Викторина по русскому языку и литературе «Самый грамотный».
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Тихон Ольга Вячеславовна

Викторина по русскому языку и литературе "Самый грамотный". Родная речь - богатство народа. Что такое грамотная речь?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родная речь – богатство народа. Что такое грамотная речь?

Викторина по русскому языку и литературе  «Самый грамотный».

Цели:  обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;

развивающая: развивать и укреплять навыки критического мышления, повышать грамотность учащихся;

воспитательная: прививать любовь к родному языку. 

Ведущий: Мы живём в замечательное время, насыщенное событиями, открытиями, смелыми поступками, идеями, самыми немыслимыми мечтами. Но, как и в любое другое время, людям приходится решать проблемы, обусловленные изменениями в жизни.

Стремительное развитие языка, активный процесс иноязычных заимствований, правила общения посредством сети Интернет и SMS- таковы объективные причины изменений, происходящих с русским языком в настоящее время.

  Язык – это  наша  история,  наше  богатство, культура, это  язык  Пушкина, Тургенева, Толстого, Паустовского  и  других  великих  хранителей  красоты, могущества  и  образности  родного  языка.

  В  речи  человека, как  в  зеркале,  отражается  его культура, воспитанность. Эстетика  речи  состоит  в  ее  нормированности, то  есть  в  подчинении  определенным  нормам  произношения,  ударения,  построения  слов, словосочетаний,  предложений; в  ясности,  эмоциональности и  доступности, в  чистоте, то  есть  в  отсутствии  слов- паразитов, словесных  штампов; в  яркости, образности, выразительности. Большое  значение  имеют  темп  речи, интонация.  Владение  мимикой  и  жестами,  которые  помогают передать  эмоциональную  окраску,  смысл  сказанного.

    Язык – бесценный  дар, которым  наделен  человек. « Языком  не  расскажешь – пальцами  не  растычешь», - говорят  в  народе. С  помощью  слов  можно  рассказать  обо  всем…

 ПРОСМОТР РОЛИКА «Словно травы шелестят слова»…

Иметь красивый чистый голос — это конечно здорово, но если ты не умеешь говорить грамотно, то не сможешь донести свою мысль до слушателя. Тебя будут слушать, наслаждаться красивым тембром, но не услышат. А ведь главным в общении для нас является донесение информации и ответные действия. Проще говоря, мы хотим,  чтобы нас слушали, слышали и слушались).

Грамотная речь никогда не выйдет из моды. Людям всегда приятно иметь дело с тем, кто не только блещет внутренней красотой, но и умеет наиболее точно придать своей мысли речевую форму. К тому же отменно поставленная речь не является чем-то наподобие дара природы. Ее можно и нужно развивать.

Грамотная устная и письменная речь.

Каждый язык обладает уникальным богатством, свойственным именно ему и грех не воспользоваться этим. Особенно это касается языка, являющегося родным для человека. Когда слышишь грамотную речь или же перед глазами лежит идеально оформленный текст, без единой ошибки, то сразу формируется положительное впечатление об авторе, собеседнике.

Вырабатывать в себе культуру письменной и устной речи – обязанность каждого. И происходит это ежедневно в процессе коммуникации, обучения. Ведь не зря говорят, что с умным человеком не то что беседовать приятно, но и просто молчать.

Наиболее распространенными речевыми ошибками считается употребление разнообразных паразитарных слов, способных лишь изуродовать сказанное (короче, как бы, блин и т.д.). Также к ним относятся этакие стандартные фразы типа «более-менее», сленговые слова (девайсы, юзер, если речь идет не об общении в определенном круге), применение слов с неправильным ударением способно не только поставить «оратора» в неловкое положение, но и опустить его в глазах собеседника, ошибки орфоэпического плана (друшлаг, ризетка), сокращенные словесные формы (комп, ноут).

Все эти ошибки ощутимо режут слух и не несут абсолютно никакой ценной информации о говорящем, не создают образ грамотной личности.

Как развить грамотную речь?   Качества грамотной речи необходимо ежедневно улучшать, доводить до совершенства. Ведь даже если человек интеллектуально развит, начитан, обладает глубоким внутренним миром, но, увы, не способен ясно выразиться, то о том, что он говорит, будет известно только ему.

Так, развитие грамотной речи требует выполнения нескольких несложных правил:

  1. Чтение литературы на разнообразные тематики, начиная от футбола и завершая последним модным трендом. Читать следует медленно, осознавая каждое слово.
  2. Каждый день рекомендуется следить за своей речью. Прежде чем что-то сказать, необходимо тщательно обдумать это. Не будет лишним избавиться от слов-паразитов.
  3. Темп речи также играет немаловажную роль. Так, в моменты беседы следует в определенный момент ставить паузы, придавать сказанному небольшой эмоциональный окрас.
  4. Поговорки, афоризмы способны не только развить грамотную речь, но и украсить ее.
  5. Общение с различными людьми, широкий круг общения способен отшлифовать речь до желаемого уровня.

ПРОСМОТР РОЛИКА «Социальная реклама - Грамотная речь преображает».

 “ Грамота – к мудрости ступенька”, - гласит старинная русская пословица. Русский народ во все времена с большим уважением относился к грамотным людям, к грамоте, справедливо считая, что владение грамотой является важнейшим и непременным условием для приобщения человека к сокровищнице научных знаний. 

Только глубоко усвоив правила грамматики, можно научиться правильно и говорить, и писать, то есть стать действительно грамотным. А сейчас мы посмотрим, какая же из команд самая грамотная.

Делимся на 2 команды: умники и умницы» Мальчики и девочки.

Я попрошу учителей побыть в роли жюри.

РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)

1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)

2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)

3. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

4. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой (тень)

5. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)

6. Какой болезнью никто на земле не болел? (морской)

7. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)

8.  Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

«Дальше, дальше…»

Вопросы

Для команды 1

1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее)

2. Назовите вопросы дательного падежа. (Кому? Чему?)

3. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное)

4. Книга для обучения? (Учебник)

5. Отступ вправо в начале строки. (Абзац)

6. Промежуток времени в сто лет. (Век)

7. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека)

8. Буквы, расположенные в определенном порядке. (Алфавит)

9. Что находится посередине Волги? (Буква «л»)

10. Детеныш лисы - … (Лисенок)

Для команды 2

1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?» (Сказуемое)

2. Назовите вопросы родительного падежа. (Кого? Чего?)

3.Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы какой?, чей?, который?. (Прилагательное)

4. Изменяются ли существительные по числам? (Да)

5. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим)

6. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (Учитель)

7. Как называется искусственный водоем, сооруженный для плавания? (Бассейн)

8. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (словарь)

9. Чем кончается день и ночь? (Зарей)

10. Как называется детеныш волчицы? (Волчонок)

Отгадай кроссворд «Кто быстрее?»

Участники получают карточки с вопросами. Команды соревнуются в скорости заполнения кроссворда.

п

р

е

д

л

о

Г

с

у

ф

ф

и

к

с

п

р

и

с

т

а

в

к

а

д

е

с

я

т

ь

к

о

р

е

н

ь

1. Служат для связи слов в предложении. (Предлог)

2. Часть слова, которая стоит после корня. (Суффикс)

3. Часть слова, которая служит для образования новых слов. (Приставка)

4. Количество гласных букв в русском алфавите. (Десять)

5. Общая часть родственных слов. (Корень)

Игра «Составь новые слова»

Участники игры должны составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы нельзя.

Слово

  • Фотография

Ответы:

(Риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф, гриф, фото, фтор, рот, тор, тигр, тиф, яр, ор).

“Красна речь пословицей”.

Ведущий: Богатство языка определяется не только богатством словаря, но и разнообразием фразеологических сочетаний и оборотов, которые сложились издавна в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным. К фразеологическим сочетаниям относят пословицы и поговорки, в которых отразилась мудрость народа. Недаром говорится: “Пословица не на ветер молвится”. А.М.Горький справедливо говорил: “…Пословицы… краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги”

Ведущий: Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы.

 (Каждая команда получает по 9 карточек. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 4 пословицы).

1) Новых друзей наживай,           а старых не теряй.

2) Ученый водит,                             а неученый следом ходит.

3) Не отведав горького,                 не узнаешь и сладкого.

4) Корень учения горек,                А плод сладок.

5) Человек от лени болеет,           а от труда здоровеет.

6) Грамоте учиться -                       всегда пригодится.

7) Не спеши языком,                      торопись делом.

8) Кто хочет много знать,              тому надо мало спать.

Блиц-игра «Литература»

Для команды 1

1. Как звали Пушкина? (Александр Сергеевич)

2. Кто написал «Мойдодыр»? (К.И.Чуковский)

3. Назовите автора строк: «Унылая пора, очей очарованье…». (А.С.Пушкин)

4. Продолжите фразу: «У сильного всегда…». (Бессильный виноват)

5. Назовите автора сказки «Снежная королева». (Х.К.Андерсен)

6. Сколько животных играет в «Квартет», назовите их? (Четыре)

7. Назовите автора строк: «Белеет парус одинокий…». (М.Ю.Лермонтов)

8. Кому посвящены строки: «Подруга дней моих суровых…»? (Няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне)

9. Назовите излюбленный жанр И.А.Крылова. (Басня)

Для команды 2

1. Как звали Лермонтова? (Михаил Юрьевич)

2. От чьей руки погиб А.С.Пушкин? (На дуэли, его смертельно ранил Ж.Дантес)

3. С кем стрелялся на дуэли М.Ю.Лермонтов и погиб? (С Н.С.Мартыновым)

4. Кто написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»? (Н.В.Гоголь)

5. Назовите персонажа басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», который пытался остановить свинью, подрывавшую корни дуба. (Ворон)

6. Сколько богатырей в сказке А.С.Пушкина? (Тридцать три)

7. Назовите автора строк: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». (А.С.Пушкин)

8. Укажите название басни И.А.Крылова, мораль которой такова:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь». («Квартет»)

9. Кто написал поэму «Руслан и Людмила»? (А.С.Пушкин)

Ведущий: Вот вы и справились с последним заданием. А теперь наше жюри подведет итоги.

И закончить сегодняшний классный час хочется словами М. Лисянского:

Добрые слова.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова- словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

УМНИКИ

Разминка

Дальше, дальше…

Отгадай кроссворд «Кто быстрее»

Игра «Составь новые слова»

«Красна речь пословицей»

Блиц-игра «Литература»

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

УМНИЦЫ

Разминка

Дальше, дальше…

Отгадай кроссворд «Кто быстрее»

Игра «Составь новые слова»

«Красна речь пословицей»

Блиц-игра «Литература»

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы  для команды «Умники».

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?»

      2. Назовите вопросы дательного падежа.

      3. Как называется предложение, в котором содержится вопрос?

      4. Книга для обучения?

      5. Отступ вправо в начале строки.

      6. Промежуток времени в сто лет.

      7. Учреждение, собирающее и хранящее книги.

      8. Буквы, расположенные в определенном порядке.

      9. Что находится посередине Волги?

     10. Детеныш лисы - …

Вопросы  для команды «Умницы».

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «Что делает?»

      2. Назовите вопросы родительного падежа.

      3. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы какой?, чей?, который?.

      4. Изменяются ли существительные по числам?

      5. Как называется точно установленный распорядок дня?

      6. Как называется человек, который обучает чему-нибудь?

      7. Как называется искусственный водоем, сооруженный для плавания?

      8. Как называется сборник слов в алфавитном порядке?

      9. Чем кончается день и ночь?

     10. Как называется детеныш волчицы?

Кроссворд для команды «Умники».

1. Служат для связи слов в предложении.

2. Часть слова, которая стоит после корня.

3. Часть слова, которая служит для образования новых слов.

4. Количество гласных букв в русском алфавите.

 5. Общая часть родственных слов.

Кроссворд для команды «Умницы».

1. Служат для связи слов в предложении.

2. Часть слова, которая стоит после корня.

3. Часть слова, которая служит для образования новых слов.

4. Количество гласных букв в русском алфавите.

 5. Общая часть родственных слов.

Игра «Составь новые слова» для команды «Умницы».

Участники игры должны составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы нельзя.

Слово

  • Фотография

Игра «Составь новые слова» для команды «Умники».

Участники игры должны составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы нельзя.

Слово

  • Фотография

“Красна речь пословицей” для команды «Умники».

Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 4 пословицы.

1) Новых друзей наживай,           а старых не теряй.

2) Ученый водит,                             а неученый следом ходит.

3) Не отведав горького,                 не узнаешь и сладкого.

4) Корень учения горек,                а плод сладок.

“Красна речь пословицей” для команды «Умницы».

Материалы к этому заданию находятся в беспорядке. Нужно разобрать их по парам, чтобы получились пословицы. Соединив начало и конец фраз, нужно быстро и правильно собрать 4 пословицы.

1) Человек от лени болеет,           а от труда здоровеет.

2) Грамоте учиться -                       всегда пригодится.

3) Не спеши языком,                      торопись делом.

4) Кто хочет много знать,              тому надо мало спать.

Блиц-игра «Литература» для команды «Умницы».

1. Как звали Пушкина?

2. Кто написал «Мойдодыр»?

3. Назовите автора строк: «Унылая пора, очей очарованье…».

4. Продолжите фразу: «У сильного всегда…».

5. Назовите автора сказки «Снежная королева».

6. Сколько животных играет в «Квартет», назовите их?

7. Назовите автора строк: «Белеет парус одинокий…».

8. Кому посвящены строки: «Подруга дней моих суровых…»?

9. Назовите излюбленный жанр И.А.Крылова.

Блиц-игра «Литература» для команды «Умники».

1. Как звали Лермонтова?

2. От чьей руки погиб А.С.Пушкин?

3. С кем стрелялся на дуэли М.Ю.Лермонтов и погиб?

4. Кто написал «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

5. Назовите персонажа басни И.А.Крылова «Свинья под дубом», который пытался остановить свинью, подрывавшую корни дуба.

6. Сколько богатырей в сказке А.С.Пушкина?

7. Назовите автора строк: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

8. Укажите название басни И.А.Крылова, мораль которой такова:

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

9. Кто написал поэму «Руслан и Людмила»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"

Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...

викторина по русскому языку для старшеклассников "Его Величество русский язык"

Дан полный сценарий викторины по русскому языку для 1-2 курсов среднего профессионального образования. Материал расчитан на 40-45 минут. По отзывам моих ребят проведенное внеклассное мероприятие им оч...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе«Самый, сильный » для 8,9 классов.

Формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8-9 классов....

Викторина по русскому языку для учащихся 6-7 классов школы II вида "Знаем ли мы русский язык?"

Викторина по русскому языку помогает привлечь внимание учащихся коррекционной школы к изучению русского языка, расширять и пополнять словарный запас, развивать и корректировать речь, развивать чувство...

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса.

Викторина по русскому языку "Великий и могучий русский язык" для 5 класса....

Викторина по русскому языку «Знатоки русского языка»

Викторинапо русскому языку «Знатоки русского языка»(8 класс)...