Строки, опалённые войной
презентация к уроку по литературе на тему

Черкасова Людмила Валентиновна

О поэтах, погибших на Смоленщине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Строки, опалённые войной1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строки, опалённые войной… Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н.Майоров

Слайд 2

Н.Майоров «Творчество» Есть жажда творчества, уменье созидать, на камень камень класть, вести леса строений. Не спать ночей, по суткам голодать, вставать до звезд и падать на колени. Остаться нищим и глухим навек, идти с собой, с своей эпохой вровень, и воду пить из тех целебных рек, к которым прикоснулся сам Бетховен…

Слайд 3

Никола́й Петро́вич Майо́ров 20 мая 1919 — 8 февраля 1942 — русский поэт. Биография Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. С десяти лет жил в городе Иваново. Учился в школе № 35, ныне — лицей № 33. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Григорьевича Антокольского . В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области. Творчество Несколько стихотворений опубликовано за время его учёбы в газете «Московский университет». Две поэмы, написанные им в 1939 и 1940, не сохранились. Большинство рукописей, очевидно, утеряно вместе с чемоданом, отданным на сохранение в начале войны. Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.

Слайд 4

Н.Майоров «Памятник» Им не воздвигли каменной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли, как ощущенье вечной высоты, пропеллер неисправный положили… И хоть рекорд достигнут ими не был, хотя мотор и сдал на полпути, остановись, взгляни прямее в небо и надпись ту , как мужество, прочти. О, если б все с такою жаждой жили! Чтоб на могилу им взамен плиты, как память ими взятой высоты, их инструмент разбитый положили и лишь потом поставили цветы. (1938)

Слайд 5

Борис Андреевич Богатков родился в 1922 г. в г. Ачинске Красноярского края. Учился в Ачинске, Красноярске, Новосибирске. В 1938 г. за поэму « Дума о красном флаге » получил грамоту на Всесоюзном осмотре детского литературного творчества. В 1940 г. приехал в Москву, где работал проходчиком на строительстве метро и учился на вечернем отделении Литературного института им. А. М. Горького. С начала Великой Отечественной войны в действующей армии. В 1942 г. после контузии был демобилизован и вскоре вернулся в Новосибирск. Писал сатирические стихи для « Окон ТАСС », печатался в местных газетах, упорно добиваясь возвращения в армию . После длительных хлопот был зачислен в одну из сибирских добровольческих дивизий и вскоре попал на фронт. Получил звание старшего сержанта и должность командира взвода автоматчиков. В редкие минуты затишья писал стихи. Написал, в частности, слова песни своей дивизии. 11 августа 1943 г., во время атаки вражеских позиций на Гнездиловских высотах (Смоленское направление), пал смертью храбрых. Посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. Его имя навечно занесено в списки дивизии.

Слайд 6

Б. Богатков «У эшелона обнимемся…» (30. 12.1942) У эшелона обнимемся. Искренняя и большая Солнечные глаза твои Вдруг затуманит грусть. До ноготков любимые, Знакомые руки сжимая, Повторю на прощанье: «Милая, я вернусь, Я должен вернуться, но если… Если случится такое, Что не видать мне больше Суровой родной страны, - Одна к тебе просьба, подруга: Сердце свое простое Отдай ты честному парню, Вернувшемуся с войны».

Слайд 7

« Перед наступлением» (1942) Метров двести – совсем немного- Отделяют от нас лесок. Кажется, велика ль дорога? Лишь один небольшой бросок. Только знает наша охрана – Дорога не так близка Перед нами – «ничья» поляна, А враги у того леска. В нем таятся фашистские дзоты, Жестким снегом их занесло. Вороненые пулеметы В нашу сторону смотрят зло. Магазины свинцом набиты, Часовой не смыкает глаз. Страх тая, стерегут бандиты, Степь, захваченную у нас. За врагами я, парень русский, Наблюдаю, гневно дыша. Палец твердо лежит на спуске Безотказного ППШа . Впереди – города пустые, Нераспаханные поля, Тяжко знать, что моя Россия От того леска не моя… Посмотрю на друзей – гвардейцев: Брови сдвинули, помрачнев, - Как и мне, им сжимает сердце Справедливый, священный гнев. Поклялись мы, что встанем снова На родимые рубежи! И в минуты битвы суровой Нас, гвардейцев, не устрашит. Ливень пуль, сносящих пилотки, И оживший немецкий дзот… Только бы прозвучал короткий, Долгожданный приказ: «Вперед!».

Слайд 8

АФАНАСЬЕВ ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ родился 28 сентября 1903 года в г. Тамбове в семье конторщика. Рано остался без отца. Мать воспитывала пятерых детей. Воспоминания детских лет войдут в стихотворения « Цна », «Под Тамбовом» и другие. Учился в двухклассной школе при учительском институте, позже в педагогическом училище. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в комсомол. В 1924 году по комсомольскому призыву поехал на Дальний Восток, в Приморье. Сначала работал на Сучанском руднике, затем во Владивостоке, где переменил ряд рабочих профессий: в железнодорожных мастерских, в порту, на фабрике... Тогда же, в 1926 году поступил в Дальневосточный университет, совмещал работу с учебой. Учился на факультете восточных языков. Н ачал писать стихи уже в университете. В 1927 году первое стихотворение было опубликовано в газете «Красное знамя». Более ста стихотворений помещено от 1927 по 1929 год в периодической печати Дальнего Востока. Завершить университет не пришлось: в 1929 году призвали в Красную Армию. Служил в Приамурье, в городе Благовещенске; после демобилизации остался работать в газете «Амурская правда ». В первые дни Великой Отечественной войны Вячеслав Афанасьев вступил в ряды народных ополченцев за оборону Москвы. Затем сражается в партизанском отряде «За Родину». В сентябре 1943 года поэт-воин погиб в бою за город Смоленск.

Слайд 9

В. Афанасьев «Застигнутый последней метой…» (1940) Застигнутый последней метой И не успев его допеть, Благословлю я землю эту, Когда придется умереть. Благословлю ее за воздух, Дыша которым был я смел, За светлых рек живую воду, Где телом и душой свежел, За поле знойное пшеницы, За села и за города, За наш достаток, где хранится Зерно и моего труда. Благословлю земли просторы За то, что жил я в светлый век, Любил ее моря и горы, Как мог свободный человек, Что здесь учился у народа Петь песни ясной простоты И украшать трудом природу Во имя счастья и мечты.

Слайд 10

Шашков Борис Владимирович (р. 27.05.1913, г. Цивильск – 22.06.1944, Западная Белоруссия) – летчик, журналист, поэт. Окончил Цивильскую среднею школу (1930), Харьковскую 9-ю военную школу летчиков (1937). Литературный сотрудник газеты «Красная Чувашия» (1933-35), курсант военной школы летчиков (1935-37), летчик 42-й авиационной дивизии дальнего действия Западного военного округа, командир эскадрильи (1937-41). Автор многочисленный статей, стихов, и рассказов, помещенных в газете «Красная Чувашия» (1933-1935). Погиб смертью храбрых 22 июня 1941 при бомбежке танковой колонны гитлеровцев под Смоленском.

Слайд 12

Б. Шашков «Слово перед боем» Мы ринемся в бой соколиный, да так, чтоб небо взревело от грома атак. Чтоб зубы скрипели, Трещали хребты. Со смертью в обнимку и с пулей на «ты». За Родину нашу, что кровью добыта, мы недругу сломим клыки…(и копыта). И в битве последней – победа за нами! Пробьемся к победе прикладом, штыками, зубами, гранатой ! Ни пуля, ни газ не будут преградой к победе для нас! Внимание, смирно! Слушай приказ!

Слайд 15

А. Мишин Погибшие поэты на войне, На Ладоге, Под Оршею И Гжатском . Мне строки ваши Дороги вдвойне, Они, как зерна, В пахоту ложатся. Через года Я чувствую ваш взгляд И песни над привольными полями, Где стылые метели говорят Простреленными Белыми стихами.

Слайд 16

Память(музыка) Людская память Так длинна, Она во мне не раз кричала… Да будь ты проклята, война, И все во век твои начала! Не отступить От тяжких дней, С годами их не гаснет сила. Каких талантливых людей Ты на фронтах, война, убила? Подумать только – тишина, Но рана в сердце не остыла. Каких ты преданных, война, Навеки в землю схоронила ? Вдали, На стыках рубежей, В раскатах огненного гула – Каких ты любящих мужей, Война, К любимым не вернула? И никаких от них вестей. Лишь ты, война, За все в ответе. О, сколько, Сколько же детей Не родилось без них на свете? Ты н ецелованных парней Смертельной схваткой обнимала. Каких ты нежных сыновей У матерей, война, забрала? Людская память Так длинна, Она во мне не раз кричала… Да будь ты проклята, война, И все во век твои начала!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строки,опалённые войной

Музыкально-литературная композиция,посвящённая Великой Отечественной войне....

Строки, опалённые войной

Сценарий литературной гостиной о  творчестве поэтов, погибших на полях сражений в Великой Отечественной войне: М.Кульчицкий, П.Коган, Н.Майоров, И.Лапшин, В.Багрицкий, Б.Смоленский....

" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная

В материалы литературно- музыкальной  гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен  средствами поэзии ...

строки, опалённые войной

открытый  урок  о  ВОВ....

Презентация "Строки,опалённые войной(поэзия периода Великой Отечественной войны)

Эта презентация может быть использована как на уроке, так и во внеурочное время.Аудитория -учащиеся 7-11 классов.Надеюсь, что материал будет полезен....

Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Строки, опалённые войной» к 75-летию Победы.

В конкурсе принимают участие чтецы с 1 по 10  класс. Ведущие предлагают познавательную информацию либо об истории создания стихотворения, либо об авторе. Предложенный материал можно использовать ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...