершила Наташа, он разорвал помолвку. Прийти к истинному пониманию смысла жизни Андрей смог после смертельного ранения на Бородинском поле, когда он понял, что дни его сочтены и их случайная встреча с Наташей, которая ухаживала за ним, приводит героя к тому, что все обиды, недоговоренности, слава – это все пустое. Важно то, что происходит здесь и сейчас, что в данный момент эта юная девушка любит его и заботится о нем. И даже перед смертью, страдая от тяжелых болей, Андрей почувствал себя самым счастливым человеком, потому что он наконец обрел истинное понимание смысла жизни.

Через такие же трудности проходит и Наташа. В начале мы ее видим еще совсем юной девочкой, которая слишком восторженна, слишком эмоциональна, она добрая, искренняя, этим и симпатична читателю и другим героям романа. Но она не умеет контролировать свои эмоции, и от этого ей легко манипулировать. Именно такая ситуация сложилась с Анатолем Курагиным, который намеренно воспользовался ее открытостью и с которым она чуть не убежала, будучи помолвленной с Андреем. Эта ошибка, которую совершает Наташа, тоже нужна Толстому.  Это показывает, что его героиня развивается, что она ищет себя. В финале произведения автор приведит Наташу к пониманию истинной роли женщины, а именно быть матерью, быть верной женой своему мужу, понимать и поддерживать его. Так, каждый в конце произведения обретает свой  смысл жизни.

Истинная и ложная красота. Описывая Элен, Толстой говорит, как она прекрасна уже в первом эпизоде и как все восхищаются ею. Но на протяжении развития сюжета мы видим, что за этой внешней красотой совершенно холодное, равнодушное сердце. Она думает только о себе, она не умеет искренне чувствовать, она использует чувства людей во благо своих корыстных целей, именно на этом основан ее брак с Пьером. Все это говорит о том, что внешняя красота в человеке не главное, а главное – красота внутренняя, которой обладает княжна Марья. Уже в первом томе Толстой подчеркивает, что девушка не соответствует идеалам красоты, и ее отец много раз ей об этом говорит. Но при этом она обладает необыкновенными серыми лучистыми глазами, и в этих добрых серых глазах мы видим всю глубину доброты ее сердца. Она нежно и трепетно относится к своему отцу, хотя он человек со сложным характером, потакает его прихотям, становится опорой для своего брата, для его жены. Она заботится о племяннике, когда умирает его родная мать. Ей удается справиться с восстанием богучаровских крестьян во время войны. И это доброе сердце, которое открыто  в финале семье Ростовых. Когда они, разорившись после войны, не имели даже своего дома, Марья приглашает их жить всем вместе, потому что она готова к этому. В этом и заключается внутренняя красота человека.

Роль семьи в становлении человека. В романе ярко показывается три семьи: Курагины, Болконские и Ростовы. Семья Курагиных явно противопоставлена двум предыдущим. Мы видим, что для самого князя Василия Курагина идеалом являются деньги, материальные ценности, получение титулов любым способом. В самой первой главе мы видим, как они с дочерью пытаются выкрасть завещание у умирающего графа Безухова. Такими же безнравственными и эгоистичными стали его дети. Вспомним Элен и Анатоля, которые готовы ради материального положения на все. Совсем другие отношения мы видим в семье Болконских. Они сдержаны в эмоциях, но они верны государству и друг другу. Князь Болконский выработал в своих детях сильный характер. И Андрей, и Марья нравственно сдержаны и воспитаны, и все это благодаря отцу. Иная модель отношений у семьи Ростовых. Они все искренне, открыты, эмоциональны. Такими же добрыми, отзывчивыми вырастают и их дети. В этой семье все определяет доброта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Готовимся писать итоговое сочинение"

Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 11 классе  итогового сочинения,  целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас пере...

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе

Предлагаю Вашему вниманию рабочую презентацию для подготовки учащихся к написанию итогового сочинения. Составлена презентация в соответствии с предъявляемыми к сочинению требованиями....

Готовимся к итоговому сочинению - 2017

Презентация для подготовкиучащихся 11 класса к написанию итогового сочинения...

Готовимся к итоговому сочинению.

Примерная аргументация в сочинениях. Размышляя о проблеме чести- бесчестия (разума- чувства), нельзя не вспомнить рассказ К. Г. Паустовского  « Телеграмма».Главная героиня произведения – Нас...

Готовясь к итоговому сочинению.

Данная работа посвящена итоговому сочинению по литературе в 11-х классах....

Методическая разработка "Готовимся к итоговому сочинению"

Хочу поделиться своим опытом подготовик к итоговому сочинению. Надеюсь, этот опыт поможет вам....

Дистанционный курс "Подготовка к итоговому сочинению в 11 классе"

Материал поможет учащимся 11 класс, учителям в подготовке к экзамену по литературе...


 

Комментарии

Старушко Антонина Николаевна

Ольга Геннадьевна, спасибо большое за методические разработки, буду рекомендовать коллегам, знакомым, родственникам. для учителей, работающих в 9-11 классах, это бесценная информация!