Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы.
учебно-методический материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

Крюкова Мария Николаевна

Доклад на МО школы. Использование на уроках литературы кино, живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovn.-nravst.vospitanie_na_ur._literatury.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОКУ «ЛЮБАЧАНСКАЯ СОШ»

МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

(Доклад на МО школы)

М.Н.Крюкова,

учитель русского языка

 и литературы,

2014

В современном обществе, страдающем от дефицита нравственности, возрождение духовно-нравственного человека становится актуальнейшей задачей.        На уроках литературы звучат голоса писателей, художников, композиторов разных времен и народов, они говорят о проблемах души и духа человека, о том, что волновало и будет волновать человека всегда.        На протяжении многих лет, кроме уроков литературы, веду уроки МХК и понимаю, что литературное произведение оказывает огромное воспитательное воздействие, когда при его анализе используются материалы по живописи, музыке, кино. Обучающиеся с интересом сравнивают текст литературного произведения с его экранизацией, стараются понять, почему режиссер дополнил содержание романа, повести или пьесы или что-то убрал из произведения. Обучающиеся учатся вести дискуссию, приводить аргументы, не боятся высказывать своё мнение, прислушиваются к мнению других. Но самым важным на уроке является – пробудить чувства добрые в душе каждого.

А.Солженицын писал о героях русской литературы: «…русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Наши писатели утверждают, что мерилом всего является совесть. Русских писателей всегда волновали важнейшие нравственные общечеловеческие вопросы.

        Об этом и пьеса М.Горького «На дне». Анализируя текст пьесы, сопоставляем его с фильмом Ю. Карасика «Без солнца», используем  материал урока МХК «Золотой  век» Возрождения. Художественный   мир Леонардо  да Винчи», изученный обучающимися в 10 классе. Проводим беседу.

Чем фильм отличается от текста М.Горького? Чем можно объяснить эти отличия?

Обучающиеся отвечают, что название режиссер оставил то, какое первоначально было у писателя. Режиссер так объяснял: «Без солнца» - первое название, которое сам Горький дал своей пьесе и которое, как нам представляется, наиболее соответствует ее сути. Ибо это произведение не о «дне» и его людях, а о неистребимом, страстном стремлении людей из тьмы к свету, к солнцу». С этим утверждением нельзя не согласиться.

Обучающиеся называют эпизод, где Костылев читает Библию, эпизод об Апокалипсисе. «Вольность» режиссера вызывает желание поспорить. Одни утверждают, что хозяин ночлежки в тексте не читает Библию, поэтому сценарист не должен был вписывать то, чего нет у Горького. Другие доказывают, что в те времена, которые изображены в пьесе и в той среде, где живет Костылев, чтение духовной литературы было обыденным делом, как ходить в церковь. Поэтому хозяин ночлежки не мог не читать Библию. В речи Костылева много библейских  слов и выражений (господь с тобой, лампаду, святой иконой, жертва, воздаяние грехов, прости, господи, во грех ввела, мирские грехи). Он, прикрываясь набожностью, скрывает в своем характере нелюбовь к людям, бог для него – копейка, ради которой продаст любого. Он лицемер, читает Библию, любит употреблять в речи слово «Бог», но ведет себя не по-христиански, не по Божьим законам. Заповедь Христа – не поминать имени Бога всуе – нарушается Костылёвым, но он этого не замечает. Так что этот эпизод не противоречит логике характера персонажа.        Прошу обучающихся обратить внимание на место эпизода в фильме. Они выясняют, что библейский отрывок о конце света звучит перед убийством хозяина ночлежки.

Как можно интерпретировать замысел режиссёра?

Убийство человека – это и есть Апокалипсис в прямом и переносном смысле. К нему идут и хозяева жизни, и ночлежники. Предостережение обращено с экрана и к зрителям. Человека можно убить ножом, как Васька Пепел убил Костылёва. Можно убить духовно, уничтожив всё нравственное, что было  и есть в душах ночлежников.

В ходе беседы повторяем понятие «экспозиция», определяем ее роль. Сравниваем экспозицию четвёртого акта с фильмом и выясняем, что в фильме она не соответствует тексту. Что же мы видим у Горького и на экране?

У писателя - «лежит Татарин», «на…конце стола – Сатин», «бутылка водки, три бутылки пива, большой ломоть черного хлеба», «на печи…Актёр». А место действия – «подвал, похожий на пещеру».

А что на экране?

Высокая тёмная комната, на заднем плане высвечивается часть белой стены, напоминающая крест. Висят тяжелые драпировки, напоминающие золотую бахрому, что придаёт сцене торжественность.

Герои все сидят за большим столом (на нём только одна большая кружка в центре). Стол как бы отделяет их от зрителя. В центре – Сатин. Прямая линия стола объединяет всех, только Актёр сидит чуть в глубине комнаты, он не опирается руками о стол, как остальные.

 Подумайте, почему авторы фильма изменили экспозицию четвёртого акта?

Обучающиеся замечают, что в фильме сцена начинается торжественно, чего нет в тексте. Остальные несоответствия с текстом считают не столь важными: бутылки или кружки, сидят или стоят персонажи – разницы нет.

В этот момент демонстрирую изображение фрески Леонардо «Тайная вечеря» и стоп-кадр фильма. По классу проносится удивление: очень похоже!

Продолжаем беседу. Почему режиссёр фильма заставляет зрителей соотносить происходящее в фильме с фреской Леонардо? Обучающийся в устном сообщении рассказывает, что Леонардо да Винчи интерпретирует библейский сюжет с религиозно-нравственной точки зрения. Он изображает момент предательства и то, как проявляется в этот момент душа человека, то есть сила его нравственной чистоты.

Иисус объявляет о предательстве, которое совершит один из его учеников. Каждый из апостолов воспринимает эту весть по-разному. Они делают нравственный выбор, он есть и у каждого человека: остаться человеком или стать предателем, такой вот нравственный экзамен сдают библейские персонажи. Произведение Леонардо наполнено общечеловеческим смыслом, позволяющим расширить границы произведения.

Какие приемы позаимствовали авторы фильма у Леонардо, чтобы передать своё понимание пьесы М.Горького.

Используя композицию «Тайной вечери» режиссёр подчёркивает общечеловеческую значимость вопросов, поставленных жизнью перед героями Горького. Они рассуждают о своих судьбах, о человеке, о его месте в мире. Они то ошибаются, то проявляют мудрость, спорят о справедливости, о смысле жизни, правде, вере. Прошло почти две тысячи лет, а те же проблемы по-прежнему волнуют человечество. Герои Горького тоже должны сделать выбор: предать человека или защитить его. Только человек этот они сами!        

Почему актёр сидит не со всеми вместе, а поодаль?

Отделившись ото всех, Актёр отделил себя от людей, он совершит предательство: убьёт себя. У Леонардо предатель Иуда выделяется своим темным лицом, которое смотрит на Христа снизу.

В фильме в центре стола сидит Сатин. Из его уст звучит монолог в защиту человека: «Всё – в человеке, всё для человека!.. Это звучит… гордо!» Страстные монологи Сатина утверждают личность в человеке, он говорит о свободе как о духовной категории.  «Человек – выше! Человек -   выше сытости». Сатин если и обрушивает свою речь против человека, то только потому, чтобы сами ночлежники встали на защиту человека в себе. «Обременяй землю!» - говорит он Клещу.  И у Клеща вырывается из души: «Я – стыд имею…». Значит, есть надежда на возрождение.

Как зовут героев пьесы?

Одних  зовут по фамилии, что делает людей чужими, других по имени, но таких мало. Произнесённое имя сближает, свидетельствует о теплоте человеческих отношений. У третьих только кличка. Это символично: в человеке потеряно всё, даже имя, которое связывает его с Богом. Получив при крещении имя, человек обретает святого покровителя, который после смерти человека просит у Бога милости для своего подопечного. За кого просить, если нет имени, нет человека! Ангел-хранитель даётся человеку при  крещении и учит его пониманию Добра и Зла всю жизнь. Кого учить, если нет имени, нет человека!

В произведениях искусства поднимаются самые разные вопросы, связанные с разными сферами человеческой жизни. Но самые главные – проблема души и духа отдельного человека и целого народа. В.А. Сухомлинский  отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Пока существует русская литература, решить эту задачу можно.

Литература

Горький М. На дне. – М.: «Искусство», 1970.

Троицкий В.Ю. «Пьеса М.Горького «На дне» // Литература в школе. – 1998. - № 8.

Чалмаев В.А. Солженицын. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение, 1994.

http://duxovnost.3dn.ru/        

         

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса

В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...

Современная методика преподавания. Формирование духовно-нравственной, творческой личности на уроке литературы.

Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя... В поступках учителя лежит в равной мере расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью матери...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...


 

Комментарии

Коренева Надежда Николаевна

Очень хорошее выступление! Читала с интересом!