Разработка урока по чтению и развитию речи в классах-комплектах адаптированного обучения
план-конспект урока по литературе (5, 6 класс) на тему

Урок разрабатавался для учащихся, которые обучаются в 4,5,6 классе-комплекте. За 40 минут учитель должен объяснить в трех классах три новых темы. Посмотрите, как это получается!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока66.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку223.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока чтения и развития речи в 4,5,6 классе-комплекте

Тема урока в 4 классе – Е. Пермяк «Самое страшное»,

Тема урока в 5 классе - Вн. чт. Стихи русских поэтов о временах года,

Тема урока в 6 классе - По Е.Холмогоровой «Великодушный русский воин».

Цели и задачи уроков:

образовательная: формировать навык правильного, сознательного и выразительного чтения произведения;

коррекционно–развивающие: корригировать и развивать мыслительную деятельность через выявление главной мысли произведения; связную устную речь через ответы на поставленные вопросы;

воспитательные: воспитывать интерес к чтению.


Этапы урока

4 класс

5 класс

6 класс

1. Орг. момент

Гулять сегодня некогда,

Мы заняты другим,

Пришли сегодня гости к нам,

И Вас мы удивим.

Наш весёлый класс

Вам покажет всё сейчас.

То, чего достигли мы,

Находясь уже в пути!

2. Речевая разминка

Речевая разминка на слайдах

3. Повторение домашнего задания

2

КАРТОЧКА

(ПРОЧИТАТЬ НА КАРТОЧКЕ ВОПРОСЫ И УСТНО ПРИГОТОВИТЬ НА НИХ ОТВЕТЫ)

Напомните какую тему мы изучаем.

«Будем делать хорошо и не будем – плохо»

На уроке мы узнаем  о человеческих качествах, а какие они отрицательные или положительные вы решите сами.

Сегодня познакомимся с  рассказом Евгения Андреевича Пермяка «Самое страшное».

-РебЯта, о чем может быть рассказ с таким названием?

 После прослушивания рассказа вам надо ответить на вопросы:  

1. Кто главный герой рассказа?

2. Что с ним случилось?

Первичное чтение учителем.

-  Подтвердилось ли ваше предположение, о ком будет рассказ?

- Ответьте на вопросы, поставленные перед  прослушивания рассказа.

Молодцы!

Теперь обратите внимание на презентацию. В ней написаны слова с рассказа, с которым мы сегодня  вами работаем. Прочитайте слова самостоятельно, сначала по слогам, затем целыми словами. Откройте тетради по чтению и запишите эти слова.

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Лето)

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят... (Осень)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? ЗИМА

Зима – старшая из сестёр – времён года, ведь с неё начинается год. Любит русский народ зимушку, ждёт её, а особенно любят зиму дети.

А чем вам нравится зима? (ответы детей).

А ещё длинными зимними вечерами можно под завыванье метели сидеть у окошка и читать сказки.

Сегодня на уроке мы будем читать стихи русских поэтов о зиме и беседовать о природе зимой.

ПОСМОТРИТЕ НА ИЛЛЮСТРАЦИИ И ОПРЕДЕЛИТЕ КАКОЕ ЗДЕСЬ ИЗОБРАЖЕНО ВРЕМЯ ГОДА

По каким ещё приметам мы узнаём о приходе зимы?

Вы хорошо рассказали о приходе зимы и легко дополните предложения, записанные на доске:САМОСТОЯТЕЛЬНО

Мороз … за нос хватает, а перед … шапку снимает. (ленивого, проворным)

Декабрь год … , а зиму … . (кончает, начинает).

Что это за предложения? (пословицы)

Какими словами дополнили пословицы? Объясните смысл пословиц.

А теперь, послушайте, как говорит о зиме А.С. Пушкин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима…

Прочитайте отрывок про себя и подумайте, почему автор называет зиму «волшебницей»?

САМОСТОЯТЕЛЬНО

3

КАРТОЧКА

Сейчас я вам раздам карточки и вы будете работать самостоятельно в тетрадях. Вам нужно будет выбрать из четырех вопросов всего два и ответить на них письменно в тетрадь. Тетради я потом у вас заберу и проверю.

1) - О каком же герое мы будем читать сегодня?

Задание «Расшифровка»: в ряде букв, найдите и прочитайте фамилию героя рассказа.

ПСВОЬРАЕВСКИЙМЧЪЮК

(карточка - на доске) - открываю

- Зашифрована фамилия - РаЕвский.

- Правильно. - Мы будем читать о Николае Николаевиче Раевском.

- Открыли учебники на стр. 65

4. Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.

Записали слова? Давайте проверим, как вы их прочитали. Пожалуйста, Алина.

Теперь, вернемся к рассказу. Ваш рассказ разделен на 6 абзацев. Сейчас я к вам подойду и мы с вами посмотрим, на какие абзацы разделен рассказ. ПОКАЗАЛА

Сейчас, я вам предлагаю выполнить такую интересную работу.

Вы будете работать вместе. Первый  абзац читает Алина. Максим ее слушает. Алина, смотря на презентацию, задает вопрос Максиму. Максим ей отвечает. Следующий абзац читает Максим, Алина его слушает и отвечает на вопрос, который ей задаст Максим, по второму абзацу. Вопросы по абзацам записаны в презентации.

Действительно, зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года.

Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины русской природы. Зиме посвящены многие стихи и рассказы.

А теперь послушаем, какие стихотворения вы подготовили к сегодняшнему уроку. (дети читают стихи). РАЗДАТЬ СТИХИ О ЗИМЕ ЕЩЕ ОДНОГО ПИСАТЕЛЯ

Молодцы!

Сегодня я тоже хочу прочитать стихотворение , которое мне очень понравилось С. Есенин «Поет зима-аукает»

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Прочитайте стихотворение про себя и подумайте, с каким чувством, с каким настроением встречает автор приход зимы?

С чем автор сравнивает первые снежинки?

Как вы понимаете выражение «румяные щёки красавиц вспыхнут»?

Какое настроение вызывает это стихотворение?

Люба  попробует прочитать стихотворение выразительно?

- Как называется произведение, которое мы с вами сегодня  будем читать?

 - Как вы понимаете слово великодушный ? (Очень добрый, отзывчивый человек)

Я вам каждому подготовила УСТНЫЕ ЖУРНАЛЫ. В ходе беседы мы будем с ними работать.

Откройте первую страницу этого журнала. На ней изображена женщина – это Елена Сергеевна Холмогорова.

- Писательница Елена Сергеевна Холмогорова родилась в 1952 году в Москве, закончила МГУ и по сей день она занимается творчеством: пишет рассказы, статьи в журналы. Рассказ для детей «Великодушный русский воин» она написала о храбром русском генерале Раевском, который прославился в войне 1812 года с французами.

Сейчас мы послушаем Устюжанина Ярика, который нам подготовил сообщение о войне с французами.

Наполеон во главе французской армии решил завоевать Россию.

24 июня 1812 г. французы пересекли реку Неман и вторглись в Россию. Наполеон думал, что через несколько месяцев Россия будет «у его ног». Но он сильно ошибался, ведь на борьбу с врагом поднялся весь русский народ: и русская армия, и дворяне, и простые люди — все ненавидели французов. Поэтому эту войну назвали Отечественной (народной). Люди сжигали и свои дома, и свой хлеб в амбарах, чтобы только ничего не досталось французской армии.
С давних времён русские воины всегда были храбрыми, смелыми, мужественными, поэтому и смогли победить и французскую армию, которая с позором бежала в декабре 1812 года из России.
Во главе русской армии, как мы уже говорили, стоял полководец, русский генерал Михаил Илларионович Кутузов. В этой войне участвовало много великих генералов, простых солдат русской армии, которые не жалели своих жизней, ради будущего России. Мы — потомки той далёкой войны всегда должны помнить и чтить героев 1812 года!

Чтение отрывка «Серебряный лебедь».
- Читает учитель. Слова незнакомые, которые встретились в этом отрывке, подчеркивают и объясняют.

Герб - отличительный знак.
Камин - печь с широкой открытой топкой.

РАБОТА С УСТНЫМ ЖУРНАЛОМ.

- Как звали мальчика в рассказе?

- Почему Николенька не знал своего отца? (Найти в тексте)

- О ком рассказывали портреты в доме Раевских?

- Кем мечтал стать Николенька?

САМОСТОЯТЕЛЬНО ЧИТАЮТ ЕЩЕ РАЗ РАССКАЗ И ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС

- Как вы думаете, оказался ли портрет Николеньки Раевского рядом с портретами отца и деда?

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ. ВЫБРАТЬ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ПОСЛОВИЦ ТЕ, КОТОРЫЕ ПОДХОДЯТ К РАССКАЗУ, ОБЪЯСНИТЬ СМЫСЛ ПОСЛЕДНИХ ПОСЛОВИЦ,

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЗИМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ

Домашнее задание

Иллюстрация рассказа

Составить небольшой рассказ о зиме

С 66 пересказ

Рефлексия

У вас на партах лежат лебеди. Оцените себя, свою работу: если вы считаете, что на уроке работали хорошо, у вас всё получилось, вам было интересно — подойдите и прикрепите к доске картинку с двумя лебедями, если у вас не всё получилось, вы немного недовольны собой — прикрепите одного лебедя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку чтения и развития речи Корж Н.С. учитель начальных классов

Слайд 2

Речевая разминка Та – та – та – у нас дома чистота; Ты – ты – ты – сметану съели все коты; Ти – ти – ти – съели кашу всю почти: Тё – тё – тё – отложили мы шитьё; То – то – то – стали мы играть в лото; Ат – ат – ат – берём с собою самокат.

Слайд 3

Речевая разминка Ткет ткач ткани на платье Тане.

Слайд 4

Речевая разминка Ткет ткач ткани на платье Тане. Ткет ткач ткани на платье Тане. Ткет ткач ткани на платье Тане. Ткет ткач ткани на платье Тане. Ткет ткач ткани на платье Тане.

Слайд 5

Времена года

Слайд 6

Времена года

Слайд 7

Времена года

Слайд 8

Времена года

Слайд 9

Работа со словами из рассказа 4 класс Взрос-лым - взрослым Страш – но - страшно Страш – но – го - страшного Собаке Пушк у Коту Мурз е ю

Слайд 10

Работа с абзацами рассказа 4 класс Чтение 1 абзаца: – Каким рос мальчиком Вова? Почему все боялись его? Чтение 2-3 абзаца: -Чем гордился Вова? Боялся ли Вова кого - нибудь. Было ли ему страшно? -Как отнеслись к поступкам Вовы мальчики и девочки? Чтение 4-5 абзаца: -Что сделали животные? Чтение 6 абзаца: - Смогла ли простить Вову бабушка?