Н.А. Некрасов
материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Дегтерева Елена Евгеньевна

к 195-летию со дня рождения поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_nekrasov1.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

                               Литературный вечер

                        к 195-летию со дня рождения

                                   Н.А.Некрасова.

Цели:

-ознакомление с биографией и творчеством Н. А. Некрасова, развитие речи учащихся;

-воспитание гражданственности и любви к своему народу на примере лирики поэта. 

Оформление вечера:

  • Презентация, посвященная жизни и творчеству Некрасова;
  • портреты поэта и близких ему людей;
  • плакаты с цитатами;
  • запись музыки  Г.Свиридова к кинофильму “Метель”;
  • запись песни «Коробейники» на стихи Н.А. Некрасова.

 Ход вечера:

   (слайд 1)                    

                                                                 Нет в русской литературе, во всей

                                                                 литературе такого человека, перед

                                                                 которым с любовью и благоговением

                                                                 склонялись бы ниже, чем перед

                                                                 памятью Некрасова.

                                                                                               А.В.Луначарский.

Ведущий.

    В декабре этого года исполняется 195 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. В историю русской литературы А.Н.Некрасов вошел как поэт-гражданин, великий поэт, всю свою жизнь, весь свой огромный талант, отдавший служению народу.

    Сегодня на нашем литературном вечере мы познакомимся с Некрасовым-человеком, поэтом большой израненной души.  

( слайд 2)

     Родился Некрасов в старинном  городке Немирове, который  находится на Украине, 28 ноября (по старому стилю) 1821 года.

( слайд 3)

 Детские и юношеские годы поэта прошли в родовом имении  Грешнево, которое расположено неподалеку от Волги. Именно сюда поздней осенью 1824 года впервые приехал будущий поэт вместе с отцом и матерью.

    "Я помню, - писал поэт, - как экипаж остановился, как взяли меня на руки и внесли в комнату, в которой был наполовину разобран пол и виднелись земля и поперечины. Впоследствии я спрашивал у матери, действительно ли было что-то подобное при первом вступлении нашем в наследственный отцовский приют. Она удостоверила, что все было точь-в-точь так и немало подивилась моей памяти..."

 ( слайд 4)

   Алексей Сергеевич Некрасов, отец поэта, был помещиком средней руки – не бедный и не богатый. Он содержал большую псовую охоту – псарню с 22 крепостными охотниками. Жестокий крепостник, отец Некрасова был типичным помещиком, и в произведениях ранней молодости поэт называл его деспотом.

Чтец 1.

Рога трубят ретиво,

Пугая ранний сон детей,

И воют псы нетерпеливо…

До солнца сели на коней -  

Ушли … Орды вооружённой

Не видит глаз, не слышит слух,

И бедный дом, как осаждённый,

Свободно переводит дух.

Меняя быстро пост невольный

На празднословье и вино,

Спешит забыться раб довольный.

Но есть одна: ей всё равно!

В её душе светлей не станет,

Всё тот же мрак, всё тот же гнёт,

И сон перерванный не манит,

И утро к жизни не зовёт.

Скорей, затворница немая,

Рыданьем душу отведи!

Терпи любя, терпи прощая,

И лучшей участи не жди!

( слайд 5  )

 Ведущий.

    Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была глубоко несчастна в браке с грубым, едва грамотным человеком.

По воспоминаниям грешнёвских старожилов, она была «небольшого роста, тонкая, была беленькая, слабенькая, хорошая барыня». Из детских переживаний Некрасову всю жизнь светили внимательные и добрые глаза матери.

Чтец 2.

Треволненья мирского далёкая,

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой  величаво-безгласная –

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же являлась ты мне

При волшебно светящей луне …

Ведущий.

    Из домашнего  неуюта  маленький  Коля убегал в простор лугов и полей, вместе с крестьянскими ребятишками он ходил в лес за грибами, купался в реке, зимой катался с гор на санках. Но больше всего любил он Волгу.

(слайд 6)

    Многих поэтов вдохновила Волга на стихи и песни, многих живописцев - на чудесные полотна. Совершенно  особое место Волга занимает  в жизни и творчестве Некрасова. Однажды он встретил бурлаков. Запряженные в лямки, они тянули вверх по реке баржу с товарами. Он побежал за ними по берегу и, когда бурлаки остановились на отдых, услышал, как один из них сказал, что ему хотелось бы умереть, не дожив до утра. Мальчика ужаснули эти слова. Он убежал домой. Но утром снова пришел на берег Волги. И здесь, “на берегу родной реки”, он впервые ясно понял, как жестоко и несправедливо устроена жизнь. "Рекой рабства и тоски" впервые  с душевной болью назовёт поэт любимую им реку. Сколько проникновенных строк Некрасов посвятил Волге!

(слайд 7)

 Сколько стихотворений  и поэм создал он на берегах той великой реки!

 "Крестьянские дети", "Коробейники", "Мороз, Красный нос", "Русские женщины". Едва ли не самые проникновенные строки, навеянные Волгой, в стихотворении "Размышления у парадного подъезда».

 Чтец 3.

                       

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?..

Выдь на Волгу: чей стон раздаётся

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовётся –

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнена наша земля, -  

Где народ. Там и стон… Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил –

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

( слайд 8)

Ведущий.

    В детстве Н. А. Некрасов, как и всякий ребёнок не чуждался игр и развлечений, но он очень рано стал вырабатывать в себе волю, упорство, настойчивость - качества, которые постоянно развивал и сохранил до конца жизни. Упорство, настойчивость проявил Николай  на первой самостоятельной охоте. 10-летним мальчиком отправился  на расположенное недалеко от  Грешнева  озеро. Стоял октябрь, озеро прихватило ледком, в дальней полынье плавала утка. После выстрела утка закружилась на месте, кувырнулась и замерла. Собаку не удалось заставить лезть за ней в ледяную воду. Николай разделся и поплыл сам. Продрогший, выбрался на берег, крепко прижимая к груди свой первый охотничий трофей. Чтобы согреться, он всю дорогу домой бежал. Первое самостоятельное похождение стоило Коле почти месяца болезни. Но он не раскаивался в своем поступке.

 ( слайд 9)

   

               

   В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс

ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у

 него после этого времени отражено в двух строчках:
…придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас!
 Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он

 посещал гимназию с большой неохотой. Ему нравилось лишь чтение, и он при-

страстился к нему. Читал что придется, в основном журналы, но попадались и

 серьезные книги.
   В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. 
   Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк — так называлась

 военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Но Некрасова

 привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтоб учиться. Он

 несколько лет тайно  писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах.

  ( слайд 10) 

     Почти всю жизнь Н.А Некрасова связана с Петербургом.  Его неудержимо

 влекло в город, о котором он так часто читал у Пушкина.  В конце 1838 года      шестнадцатилетним подростком после многодневного путешествия в  ямщицкой

 телеге он приехал в Петербург. "За славой я в столицу  торопился",- шутя

 вспоминал он в позднейших стихах, так как с детства хотел  стать поэтом. 
  Отец, узнав, что его сын ослушался его, направил ему грубое письмо, в котором

 писал, что не будет давать сыну денег. Это был самый трудный период жизни

Некрасова.

    Очевидцы припоминают, что особенно  жалким выглядел Некрасов в холодное время. Очень бледный,  одет плохо,  все как-то дрожал и пожимался. Руки у него были голые, красные, белья у него не было видно, но шею он обертывал красным вязаным шарфом, очень изорванным.  Где он жил? А где придется: то в преисподней  -  в подвале, то под самыми облаками  -  на чердаке.      Писатель Николай Успенский вспоминает, как закутавшийся в шинель Некрасов  «лежал на полу своей, почти лишенной мебели,  комнате ».  Хлеба и того подчас не мог купить - раз даже попытался  расплатиться в трактире стихами.  Увы, буфетчик менять суп на стихи категорически отказался.

 (слайд 11)                                                                                                                                                  

   «Ровно 3 года я чувствовал себя голодным»,- вспоминал поэт. Чего только он не делал, чтобы как-то существовать: писал письма и прошения для крестьян за кусок хлеба, фельетоны, статейки для газет и журналов.

На себе испытав весь ужас столичного дна, он ярко и впечатляюще отразил его в стихах, рассказах, повестях.

По цензурным соображениям не было опубликовано при жизни Николая стихотворении о публичном наказании, практикуемого во время правления Николая-1.

 Чтец 4.

              Вчерашний день, часу в шестом,

              Зашел я на Сенную;  

              Там били женщину кнутом,

               Крестьянку молодую.

               Ни звука из ее груди,

               Лишь бич свистал играя…

               И музе я сказал: «Гляди!

               Сестра твоя родная

Ведущий.

(слайд 12)

   «Я поклялся не умереть на чердаке, - обронит Некрасов впоследствии, -  я развивал в себе практически сметку».  Некрасов единственный великий поэт, который был еще великим предпринимателем - обычно эти качества сочетаются плохо. Даже Белинский, сам в практических делах совершенный младенец, признал его коммерческую хватку,  причем признал гораздо раньше, нежели поэтический дар. Поэтический дар Некрасова критик оценил, когда лишь тот прочел своим сиплым голосом стихотворение  «В дороге».  «У Белинского засверкали глаза, он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами  на глазах: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный?»

 Чтец 5.

                -Скучно! скучно!.. Ямщик удалой,

                Разгони чем-нибудь мою скуку!

                 Песню, что ли, приятель, запой

                 Про рекрутский набор и разлуку;

                 Небылицей какой посмеши

                 Или, что ты видал, расскажи -

                 Буду ,братец, за все благодарен.

Ведущий.

    То был перелом - отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельных домах как равного.

(слайд 13)

 Важное место в жизни Некрасова занимала  Авдотья  Яковлевна  Панаева. Это была не только очень красивая женщина, но еще и очень талантливая. Привел Николая Алексеевича к Панаевым все тот же Белинский. Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на молодого литератора, и он долго и упорно добивался ее любви, но она отвергала его.

 Этой женщине Некрасов посвятил не одно произведение.

Чтец 6. 

                Давно - отвергнутый тобою,

                Я шел по этим берегам

                И, полон думой роковою,

                Мгновенно кинулся к волнам,

                Они приветливо яснели.

                На край обрыва я ступил -

                Вдруг волны грозно потемнели,

                И  страх меня остановил!

                Поздней - любви и счастья полны,

                Ходили часто мы сюда,

                И ты благословляла волны,

                Меня отвергшие тогда…

      Итак, поэту было сказано «нет». И он, побежденный безумною тоскою, «мгновенно бросился к волнам». Подошел он к реке и вот уже, мысленно попрощавшись с жизнью, ступает на «край обрыва», как вдруг

                                               «Вдруг волны грозно потемнели,

                                                 И страх меня остановил».

Поэт  как бы раздумывает. О чем? Вероятно о жизни, в которой сделано далеко не все. «Я поклялся не умереть на чердаке», -  вспоминаем мы снова слова Некрасова. Но чем вода лучше чердака?  И Некрасов вернулся в панаевский дом и, засучив рукава, взялся за дело, результаты которого сказались на судьбе всей русской литературы. Возродил, вызволил из небытия пушкинский «Современник», который в его руках стал скоро лучшим отечественным журналом.

(слайд 14)

   Упорный труд, энергия и сила воли вывели Некрасова на большую литературную дорогу .Его мечта ни от  кого не зависеть в значительной мере осуществилась, наконец-то он добился успеха.

   Успех…  Какая женщина устоит перед ним? И Панаева не устояла. То, чего он столь долго ждал и безуспешно добивался, свершилось. Эта недоступная женщина сумела оценить Некрасова  и наградила его продолжительной любовью.

Чтец 7.

 (на фоне музыки)

                Как долго ты была сурова,

                Как ты хотела верить мне,

                И как и верила, и колебалась снова,

                И как поверила вполне!

                (Счастливый день! Его я отличаю

                В семье обыкновенных дней;

                С него я жизнь мою считаю,

                Я праздную его в душе моей!)

Ведущий.

   Много молодых талантов поддержал Некрасов, многих предугадал и своевременным пособием помог встать на ноги. О доброте, отзывчивости и щедрости Некрасова имеется много свидетельств. Недаром Чернышевский называл его «гениальнейшим и благороднейшим из русских поэтов».

У Некрасова, которому многие завидовали,  было немало врагов. И конечно, все, что они рассказывали про него, было либо клеветой, либо преувеличением в сильнейшей степени.

                Что враги? Пусть клевещут язвительней,

                 Я пощады у них не прошу

                 Не придумать им казнь мучительней

                 Той, которую в сердце ношу!

    Внешним и единственным судьей Некрасов считал народ. В служении ему поэт видел свою цель на протяжении всей жизни. Он верил в народ, верил в его светлое будущее.

    Неуютно чувствовал себя поэт у хладных невских берегов; лишь поездки в деревню, общение с природой и простыми русскими людьми отвлекали его от столичных хлопот и позволяли отдохнуть душой! Некрасов на основе глубокого  постижения духа народной поэзии создавал произведения, где тонко передавал особенности народной речи, У него есть много стихотворений близкий по форме и духу «народной песне» «Тройка, «Что ты жадно глядишь на дорогу», отрывок из поэмы «Коробейники».

 

Звучит песня «Эх,  полным- полна коробушка»

(слайд 15)

    Некрасов давно хотел иметь свой угол для отдыха и охоты. Поэт собирался 6-7 месяцев проводить в деревне и работать там. Он приобрел имение  Карабиха, расположенное недалеко от Ярославля. Усадьба, купленная поэтом у наследников князя Голицына, стояла на высоком холме, с которого хорошо были видны окрестности.

Последние годы жизни Некрасов часто хворал, и выезжать из столицы в Карабиху стало труднее.

(слайд 16)

Современников поражала сила духа Некрасова.  В 1875г. У поэта обнаружили рак  кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет « Последние песни» - цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой.  Уже обреченный и зная об этом, он находит в себе силы заниматься делами «Отечественных записок». В одном из своих писем Достоевский, посетивший Н.А в его последние дни, пишет: «Некрасов лежит и похож на труп, изредка шепчет, скоро умрет, но «Отечественными записками» занимается, я именно заставал его и Салтыкова в совещании о выходе следующего номера.

(слайд 17)

Последние произведения умирающего писателя -  потрясающий  документ человеческого мужества.

Чтец 8.

 Я умру -  моя померкнет слава,

 Не дивись - и не тужи о ней!

 Знай, дитя: ей долгим, ярким светом

 Не гореть на имени моем:

 Мне борьба мешала быть поэтом

 Песни мне мешали быть бойцом.

 Кто, служа великим целям века,

 Жизнь свою всецело отдаёт  

 На борьбу за брата человека,

 Только тот себя переживёт…

 (слайд 18)

Ведущий.

   Больная истерзанная душа Некрасова полна тех же дум и чувств, которые всегда наполняли его поэзию.

Вот последнее  напутствие живым:

                       Вам же - не праздно, друзья благородные,

                       Жить и в такую могилу сойти,

                       Чтобы широкие лапти народные

                       К ней проторили пути.

(слайд 19)

  Смерть пришла вечером 27 декабря 1877г. (8 января 1878 г. по новому стилю). 
Тысячи людей провожали гроб с телом поэта до Новодевичьего 
монастыря. 
   Достоевский, посетив его еще живым, сказал потом: «Этот человек 
остался в нашем сердце. Порывы любви этого поэта так часто были 
искренни, чисты и простосердечны! Стремление же его к народу 
столь высоко, что ставит его как поэта на высшее место. Что же до 
человека и гражданина, то, опять-таки любовью к народу и страданиям по нем, он оправдал себя сам и многое искупил, если и действительно было что искупить...» А когда пришла пора умирать Достоевскому самому, он сказал жене: «... Я хочу лежать рядом с Некрасовым».

   Непримиримость ко всякого рода несправедливости, подлости, пошлости, величайшая сопричастность идеалам добра и любви  делают Некрасова душевно близким каждому честному сердцу.

                     

                       

                                                                                                                   

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Н.А. Некрасов"

Презентация к урокам литературы по жизни и творчеству Н.А. Некрасова. Биография поэта....

Н. А.Некрасов

Тест по творчеству Н.А.Некрасова. 10 класс...

Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."

Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы....

Конспект урока Н.А. Некрасов "Панаевский цикл"

Так родился поэтический «Панаевский цикл» – история неровной, бурной, мучительной любви......

Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге"

Разработка урока литературы в 5 классе на тему: "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". Урок знакомит с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», позволяет ...

Урок по теме «Эпопея современной крестьянской жизни...» (Некрасов Н.А.)

Задуманный урок соответствует жанру эпопеи. Решено было организовать работу в четырех группах: «географы» изучают топонимику поэмы, «историки» исследуют временное про­странство, «литературоведы»...