Религиозные мотивы в детских рассказах А.П.Платонова
статья по литературе (7 класс) по теме

Кулагина Марина Владиславовна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ДЕТСКИХ РАССКАЗАХ

А. П. ПЛАТОНОВА

Кулагина М.В.

Учитель МБОУ «Затонская средняя общеобразовательная школа имени Василия Петровича Муравьёва» Камско-Устьинского муниципального района РТ

       Есть книги, которые учат вечным истинам жизни: добру и состраданию, любви и справедливости, смелости в противостоянии злу. В них важно каждое слово: они наполнены глубинным смыслом и заставляет задуматься о многом, заглянуть в себя, избавиться от греховных страстей, которые гнездятся в каждом из нас. Эти умные книги учат нас понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают «нарастить опустошенные сердца» светом, духовностью и человеколюбием. В ряду таких особенных книг почетное место занимают произведения известного русского писателя А. П. Платонова, в творчестве которого широко представлен мир детства, показано формирование личности взрослеющего человека. А. П. Платонов писал: «Дети - неполные сосуды, и поэтому туда может влиться многое из этого мира… Большие - только предтеча, а дети - спасители вселенной» [8, с.249]. Читая рассказы этого замечательного мастера, ребенок начинает постигать христианские заповеди, учится понимать жизнь во всем её многообразии.

       Андрей Платонов создавал свои произведения в трудные для нашей страны времена, когда решалась судьба огромного государства и народа: Первая мировая война, революция, гражданская и Великая Отечественная войны. Литература той эпохи, как и искусство в целом, ставили перед собой одну из важнейших задач - внимание к человеческой душе (неслучайно один из псевдонимов писателя - Человеков), поиск «дорог к божеству».
Разрыв связи человека с Богом - горькая реалия русской жизни ХХ века. 
Поэтому писатель обращается к прочному и неизменному в человеческой жизни - к «первичной структуре нашего бытия».
 Меняются внешние обстоятельства жизни, но не меняется главное - напряженная дума о человеке, его неисчерпаемости и неуловимой природе.  Помимо изображения быта,  в рассказах А. Платонова открываются новые грани его творчества, связанные с религиозными воззрениями и философским «подтекстом». Из дневниковых записей А. Платонова читаем: «Природа - не одна ли из дорог к божеству?» Животные, растения, насекомые, минералы, природные стихии,  «наши современники», являются у Платонова героями наравне с людьми. Художник заворожен тайной бытия, где жизнь неисчерпаема, непостижима в бесконечных проявлениях и метаморфозах. Жажда всеохватного, истинного равенства выводит писателя за рамки традиционного художественного произведения. [8, с.253].

       Сказка-быль «Неизвестный цветок», посвященная неприметной истории жизни маленького цветка, заключает в себе большую мудрость писателя-философа о том, как надо жить. Читая «Неизвестный цветок», где добрый волшебник сеятель-ветер творит чудеса, мы словно оказываемся в сказке, где всё является чудом: «Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти» [9, с.478].  Сложно было выживать на земле этому маленькому цветку, но превыше всего в нем было стремление жить, чтобы дарить свою любовь другим. Однако в суете мы часто забываем об этой истине. Мы учимся у цветка его настойчивости и умению ценить в жизни каждое мгновение. Наградой за упорство этого самоотверженного цветка становится распустившийся венчик, составленный «из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды». Свет у Платонова - символ любви, тепла и человечности в человеке. Цветок дарит миру, который был так жесток к нему, свой свет и прекрасный запах. Писатель утверждает, что каждый человек, подобно этому цветку, приходит в мир не зря, он нужен на земле для того, чтобы нести добро и свет людям. Заключительная часть «Неизвестного цветка» говорит о том, что смысл всякой жизни - в ее продолжении и после смерти. Назначение всего живого на земле - «из смерти работать жизнь». Благодаря стараниям добрых, одухотворенных детей через год пустырь превратился в облагороженную цветочную поляну. «Это доброе единение, без которого нет света и человечности,  стало общим благом, особенно для детских душ», - пишет автор [8, с.255].

         Андрей Платонов в детстве познал много горя. Старший сын в многодетной семье, он вынужден был рано начать работать, чтобы помогать родителям. Нежное чувство любви к матери Марии Васильевне пронёс писатель через всю жизнь. Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница Аполлинария Николаевна. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А. Платонова «Ещё мама». Образ матери платоновской прозы – символ духовности, света, «святого чувства любви к семье», Родине [2, с.397]. Именно мама, по мнению писателя, вводит ребенка в «прекрасный и яростный» мир, учит ходить по его дорогам, дает уроки человечности и доброты, учит  постигать высший смысл жизни. Герой рассказа Артем «прокладывает» себе путь в большой светлый мир и через призму огромного чувства любви к матери оценивает и воспринимает этот мир. [7, с.77].  

       Писатель в своем творчестве касался проблематики вечной борьбы жизни и смерти, добра и зла, правды и лжи, и главная арена этой борьбы – человеческая душа. Показателен в этом смысле рассказ-«реквием»  «Одухотворенные люди», центральное произведение военных лет. Гибнут одухотворенные любовью и правдой защитники Отечества, но в самой своей смерти они утверждают высшие ценности жизни, восстанавливают ее гармонию, возвращают в жизнь ее идеальные начала. В качестве главных знаков-сигналов христианской тематики в художественной структуре этого рассказа выступают «крест» (эпизод игры детей в кладбище) и молитва «Вечная память», которые введены в центральные эпизоды.  «Одухотворенные люди», - пишет Б. Зайцев, - произведение «разрешения», где человек и народ в очистительной катастрофе Великой Отечественной войны выстрадали и открыли истинные, сокровенные смыслы и ценности бытия» [4, с.208]. Герои Платонова не озабочены славой, им важно сберечь Родину, близких людей, свое человеческое достоинство и преумножить добро в мире. Именно такой человек, с семейным идеалом, великой совестью и скромностью, предстает в художественном мире военных рассказов Платонова главным лицом истории, в которой созидается мир. Художественная модель мира у Платонова «религиозна по своей глубинной сути и утверждает реальность бесконечно большего, чем действительность, видимого мира и человека». Тайна человека в художественном мире Платонова граничит с более великой и глубокой тайной, которая в его произведениях иносказательно обозначена. Потому в платоновских сюжетах о «таящихся в жизни чудесных возможностях важную роль играет миг озарения и преображения, где человек и мир превосходят сами себя, являя божественное совершенство» [5, с.114]. Платонов неустанно искал ответы на вопросы, которые волновали его. Вопрос о вере - один из них. Он постоянно возвращался к этой теме на протяжении всего творчества, размышлял, пытался определиться, сомневался. В дневнике писателя читаем: «Бог есть неповторимое и скоропреходящее в существе, непохожее ни на что, ни на кого, исчезающее и дивное… Всё божественное - терпеливое, необходимое,…» [9, с.480].  Поэтому все в художественном мире Платонова наполнено поиском божественного.

        Обратимся к рассказу-притче «Девушка Роза», в котором автор рассматривает трагически неравный поединок «живой русской девчонки» Розы и немецких палачей, «мастеров того света». Цветок - самое кроткое и, значит, самое краткое по времени жизни растение, в то же время символ истинной красоты жизни. Образная параллель «человек-цветок» использована во многих произведениях Платонова («Цветок на земле», «Никита», «Неизвестный цветок» и др.). Писатель использовал в рассказе и мифологическую (русалка как олицетворение древних Розалий), и христианскую традиции (роза-богородица), необходимые для воплощения идеи прекрасной жизни. Мифологический комплекс находится в начале произведения, христианский - в финале, когда героиня оставила надпись по себе в Рославльской тюрьме: «Мне хочется остаться жить. Жизнь - это рай, а жить нельзя, я умру! Я Роза». Роза универсальна, космична, божественна в своем совершенстве. [6, с.24].  Она представляет природу и цивилизацию, мудрость и красоту, нежность и силу, пребывая в своем «святом детстве». Чудо детства Роза хранит и в тюрьме, в муках, и в смерти. Она «умело одолевает свое горе и не дает искалечить свою душу». Немцы догадываются, что смерть для Розы -  «почва» для воскресения. Она, как цветок, у которого сломан цвет, самоотверженно хранит «дух» жизни. Важное место в сюжете занимает эпизод у иконы Богоматери. Роза вошла в чужой пустой дом. Там, в горнице, старая женщина, испытавшая материнское сиротство, отчаянно молилась на икону Богоматери. В начале разговора хозяйка говорит с Розой сердито, потому что переполненная горем женщина не хочет впускать в дом еще одну беду. Ответ Розы прозвучал по-детски правдиво: «Ты сердитая, злая старуха! Роза живая была, а потом она в поле ушла и скоро уж вернется». Девушка Роза одухотворена Божественной правдой, и старуха, сердцем увидев в «нищей гостье» то, что бессильно вспоминала у иконы, преображается: в ней оживает милосердие. Она уже называет Розу «дочкой», моет и обряжает её, «как невесту», не понимая, но догадываясь о ее судьбе Избранницы. Роза не останется в доме пожилой женщины, как не останется в других домах русских людей, где нашла участие: в городе оставшиеся обездоленные люди любили Розу как истину, привлекающую к себе все павшие надеждой сердца. Роза несла эту истину. Она с кротким упорством мечтает вновь стать «розой» в «раю жизни». Появляется мальчик, чтобы исполнить просьбу Розы - показать ей дорогу «вдаль, в голубое небо» («этот персонаж может быть рассмотрен как Божественный посланец») [1, с.248]. Роза уходит, чтобы навечно обрести себя прежнюю. Подорвавшись в поле на немецкой мине, она вознеслась на небо и воссияла. Задача писателя  - художественным языком образа попытаться обозначить «сущность, где хранится живая тайна мира» [3, с.432]. Размышляя о судьбе человека, сердце которого выстрадало истину любви среди смертоносных вихрей судьбы, автор изображает трагическую красоту мира, силу слабой человеческой души в противостоянии злу, способности в «адской действительности» правильно понять и исполнить свое божественное предназначение.

       Возвращение к истинным, христианским ценностям особенно необходимо в современном мире, где устаревают такие понятия, как «нравственность» и «духовность». Важным сегодня является умение создавать и приобретать материальные блага, а не просто жить с «обнаженным сердцем», сострадающим и сопереживающим. Но А. П. Платонов всё же верил, что сердечность станет главным богатством в жизни, и своими книгами утверждал это. Для  подрастающего поколения особенно важно научиться беречь свою душу от разрушения, сохранять в себе человека и нести в этот мир «кроткое, тихое добро» [8, с.257]. Таким является и моральный призыв, урок, содержащийся в платоновских притчах.

Литература

  1. Авдеева М. Т. Слово в названиях произведений А. Платонова. Филологические записки. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. Выпуск 18. 248 с.
  2. Баршт К. Сокровенная женщина в произведениях Андрея Платонова. Толерантность в контексте многоукладности российской культуры. Тезисы международной конференции 29-30 мая 2001 г. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 2001. 397 с.
  3. Геллер М. Андрей Платонов в поисках счастья. М.: МИК, 1999. 432 с.
  4. Зайцев Б.К. Дневник писателя. М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына: Русский путь, 2009. 208 с.
  5. Колесникова Е. Неизвестный Платонов. Звезда. 1999. № 8. 114 с.
  6. Корниенко Н. В. «Добрые люди» в рассказах А. Платонова конца 30-40-х годов: Предварительные текстологические заметки. Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. СПб., 2000. 24 с.
  7. Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. М., 1995. 77 с.
  8. Платонов А. Записные книжки: Материалы к биографии. М., 2000. 248-257 с.
  9. Платонов А. Избранное. М.: Просвещение, 1989. 478-480 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Презентация к уроку по рассказу А.П.Платонова "Неизвестный цветок"

в презентации представлены факты из жизни писателя, история создания рассказа и материал для работы над рассказом....

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Тема урока: Труд – нравственная основа жизни героев Платонова (по рассказу А.П.Платонова «Песчаная учительница»).

Лабораторная работа «Как изменилась жизнь в пустыне» Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово. Каким увидела Хошутово Мария Никифоровн...

«Религиозные мотивы в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»»

История отечественной литературы всегда находилась в тесной связи с религией, так как христианство, а именно, православие, является источником тех духовных ценностей, которые транслирует русская литер...